Анатомия армии

Невзрывные заграждения

Колючая проволока

Демократические журналисты и писатели  вот уже на протяжении более чем полутора десятков лет усиленно стараются доказать,  мол все, что происходило и было в стране в период с 1917 по 1991 год ужасно, преступно и бесчеловечно. Колючая проволока среди доказательств "ужасов коммунистического режима" занимает особое место. Ее изображение пересекает вдоль и поперек обложки книг Солженицына и Шаламова, ее спутанные клубки обрамляют галереи портретов "жертв сталинского террора", она опутывает скульптурные композиции памятников узникам Гулага. Сквозь нее  в "документальных фильмах" показывают сохранившиеся   полуразрушенные бараки "сталинских лагерей" (автор однажды наблюдал, как   временный склад взрывчатки, простоявший на берегу реки в период защиты моста от ледохода с февраля по май 87г. умелыми телеоператорами превращался в сталинский лагерь 37 года).
Воистину, колючая проволока должна стать эмблемой демократической журналистики (пачка баксов, туго перетянутая колючей проволокой, ну или наоборот - баксы развешанные на колючках проволочного забора. Как вариант - шариковая ручка, вырывающаяся из клубка колючей проволоки).

Но речь не об этом, а колючей проволоке, как материале для возведения невзрывных противопехотных заграждений (полагаю, что Отавская Конвенция еще не запретила колючую проволоку. Какой промах гуманистов, зеленых и иных демократов!).

Кем и когда была изобретена колючая проволока автору проследить не удалось. Ясно только, что она могла появиться только с развитием промышленности и массовым внедрением механического привода различных волочильных станков. Т.е. тогда, когда стало возможным массовое производство проволоки вообще. Профессор В.В. Яковлев в своей книге "История крепостей" упоминает о заграждениях из колючей проволоки, как элементе  периметра германских фортов образца 1870 года. В то же время мы знаем, что  в исторических источниках об обороне Севастополя 1854-55 годов о колючей проволоке не упоминается. Следовательно,  ее появление и внедрение в боевую практику можно датировать периодом 1860-75 годов.

В войнах конца XIX -начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение. Например, осада крепости Порт-Артур в русско-японскую войну 1904-05 годов.

Если можно так выразиться, то "звездным часом" колючей проволоки явилась Первая Мировая война. После короткого периода маневренной войны осени 1914  -зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгаяkol-prov-5.gif (3638 bytes) изнурительная позиционная война.

Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм.)  доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с   XVIII века,  обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили  в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

И только танк, появившийся во второй половине войны, заставил колючую проволоку kol-prov-4.gif (6769 bytes)начать сдавать свои позиции. Его предшественник - бронеавтомобиль был бессилен перед многорядным проволочным забором. Автор полагает, что сам вид оружия -танк, своим появлением на свет обязан именно колючей проволоке. Возможно, что компоновочная схема (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко задрана вверх) первого в мире английского танка Мк 1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно. Два пулемета по правому и два пулемета по левому борту, один вперед, очевидно, предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовалась ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, очевидно, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.

Колючая проволока широко применялась и в годы Второй Мировой войны, однако в гораздо меньшей мере. Война стала более маневренной и времени на установку многорядных проволочных заграждений часто просто не хватало. Чаще проволока использовалась при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей. Да и танки, применение которых стало массовым, легко прорывали эти заграждения, проделывая проходы для пехоты.

В послевоенный период проволока довольно быстро превратилась из основного вида противопехотных заграждений в скорее экзотический, запасной вид заграждения, окончательно уступив свое главенство, как противопехотного заграждения   минам.

В настоящее время в Российской Армии   колючая проволока продолжает числится табельным инженерным имуществом, заграждения из колючей проволоки предусматриваются боевыми уставами, типы и размеры противопехотных заграждений из нее описываются в Наставлении по военно-инженерному делу. Однако хранящиеся на складах остатки запасов колючей проволоки расходуются для текущих нужд частей (устройство ограждений складов, караульных помещений, иных охраняемых объектов). Крайне неудовлетворительное финансирование армии в девяностых годах заставило инженерное ведомство отказаться и от закупок колючей проволоки. В ряде округов запасы колючей проволоки исчерпаны и для текущих нужд пошли в ход запасы гладкой проволоки МЗП и поступавшие в армию в   восьмидесятых годах  взамен кол.проволоки режущая лента, колючая лента ( типа "Егоза").

Трудно сказать, будет ли возобновлено производство колючей проволоки для нужд армии при восстановлении достаточного финансирования оборонных нужд. Вполне возможно, что и нет, т.к. промышленность предлагает более совершенные образцы в виде режущей ленты, колючей ленты "Егоза", которая, собственно, является отходом штамповочного производства ряда изделий, но которая является едва ли не идеальной заменой кол.проволоки и обладает рядом преимуществ перед последней.

kol-prov-1.gif (4533 bytes)Колючая проволока представляет собой стальную неоцинкованную или оцинкованную проволоку  овального или квадратного сечения вписывающуюся в диаметр около 3-4 мм., на которую надеты отрезки этой же проволоки, свитые в форме двух пружин, продетых друг в друга.

Такие сдвоенные отрезки (колючки) размещаются через каждые 30-40 см.

kol-prov-2.gif (9193 bytes)По ГОСТу 285-41 издания 1941 года колючая проволка может быть однопрядной овального сечения ("кругло-плющенного") (2) или квадратного сечения ("рифленая") (1), или двухпрядной (3) также овального или квадратного сечения.

Вес 1 километра однопрядной проволоки 87.5 кг., двухпрядной 147 кг.

Проволока поставляется в войска в виде мотков ( бухт).

kol-prov-3.gif (7604 bytes)Вес 1 бухты однопрядной проволоки 35 кг. В бухте 400 метров такой проволоки.
Вес 1 бухты двухпрядной проволоки 50 кг. В такой бухте помещается 340 метров двухпрядной проволоки.

Мотки проволоки в ящики или иную тару не упаковываются. Для защиты от коррозии мотки обмакиваются в отработанное моторное или трансмиссионное масло. Встречаются варианты иной противокоррозионной защиты в виде обмазки вазелином или иной консистентной смазкой. Более дорогие способы защиты от коррозии не применяются.

Наставлением по военно-инженерному делу предусматриваются следующие штатные заграждения из колючей проволоки (не возбраняется применять сочетания штатных заграждений или любой иной конструкции):

Проволочный забор. Расход материалов на 100м. заграждения - проволка kol-prov-6.gif (9749 bytes)колючая однопрядная - 2 мотка, кольев диаметром 5-11см. длиной 1.75м.- 34 шт., скобы проволочные 4 кг. Трудозатраты 30 чел/час.

Собственно, противопехотным заграждением такой забор назвать трудно. Он может противника задержать секунд на 20-30, не более.  Такой забор применяется там, где у солдат нет желания его преодолевать, т.е. против собственных войск (ограждение минных полей, запретных и опасных зон, охраняемых часовыми объектов и т.п.). Этот забор скорее является предупреждением (особенно ночью и в условиях плохой видимости), что дальше двигаться не следует.

Усиленный проволочный забор. Отличается от простого забора тем, что kol-prov-7.gif (7658 bytes)имеет не три, а четыре горизонтальных ряда проволоки. Кроме того, на удалении 1.5м. от линии забора по обе стороны вбиты низкие колья (30-40 см.) к которым от верхушек основных кольев протягиваются из колючей же проволоки отттяжки. таким образом каждый основной кол имеет четыре растяжки. Это повышает устойчивость кольев к наклонам и при перебитии кола  он остается на месте и целостность заграждения не нарушается.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 40 чел/час. 2)Расход материалов: колючей проволоки 4-5 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 34 шт, кольев длиной 0.7 м. диаметром 5-11 см. - 67 шт, скобы проволочные 5 кг.
Такой забор задерживает легковооруженных солдат на 1- 2 мин, солдат с тяжелым вооружением ( пулеметы, минометы, гранатометы) до 3-5 минут.

3-х рядная проволочная сеть на высоких кольях. Состоит из трех рядов kol-prov-8.gif (8011 bytes)простого проволочного забора. Расстояние между рядами 1.5 метра, т.е. общая глубина заграждения 3 метра Промежутки между соседними кольями смежных рядов заделываются проволокой также как и между кольями в ряду.
Это уже серьезное противопехотное невзрывное заграждение. Преодоление без  использования специального инструмента или приспособлений (ножниц для резки проволоки, рогулек, матов, щитов и т.п.) невозможно. Задержка у заграждения при наличии инструментов и приспособлений составляет  от 8 до 20 минут.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 120 чел/час. 2)Расход материалов: колючей проволоки 10-12 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 100 шт, скобы проволочные 25 кг.

Разумется, танк на скорости преодолевает сеть без затруднений, но автор не  раз наблюдал во время учений, как БМП или БТР, смяв это заграждение и пройдя 10-20 метров, был вынужден остановиться из-за того, что проволока, намотавшись на колеса, катки, набившись в гусеницы, препятствовала дальнейшему движению. В бою такой БТР или БМП обречен. Лишенная свободы маневра машина - лакомая цель для противотанковых пушек, ПТУР или гранатометов.

Проволочная спираль. В литературе также известна под названием kol-prov-9.gif (10963 bytes)"Спираль Бруно". Готовится заблаговремено способом наматывания   типа пружины на дощатый деревянный барабан диаметром 1-1.2м. Затем полученная спираль снимается с барабана и перевозится (переносится) в виде плоских пакетов. На местности вбиваются колья высотой 1-1.2 м. в три ряда с промежутками между кольями в ряду 3 метра, а между рядами 1-1.2м. Пакеты растягиваются между кольями в ряду и крепятся к кольям проволочными скобами или привязываются крепежной проволокой. Пакеты по длине также связываются между собой. Полученные спирали в глубину между собой также крепежной проволокой связываются  в районе кольев. Общая высота заграждения получается 1-1.2м. и в глубину 3.2- 3.6 м.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 120 чел/час. (с заготовкой спиралей). 2)Расход материалов: колючей проволоки 10-15 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 100 шт, проволока вязальная 60-90кг.
Вообще, этот вид заграждения часто более предпочтителен, нежели проволочный забор. Во-первых, при заблаговременной заготовке спиралей объем работ непосредственно на месте установки сокращается более чем в два с половиной раза;
во-вторых, при нарушении целостности кольев задерживающая способность заграждения практически не изменяется;
в-третьих,  при недостатке кольев можно сокращать их число и даже вовсе обходиться без них, ограничиваясь небольшим количеством низких кольев для предотвращения сдвигания заграждения противником;
в-четвертых, заградение достаточно легко снимается и может использоваться повторно в другом месте;
в-пятых, после снегопада заграждение можно извлечь из снега и установить его поверх снежного покрова (колья при этом не используются).
Недостатком заграждения является то, что при перекусывании одной пряди спираль легко раздвинуть и обеспечить проход солдат с любым вооружением (т.е. для проделывания проходя в трехрядном заграждении достаточно перекусить проволоку всего в трех местах).

kol-prov-91.gif (9855 bytes)Вариантом заграждения является его вид, когда третий ряд спирали укладывается поверх первых двух, а не за ними. В этом варианте высота заграждения увеличивается до 2 метров. Заграждение становится более заметным для противника, однако его преимущество состоит в том, что противнику затрудняется   забрасывание траншеи гранатами, обстрел из гранатометов и ПТУР техники в окопах (однако следует предусматривать размещение заграждения так, чтобы оно не мешало своим гранатометчикам и операторам ПТУР). Кроме того, в зимнее время такое заграждение не требует подъема в случае снегопадов.

Проволочная сеть на низких кольях. На армейском жаргоне этот вид заграждения именуется "спотыкач". Представляет собой 4-6 рядов кольев kol-prov-92.gif (6241 bytes)высотой 25-30см. с прикрепленной к верхушкам кольев колючей проволокой. Между кольями в ряду 1.5м., между рядами дистанция 1.5- 2м. Проволока крепится к кольям с помощью проволочных скоб,  между кольями протягивается в две-три нити, и не натягивается, а висит свободно, причем одна или две нити протягиваются так, что образуют петли.
Общая глубина заграждения составляет от 4.5м. и более.
Основное предназначение спотыкача состоит в замедлении движения пехоты противника с одновременным лишением солдат противника возможности наблюдения за полем боя и ведения прицельного огня.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 120 чел/час.  2)Расход материалов: колючей проволоки 20 мотков, кольев длиной 0.75м. диаметром 5-11 см. - 350 шт, скоб проволочных 15 кг.

Однако спотыкач, это вовсе не то, что так любят показывать на телеэкране, описывая подготовку спецназовцев, рейнджеров, арабских террористов и проч.. Там высота кольев не менее  45-50см., проволока туго натянута, петель нет, чаще она гладкая, а если и колючая, так это для того, чтобы приучить бойцов ползать именно по-пластунски, не отрывая зад от земли (рваные на заднице штаны не приветствуются ни в одной армии мира).
Под сетью на низких кольях не поползаешь - места не хватит.

Переносной проволочный ёж. Ведет свое происхождение от рогаток, kol-prov-93.gif (5694 bytes)известных еще с XIII-XIV веков. Разница лишь в том, что колья соединяются между собой не связыванием веревками, лозой, лыком, а сбиваются гвоздями и между концами кольев натянута колючая проволока.
Ежи заготавливаются заранее, а на поле боя лишь расставляется их необходимое количество, после чего они соединяются  между собой по необходимости колючей проволокой, образуя единое заграждение.
Основное предназначение - быстрое закрытие проходов между заграждениями иных типов, проходов в заграждениях; восстановление заграждений  поврежденных вследствие воздействий противника (обстрелы, траление) способом закрытия прорех ежами; наращивание глубины заграждений.

