Анатомия армии

История инженерных войск Русской Армии

Краткий очерк

От автора. По прочтении этого очерка у читателя может сложиться впечатление - автор пытается доказать, что инженерные войска являются самым главным родом войск, что только инженерным войскам армия обязана всеми своими победами.

Это не так. Автор прекрасно знает, что главным родом войск является пехота, а все остальные лишь обеспечивают пехотинцу успех, и что инженерные войска не самую главную скрипку играют в этом оркестре. Однако автор протестует против замалчивания заслуг саперов и некоторым сгущением красок пытается привлечь внимание читателя к этому древнему роду войск, часто незаслуженно забываемому, к тем воинам, которых называли "труженики войны". Кроме того, в описании боев и сражений автор сознательно с той же целью вычленяет из общей картины войны действия именно инженерных частей и подразделений.

Часть 1

В данном очерке будет рассмотрена история инженерных войск только Российской Армии.

Не будем останавливаться на инженерных мероприятиях или как теперь это называется "инженерном обеспечении боя" древнейших времен. Это предмет другой темы.

Первым письменным документом, в котором достаточно подробно и директивно описаны не только инженерные мероприятия обеспечения боя, но и организация, задачи и обязанности чисто инженерных подразделений является "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки". Автором устава являлся воевода боярин Онисим Михайлов. Издан был этот документ в начале 17 века и являлся основным, а скорее единственным документом, регламентирующим боевую деятельность и организацию русского войска вплоть до издания воинского устава Петра I.

В Уставе Михайлова были определены три типа инженерных подразделений: шанцекопы (саперы), горокопы (минеры) и понтонеры; их место в организационной структуре - в составе артиллерии; численность - на осадную армию численностью 60-80 тыс.человек иметь четыре прапора шанцекопов (четыре отряда саперов), прапор горокопов, прапор понтонеров. Всего численность инженерных подразделений определялась 1800 человек (3% общей численности армии).

Письменных документов, из которых была бы видна деятельность инженерных войск в русском войске до времен Петра I практически не сохранилось, но что они существовали и широко применялись, сомневаться не приходится. Ведь еще при штурме Казани в 1552 году русские минеры, проделав четыре подкопа, подорвали в нескольких местах стены кремля, что предопределило успех штурма.

Во времена создания Российской Армии Петром I уже при первой осаде Нарвы в 1700 году упоминается об использовании минеров. Ряд историков указывает на существование минерной роты в 1702 году. Что примечательно, так это то, что ранее первых упоминаний о самих инженерных подразделениях, появляется упоминание о создании учебного заведения для подготовки военных инженеров. В 1701 году (10 января) Петр I издает указ о создании в Москве "Школы пушкарского приказа", в которой готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Следует отметить, что в те времена (как и ранее) инженерное дело считалось частью артиллерийской науки, и инженерные подразделения длительное время входили в штат артиллерийских частей. Это не случайно, т.к. во-первых, именно артиллерия в первую очередь нуждалась в дорогах, переправах, фортсооружениях, прикрытии позиций минами; во-вторых инженерное дело как и артиллерийское требовало людей грамотных, образованных ("ученых").

Самым ранним документом, касающимся инженерных войск обнаруженным в архивах петровских времен является список чинов минерной роты 1710 года.

В 1712 году Петр I решил упорядочить структуру Русской Армии. Он издает штаты полков (штат - документ, в котором расписывается, сколько и каких подразделений иметь в полку, численность каждого подразделения). По штату артиллерийского полка от 8 февраля 1712 года в нем кроме чисто артиллерийских подразделений имелись минерная рота 75 человек, инженерная команда 35 человек и понтонная команда 36 человек. Примечательно, что инженерные подразделения составляли 14% численности личного состава полка.

В 1713 году Петр I издает ряд указов, требующих от унтер- и обер-офицеров пехоты и кавалерии изучения инженерного дела вплоть до угрозы не производить в следующие чины, тех, кто не сдал экзамен по инженерному искусству.

16 января 1712 года Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом он создает и Санкт-Петербургскую инженерную школу (в 1719 году), в 1723 году переводит Московскую школу в Санкт-Петербург и объединяет их. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и чтобы подчеркнуть значимость инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск (впрочем, как и артиллеристов) числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Следует отметить, что первые учебные заведения для подготовки офицеров пехоты и кавалерии будут созданы лишь в 1731 году.

С 1724 года начинается медленный процесс отделения инженерных войск от артиллерии. Это диктовалось тем, что в инженерных подразделениях нуждались все больше не только артиллерия, но остальные войска.

В этом году создается инженерный полк и отдельная минерная рота. Рота насчитывала 89 человек. Примечателен штат инженерного полка. В нем были только офицеры и кондукторы (унтер-офицеры) числом 236 человек. Солдат там не было. Этот полк, собственно, представлял собой резерв специалистов инженерного дела. По необходимости для выполнения конкретной задачи из полка выделялся кондуктор или офицер, ему придавалось необходимое количество солдат, крестьян, местных жителей. Вне численности полка в каждой крепости по штату имелись один или несколько военных инженеров (кондуктор, обер- или штаб-офицер). Также в каждой губернии имелся свой военный инженер. С 1722 года такого военного инженера получил каждый пехотный и кавалерийский полк.

К 1725 году инженерные войска имели 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации.

Характерным явлением послепетровского времени (впрочем, сие явление характерно и для современности) явилось периодическое то резкое сокращение инженерных войск, то их стремительное наращивание. Сокращение происходило в мирное время, наращивание в военное, и всякий раз Русская Армия (и Советская тоже!) в начальные периоды войн оказывалась в тяжелейшем положении из-за отсутствия должного инженерного обеспечения боя, несла неоправданные потери.

В 1753 году начальником инженерной школы назначается инженер-генерал Ганибал Абрам Петрович (знаменитый "Арап Петра Великого", прадед А.С.Пушкина). В 1760 году из этой школы выпускается инженерным прапорщиком князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, который направляется служить в Астраханский полк. Командиром этого полка был в то время полковник А.В.Суворов.

Так, к началу Семилетней войны с Пруссией (1756-1763) в армии имелись только минерная рота 120 человек и понтонная команда 30 человек. Но уже в 1757 году минерная рота была развернута в инженерный полк шестиротного состава численностью 1830 человек, а понтонная команда в понтонную часть численностью 300 человек.

Тогда же инженерные войска кроме шанцевого (лопаты, кирки, пилы, топоры, ломы, пешни), измерительного и простейшего грузоподъемного инструмента получают на вооружение парусиновый понтонный парк (набор элементов для устройства наплавного моста) конструкции капитана Андрея Немого. Этот парк пробыл на вооружении Русской Армии более 150 лет и только 103 года спустя с момента изобретения им вооружили свои инженерные части армии Европы (разумеется, сие было представлено как передовая европейская технология).

После окончания Семилетней войны про инженерные войска вновь забыли, сильно сократили их численность, и только один из грамотнейших в военном деле людей конца 18 века император Павел I счел инженерные войска неотъемлемым элементом современной армии. Он в 1797 году формирует пионерный полк трехбатальонного состава (каждый батальон состоял из трех пионерных (передовых саперных) рот и одной минерной роты).

Ярким примером правильного и успешного применения инженерных войск является штурм Измаила в 1790 году. Суворов приказал организовать тщательную инженерную разведку крепости; приказал саперам недалеко от крепости возвести подобные укрепления, на которых тренировал войска в штурме. Для заваливания рвов перед крепостной стеной саперы заготовили большое количество фашин (пучки хвороста, перевязанные веревками), штурмовых лестниц, возвели полевые укрепления для осадных орудий, прикрыли пути возможных вылазок турок рогатками, волчьими ямами. Саперы же на протяжении нескольких недель каждую ночь освещали крепость осветительными ракетами, имитируя начало штурма, чтобы изнурить гарнизон. В состав штурмовых колонн были включены пионерные подразделения с задачей проделывания проходов в заграждениях турок, подрывания стен. Свои задачи они выполнили успешно и во многом обеспечили успех штурма.

Сын Павла I император Александр I, получивший стараниями отца хорошее военное образование, продолжил отцовское дело упорядочения армии. Он создает военное министерство, в котором среди других отделов на правах самостоятельных отделов существовали артиллерийская и инженерная экспедиции. Каждая из экспедиций отвечала за свой род войск, его обучение, комплектование, вооружение. Так к 1802 году произошло практически полное отделение инженерных войск от артиллерии. В артиллерийском ведомстве оставались лишь понтонные подразделения. Однако вплоть до 1918 года инженерные войска носили форму, одинаковую с артиллерийской, отличаясь от артиллеристов лишь серебряным цветом металлического прибора обмундирования (против золотого у артиллерии) и эмблемами (скрещенные топоры вместо скрещенных пушек).

Александр I, помня наставления отца и продолжая его дело по совершенствованию армии, наряду с другими мероприятиями к 1803 году разворачивает инженерные войска до двух пионерных полков.

