Инженерная техника Советской Армии
(шестидесятые-семидесятые годы)
Быстроходная траншейная машина БТМ-3
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 относится
к классу землеройных машин. Она предназначена
для отрывки траншей основного профиля (глубина
1.1м.) или полного профиля (глубина (1.5м.) в грунтах
I-IV категориии, т.е. машина способна отрывать
траншеи в грунтах от песчаного до мерзлого. В
скальных грунтах она не работает. Допустимый
боковой наклон при работе до 12 градусов, крутизна
подъема или спуска до 20 градусов.
Ширина траншеи по верху - 90см. при глубине 1.1м.
или 1.1м. при глубине 1.5м. По дну ширина траншеи во
всех случаях 0.6м.. В плане траншея может быть
прямолинейной, зигзагообразной (из коротких
отрезков прямолинейной траншеи) или извилистой
(радиус закругления 25м.). Разрабатываемый грунт
сбрасывается по обе стороны траншеи, образуя
передний и тыльный бруствер высотой около 50см.
Производительность колеблется в зависимости
от заданной глубины траншеи и прочности грунта
от 270 до 810 метров в час. При отрывке траншеи
уменьшенной глубины (40-50см.) производительность
возрастает до 1200-1400 метров в час. Это бывает
необходимо при устройстве ложных траншей или при
дефиците времени. В этом случае пехота
доотрывает траншею вручную.
Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач
АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.5т.,
транспортная скорость до 36 км/час. Кабина
герметизирована, снабжена фильто -
вентилляционной установкой, благодаря чему,
машина может работать на местности зараженной
отравляющими и радиоактивными веществами,
причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без
средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек,
включая водителя. запаса топлива хватет на 500 км.
пробега или 10--12 часов работы в грунте. Время на
подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место
для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею
не комплектуется. Оснащена
радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т
(прибор ночного видения).
Состоит на вооружении в в инженерно-саперном
батальоне мотострелковой (танковой)
дивизии - 3 шт.
От автора. Машина прочная, надежная,
безотказная. Кабина просторная, теплая
(двигатель под полом кабины). Один недостаток,
характерный впрочем для всех машин - траншею
отрывает не всегда там, где нужно пехоте, а там,
где машина может пройти.
Источники
1.Инструкция по материальной части и
эксплуатации быстроходной траншейной машины
БТМ. Военное издательство МО СССР. Москва 1965г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие.
Военное издательство Министерства обороны СССР.
Москва. 1982г. |