Инженерная техника Советской Армии
(пятидесятые - шестидесятые годы)
Большой плавающий автомобиль БАВ (изделие 485)
Большой плавающий автомобиль-амфибия
БАВ предназначен для перевозки и переправы
через широкие водные преграды личного состава,
колесной техники, артиллерийских систем и
материальных средств. Используется при
форсировании рек в первой и второй волне десанта;
при высадке с десантных кораблей морских
десантов.
Грузоподъемность на воде 2.5 тонны ( при
запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 2.5
тонны. Это позволяет переправить за один рейс до
28 солдат в полном снаряжении, артиллерийское
орудие калибром до 122мм., автомобиль типа ГАЗ-69,
УАЗ-469. Загрузка производится через откинутый
задний борт. Для загрузки тяжелой техники
используются съемные аппарели и установленная в
отделении управления грузовая лебедка,
приводимая в действие от базового двигателя
машины. Эта же лебедка может использоваться с
подачей троса вперед для самовытаскивания
машины при слишком крутом или топком береге.
Наличие сцепного устройства под задним бортом
позволяет использовать автомобиль и как тягач.
Отделение управления (рубка) имеет два
сиденья (командира и водителя). Десант или
техника размещаются в кузове на палубе площадью
10.4 кв.метра. Съемные листы палубы изготовлены из
многослойной бакелитизированной фанеры. При
перевозке материальных средств в мешках, ящиках
палуба может сниматься, а материальные средства
укладываются в корпус машины, что понижает центр
тяжести и повышает устойчивость машины к
опрокидыванию. Сверху рубка и грузовая палуба
могут накрываться брезентовым тентом на дугах.
Рубка и грузовой отсек отапливаемые. В задней
части кузова размещены два топливных бака общей
емкостью 240 литров.
Мощность бензинового карбюраторного
двигателя типа ЗИС-151 112 л.с. . Запас хода по
топливу 570-690 км. по суше или 70 км. на воде.
Скорость на суше 73 км/ч., на воде до 10.7 км/ч.
Передвижение на воде осуществляется с помощью
винта. Винт может включаться одновременно с
приводом колес и лебедки , что повышает
возможности машины при въезде/выезде в воду и
движении по мелководью. поворот машины на воде
осуществляется судовым рулем. Радиус циркуляции
9 метров (радиус поворота на суше 11.5 м.). Предельно
допустимая для работы машины скорость
течения реки 3м/сек. Масса машины 7.15 тонны, а с
полным грузом и экипажем 9 тонн. Привод лебедки от
базового двигателя обеспечивает полную
возможность самовытаскивания машины при
застревании или преодолении крутых подъемов.
Габаритные размеры машины: длина 8.6м., ширина 2.07м.,
высота 2.64м. Машина способна преодолевать подъемы
без груза крутизной до 32 градусов, с грузом до 29
градусов
Машина полноприводная, т.е. все три
моста ведущие. Поздние модификации машины
снабжались системой централизованной подкачки
шин, что позволяло регулировать давление в шинах
в зависимости от дорожных условий.
Вооружения и брони машина не имеет.
Для удаления воды из корпуса машина
оборудована двумя водооткачивающими насосами
производительностью одного 300 литров в мин.,
второго 150 литров в мин. Это обеспечивает
плавучесть машины при общей суммарной площади
пробоин до 500 кв. см.
БАВ состояли на вооружении в
переправочно-десантной роте инженерно-саперного
батальона мотострелковой (танковой) дивизии -
1 взвод (10 машин); в отдельном
переправочно-десантном батальоне округа (фронта)
- 2 роты (40 машин).
Предшественником БАВ был
американский автомобиль-амфибия DUKW фирмы
Дженерал Моторс, поступавший в Красную Армию из
США по ленд-лизу в 1943-44 годах, более известного в
СССР под названием амфибия "Джиэмси"
(очевидно от от выдавленных спереди машины
английских букв GMC). От этого автомобиля была
взята компоновочная схема, система привода винта
и управления. От советского автомобиля ЗИС-151 был
взят двигатель, коробка передач, коробка отбора
мощности, мосты, подвеска. Отработанная система
трансмиссии и колес БАВ затем была использована
при создании автомобиля ЗИЛ-157 и
бронетранспортера БТР-152.
От автора. Машина была снята с
вооружения и заменена плавающими гусеничными
транспортерами К-61 и ПТС к концу шестидесятых
годов. Ни одна машина не была списана и порезана
на металл. Все машины были переданы в народное
хозяйство. Причем изъятие БАВ из войск
происходило просто стремительно. Геологи,
гидростроители, рыбколхозы, словом все, кому по
роду деятельности приходилось иметь дело с
перевозкой грузов в условиях развитой водной
системы и российского бездорожья по
достоинству оценили высокую проходимость машины
в сочетании со способностью плавать.
Последний раз автор видел эту машину
летом 1999 года в Вологодской области. Машина была
на ходу и плавала.
По мнению автора машина и из войск была
изъята преждевременно, и зря не было налажено ее
производство для народного хозяйства. Дорог на
Руси как не было, так и нет. Мостов тоже. А сено с
заречных лугов надо возить, да и сотни озер
облавливать надо. Что лучше здесь чем БАВ? Привез
на ней сети, ею же расставил, протянул, собрал
рыбу; на нее же погрузил и увез. Милое дело.
Литература
1.Изделие 485. Руководство по
эксплуатации. Часть 1. Военное издательство МО
СССР. Москва 1952г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие.
Военное издательство Министерства обороны СССР.
Москва. 1982г.
3.Журнал "Моделист-конструктор" № 5-1981г.
4. С.Ангелов. Танки и самоходные установки. Изд.
АСТ. Москва. 2000г. |