На 100 метров заграждения из ежей требуется кольев длиной 1.5м диаметром 5-11см. - 200шт., колючей проволоки 5-7 мотков, гвоздей 200мм. -5 кг. Трудозатраты на изготовление и установку 70 чел/час.
Вес одного ежа не превышает 25-35 кг. и он легко переносится двумя бойцами. Ежи, соединенные между собой, представляют из себя серьезное противопехотное заграждение, не уступающее проволочной спирали или трехрядной сети на высоких кольях.

Переносная проволочная рогатка. Представляет собой вариант, kol-prov-94.gif (5678 bytes)известной с XIII-XIV веков рогатки, но колья между собой не связаны, а сколочены гвоздями и на рога кольев натянута колючая проволока по принципу забора из колючей проволоки. Общая длина рогатки 3 метра, высота около 1.2м (длина каждого образующего кола 1.5м.).
Предназначена для быстрого закрытия проходов в заграждениях, промежутков между заграждениями, проходов между естественными прпятствиями. Особено удобно применение рогаток при устройстве противопехотных заграждений в населенных пунктах (перекрытие улиц, подступов к опорным пунктам и т.п.), в зимних условиях(дает возможность после снегопадов выдергивать рогатку из под снега и устанавливать поверх снежного покрова). Вес одной рогатки позволяет переносить ее четырьмя бойцами, а передвигать двумя-тремя. Для устройства рогаток суммарной длиной 100м. требуется кольев длиной 1.5м. и диаметром 5-11 см. - 180 шт, жердей длиной 3.5м. 30 шт., колючей проволоки - 405 мотков, скоб проволочных 4-5 кг., гвоздей 200мм. - 5 кг. Трудозатраты на изготовление и установку  140 чел/час.
Такие рогатки, в частности,  широко применялись советскими пограничниками в зимнее время для устройства заграждений на льду реки Амур в городе Благовещенск в шестидесятые-семидесятые годы в период знаменитой "культурной революции" в Китае, когда отношения  КНР и СССР находились на грани войны.

Разумеется, существует множество других   вариантов противопехотных заграждений из колючей проволоки. При их создании  все зависит от решаемых задач, наличия материалов, времени, рабочей силы, характера местности, действий противника. Перечислены лишь табельные типы противопехотных заграждений по которым в руководящих документах имеются нормативы устройства, тактического применения, расчетные таблицы и формулы.

Однако во всех случаях при их использовании и применении следует руководствоваться следующим:
Само по себе заграждение не может остановить противника и заставить его отказаться от движения на этом участке. Заграждение лишь задерживает противника, срывает заданный темп наступления, путает его боевые порядки, заставляет противника перед заграждением свертываться в колонну, а после прохождения зоны заграждения вновь развертываться в боевой порядок, заставляет расходовать время, силы и средства, предназначенные для решения иных задач, создает благоприятные условия для уничтожения пехоты противника огнем артиллерии и стрелкового оружия, затрудняет действия разведчиков противника.
Следовательно, заграждение должно быть: 1) по возможности замаскировано, хотя бы в той степени, чтобы создавать у противника впечатление, что заграждение менее серьезно, чем это есть на самом деле; 2) полностью простреливаться  огнем стрелкового оружия, пулеметов, противопехотных гранатометов; прикрываться огнем минометов, гаубиц и пушек ( на воздушных разрывах артснарядов и мин); 3) размещено на местности так, чтобы его дальний край находился ближе 400-500 метров от траншеи (в пределах действительного огня автоматов), а ближний край на дальности, превышающей дальность броска ручной гранаты (с тем, чтобы солдаты, противника, находящиеся в зоне заграждений не имели бы возможности забрасывать траншеи гранатами, а собственные гранаты не повреждали бы заграждение (35-40м)).

Проволочные заграждения могут сочетаться с противопехотными минными полями или группами мин, различными системами сигнализации и обнаружения солдат противника. При этом противопехотные мины не следует размещать   внутри самих заграждений. Минами следует прикрывать подступы к заграждениям или размещать их непосредственно за заграждением.

Источники и литература

1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов , В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя.  Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
5. ГОСТ 285-41. Промгиз. Москва. 1941г.
6.В.В.Яковлев. История крепостей. АСТ Москва, Полигон Санкт-Петербург. 2000г.
7. Учебник. Приемы и способы действий солдата в бою. Военное издательство. Москва. 1988г.
8.Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное издательство. Москва. 1962г.


Инженерные войска


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList