Инженерная техника Советской Армии
(шестидесятые-семидесятые годы)
Путепрокладчик БАТ-М
Путепрокладчик БАТ-М относится к классу
дорожных машин и предназначен для прокладывания
колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей,
устройства пологих спусков на крутых склонах;
проделывания проходов в завалах, прокладывания
просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог
и колонных путей от снега, расчистки обломков
зданий, отрывки кюветов; может использоваться
для отрывки котлованов, окопов и укрытий для
техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных
в котловане блиндажей, убежищ.
Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач
АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.5т.,
транспортная скорость до 35.5 км/час. Кабина
герметизирована, снабжена фильто -
вентилляционной установкой, благодаря чему,
машина может работать на местности зараженной
отравляющими и радиоактивными веществами,
причем экипаж в кабине может находится без
средств защиты.
Рабочий орган может устанавливаться в
бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (как
показано на рисунке)(ширина4.5м) и грейдерное
(ширина 4.0м.) положение. Благодаря этому
путепрокладчик может использоваться для
различных дорожных и землеройных работ.
Расположенная впереди рабочего органа,
регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает
возможность снятия земляного слоя заданной
толщины.
Поднимание и опускание, в том силе и
принудительное заглубление рабочего органа, а
также его перекашивание в любую сторону
производится с помощью гидропривода.
Дополнительно машина оснащена крановым
оборудованием грузоподьемностью 2 тонны, причем
управление им производится с выносного пульта,
благодаря чему крановщик может одновременно
выполнять роль такелажника (стропаля).
В транспортном положении рабочий орган
закидывается за кабину, что разгружает передние
катки и обеспечивает машине хорошую
проходимость по пересеченной местности. Площадь
опорой поверхности гусениц равна танковой, что
при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.)
обеспечивает машине хорошую проходимость по
мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.
Значительный запас топлива (около 950 кг.)
обеспечивает машине пробег свыше 500 км. или
автономную работу в течение 12-15 часов.
Производительность:
-прокладка колонного пути по среднепересеченной
местности 1.5-10 км/час;
-землеройные работы 200-250 куб.м/час;
-грузоподьемность крана - 2 т.
Состоит на вооружении в инженерно-саперной
роте мотострелкового(танкового) полка -1 шт, в
инженерно-саперном батальоне мотострелковой
(танковой) дивизии - 9 шт.
От автора. Машина прочная, надежная,
безотказная. Кабина просторная, теплая
(двигатель под полом кабины). Кроме
перечисленного в статье оборудования, имеет
мощную лебедку с приводом от базового двигателя
и очень толстым тросом. Лебедкой машина
вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и
танк, если только он не слишком засел. Мощнее
только лебедка на специальном танковом тягаче
БТС. Однако для землеройных работ несколько
слабовата (слишком велик рабочий орган для
машины такой мощности и собственного веса).
Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не
предназначен. Дальнейшим развитием этой машины
является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине
размещается, кроме экипажа еще и саперное
отделение. Та машина полубронированная. Однако
на взгляд автора она длинновата, менее
поворотлива и более громоздкая.
Источники
1.Инструкция по материальной части и
эксплуатации гусеничного инженерного
путепрокладчика БАТ-М. Военное издательство МО
СССР. Москва 1964г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие.
Военное издательство Министерства обороны СССР.
Москва. 1982г. |