Инженерная техника Советской Армии
(шестидесятые-семидесятые годы)
Гусеничный самоходный паром (ГСП)
Гусеничный самоходный паром (аббревиатура -
ГСП) предназначен для переправы через широкие
водные преграды гусеничных неплавающих машин
общей массой до 52 тонн (средние и тяжелые танки,
самоходные артустановки и иная техника на их
базе) при скорости течения до 2.5 м/сек, причем
запас плавучести при полной загрузке парома
составляет 70%. Реально удавалось преправлять
танки при скорости течения 3.8 м/сек (Дальний
Восток, река Хор, июнь 1971г.).
Паром состоит из двух полупаромов (двух машин).
Машины различаются между собой. Одна из них
правая, другая левая. Разница между машинами
состоит в том, что у правой машины лодка
откидывается вправо, а стыковочное устройство
находится на левом борту; у левой машины
наоборот.
Скорость
передвижения на суше 40-45 км/час. Для соединения
полупаромов в паром машины входят в воду,
сближаются, стыкуются бортами, раскрывают лодки,
откидывают аппарели. После этого паром может
подаваться под погрузку. Время на развертывание
парома 5-7 мин.
Паром в развернутом виде практически
непотопляем. Лодки заполнены пенопластом,
водооткачивающие насосы каждой машины имеют
производительность 400 литров/ мин. Осадка
груженого парома 1м.20см.
Паром подается
под погрузку левым или правым бортом. Для
погрузки танка с парома откидывается аппарель,
по которой танк въезжает на паром. Каждая из
машин имеет дизельный двигатель мощностью по 155 кВт,
который передает крутящий момент на гусеницы и
(или) на два винта. Двигатели обеспечивают парому
скорость на воде 10 км/ час., а четыре винта (каждый
из которых может вращаться в любую сторону
независимо от остальных) абсолютную
маневренность. На снимке: загрузка на паром танка
ИС-2.
Экипаж парома: по технической инструкции
-командир парома, старший механик водитель, два
механика водителя, два понтонера ( по технической
инструкции). По штату: командир парома, старший
механик-водитель, два механика водителя.
На снимке паром без груза. Хорошо видны
въездные аппарели.
Запаса топлива (дизельное топливо) достаточно
на 500 км. пробега или 8-10 часов работы на воде.
Масса каждой машины 17 т.
На вооружении ГСП стояли:
1. В переправочно-десантной роте
инженерно-саперного батальона мотострелковой
(танковой) дивизии - 1 взвод ( 3 парома).
2. В отдельном переправочно-десантном батальоне
(ОДЕСПБ) округа - 2 роты ( 18 паромов).
Существеным недостатком ГСП было то, что
корпуса изготавливались из тонкого металла и не
имелось никакой бронезащиты экипажа ; отсутствие
вооружения в то время как паромы должны были
действовать во второй волне при форсировании
водной преграды (Первая волна - плавающие БТР,
БМП). Теоретически считалось, что мотострелки
первой волны, высадившись на берег исключат
обстрел реки противником из стрелкового оружия.
|