Анатомия армии

Невзрывные заграждения

Противотанковые ежи

Противотанковые ежи   сегодня , как и надолбы, практически забытый вид ez-2.jpg (6708 bytes)борьбы с танками противника. Хотя это, пожалуй, единственный вид заграждения, удостоенный чести быть навеки запечатленным в произведении монументального искусства (памятник в виде трех громадных противотанковых ежей на въезде в Москву со стороны аэропорта Шереметьево).

В современных официальных Руководствах и Наставлениях по военно-инженерному делу о них или не упоминается вовсе, или говорится вскользь, параметры этого вида заграждений приводятся в корне неверные, тактика их применения не описывается вообще.

Разумеется, с появлением систем дистанционного минирования, иных высокоточных и эффективных средств борьбы с танками, значимость невзрывных заграждений существенно снизилась. Однако противотанковые ежи, как и другие невзрывные заграждения имеют и свои преимущества, особенно в нашей нищей стране, разваленной и разоруженной армии. Ежи многократно дешевле всех современных противотанковых средств; их можно изготавливать, не заблаговременно в мирное время, а уже в ходе войны; для их изготовления не требуются дорогостоящие и дефицитные материалы, высокотехнологичная промышленная база.

Интерес к противотанковым ежам был утрачен в период обороны Москвы осенью 1941  и Лениграда 41-43 , где они не ez-1.jpg (14970 bytes)сыграли существенной роли. Это объясняется тем, что во-первых,  заграждения из ежей были установлены не на подступах, а уже на въезде в город на городских улицах (что само по себе правильно). Боев же  ни на улицах Москвы, ни Ленинграда наши войска не допустили. Во-вторых, размеры изготовляемых неквалифицированными лицами ежей не соответствовали самой идее этого вида заграждения.

На снимке линия заграждений из ежей в районе Красной Пресни в Москве в октябре 1941г.Показанные   на снимках ежи не соответствуют требованиям ни по размерам, ни по соединению. Здесь мы видим в одной плоскости две скрещенные между собой двутавровые балки, а в перпендикулярной плоскости пронизывающий соединение какой-то другой профиль, скорее всего четырехгранник. Такой еж свое предназначение выполнить не может.

Внимания к невзрывным заграждениям в военной науке в послевоенный период не уделялось. Между тем они, и в том числе противотанковые ежи, в определенных условиях и в современной войне могут сыграть хотя и не решающую, но существенную роль в успехе обороны одной стороны и провале атаки другой.

Основной ошибкой при изготовлении ежей является превышение размеров. Даже в Наставлениях высота противотанкового ежа указывается 1 м. 45 см.
Между тем, суть этого заграждения  состоит в том, что еж должен иметь высоту выше,  чем клиренс танка, но ниже или равную расстоянию от грунта ez-3.jpg (13023 bytes)до верхнего края нижнего лобового листа танка. Примерно высота ежа должна быть около 0.9 -1.0 метра.
Т.к. еж не закрепляется на месте и не вкапывается в землю подобно надолбу, то у танкиста должен возникать соблазн сдвинуть ежа лобовой броней своей машины. При движении танка на ежа, последний начинает перекатываться под ним, и в конечном счете танк оказывается приподнятым над землей. Его гусеницы теряют надежное сцепление с землей. А т.к. днище танка плоское, то при попытке съехать с ежа назад, танк часто оказывается неспособным сделать это.

На рисунке схематически показан принцип работы противотанкового ежа. Красным цветом выделен корпус машины, синим противотанковый еж.
Разумеется, у танкистов есть приемы освобождения от такого положения. Например, можно закрепить трос за обе гусеницы и и при вращении обеих гусениц вперед или назад танк выдернет из под себя ежа.
Но заграждение должно прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем противотанковых средств. Иначе танкисты, не мудрствуя лукаво, просто с помощью буксирных  тросов растащат в стороны ежи и проедут. А вот что -либо сделать под огнем не так-то просто.
В этом  и состоит суть заграждения из ежей: задержать противника, создать для своих противотанковых огневых средств благоприятные условия для уничтожения танков.
Ну а если танки противника, заметив ежи, не пойдут вперед, то тем более заграждение выполнило свою роль.

Грунт в месте установки ежей должен быть как можно более твердым. Лучше всего подходит асфальтовое покрытие городских улиц, но не бетон. По бетону еж будет скользить и свое предназначение не выполнит.

Ежи имеет смысл устанавливать в один ряд, иногда в два ряда, но не более. Расстояние между ежами должно быть около 2/3 ширины танка. Под ежами и между ними есть смысл устанавливать противотанковые мины, а подступы прикрыть противопехотными минами, чтобы затруднить работу саперов противника. Ежи можно соединять между собой цепями, тросами, проволокой и привязывать к местным предметам с тем, чтобы затруднить возможность оттаскивания с места установки. Соединять ежи между собой балками в единое целое нецелесообразно, т.к. каждый еж работает сам по себе, а жесткое соединение их между собой превращает данное заграждение совсем в иное сооружение (нечто вроде забора).

Обязательно прикрытие заграждения хотя бы ружейно-пулеметным огнем и огнем гранатометов, огнеметов

Противотанковые ежи изготавливаются из двутавровых стальных балок с номером профиля не менее 20. Оптимальными считаются профили №25-40. Иные профили (тавр, швеллер, уголок)для изготовления ежей не годятся из-за их недостаточной жесткости. Особое внимание должно уделяться прочности соединения отрезков балок между собой. Еж должен представлять из себя абсолютно жесткое соединение с прочностью не менее 60 тонн. Наилучшим способом соединения считаются заклепки на косынках. Возможно соединение с помощью сварки, но толщина косынок в этом случае должна быть значительно больше.

Ежи имеют то преимущество, что они сравнительно легко могут быть при необходимости сняты с одного участка обороны и переброшены на другой. Требуется лишь транспорт и грузоподъемные средства.

 

Источники и литература

1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов , В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя.  Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.А.М Андрусенко, Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин. Мотострелковый (танковый) взвод в бою. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
6.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
7.Г.Гудериан. Танки вперед!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
8.Г.Гудериан. Внимание -танки!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1967г.
9.O.Rule.Der Kampf mit den Panzrer auf Der ostlichen Front. Berlin. 1944
10. Журнал "Die Wehrmacht" №№ 11, 12-42, 4,6,9-43


Инженерные войска


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList