Невзрывные заграждения
Противотанковые ежи
Противотанковые ежи сегодня , как и надолбы,
практически забытый вид борьбы с танками
противника. Хотя это, пожалуй, единственный вид
заграждения, удостоенный чести быть навеки
запечатленным в произведении монументального
искусства (памятник в виде трех громадных
противотанковых ежей на въезде в Москву со
стороны аэропорта Шереметьево).
В современных официальных Руководствах и
Наставлениях по военно-инженерному делу о них
или не упоминается вовсе, или говорится вскользь,
параметры этого вида заграждений приводятся в
корне неверные, тактика их применения не
описывается вообще.
Разумеется, с появлением систем дистанционного
минирования, иных высокоточных и эффективных
средств борьбы с танками, значимость невзрывных
заграждений существенно снизилась. Однако
противотанковые ежи, как и другие невзрывные
заграждения имеют и свои преимущества, особенно
в нашей нищей стране, разваленной и разоруженной
армии. Ежи многократно дешевле всех современных
противотанковых средств; их можно изготавливать,
не заблаговременно в мирное время, а уже в ходе
войны; для их изготовления не требуются
дорогостоящие и дефицитные материалы,
высокотехнологичная промышленная база.
Интерес к противотанковым ежам был утрачен в
период обороны Москвы осенью 1941 и Лениграда
41-43 , где они не сыграли существенной
роли. Это объясняется тем, что во-первых,
заграждения из ежей были установлены не на
подступах, а уже на въезде в город на городских
улицах (что само по себе правильно). Боев же ни
на улицах Москвы, ни Ленинграда наши войска не
допустили. Во-вторых, размеры изготовляемых
неквалифицированными лицами ежей не
соответствовали самой идее этого вида
заграждения.
На снимке линия заграждений из ежей в районе
Красной Пресни в Москве в октябре 1941г.Показанные
на снимках ежи не соответствуют требованиям
ни по размерам, ни по соединению. Здесь мы видим в
одной плоскости две скрещенные между собой
двутавровые балки, а в перпендикулярной
плоскости пронизывающий соединение какой-то
другой профиль, скорее всего четырехгранник.
Такой еж свое предназначение выполнить не может.
Внимания к невзрывным заграждениям в военной
науке в послевоенный период не уделялось. Между
тем они, и в том числе противотанковые ежи, в
определенных условиях и в современной войне
могут сыграть хотя и не решающую, но существенную
роль в успехе обороны одной стороны и провале
атаки другой.
Основной ошибкой при изготовлении ежей
является превышение размеров. Даже в
Наставлениях высота противотанкового ежа
указывается 1 м. 45 см.
Между тем, суть этого заграждения состоит в
том, что еж должен иметь высоту выше, чем
клиренс танка, но ниже или равную расстоянию от
грунта до верхнего края нижнего
лобового листа танка. Примерно высота ежа должна
быть около 0.9 -1.0 метра.
Т.к. еж не закрепляется на месте и не вкапывается
в землю подобно надолбу, то у танкиста должен
возникать соблазн сдвинуть ежа лобовой броней
своей машины. При движении танка на ежа,
последний начинает перекатываться под ним, и в
конечном счете танк оказывается приподнятым над
землей. Его гусеницы теряют надежное сцепление с
землей. А т.к. днище танка плоское, то при попытке
съехать с ежа назад, танк часто оказывается
неспособным сделать это.
На рисунке схематически показан принцип работы
противотанкового ежа. Красным цветом выделен
корпус машины, синим противотанковый еж.
Разумеется, у танкистов есть приемы освобождения
от такого положения. Например, можно закрепить
трос за обе гусеницы и и при вращении обеих
гусениц вперед или назад танк выдернет из под
себя ежа.
Но заграждение должно прикрываться
ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем
противотанковых средств. Иначе танкисты, не
мудрствуя лукаво, просто с помощью буксирных
тросов растащат в стороны ежи и проедут. А вот что
-либо сделать под огнем не так-то просто.
В этом и состоит суть заграждения из ежей:
задержать противника, создать для своих
противотанковых огневых средств благоприятные
условия для уничтожения танков.
Ну а если танки противника, заметив ежи, не пойдут
вперед, то тем более заграждение выполнило свою
роль.
Грунт в месте установки ежей должен быть как
можно более твердым. Лучше всего подходит
асфальтовое покрытие городских улиц, но не бетон.
По бетону еж будет скользить и свое
предназначение не выполнит.
Ежи имеет смысл устанавливать в один ряд,
иногда в два ряда, но не более. Расстояние между
ежами должно быть около 2/3 ширины танка. Под ежами
и между ними есть смысл устанавливать
противотанковые мины, а подступы прикрыть
противопехотными минами, чтобы затруднить
работу саперов противника. Ежи можно соединять
между собой цепями, тросами, проволокой и
привязывать к местным предметам с тем, чтобы
затруднить возможность оттаскивания с места
установки. Соединять ежи между собой балками в
единое целое нецелесообразно, т.к. каждый еж
работает сам по себе, а жесткое соединение их
между собой превращает данное заграждение
совсем в иное сооружение (нечто вроде забора).
Обязательно прикрытие заграждения хотя бы
ружейно-пулеметным огнем и огнем гранатометов,
огнеметов
Противотанковые ежи изготавливаются из
двутавровых стальных балок с номером профиля не
менее 20. Оптимальными считаются профили №25-40.
Иные профили (тавр, швеллер, уголок)для
изготовления ежей не годятся из-за их
недостаточной жесткости. Особое внимание должно
уделяться прочности соединения отрезков балок
между собой. Еж должен представлять из себя
абсолютно жесткое соединение с прочностью не
менее 60 тонн. Наилучшим способом соединения
считаются заклепки на косынках. Возможно
соединение с помощью сварки, но толщина косынок в
этом случае должна быть значительно больше.
Ежи имеют то преимущество, что они сравнительно
легко могут быть при необходимости сняты с
одного участка обороны и переброшены на другой.
Требуется лишь транспорт и грузоподъемные
средства.
Источники и литература
1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная
подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва.
1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера
инженерных войск. Военное издательство МО СССР.
Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов , В.И.Корнев, А.А.Сосков.
Инженерное обеспечение боя. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.А.М Андрусенко, Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин.
Мотострелковый (танковый) взвод в бою. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для
Советской Армии.Военное издательство МО СССР.
Москва. 1984г.
6.Наставление по военно-инженерному делу для
Советской Армии.Военное издательство МО СССР.
Москва. 1989г.
7.Г.Гудериан. Танки вперед!. Военное издательство
МО СССР. Москва. 1962г.
8.Г.Гудериан. Внимание -танки!. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1967г.
9.O.Rule.Der Kampf mit den Panzrer auf Der ostlichen Front. Berlin. 1944
10. Журнал "Die Wehrmacht" №№ 11, 12-42, 4,6,9-43 |