Всего к началу войны 1812 года в русской армии имелось в полевых войсках 10 пионерных и минерных рот, несколько понтонных рот. В крепостях находилось еще 14 пионерных и минерных рот. Напомню читателю, что в этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты.

Уже в процессе отхода русских войск с границы инженерные войска во многом способствовали успеху этого маневра. Только мостов они возвели 178, дорог отремонтировали 1920 верст. Они же, отступая последними, сжигали на пути французов мосты, взрывали фугасы на дорогах, разрушали дороги и т.п.

Сам по образованию военный инженер, фельдмаршал Кутузов прекрасно представлял себе, какую роль могут сыграть в боях инженерные подразделения. Вступив в командование русской армией, Кутузов объединяет под единым командованием генерала Ивашова все пионерные роты в двух военных бригадах. В эти бригады включаются как постоянные для работ пехотные роты. Эти бригады сыграли большую роль в повышении устойчивости обороны русской армии на Бородинском поле, соорудив целую систему полевых укреплений. Основные бои разгорелись за овладение Шевардинским редутом, батареей Раевского, Багратионовы флеши. Об эти укрепления весь день Бородинского сражения разбивались атаки наполеоновской пехоты.

Готовя контрнаступление, Кутузов с тем, чтобы повысить подвижность войск приказал Ивашову создать конный инженерный отряд в 600 человек, задачами которого стали: ведение инженерной разведки впереди наступающих войск, исправление дорог, восстановление мостов, отыскание бродов впереди войск, препятствование французам разрушать мосты.

Александр I, восхищенный эффективностью действий инженерных частей, в декабре 1812 года приказал создать Лейб-Гвардии Саперный батальон.

К началу заграничного похода инженерные войска были развернуты в два пионерных и один саперный полки. Таким образом, число инженерных рот было доведено до 40.

Война показала явно недостаточное количество инженерных офицеров и возрастающую роль инженерных войск. Разнобой в системе подготовки военных инженеров прекращается в 1819 году сведением всех инженерных школ в Главное инженерное училище. Это училище размещается в замке императора Павла I, который с этого времени и по наши дни получает наименование Инженерный замок. Училище станет основным учебным заведением инженерных войск на многие десятилетия и пробудет в этом замке вплоть до 1962 года.

Училище стало одновременно учебным заведением двух ступеней подготовки. В кондукторском отделении училищ молодых людей за три года обучали на офицерское звание. Офицерское отделение давало высшее образование офицерам, т.е. явилось предтечей инженерной академии.

Александр I, продолжая упорядочение армии, создавая стройную ее структуру, пришел к выводу о громоздкости инженерных полков, которые все равно в боевой обстановке раздергивались на части для выполнения задач. Он в 1819 году ввел батальонную структуру инженерных войск. Было создано инженерных батальонов по числу армейских корпусов (по одному батальону на корпус). А для того, чтобы в мирное время батальоны (до которых пехотному начальству, в общем-то, не было дела) находились под приглядом, свел их в три инженерные бригады. В 1822 году Александр и понтонные части передает из артиллерийского в инженерное ведомство.

К концу правления императора Александра I численность инженерных войск превышала 21 тыс.человек (2.3% общей численности войск).

И пионерные и саперные роты решали одни и те же задачи, хотя предполагалось, что пионерные роты действуют в боевых порядках войск, а саперные сзади. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний император Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как "саперные". Для кавалерийских частей эти части именовались "конно-пионерные дивизионы".

К началу Крымской войны 1853-56 годов в русской армии имелось 9 саперных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона. Основным событием Крымской войны явилась оборона Севастополя.

В мирное время была допущена серьезная ошибка в создании Севастополя как крепости. Крепостные сооружения не предусматривали штурма крепости с суши. Впрочем, эта же ошибка была допущена и в советское время. Оборонительные сооружения Севастополя стали спешно возводиться с началом войны полевыми инженерными частями. Руководил ими талантливый военный инженер генерал Тотлебен. Созданная им система укреплений оказалась столь совершенна, что об нее разбивались атакующие колонны англичан и французов почти год.

Примечательно, что, когда в 1942 году немцы заняли Севастополь, они взяли под охрану памятник Тотлебену. Оказалось, что его систему укреплений немцы тщательно изучали в своих академиях и приводили ее как доказательство гениальности немецкого ума и превосходства немецкой нации, таланта немецких саперов (Тотлебен по происхождению немец, но родился и вырос в России, окончил Петербургское инженерное училище).

Когда атаки русских укреплений оказались безуспешными англичане и французы решили повести подземно-минную войну. Они стали делать подкопы под русские укрепления. Однако русские саперы и здесь оказались на высоте. Они успешно вели контрминные галереи, копали их быстрее и, используя электрический способ взрывания, срывали попытки противника разрушить наши укрепления. Достаточно сказать, что если противник всего проложил 1280 метров подземных галерей, то русские саперы 6889 метров.

Во второй половине 19 века инженерные войска, родившиеся в недрах артиллерии, сами становятся родителем новых родов войск. Развитие науки и техники в 19 веке привело к появлению железных дорог, электрического телеграфа, телефона. Естественно, что армии моментально оценили эти изобретения и стали использовать их в военных целях. Освоение новых технических средств в русской армии было возложено на инженерные войска. Ведь наиболее образованные, технически подкованные офицеры были сосредоточены в инженерных войсках, грамотные солдаты тоже (еще в первой половине 18 века было запрещено направлять неграмотных рекрутов в инженерные части). Я не хочу умалить образованности артиллеристов, которая ни в чем не уступала образованности и грамотности саперов, но поскольку артиллеристы были основной огневой силой русской армии, то возлагать на них задачи освоения новой техники было нецелесообразно.

В 1870 году в составе инженерных войск появляются железнодорожные подразделения, а с 1876 железнодорожные батальоны. Тогда же формируются 9 военно-походных телеграфных парка. Каждый из них имел 35 километров обычного кабеля и 1 километр подводного. Для подготовки солдат специалистов электротехников создается техническая гальваническая школа. Ее авторитет становится настолько велик, что унтер-офицеров этой школы приглашают читать лекции по электричеству в университеты.

К началу русско-турецкой войны 1877-78 годов русская армия располагала на каждый корпус саперным батальоном (три саперные роты и одна телеграфная). В ходе этой войны саперам в наибольшей степени приходилось заниматься горными дорогами, возводить большое количество мостов; обеспечивать телеграфную связь, которую быстро оценило командование русской армии, т.к. оперативность связи создавала явное преимущество нашим войскам.

Применение электроуправляемых фугасов для отражения атак турок при обороне Шипкинского перевала позволило отразить несколько атак войск Сулейман-паши вообще без применения артиллерии и ружейного огня. Саперы же придумали и обучили русские войска в этой войне применению самоокапывания при закреплении позиций, что резко снизило потери от винтовочного огня турок. С этого момента в русской армии были введены малые пехотные лопатки, в обязательное имущество пехотных рот были введены комплекты шанцевого инструмента, а один взвод в пехотной роте должен был обучаться выполнению основных задач инженерного обеспечения боя. Когда перед началом Первой Мировой войны русский военный атташе во Франции граф Игнатьев показал эти лопатки и комплекты шанцевого инструмента французам, то для них это явилось откровением (впрочем как и полевые кухни). Вот вам и передовая европейская армия. Впрочем, французы предпочли потерять тысячи своих солдат от ружейного огня немцев, сидящих в отрытых своими лопатками окопах и потерять тысячи солдат от голода и желудочных болезней, прежде чем принять на вооружение изобретения "варварской" России.

К началу 20 века русская армия имела 30 батальонов, 27 парков и 7 отдельных рот сведенные в 7 саперных бригад. Саперная бригада состояла из 2-3 саперных батальонов, 1-2 понтонных батальонов, 2-3 телеграфных парка, 1 инженерный парк. Парк отличается от батальона тем, что является своего рода подвижным складом инженерного имущества из которого по необходимости создаются инженерные подразделения. К этому времени понтонеры уже отказались от парусинового парка Немого, который считался в Европе лучшим (впрочем, это парк европейцы считали своим изобретением) и получили на вооружение металлический понтонный парк Томиловского (Этот парк состоял на вооружении немецкой армии в 1939-45 годах). Саперы к этому времени получили на вооружение передвижные электростанции, аэростаты. Началось формирование в саперных бригадах воздухоплавательных отрядов.

Инженерное училище выпускало высокообразованных военных инженеров, которые трудились не только в военной области. Достаточно сказать, что из стен училища вышли в разное время гений строительной механики Г.Е.Паукер, выдающийся железнодорожный инженер А.И.Квист, изобретатель элекрической лампочки Яблочков, великий русский физиолог И.М.Сеченов, писатели Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, композитор Кюи. В 1855 году из училища офицерское отделение было выделено в первую в России военную академию - Инженерную академию. Именно в ее стенах трудился великий химик Д.И.Менделеев.

(см. продолжение Часть 2)


Инженерные войска


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки
Смотрите описание http://www.addinfo.com.ua тут.

Rambler's Top100 TopList