Анатомия армии

Инженерная техника Советской Армии

(пятидесятые - шестидесятые годы)

Большой плавающий автомобиль БАВ (изделие 485)

bav-1.jpg (11518 bytes)

Большой плавающий автомобиль-амфибия БАВ  предназначен для перевозки и переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств.  Используется при форсировании рек в первой и второй волне десанта; при высадке с десантных кораблей морских десантов.

Грузоподъемность на воде 2.5 тонны ( при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 2.5 тонны. Это позволяет переправить за один рейс до 28 солдат в полном снаряжении, артиллерийское орудие калибром до 122мм., автомобиль типа ГАЗ-69, УАЗ-469. Загрузка  производится через откинутый задний борт. Для загрузки тяжелой техники используются съемные аппарели и установленная в отделении управления грузовая лебедка, приводимая в действие от  базового двигателя машины. Эта же лебедка может использоваться с подачей троса вперед для самовытаскивания машины при слишком крутом или топком береге. Наличие сцепного устройства под задним бортом позволяет использовать автомобиль и как тягач.

Отделение управления (рубка) имеет два сиденья (командира и водителя). Десант или техника размещаются в кузове на палубе площадью 10.4 кв.метра. Съемные листы палубы изготовлены из многослойной бакелитизированной фанеры. При перевозке материальных средств в мешках, ящиках палуба может сниматься, а материальные средства укладываются в корпус машины, что понижает центр тяжести и повышает устойчивость машины к опрокидыванию. Сверху рубка и грузовая палуба могут накрываться брезентовым тентом на дугах. Рубка и грузовой отсек отапливаемые. В задней части кузова размещены два топливных бака общей емкостью  240 литров.

bav-2.gif (15974 bytes)

Мощность бензинового карбюраторного   двигателя типа ЗИС-151  112 л.с. . Запас хода по топливу 570-690  км. по суше или 70 км.  на воде. Скорость на суше 73 км/ч., на воде до 10.7 км/ч. Передвижение на воде осуществляется с помощью винта. Винт может   включаться одновременно с приводом колес и лебедки , что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. поворот машины на воде осуществляется судовым рулем. Радиус циркуляции 9 метров (радиус поворота на суше 11.5 м.). Предельно допустимая для работы машины  скорость течения реки 3м/сек. Масса машины 7.15 тонны, а с полным грузом и экипажем 9 тонн. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов. Габаритные размеры машины: длина 8.6м., ширина 2.07м., высота 2.64м. Машина способна преодолевать подъемы без груза крутизной до 32 градусов, с грузом до 29 градусов

Машина полноприводная, т.е. все три моста ведущие. Поздние модификации машины снабжались системой централизованной подкачки шин, что позволяло регулировать давление в шинах в зависимости от дорожных условий.

Вооружения и брони машина не имеет.

Для удаления воды из корпуса машина оборудована двумя водооткачивающими насосами производительностью одного 300 литров в мин., второго 150 литров в мин. Это обеспечивает плавучесть машины при общей суммарной площади пробоин до 500 кв. см.

БАВ  состояли  на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии -   1 взвод (10 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа (фронта) - 2 роты (40 машин).

Предшественником  БАВ был американский автомобиль-амфибия DUKW  фирмы Дженерал Моторс, поступавший в Красную Армию из США по ленд-лизу в 1943-44 годах, более известного в СССР под названием амфибия "Джиэмси" (очевидно от от выдавленных спереди машины английских букв GMC). От этого автомобиля была взята компоновочная схема, система привода винта и управления. От советского автомобиля ЗИС-151 был взят двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, мосты, подвеска. Отработанная система трансмиссии и колес БАВ затем была использована при создании автомобиля ЗИЛ-157 и бронетранспортера БТР-152.

 От автора. Машина  была снята с вооружения и заменена плавающими гусеничными транспортерами К-61 и ПТС к концу шестидесятых годов. Ни одна машина не была списана и порезана на металл. Все машины были переданы в народное хозяйство. Причем изъятие БАВ из войск происходило просто стремительно. Геологи, гидростроители, рыбколхозы, словом все, кому по роду деятельности приходилось иметь дело с перевозкой грузов в условиях развитой водной системы и российского бездорожья  по достоинству оценили высокую проходимость машины в сочетании со способностью плавать.

Последний раз автор видел эту машину летом 1999 года в Вологодской области. Машина была на ходу и плавала.

По мнению автора машина и из войск была изъята преждевременно, и зря не было налажено ее производство для народного хозяйства. Дорог на Руси как не было, так и нет. Мостов тоже. А сено с заречных лугов надо возить, да и сотни озер облавливать надо. Что лучше здесь чем БАВ? Привез на ней сети, ею же расставил, протянул, собрал рыбу; на нее же погрузил и увез. Милое дело.

Литература

1.Изделие 485. Руководство по эксплуатации. Часть 1. Военное издательство МО СССР. Москва 1952г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Журнал "Моделист-конструктор" № 5-1981г.
4. С.Ангелов. Танки и самоходные установки. Изд. АСТ. Москва. 2000г.


Инженерные войска.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList