Анатомия армии

Невзрывные заграждения

© Ю.Г.Веремеев, В.М.Гориккер, В.В.Смелков

Противотанковый еж генерала Гориккера

Почему-то так сложилось в нашей истории, что одним выдающимся личностям доставались и море известности, и слава, и почетные звания и Государственные премии, и мемориальные доски,   и памятники, и музеи, а другим вовсе ничего. Одни имена слышны на каждом шагу, их биография описана в десятках книг, каждый шаг запечатлен в кинофильмах. Другие же остаются безвестными, хотя для страны, для народа эти люди сделали гораздо больше, нежели те, о которых со странным упорством и надрывной настырностью изо дня в день с телеэкранов твердят "борцы за счастье народа".

Особенно несправедливы и историческая наука и средства массовой пропаганды к людям военным, которые не "спортивную честь Родины защищали", а честь и свободу страны, не "пером прославляли Россию", а дрались за самое ее существование. Ведь, если бы не они, то не было бы ни известных руских поэтов, ни композиторов, ни писателей, ни спортсменов. Не было бы просто самого слова РОССИЯ. А теперь вот неблагодарная страна забывает их имена.  И  один лейтенант 34-й дивизии недавно с горечью сказал: "А стоит-ли служить стране, которая так похабно относится к своим защитникам".

Не много славы досталось и тем людям. которые создавали оружие Победы. Если имена авиаконструкторов Лавочкина, Яковлева, Микояна, Ильюшина, Петлякова, Поликарпова еще более или менее известны, то услышав фамилии  Кошкин, Грабин, Шпитальный, Дегтярев, Токарев, Федоров, Шпагин, Дьяконов, Рдутловский,  подавляющее большинство пожмут плечами.

И в этом славном, но забытом ряду тех, кто создавал славу русскому оружию, особенно забыты создатели инженерной техники, оружия, мин, заграждений. Эта статья и призвана вытащить из пропасти забвения хоть одно имя,  имя создателя противотанкового ежа, единственного инженерного заграждения удостоенного чести быть запечатленным в монументе (Москва, Ленинградское шоссе, вьезд в Москву).

Противотанковый еж, так хорошо известный по документальным кинокадрам и фотоснимкам начального периода Великой Отечественной войны был изобретен в июне 1941 года начальником Киевского гарнизона начальником Киевского танко-технического училища генерал-майором технических войск Гориккер М.Л

Изобретатель противотанкового ежа генерал-майор технических войскezg-2.jpg (4768 bytes) Гориккер   Михаил Львович (1895-1955). В период Первой Мировой войны солдат Русской Армии. Награжден двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну комиссар полевых госпиталей Юго-Западного фронта, комиссар командных курсов тяжелой артиллерии, комиссар пехотных командных курсов. По окончании Гражданской войны главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям.
С 1929 по 1933 год слушатель Военной Академии Механизации и Моторизации РККА им.Сталина. По окончании академии назначается начальником Московского танко-технического училища. В 1938 году вместе с училищем переезжает в Киев.
В июне-июле 1941 года являясь начальником Киевского танко-технического училища, одновременно является начальником Киевского гарнизона и начальником обороны Киева.
В годы войны занимает последовательно должности начальника автотранспортного управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника управления эксплуатации и автоперевозок Главного Автомобильного Управления,  начальника автоуправления Ленинградского фронта,   начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА,.
В послевоенные годы начальник Орджоникидзевского, затем Рязанского автомобильного училища.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами   Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, орденом Знак Почета, медалью XX лет РККА, медалями "За оборону Москвы", За оборону Лениграда", За оборону Сталинграда", "За победу над Германией" и  другими медалями.

В заключение необходимо отметить, что описывая противотанковый еж в статье  "Противотанковые ежи",  автор статьи тогда еще не знал, что этот вид заграждений по достоинству оценили и немцы. Ведь у танков  Pz Kpfw II, Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV ежи, кроме всего прочего, еще и пропарывали днище, повреждали трансмиссию или двигатель.
  В заключительный период войны (осень 44 - весна 45) в период боев в Польше, Померании, Берлине наши танкисты встретили, только уже с той стороны своих старых знакомых - противотанковые ежи, которые немцы широко использовали в  том же качестве, что и РККА в 41. Об этом пишет в своей статье "Противотанковый еж-символ войны" сотрудник ЦМВС России В.Н. Старовойтов. Осталось только неясным - прибрали-ли хозяйственные и бережливые немцы тогда в 41-м до тяжелых времен советские ежи, или они в конце войны делали их сами. Вероятнее первое. Тогда у них уже не хватало ни металла, ни времени ни сил на их изготовление.

Ниже публикуются документы, подтверждающие, что противотанковый еж был изобретен в июне 1941 года начальником Киевского гарнизона генерал-майором технических войск Гориккер Михаилом Львовичем. Документы представлены автору статьи сыном изобретателя Гориккером В.М и внуком   Смелковым В.В. Подлинные экземпляры этих документов в настоящее время хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил России в Москве.

                                                       ---***---

Лагерь КТТУ - Сырец 3,7 1941 года.
АКТ ИСПЫТАНИЯ.

1.3 - июля 1941 года комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов.БИБДЫЧЕНКО, зав.отделом Обороннной Промышленности ЦК тов.ЯЛТАНСКОГО, секретаря ГПК тов.ШАМРИЛО, Начальника Киевского Гарнизона Генерал-Майора тов.ГОРИККЕРА, Директоров заводов: БОЛЬШЕВИК - тов.КУРГАНОВА,   225 тов МАКСИМОВА, Ленкузня тов.МЕРКУРЬЕВА и представителей КТТУ полковника РАЕВСКОГО и военинженера 2 ранга КОЛЕСНИКОВА провела испытания противотанкового препятствия - 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение Генерал-Майора техвойск тов.Гориккера.

           Испытания производились на учебном поле КТТУ - Малом танкодроме грунт песчано-мягкий. Для испытания на преодоление препятствий выделен от КТТУ 2 танка БТ-5 и Т-26. Техническое состояние выделенных машин - вполне исправное. Противотанковые препятствия выставлены были в 4-е линии заграждений с промежутками между осями препятствий 2-3 мтр. по фронту 2-2,5 мтр.

          Легкий танк Т-26 при первой заезде на препятствие был выведен из строя-сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие к трубке, в результате чего, масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машин.

          Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал имея в результате этого дефекта в виде помятости днище танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов и танк потребовал двухчасовой ремонт.

         Наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в варианте ледующей расстановки произведенной 3.7-41г.: препятствие в 4 линии заграждений с расстановкой звездочек в шахматном порядке по глубине 1-я линия заграждений через 6 мтр., 2-я линия заграждений через 4 мтр., 3-я линия заграждений к через 2 мтр. 4-я и последняя линия заграждений.

         Расстояние между осями по фронту: 1-я линия 1.5 мтр., 2-я и последующие линии 2-2,5 мтр. дала положительный результат, на 1-й линии заграждений динамические усилия танка были частично заглушены, танк потерял скорость и на 2-й и 3-й линии вынужден остановиться,  так как клык 2-1 линии попал между гусеницей и ведущим колесом-гусеничного хода и клык звездочки 3-й линии-уперевшись в днище носовой части танка приподнял последний на в воздух.

        Данное положение без помощи из/вне не даетв озможность продолжать движение и отбуксировать танк после после расчистки поля от заграждения. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела танков артиллерией по заранеее пристрелянным участкам установленного заграждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждени я мо но широко применять в районе уров, дефиле и особо важных направлениях.

                                    см.н/об.

                                                         -2-

Количество препятствий "Звездочек" на 1 клм, до 1200 шт. Средний вес варианта облегченной конструкции сварного типа 200-250 кгр. Размеры-брусья по длине 1,9- 2 мтр всего 6 шт. на пересечении 3-х плоскостей.

         Вес конструкции залитых сталью от 300-400 кгр.

     Конструкции перевозимые на   автомашинах и жел.дорожном транспорте в готовом виде к месту применения.

        Конструкции не сложны и могут быть изготовлены любым заводом в большом количестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Фотографии произведенных опытов.

                  П/ПОДПИСАЛИ:

СЕКРЕТАРЬ  ЦК КП/б/У                  /БИБДЫЧЕНКО/
ЗАВ.ОТД.ОБОРОН.ПРОМЫШЛ.Ц.К    /ЯЛТАНСКИЙ
СЕКРЕТАРЬ К.П.К                            /ШАМРИЛО/
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР                          /ГОРИККЕР/
ПОЛКОВНИК                               /РАЕВСКИЙ/
ВОЕНИНЖЕНЕР                        /КОЛЕСНИКОВ/
ДИРЕКТОР З-ДА "БОЛЬШЕВИК              /КУРГАНОВ/
     -"-                         225                        /МАКСИМОВ/
     -"-                      ЛЕНКУЗНЯ             /МЕРКУРЬЕВ/

                     Копия   верна  НАЧАЛЬНИК СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ
                                           ТЕХНИК ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА
                                              -/ДВОРНИКОВ/-

         Н.З.

                                                     ---***---

Текст акта испытаний приведен максимально близко к оригиналу. Полностью сохранено размещение текста, орфография и регистры букв. Текст выверен и в нем нет ошибок, сделанных автором статьи. Так в оригинале. Фотокопия не приводится ввиду очень низкого качества оригинала. Впрочем, недоверчивым читателям авторы могут выслать и фотокопии документов, хотя размер файла более 1 мегабайта.

Ниже приводится схема, приложеная к акту испытаний. Это фотокопия. Убран лишь мусор и голубой цвет оригинального изображения (калька). Красными стрелками и надписями продублированы плохо различимые на подлиннике стрелки и надписи.

ez-2-1.gif (11824 bytes)

Источники

1. Акт испытания на одном листе (заполнен с двух сторон).
2. Схема расстановки противотанковых препятствий /рогаток/ предложенных и изготовленных по чертежам генерал-майора Гориккер.
3.Центральный музей Вооруженных Сил России. Информационно-методический сборник №5 2000г.


Инженерные войска


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList