Германская авиационная донная мина LMB
(Luftmine B (LMB))
(Информация к тайне гибели линкора
"Новороссийск")
Предисловие.
29 октября 1955 года в 1 час 30 минут на рейде
Севастополя произошел взрыв, в результате
которого флагман Черноморского флота
линейный корабль "Новороссийск" (бывший
итальянский "Giulio Cezare") получил пробоину в
носовой части. В 4 часа 15 минут линкор вследствие
неостановимого поступления воды в корпус
перевернулся и затонул.
Правительственная комиссия, расследовавшая
причины гибели линкора, наиболее вероятной
причиной назвала взрыв под носовой частью
корабля немецкой морской донной неконтактной
мины типа LMB или RMH, или же
одновременно двух мин той или другой марки.
У большинства исследователей, которые
занимались этой проблемой, такая версия
причины события вызывает серьезные
сомнения. Они полагают, что мина типа LMB или
RMH, которая возможно могла лежать на дне бухты
(водолазы в 1951-53 годах обнаружили 5 мин типа LMB и 19
мин RMH), не имела достаточной мощности, и ее
взрывное устройство к 1955 году не могло
привести мину к взрыву.
Однако, противники минной версии, в
основном упирают на то, что к 1955 году батареи
питания в минах были полностью разряжены и
поэтому взрывные устройства не могли сработать.
В общем то, это совершенно верно, но обычно
этот тезис для сторонников минной
версии недостаточно убедителен, поскольку
оппоненты не рассматривают характеристик минных
устройств. Некоторые из сторонников минной
версии полагают, что по каким то причинам,
часовые устройства, имеющиеся в минах, не
отработали как положено, а вечером 28 октября,
будучи потревоженными, вновь пошли, что и привело
к взрыву. Но и они не доказывают свою точку
зрения расмотрением устройства мин.
Автор попытается настолько полно, насколько
это сегодня возможно, описать конструкцию
мины LMB, ее характеристики и способы приведения в
действие. Надеюсь, что эта статья внесет хоть
немного ясности в выяснение причин этой
трагедии.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Автор не является
специалистом в области морских мин, и поэтому к
нижеизложенному материалу стоит относиться
критически, хотя он и построен на
основании служебных источников. Но что
делать, коли специалисты в морском минном
оружии не спешат познакомить людей с
немецкими морскими минами.
Пришлось взяться за это дело сугубому
сухопутчику. Если кто либо из морских
специалистов сочтет нужным и возможным
поправить меня, то я буду искренне рад внести
исправления и уточнения в эту статью. Одна
просьба - не ссылаться на вторичные источники
(художественные произведения, мемуары ветеранов,
чьи то байки, оправдания флотских офицеров,
причастных к событию). Только служебная
литература (инструкции, технические описания,
руководства, памятки, служебные справочники,
фотографии, схемы).
Германские морские, устанавливаемые с
самолетов мины серии LM (Luftmine) являлись
наиболее распространенныим и наиболее часто
применяемыми из всех донных мин неконтактного
действия. Они были представлены пятью
различными типами мин, устанавливаемых с
самолетов.
Эти типы обозначались как LMA, LMB, LMC, LMD, и LMF.
Все эти мины были минами неконтактного действия,
т.е. для их срабатывания не требовалось
непосредственного контакта судна с датчиком
цели данной мины.
Мины LMA и LMB являлись донными минами, т.е.
после сбрасывания ложились на дно.
Мины LMC, LMD и LMF являлись якорными минами,
т.е. на дно ложился только якорь мины, а сама
мина располагалась на определенной глубине
подобно обычным морским минам контактного
действия. Однако мины LMC, LMD и LMF размещались на
глубине, большей, нежели осадка любого корабля.
Это связано с тем, что донные мины должны
устанавливаться на глубинах не превышающих 35
метров, с тем, чтобы взрыв мог причинить кораблю
значительные повреждения. Таким образом,
значительно ограничивались глубины их
применения.
Якорные же мины неконтактного действия могли
устанавливаться при тех же глубинах моря,
что и обычные контактные якорные мины, имея перед
ними то преимущество, что их можно ставить не на
заглубление, равное или меньшее чем
осадки кораблей, а значительно глубже и тем самым
затруднять свое траление.
В Севастопольской бухте из-за ее небольших
глубин (в пределах 16-18 метров до слоя ила)
применение мин LMC, LMD и LMF было нецелесообразно,
а мина LMA, как выяснилось еще в 1939 году, имела
недостаточный заряд (вдвое меньше, чем в LMB) и ее
производство было прекращено.
Поэтому, для минирования бухты немцами
применялись из этой серии только мины LMB. Мин
других марок этой серии как в период войны, так и
в послевоенное время обнаружено не было.
Мина LMB.
Мина LMB разрабатывалась фирмой Dr.Hell SVK
в 1928-1934 годах и была принята на вооружение
Люфтваффе в 1938 году.
Существовала в четырех основных моделях- LMB
I, LMB II, LMB III и LMB IV.
Мины LMB I, LMB II, LMB III внешне между собой были
практически неразличимы и очень похожи на мину
LMA, отличаясь от нее большей длиной ( 298см. против
208см.) и весом заряда (690 кг. против 386кг).
LMB IV была дальнейшим развитием мины LMB III. Прежде всего, она отличалась
тем, что цилиндрическая часть корпуса
мины, исключая отсек взрывного устройства,
изготавливалась из водостойкой
пластифицированной прессованой бумаги
(пресс-штофа). Полусферический нос мины
изготавливался из бакелитовой мастики. Это
диктовалось частично характеристиками
экспериментального взрывного устройства
"Wellensonde" (AMT 2), и частично нехваткой
алюминия.
Кроме того, существовал вариант мины LMB с
обозначением LMB/S, который отличался от других
вариантов тем, что не имел парашютного отсека,
и эта мина устанавливалась с различных
плавсредств (корабли, баржи). В остальном она
ничем не отличалась.
Однако, в Севастопольской бухте обнаруживались
только мины с корпусом из алюминия, т.е. LMB I, LMB
II или LMB III, которые отличались друг от друга
только мелкими конструктивными особенностями.
Поэтому дальше речь будет идти просто о мине LMB.
В мину LMB могли устанавливаться следующие
взрывные устройства:
* магнитное М1 (оно же E-Bik, SE-Bik);
* акустическое А1;
* акустическое А1st;
* магнитно-акустическое МА1;
* магнитно-акустическое МА1a;
* магнитно-акустическое МА2;
* акустическое с низкотональным контуром АТ2;
* магнитно-гидродинамическое DM1;
* акустико-магнитное с низкотональным контуром AMT
1.
Последнее являлось экспериментальным и
сведений о его установке в мины не имеется.
Также могли устанавливаться модификации
вышеприведенных взрывных устройств:
*M 1r, M 1s - модификации взрывного устройства М1,
оснащенные приборами против траления магнитными
тралами
* магнитное M 4 (оно же Fab Va);
* акустическое A 4,
* акустическое A 4st;
* магнитно-акустическое MA 1r, снабженное прибором
против траления магнитными тралами
* модификация MA 1r под обозначением MA 1ar;
* магнитно-акустическое MA 3;
Основные характеристики мины LMB:
Корпус |
-алюминий или пресс-штоф |
Размеры габаритные: |
-диаметр 66.04 см. |
|
-длина 298.845см. |
Общий вес мины |
-986.56 кг. |
Вес заряд взрывчатого вещества |
-690.39 кг. |
Тип взрывчатого вещества |
гексонит |
Используемые взрывные
устройства |
-М1, М1r, M1s, M4, A1, A1st, A4, A4st, AT1, AT2, MA1, MA1a,
Ma1r, MA1ar, MA2, MA3, DM1 |
Используемые дополнительные
устройства |
-часовой механизм приведения мины
в боевое положение типов UES II, UES IIa |
|
-таймерный самоликвидатор типа VW
(может не устанавливаться) |
|
-таймерный нейтрализатор типа ZE III
(может не устанавливаться) |
|
-устройство необезвреживаемости
типа ZUS-40 (может не устанавливаться) |
|
-бомбовый взрыватель типа LHZ us Z(34)B |
Способы установки |
- сбросом с парашютом с самолета |
|
-сбросом с плавсредства (вариант
мины LMB/S) |
Глубины применения мины |
- от 7 до 35 метров. |
Дистанции обнаружения цели |
-от 5 до 35 метров |
Варианты использования
мины |
- неуправляемая донная мина с
магнитным, акустическим,
магнитно-акустическим или
магнитно-барометрическим датчиком цели, |
Время приведения в боевое
положение |
-от 30 мин. до 6 часов через 15 мин.
интервалы или |
|
-от 12 час. до 6 суток через 6-часовые
интервалы. |
Самоликвидаторы:
|
|
гидростатический (LiS) |
- при подъеме мины на глубину
менее 5.18м. |
таймерный
(VW) |
- по времени от 6 часов до 6 суток с
6-часовыми интервалами или нет |
гидростатический (LHZ us Z(34)B) |
-если мина после сброса не
достигла глубины 4.57м. |
Самонейтрализатор
(ZE III) |
-через 45-200 суток (мог не
устанавливаться) |
Прибор кратности
(ZK
II) |
- от 0 до 6 кораблей или |
|
- от 0 до 12 кораблей или |
|
- от 1 до 15 кораблей |
Защита от вскрытия мины |
-да |
Время боевой работы |
-определяется исправностью
батарей питания. Для мин с акустическими
взрывными устройствами от 2 до 14 суток. |
Гексонит это смесь гексогена (50%)
с нитроглицерином (50%). Мощнее тротила на
38-45%. Отсюда масса заряда в тротиловом
эквиваленте составляет 939-1001 кг.
Устройство мины LMB.
Внешне это алюминевый цилиндр с закругленной
носовой частью и открытой хвостовой частью.
Конструктивно мина состоит из трех отсеков:
*отсек основного заряда, в котором размещается
основной заряд, бомбовый взрыватель LHZusZ(34)B, часы
приведения взрывного устройства в боевое
положение UES с гидростатическим устройством
самоликвидации LiS, гидростатическим механизмом
включения промежуточного детонатора и
устройством необезвреживаемости бомбового
взрывателя ZUS-40..
Снаружи этот отсек имеет бугель для подвески к
самолету, три лючка для заполнения отсека
взрывчаткой и лючки для UES, бомбового взрывателя
и механизма включения промежуточного
детонатора.
*отсек взрывного устройства, в котором
размещается взрывное устройство, с прибором
кратности, таймерным самоликвидатором,
таймерным нейтрализатором, устройством
необезвреживаемости и устройством защиты от
вскрытия.
*парашютный отсек, в котором размещается
уложенный парашют. В этот отсек выходят
оконечные устройства некоторых взрывных
устройств ( микрофоны, датчики давления).
UES (Uhrwerkseinschalter). В мине LMB использовались
часовые механизмы приведения мины в боевое
положение типов UES II или UES IIa.
UES II - это гидростатический часовой механизм,
который начинает отсчет времени
только если мина окажется на глубине равной
5.18 м. или более. Включается он срабатыванием
гидростата, который высвобождает анкерный
механизм часов. Следует знать, что часовой
механизм UES II продолжит свою работу даже если в
это время мину извлечь из воды.
UES IIa аналогичен UES II, но прекращает свою
работу если мину извлечь из воды.
Размещается UES II под лючком на боковой
поверхности мины с противоложной стороны бугелю
подвески на расстоянии 121.02 см. от носа. Диаметр
лючка 15.24 см., закреплен стопорным кольцом.
Оба типа UES могли снабжаться
гидростатическим устройством неизвлекаемости LiS
(Lihtsicherung), которое замыкало батарею питания на
электродетонатор и взрывало мину, если ее
поднимать и она окажется на глубине меньше,
чем 5.18м. При этом LiS могло подсоединяться
непосредственно в цепь UES и активизировалось
после того, как UES отработает свое время, или же
через форконтакт (Vorkontakt), который активизировал
LiS через 15-20 минут, после начала работы UES.
Посредством LiS обеспечивалась невозможность
подъема мины на поверхность после ее сброса с
плавсредства.
Часовой механизм UES можно предварительно
установить на требуемое время приведения мины в
боевое положение в пределах от 30 минут до 6 часов
через 15-минутные интервалы. Т.е. мина
приведется в боевое положение после
сброса через 30 минут, 45 мин, 60 мин., 75 мин.,......6
часов.
Второй вариант работы UES - часовой механизм
можно предварительно установить на время
приведения мины в боевое положение в пределах от
12 часов до 6 суток
через 6-часовые интервалы. Т.е. мина
приведется в боевое положение после
сброса через 12 часов, 18 час, 24 час,......6 суток.
Проще говоря, при попадании мины в воду на
глубину 5.18м. или глубже сначала отработает
свое время задержки UES и лишь затем начнется
процесс настройки взрывного устройства
Собственно, UES это предохранительное
устройство, позволяющее своим кораблям
безопасно перемещаться вблизи мины
определенное, известное им время. Например, при
продолжающихся работах по минированию
акватории.
Бомбовый взрыватель (Bombenzuender) LMZ us Z(34)B. Его
основная задача заключается в том, чтобы
взорвать мину , если она не достигнет
глубины 4.57.м. до истечения 19 секунд с момента
касания поверхности.
Взрыватель располагается на боковой поверхности
мины на 90 градусов от бугеля подвески на 124.6
см. от носа. Лючок диаметром 7.62см. закреплен
стопорным кольцом.
В конструкции взрывателя имеется таймерный
механизм часового типа, который расстопаривает
инерционный грузик через 7 секунд после того, как
из взрывателя извлечена предохранительная чека
(чека соединена тонкой проволокой со
сбрасывающим устройством самолета). После
касания мины поверхности земли или воды движение
инерционного грузика запускает таймерный
механизм, который через 19 секунд вызывает
срабатывание взрывателя и взрыв мины, если
имеющийся во взрывателе гидростат, до этого
момента не застопорит таймерный механизм. А
гидростат сработает, только если мина к этому
моменту достигнет глубины не меньше 4.57 метра.
По сути дела этот взрыватель является
самоликвидатором мины на тот случай, если она
упала на землю и на мелководье и может быть
обнаружена противником.
Устройство необезвреживаемости (Ausbausperre)
ZUS-40. Под взрывателем может располагаться
устройство необезвреживаемости ZUS-40. Оно
предназначено для того, чтобы водолаз противника
не смог извлечь взрыватель LMZusZ(34)B, и тем самым
сделать возможным подъем мины на поверхность.
Это устройство состоит из
подпружиненного ударника, который
высвобождается, если попытаться извлечь из
мины взрыватель LMZ us Z(34)B.
Устройство имеет ударник 1, стремящийся под
влиянием пружины 6 продвинуться вправо и
наколоть капсюль-воспламенитель 3. Продвижению
ударника мешает стопор 4, опирающийся снизу на
стальной шарик 5. Устройство
необезвреживаемости помещается в боковом
запальном стакане мины под взрывателем,
детонатор которого входит в гнездо устройства
неизвлекаемости. Ударник подается влево,
вследствие чего контакт между ним и стопором
нарушается При ударе мины о воду или
грунт шарик вылетает из своего гнезда, и
стопор под действием пружины 2 опускается вниз,
освобождая путь ударнику, который теперь
удерживается от накола капсюля только
детонатором взрывателя. При извлечении
взрывателя из мины более чем на 1.52 см.
детонатор выходит из гнезда ликвидатора и
окончательно освобождает ударник, который
накалывает капсюль-детонатор, взрыв которого
взрывает специальный детонатор, а от него
взрывается основной заряд мины.
От автора. Вообще то ZUS-40 это
стандартное устройство необезвреживаемости,
применявшееся в немецких авиабомбах. Им могли
быть снабжены большинство фугасных и осколочных
бомб. Причем, ZUS устанавливался под взрыватель и
бомба, снабженная им ничем не отличалась от
той, которая таковым не снабжена. Точно также это
устройство могло иметься в мине LMB или не иметься.
В Севастополе несколько лет назад была
обнаружена мина LMB и при попытке ее разборки от
взрыва механического защитника взрывного
устройства (GE) погибли двое доморощенных
деминеров. Но там сработал только специальный
килограммовый заряд, который предназначен
именно для укорачивания излишнего любопытства.
Если бы они стали вывинчивать бомбовый
взрыватель, то избавили бы своих родных от
необходимости их хоронить. Взрыв 700 кг. гексонита
просто превратил бы их в пыль.
Обращаю внимание всех любителей поковыряться
во взрывоопасных остатках войны на то, что да,
большинство немецких бомбовых взрывателей
конденсаторного типа и ныне уже неопасны. Но
имейте в виду, что под любым из них может
оказаться ZUS-40. А эта штука механичская и может
ждать свою жертву неопределенно долго.
Включатель промежуточного
детонатора. Размещен на противоволожной
стороне от бомбового взрывателя на расстоянии
111.7см. от носа. Имеет лючок диаметром 10.16 см.,
закрепленный стопорным кольцом. Головка его
гидростата вызодит на поверхность боковой
стороны мины рядом с бомбовым взрывателем.
Гидростат стопорится второй предохранительной
чекой, которая тонкой проволочкой соединена со
сбрасывающим устройством самолета. Основная
задача включателя промежуточного детонатора
состоит в предохранении от взрыва мины при
случайном срабатывании взрывного механизма
до того, как мина окажется на глубине.. При
нахождении мины на суше, в воздух гидростат не
позволяет промежуточному детонатору
соединиться с электродетонатором ( а послед)ний
проводами соединен со взрывным устройством) и
при случайном срабатывании взрывного устрйоства
взорвется только электродетонатор. Когда мина
сброшена, то одноврменно с предохранительной
чекой бомбового взрывателя вытаскивается и
предохранительная чека включателя
промежцуточного детонатора. По достижении
глубины 4.57 метра гидростат позволит
промежуточному детонатору соединиться с
электродетонатором.
Таким образом, после отделения мины от
самолета, с помощью натяжных проволок
извлекаются предохранительные чеки бомбового
взрывателя и включателя промежуточного
детонатора, а также вытяжная шпилька парашюта.
Колпак парашюта сбрасывается, парашют
раскрывается и мина начинает снижаться. В этот
момент ( 7 секунд после отделения от самолета)
таймер бомбового взрывателя расстопаривает свой
инерционный грузик.
В момент касания мины поверхности земли или воды
инерционный грузик вследствие удара о
поверхность запускает таймер бомбового
взрывателя.
Если через 19 секунд мина не окажется глубже, чем
4.57 метра, то бомбовой взрыватель взрывает мину.
Если мина до истечения 19 секунд достигла
глубины 4.57м., то таймер бомбового взрывателя
стопорится и в дальнейшем взрыватель в работе
мины участия не принимает.
По достижении миной глубины 4.57м. гидростат
включателя промежуточного детонатора посылает
промежуточный детонатор в соединение с
электродетонатором.
По достижении миной глубины 5.18м. гидростат UES
запускает свой часовой механизм в работу и
начинается отсчет времени до приведения
взрывного устройства в боевое положение.
При этом через 15-20 минут с момента начала работы
часов UES может включиться устройство
неизвлекаемости LiS, которое взорвет мину, если ее
поднять на глубину меньше, чем 5.18м. Но в
зависимости от заводских предустановок,
включение LiS может производиться не через 15-20
минут после запуска UES, а только после отработки
UES своего времени.
Через заданное время UES замкнет взрывную цепь
на взрывное устройство, которое начнет
процесс приведения себя в боевое положение.
После того, как основное взрывное устройство
привело себя в боевое положение мина оказывается
в положении боевого дежурства, т.е. в ожидании
корабля-цели.
Воздействие вражеского корабля на
чувствительные элементы мины приводит к ее
взрыву.
Если мина оснащена таймерным нейтрализатором,
то в зависимости от установленного времени в
пределах от 45 до 200 суток он отделит источник
питания от электросхемы мины и миана станет
безопасной.
Если мина снабжена самоликвидатором, то, в
зависимости от установленного времени в
пределах до 6 суток он замкнет батарею питания на
электродетонатор и мина взорвется.
Мина может быть снабжена устройством защиты
взрывного устройства от вскрытия. Это
механически приводимый в действие взрыватель
разгрузочного действия, который при попытке
вскрыть отсек взрывного устройства взорвет
килограммовый заряд взрывчатки, который
разрушит взрывное устройство, но не приведет к
взрыву всей мины.
Рассмотрим взрывные устройства, которые могли
устанавливаться в мину LMB. Все они
устанавливались в отсек взрывного устройства на
заводе. Сразу заметим, что различить какое именно
устройство установлено в данную мину возможно
лишь по маркировке на корпусе мины.
Магнитное взрывное устройство M1 (оно же E-Bik
и SE-Bik). Это магнитное неконтактное взрывное
устройство, которое
реагирует на изменения вертикального
компонента магнитного поля Земли. В
зависимости от заводских настроек оно может
реагировать на изменения северного направления
(магнитные силовые линии идут от северного
полюса к южному), на изменения южного направления
или же на изменения той и другой направленности.
От Ю.Мартыненко. В зависимости от
места постройки корабля, точнее, от того, как по
странам света был ориентирован стапель, корабль
навсегда приобретает определеную
направленность своего магнитного поля. Может
статься, что один корабль может безопасно
проходить над миной множество раз, другой же
подорвется.
Разработано фирмой Hartmann & Braun SVK в 1923-25 гг.
Питается М1 от батареи типа EKT рабочим
напряжением 15 вольт. Чувствительность прибора
ранних серий составляло 20-30 mOe. Позднее она была
увеличена до 10 mOe, а последнии серии имели
чувствительность 5 mOe. Проще говоря, М1
обнаруживает корабль на расстояниях от 5 до 35
метров. После того, как UES отработало заданное
время, оно подает питание на М1, в котором
начинается процесс настройки на то магнитное
поле, которое имеется в данном месте на момент
начала работы A.L.A (прибора, встроенного в М1 и
предназначенного для определения характеристик
магнитного поля и принятия их за нулевое
значение).
Взрывное устройство М1 в своей схеме имело
вибрационный датчик (Pendelkontakt), который блокировал
работу взрывной цепи при воздействии на мину
возмущающих влияний немагнитного характера
(удары, толчки, перекатывания, ударные волны
подводных взрывов, сильные вибрации от слишком
близко работающих механизмов и
корабельных винтов). Этим обеспечивалась
устойчивость мины ко многим тральным
мероприятиям противника, в частности к тралению
с помощью бомбометания, протягивания по дну
якорей и тросов.
Взрывное устройство М1 оснащалось часовым
пружинным механизмом VK, который при сборке мины
на заводе мог устанавливаться на отработку
интервалов времени от 5 до 38 секунд. Он
предназначался для воспрепятствования сработке
взрывного устройства , если магнитное
воздействие проходящего над миной корабля
прекращалось ранее заданного отрезка
времени. Когда взрывное устройство М1 мины
реагирует на цель, оно заставляет соленоид часов
сработать, таким образом запуская секундомер.
Если магнитное воздействие присутствует в
конце заданного времени секундомер замкнет
взрывную сеть и приведет мину в действие. Если
мина не будет взорвана приблизительно после 80
срабатываний VK, то он выключается из работы.
С помощью VK достигалась нечувствительность
мины к малоразмерным быстроходным кораблям (
торпедные катера и т.п.), магнитным тралам,
установленным на самолетах.
Также внутри взрывного
устройства находился и был включен в
электроцепь взрывного устройства прибор
кратности (Zahl Kontakt (ZK)), который обеспечивал
взрыв мины не под первым, проходящим над миной
кораблем, а под определенным по счету.
Во взрывном устройстве М1 использовались
приборы кратности типов ZK I, ZK II, ZK IIa и ZK IIf.
Все они приводятся в действие пружинным приводом
часового типа, анкеры которых управляются
электромагнитами. Однако, мина должна быть
приведена в боевое положение прежде, чем
электромагнит, управляющий анкером, может начать
действовать. Т.е. должна быть закончена
программа приведения в боевое положение
взрывного устройства М1. Взрыв мины мог произойти
под кораблем только после того, как прибор
кратности отсчитал заданное количество проходов
кораблей.
ZK I являлся шестишаговым механическим
счетчиком. Учитывал импульсы срабатывания
длительностью 40 секунд и более.
Проще говоря, его можно было настроить на проход
от 0 до 6 кораблей. При этом изменение магнитного
поля должно было продолжаться 40 секунд или более.
Этим самым исключался отсчет быстроходных целей
типа торпедных катеров или самолетов с
магнитными тралами.
ZK II - являлся двенадцатишаговым механическим
счетчиком. Он учитывал импульсы срабатывания
длительностью 2 минуты и более.
ZK IIa был аналогичен ZK II, за исключением того,
учитывал импульсы срабатывания длительностью не
2, а 4 минуты и более.
ZK IIf был аналогичен ZK II, за исключением того,
что временной интервал был уменьшен с двух минут
до пяти секунд.
В электросхеме взрывного устройства М1 имелся
так называемый маятниковый контакт (по сути дела
вибрационный датчик), который блокировал работу
устройства при любых механических воздействиях
на мину (перемещение, перекатывание, толчки,
удары, взрывные волны и т.п), что обеспечивало
устойчивость мины к несанкционированным
влияниям. Проще говоря, он обеспечивал
срабатывание взрывного устройства только при
изменении магнитного поля проходящим
кораблем.
Взрывное устройство М1, будучи приведенным в
боевое положение, срабатывало при нарастании или
уменьшении вертикальной компоненты магнитного
поля заданной длительности, причем взрыв мог
произойти под первым, вторым,...,двенадцатым
кораблем в зависимости от предустановок ZK..
Как и все другие магнитные взрывные устройства
М1 в отсеке взрывного устройства размещался в
кардановом подвесе, который обеспечивал строго
определенное положение магнитометра вне
зависимости от того, в каком положении мина лежит
на дне.
Варианты взрывного устройства М1, имевшие
обозначения M1r и M1s имели в своей электросхеме
схеме дополнительные цепи, обеспечивающие
повышенную стойкость взрывного устройства к
магнитным противоминным тралам.
Производство всех вариантов М1 было прекращено
в 1940 году из-за неудовлетворительных
характеристик и повышенного расхода
электроэнергии батареи питания.
Комбинированное взрывное устройство DM1.
Представляет собой магнитное взрывное
устройство М1 , в которое добавлен
контур с гидродинамическим датчиком,
реагирующим на снижение давления. Разработано
фирмой Hasag SVK в 1942 году, однако изготовление и
установка в мины началась лишь к июню 1944 года.
Впервые мины с DM1 стали устанавливаться в проливе
Ла Манш в июне 1944 года. Поскольку Севастополь был
освобожден в мае 1944, то применение DM1 в минах,
устанавливавшихся в Севастопольской бухте
исключается.
Срабатывает, если в пределах от 15 до 40 сек. после
того, как М1 зарегистрировал корабль-цель
(магнитная чувствительность : 5 mOe) давление воды
понижается на 15-25 мм. водяного столба и
сохраняется 8 секунд. Либо наоборот, если
датчик давления регистрирует снижение
давление на 15-25 мм. водяного столба в
течение 8 секунд и в это время магнитный контур
зарегистрирует появление корабля-цели.
В схеме имеется гидростатическое
устройство самоликвидации (LiS), которе замыкает
взрывную цепь мины, если последнюю поднять на
глубину менее 4.57 метра.
Датчик давления своим корпусом выходил в
парашютный отсек и размещался между
резонаторными трубами, которые использовались
только во взрывном устройстве AT2, но в общем то
являлись частью стенки отсека взрывного
устрйоства. источник питания единый для
магнитного и барометрического контуров- батарея
типа EKT рабочим напряжением 15 вольт.
Магнитное взрывное устройство M4 (оно же Fab Va).
Это неконтактное магнитное взрывное устройство,
которое реагирует на изменения
вертикального компонента магнитного поля Земли,
как северного, так и южного направления.
Разработано фирмой Eumig в Вене в 1944 году.
Изготавливалось и устанавливалось в мины в очень
ограниченных количествах.
Питается от батареи напряжением 9 вольт.
Чувствительность очень высокая 2.5 mOe. В работу
запускается как и М1 через вооружающие часы UES.
Автоматически настраивается на уровень
магнитного поля, имеющееся в точке сброса мины на
момент окончания работы UES.
В своей схеме имеет цепь, которую можно
полагать 15-шаговым прибором кратности, которую
перед установкой мины можно настраивать на
проход от 1 до 15 кораблей.
Никаких дополнительных устрйств, обеспечивающих
неизвлекаемость, необезвреживаемость,
периодическое прерывание работы,
противотральные свойства в М4 не встраивалось.
Также, не имелось устройств, определяющих
продолжительность изменения магнитного влияния.
М4 срабатывало немедленно при обнаружении
изменения магнитного поля.
Вместе с тем, М4 имело высокую стойкость к ударным
волнам подводных взрывов за счет совершенной
конструкции магнитометра нечувствительного к
механическим воздействиям.
Надежно ликвидируется магнитными тралами всех
типов.
Как и все другие магнитные взрывные устройства
М4 размещается внутри отсека на кардановом
подвесе, который обеспечивает правильное
положение вне зависимости от положения, которое
занимает мина при падении на дно. Правильное, т.е.
строго вертикальное. Это диктуется тем, что
силовые магнитные линии должны входить во
взрывное устройство либо сверху (северное
направление,), либо снизу (южное направление). При
ином положении взрывное устройство не сможет
даже правильно настроиться, не говоря уж о
правильном реагировании.
От автора. Очевидно существование
такого взрывного устройства диктовалось
сложностями промышленного производства и резким
ослаблением сырьевой базы конечного периода
войны. Немцам в это время требовалось произвести
как можно больше наиболее простых и дешевых
взрывных устройств даже и в пренебрежении их
противотральными свойствами.
Вряд ли в севастопольской бухте могли
ставиться мины LMB со взрывным устройством М4. А
если и ставились, то наверняка все они были
уничтожены противоминными тралами еще в период
войны.
Акустическое взрывное устройство А1. Это
акустическое взрывное устройство, реагирующее
на шум винтов проходящего корабля.
Взрывное устройство A1 начало разрабатываться с
мая 1940 фирмой Dr.Hell SVK и в середине мая 1940 был
представлен первый образец. Было принято на
вооружение в сентябре 1940.
Устройство реагировало на нарастающий до
определенной величины шум винтов корабля
частотой 200 герц, длящийся более 3-3.5 секунд.
Оснащалось прибором кратности (Zahl Kontakt (ZK))
типа ZK II, ZK IIa, ZK IIf. Более подробная информация об ZK
имеется в описании взрывного устройства M1.
Кроме того, взрывное устройство А1 было
оснащено устройством защиты от вскрытия
(Geheimhaltereinrichtung (GE) оно же Oefnungsschutz)
GE состояло из плунжерного переключателя,
который держал свою цепь в разомкнутом
состоянии когда крышка отсека взрывного
устройства, была закрыта. Если попытаться снять
крышку, пружинный плунжер высвобождается в
процессе снятия и замыкает цепь от главной
батареи взрывного устройства к
специальному детонатору, взрывая маленький
900-граммовый заряд ВВ, который уничтожает
взрывное устройство, но не взрывает основной
заряд мины. GE приводится в боевое
положение до установки мины, вставлением
предохранительной шпильки, которая замыкает
цепь GE. Эта шпилька вставляется в корпус мины
через отверстие, находящееся на 135° от верха
мины в 15.24см. от бортика хвостового лючка.
Если GE установлено в корпусе, это отверстие
будет присутствовать на корпусе, хотя оно будет
зашпаклевано и закрашено, чтобы не быть видным.
Взрывное устройство А1 имело три батареи
питания. Первая это 9-вольтовая батарея
микрофона, 15-вольтовая блокирующая батарея и
9-вольтовая запальная батарея.
Электросхема А1 обеспечивала ее
несрабатывание не только от коротких звуков
(короче 3-3.5 секунд), но и от слишком сильных
звуков, например, от ударной волны взрывов
глубинных бомб.
Вариант взрывного устройства под обозначением
A1st имел пониженную чувствительность
микрофона, что обеспечивало несрабатывание от
шума акустических минных тралов и шума винтов
малоразмерных судов.
Время боевой работы взрывного устройства А1
с момента его включения от 50 часов до 14 суток,
после чего батарея питания микрофона выходит из
строя вследствие израсходования своей емкости.
От автора. Хотелось бы обратить
внимание читателей на то, что батарея микрофона и
блокирующая батарея находятся постоянно в
работе. Под водой нет абсолютной тишины, особенно
в гаванях и портах. Микрофон передает на
трансформатор в виде переменного электротока
все звуки им получаемые, а блокирующая батарея
через свою схему блокирует все сигналы, не
отвечающие заданным параметрам. Рабочий ток
колеблется от 10 до 500 милиампер.
Акустическое взрывное устройство А4. Это
акустическое взрывное устройство, реагирующее
на шум винтов проходящего корабля.
Начало разрабатываться в 1944 году
фирмой Dr.Hell SVK и в конце года был
представлен первый образец.. Было принято на
вооружение и начало устанавливаться в мины в
начале 1945.
Следовательно, встретить А4 в минах LMB.
установленных в Севастопольской бухте,
невозможно.
Устройство реагировало на нарастающий до
определенной величины шум винтов корабля
частотой 200 герц, длящийся более 4-8 секунд.
Оснащалось прибором кратности типа ZK IIb,
который мог устанавливаться на прохождение
кораблей от 0 до 12. Имело защиту от шума
подводных взрывов за счет того, что реле
устройства срабатывали с замедлением, а шум
взрыва обрывистый. Имело защиту от имитаторов
шума винтов, устанавливаемых в носовой части
корабля за счет того, что шум винтов должен был
равномерно нарастать в течение 4-8 секунд, а
шум винтов, исходящих одновременно из двух точек
( шум настоящих винтов и шум имитатора) давал
неравномерное нарастание.
В устройстве устанавливалось три батареи.
Первая для питания схемы напряжением 9 вольт,
вторая для питания микрофона напряжением 4.5
вольт и третья блокирующая схему напряжением 1.5
вольт. Ток покоя микрофона достигал 30-50
милиампер.
От автора. Хотелось бы и здесь обратить
внимание читателей на то, что батарея микрофона и
блокирующая батарея находятся постоянно в
работе. Под водой нет абсолютной тишины, особенно
в гаванях и портах. Микрофон передает на
трансформатор в виде переменного электротока
все звуки им получаемые, а блокирующая батарея
через свою схему блокирует все сигналы, не
отвечающие заданным параметрам.
Взрывное устройство A4st отличалось от А4 только
пониженной чувствительностью к шумам. Этим
обеспечивалось несрабатывание мины под
малозначительными целями ( небольшие малошумные
суда).
Акустическое взрывное устройство с
низкочастотным контуром АT2. Это
акустическое взрывное устройство, имеющее два акустических контура.
Первый акустический контур реагирует на шум
винтов корабля частой 200 герц похоже, как
взрывное устройство А1. Однако, срабатывание
этого контура приводило к включению второго
акустического контура, который реагировал
только на звуки низкой частоты (около 25 герц),
исходящие строго сверху. Если низкочастотный
контур регистрировал шумы низкой частоты
более 2 секунд, то он замыкал взрывную цепь и
происходил взрыв.
АТ2 разрабатывалось с 1942 фирмами Elac SVK и Eumig.
Начало использоваться в минах LMB в 1943 году.
От автора. Служебные источники не
поясняют для чего требовался второй
низкочастотный контур. Автор предполагает, что
таким образом выявлялся достаточно крупный
корабль, который в отличие от небольших посылал в
воду достаточно сильные шумы низкой частоты от
мощных тяжелых корабельных двигателей.
Для того, чтобы уловить низкочастотные шумы,
взрывное устройство оснащалось резонаторными
трубами, внешне похожими на оперение авиационных
бомб.
На фотографии показана хвостовая часть мины LMB
с выходящими в парашютный отсек
резонаторными трубами взрывного устройства АТ1.
Кожух парашютного отсека снят, чтобы бы было
видно АТ1 с его резонаторными трубами.
Устройство имело четыре батареи питания.
Первая для питания микрофона первого контура
напряжением 4.5 вольт и электородетонатора,
вторая напряжением 1.5 вольт для управления
трансформатором низкочастотного контура, третья
13.5 вольт для цепи накала трех усилительных
радиоламп, четвертая 96 анодная на 96 вольт для
питания радиоламп.
Никакими дополнительными устройствами типа
приборов кратности (ZK), устройств
неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от
вскрытия (GE) и прочими не оснащалось. Срабатывало
под первым проходящим кораблем.
Американский справочник по немецким морским
минам OP1673A отмечает, что мины с этими взрывными
устройствами имели тенденцию к
самопроизвольному срабатыванию, если
оказывались в зонах донных течений или во время
сильных штормов. Вследствие постоянной работы
микрофона контура нормальных шумов ( под водой
на этих глубинах довольно шумно) время боевой
работы взрывного устройства AT2 составляло
всего 50 часов.
От автора. Возможно, что именно эти
обстоятельства предопределили, что из очень
небольшого количества образцов немецких
морских мин времен Второй Мировой войны,
хранящихся ныне в музеях, мина LMB/AT 2 есть во
многих. Правда, стоит помнить, что мина LMB сама
по себе могла быть оснащена устройством
неизвлекаемости LiS и устройством
необезвреживаемости ZUS-40 под бомбовым
взрывателем LHZusZ(34)B. Могла, но очевидно довольно
много мин этими штуками не были оснащены.
В случае воздействия на микрофон ударной волны
подводного взрыва, которая характеризуется
очень быстрым возрастанием и небольшой
продолжительностью, на мгновенно возрастающий
ток в цепи реагировало специальное реле,
которое блокировало взрывную цепь на время
прохождения взрывной волны.
Магнитно-акустическое взрывное устройство MА1.
Это взрывное устройство было
разработано фирмой Dr.Hell CVK в 1941 году, и в этом же
году поступило на вооружение. Срабатывание
магнитно-акустическое.
После сбрасывания мины п происходит процесс
отработки времени задержки часами UES и
настройки на магнитное поле, существующее в
данном месте совершенно аналогично как во
взрывном устройстве М1. Собственно, МА1 это
взрывное устройство М1, с добавлением в него
акустического контура. Процесс включения и
настройки указан в описании включения и
настройки взрывного устройства М1.
При обнаружении корабля по изменению
магнитного поля прибор кратности ZK IIe
отсчитывает один проход. Акустическая система в
это время в работе взрывного устройства участия
не принимает. И только после того как прибор
кратности отсчитает 11 проходов и зарегистрирует
12-й корабль, к работе подключается акустическая
система.
Теперь, если в течение 30-60 секунд после
магнитного обнаружения цели акустическая
ступень зарегистрирует шум винтов,
продолжающийся несколько секунд, ее
низкочастотный фильтр отфильтрует частоты
больше 200 герц и включится в работу усилительная
лампа, которая подаст ток на электродетонатор.
Взрыв.
Если же акустическая система не зарегистрирует
шум винтов, или он окажется слишком слабым, то
биметаллический термоконтакт размокнет цепь и
взрывное устройство вернется в положение
ожидания.
Вместо прибора кратности ZK IIe в цепь взрывного
устройства могут встраиваться прерывающие
часы (Pausernuhr (PU)). Это 15-дневные электрически
управляемые включающие- выключающие часы,
созданные, чтобы приводить мину в боевое и
безопасное положение в 24-часовых циклах.
Установки выполняются в интервалах, кратных 3
часам, например, 3 часа включена, 21 час выключена, 6
часов включена, 18 часов выключена и т.д. Если в
течение 15 дней мина не сработала, то эти часы
выводятся из цепи и срабатывание мины произойдет
при первом же проходе корабля.
Помимо гидростатического устройства
неизвлекаемости (LiS), встроенного в часы UES, данное
взрывное устройство оснащается собственным
гидростатическим LiS, которое питается от
собственной 9-вольтовой батареи. Таким образом,
мина, оснащенная данным взрывным устройством
способна взорваться при подъеме на глубину
меньше, чем 5.18 метров от одного из двух LiS.
От автора. Усилительная лампа
потребляет значительный ток. Специально для нее
во взрывном устройстве имеется 160-вольтовая
анодная батарея. Вторая 15-вольтовая батарея
питает как магнитный контур, так и микрофон, и
прибор кратности или прерывающие часы PU (если
установлены взамен ZK). Вряд ли, батареи,
находящиеся постоянно в работе, сохранят свой
потенциал в течение 11 лет.
Вариант взрывного устройства MA1 под
наименованием MA1r имел в своем составе медный
наружный кабель длиной около 50 метров, в
котором наводился электрический потенциал под
воздействием магнитного линейного трала. Этот
потенциал блокировал работу схемы. Таким образом
МА1r имел повышенную устойчивость к действию
магнитных тралов.
Вариант взрывного устройства MA1 под
наименованием MA1a имел несколько иные
характеристики, которые обеспечивали
блокирование взрывной цепи, если обнаруживалось
снижение уровня шума, а не ровный шум или его
повышение.
Вариант взрывного устройства MA1 под
наименованием MA1ar объединял в себе особенности
МА1r и MA1a.
Магнитно-акустическое взрывное устройство MА2.
Это взрывное устройство было
разработано фирмой Dr.Hell CVK в 1942 году, и в этом же
году поступило на вооружение. Срабатывание
магнитно-акустическое.
После сбрасывания мины происходит процесс
отработки времени задержки часами UES и
настройки на магнитное поле, существующее в
данном месте совершенно аналогично как во
взрывном устройстве М1. Собственно, магнитный
контур взрывного устройства МА2 заимствован из
взрывного устройства М1.
При обнаружении корабля по изменению
магнитного поля прибор кратности ZK IIe
отсчитывает один проход. Акустическая система в
это время в работе взрывного устройства участия
не принимает. И только после того как прибор
кратности отсчитает 11 проходов и зарегистрирует
12-й корабль, к работе подключается акустическая
система. Впрочем, он может быть настроен на любое
количество проходов от 1 до 12.
В отличие от MA1 здесь после срабатывания
магнитного контура в момент приближения
двенадцатого корабля-цели происходит
настраивание акустического контура на уровень
шумов, имеющийся на данный момент, после чего
акустический контур выдаст команду на подрыв
мины только если уровень шума поднялся до
определенного уровня за 30 секунд. Схема
взрывного устройства блокирует взрывную цепь,
если уровень шума превышает заданный уровень, а
затем начинает снижаться. Этим достигалась
устойчивость мины к тралению магнитными тралами,
буксируемыми за судном-тральщиком.
Т.е. сначала магнитный контур регистрирует
изменение магнитного поля и включает
акустический контур. Последний регистрирует
не просто шум, а нарастающий шум от тихого до
порогового значения и выдает команду на взрыв. А
если мина встретила, не корабль-цель, а
тральщик, то поскольку тральщик идет впереди
магнитного трала, в момент включения
акустического контура шум его винтов чрезмерен,
а затем начинает спадать.
От автора. Вот таким довольно простым
способом без всяких компьютеров
магнитно-акустическое взрывное устройство
определяло, что источник искажения магнитного
поля и источник шума винтов не совпадают, т.е.
движется не корабль-цель, а тральщик, тянущий за
собой магнитный трал. Естественно, что тральщики,
занимавшиеся этим делом, сами были немагнитными,
чтобы не подорваться на мине. Встраивание в
магнитный трал имитатора шума винтов ничего
здесь не дает, т.к. происходит наложение шума
винтов тральщика на шумы имитатора и нормальная
звуковая картина искажается.
Взрывное устройство МА2 в своей схеме имело
вибрационный датчик (Pendelkontakt), который блокировал
работу взрывной цепи при воздействии на мину
возмущающих влияний немагнитного характера
(удары, толчки, перекатывания, ударные волны
подводных взрывов, сильные вибрации от слишком
близко работающих механизмов и
корабельных винтов). Этим обеспечивалась
устойчивость мины ко многим тральным
мероприятиям противника, в частности к тралению
с помощью бомбометания, протягивания по дну
якорей и тросов.
Устройство имело две батареи. Одна из них
напряжением 15 вольт питала магнитный контур, да и
всю электровзрывную цепь. Вторая батарея анодная
на 96 вольт питала три усилительные радиолампы
акустического контура
Помимо гидростатического устройства
неизвлекаемости (LiS), встроенного в часы UES, данное
взрывное устройство оснащается собственным
гидростатическим LiS, которое питается от
основной 15-вольтовой батареи. Таким образом,
мина, оснащенная данным взрывным устройством
способна взорваться при подъеме на глубину
меньше, чем 5.18 метров от одного из двух LiS.
Взрывное устройство МА 3 отличалось от МА 2
только тем, что его акустический контур был
настроен не на 20, а на 15 секунд.
Акустико-магнитное взрывное устройство с
низкотональтным контуром AMT 1. Должно
было устанавливаться в мины LMB IV, однако к моменту
окончания войны это взрывное устройство
находилось в стадии экспериментирования.
Применение этого взрывного устройство не было
отмечено ни союзниками, ни советским ВМФ.
Причиной разработки AMT 1 явились два
существенных недостатка, выявленных при
эксплуатации акустических взрывных
устройств с низкотональным контуром типа АТ:
1. Эти устройства имели тенденцию
самопроизвольного срабатывания при наличии в
месте установки достаточно сильных донных
течений и во время штормовой погоды.
2. Крайне небольшой срок боевой работы (50 часов)
вследствие практически постоянной работы
микрофона.
Предполагалось, что сначала будет
срабатывать акустическиий контур, реагирующий
на звук нормальной частоты ( 200 герц) . Если
акустический контур опознал шум, как шум винтов,
то он включит магнитный контур М4, который в
случае обнаружения изменения магнитного поля
вследствие появления корабля-цели, включит
низкотональную ветвь акустического контура,
которая реагирует на шумы низкого тона (15-25 герц).
Лишь он замкнет взрывную цепь мины.
Взрывное устройство AT 2 устанавливалось на
штатное место в отсеке взрывного устройство, а
взрывное устройство М4 в резиновой трубе,
проходящей вдоль оси отсека заряда ВВ.
В принципе, различные дополнительные
устройства в АМТ 1 должны были использоваться те
же самые, что в устройствах М4 и АТ 2, однако
сведений об этом не имеется, как и результатов
испытаний.
Кроме вышеописанных устройство мины LMB могли
оснащаться, но необязательно, следующими
устройствами:
Механизм самонейтрализации (Zeit Einrichtungen (ZE) )
В отсек взрывного устройства мог
устанавливаться и подключаться в электроцепь
взрывного устройства механизм
самонейтрализации (Zeit Einrichtungen) типа ZE III.
.Это - 200-дневные часы, которые работают от двух
маленьких пружин взводимых маленьким 9-вольтовым
двигателем, питающимся от батареи взрывного
устройства. Эти часы могут быть установлены на
срок от 45 до 200 дней, поворотом установочного
циферблата по часовой стрелке от нуля к
желательному положению. Завершение отработки
времени UES (часов вооружения) соединяет
9-12-вольтовую батарею с клеммами ZE, запуская
электромотор часов. Этот электромотор
периодически подзаводит часы. После отработки
установленного времени часы размыкают взрывную
цепь мины и дальнейшая работа взрывного
устройства уже не может привести к взрыву. Если
при запуске ZE произошел его отказ, то взрывная
цепь мины мины размыкается через 60-70 секунд, что
также приводит к отказу мины.
Прибор срочности (Verzogerung Werke (VW))
В инеженерных войсках подобные устройства
называют более понятно и точно- устройства
самоликвидации. В отсек взрывного устройства мог
устанавливаться и подключаться в электроцепь
взрывного устройства механизм
самоликвидации (Verzogerung Werke (VW)) . Это были пружинные
часы со сроком заводки до 6 суток и могли
устанавливаться на время самоликвидации от 6
часов до 6 суток с интервалом 6 часов. т.е. мина
могла самоликвидироваться через 6 час., 12ч.,
18ч.,...... 6 суток. В конце заданного времени
устройство самоликвидации подавало, минуя
все остальные устройства, электроимпульс
непосредственно на электродетонатор.
Механический защитник взрывного устройства.
(Geheimhaltereinrichtung (GE)) Это устройство состоит из подпружиненного ударника,
удерживаемого двумя стопорными шариками, когда
лючок или крышка механизма, к которой оно
присоединено, находятся в своем нормальном
положении, то есть, мина, полностью собранна. Если
попытаться удалить лючок или крышку
механизма, движение подпружиненного ударника
позволяет стопорным шарикам выкатиться в
свободную полость в перерыв, высвобождая
ударник, который ударит по специальному
детонатору, который взорвет килограммовый
заряд, чтобы уничтожить взрывное устройство
или уничтожить деминера. При этом основной заряд
мины не взрывается. Устройство активизируется до
установки мины удалением предохранительной
шпильки, выходящей на поверхность мины через
специальное отверстие. Это отверстие
расположено на 90° от высшей линии центра на
бортике.
Итак, из перечня взрывных устройств, которые
могли устанавливаться в мину LMB следует
однозначно исключить все акустические (A1, A1st, A4,
A4st, AT2) поскольку первоисточники указывают, что
через 2-14 суток батареи питания этих устройств
расходовались и мина становилась
невзрывоопасной.
Также можем исключить все
магнитно-акустические взрывные устройства (MA1,
MA1a, MA2, MA1r, MA1ar) поскольку для срабатывания этих
устройств на конечном этапе требовался шум
винтов, а линкор стоял на месте , да и вообще в
половине первого ночи в бухте не перемещались
никакие корабли.
И наконец, мы должны исключить из списка все
магнитные взрывные устройства (M1, M1r, M1s, M1ar, M4),
поскольку для их срабатывания требуется
изменение магнитного поля, а не его наличие в
зоне чувствительности взрывного устройства.
Линкор же стоял и изменения магнитного поля не
происходило. Стоит заметить, что даже если по
каким то причинам, часы, приводящие взрывное
устройство в боевое положение (UES) в момент сброса
мины не запустились и это произошло, когда
якорная цепь задела мину, то магнитное взрывное
устройство настроится на то магнитное поле,
которое будет иметься в зоне чувствительности в
момент приведения его боевое положение. Проще
говоря, магнитное поле Земли плюс магнитное
поле линкора будут учетны датчиком, как нулевое
положение.
Общий вывод состоит в том, что ни одно из
взрывных устройств, которые могли быть
установлены в мину LMB, в данных конкретных
условиях ночи 29 октября привести к взрыву
мины не могли, даже если предположить, что
батарея питания в мине была все же
работоспособна. Для этого необходим был либо шум
винтов, либо изменение магнитного поля, либо то и
другое одновременно. Но линкор стоял на месте
и его винты были неподвижны. Рядом тоже не
перемещалось ни одно судно.
Если предположить, что взрыв мины произошел от
некого механического устройства, например,
часового механизма, то как видно из материала,
рассмотренного выше, во взрывной цепи мин LMB
нет никаких устройств, которые работали бы иначе,
чем на замыкание взрывной электроцепи, причем
единственный прибор срочности (таймерный
самоликвидатор) с часовым приводом (VW),
который приводил к взрыву мины по истечении
заданного времени, был рассчитан лишь на 6
суток. Допустим, что в свое время он
застопорился по каким то причинам, и вновь пошел,
будучи потревоженный якорной цепью. Обратите
внимание на то, что мина могла быть потревожена
якорной цепью не позднее 16.22-17.00 (если верить
данным книги адмирала Никольского) ,
следовательно самоликвидатор, который
отрабатывает 6-часовые промежутки, мог
замкнуть цепь в отрезок времени от 16.22 до 23.00, либо
после 4.22., т.е. через 6 или через 12 часов с
момента запуска. А взрыв то произошле в 1.30
ночи , т.е. как раз в тот временной отрезок,
когда не самоликвидатор не мог замкнуть цепь
взрыва.
И опять таки, он только замыкал электрическую
цепь. Да, он мог по каким то причинам
застопориться в самом начале своей работы в 1944
году и когда мину потревожила якорная цепь
линкора, вновь пойти, замкнуть электроцепь через
какое то время и взорвать мину. Но при
обязательном условиии - работоспособность
батарей питания. А с момента, когда немцы
могли сбросить в воды Севастополя последнюю мину
LMB и до момента взрыва линкора Новороссийск
прошло более 11 лет (11 лет и несколько месяцев).
Я лично не знаю никаких батарей, которые
сохраняли бы свою работспособность столь долго.
В книге "Гибель линейного корабля
"Новороссийск": Документы и факты"
сказано:
|
Проведенные
в ВМФ СССР наблюдения за партией немецких
трофейных батарей в количестве 244 комплектов,
состоящих из элементов типа ЕКТ изготовления
1943-1944 гг., позволяют достаточно точно оценить
вероятность безотказной работы неконтактных
взрывателей М-2 ( В.Ю.Г. Ошибка автора книги.
Мина RMH могла комплектоваться исключительно M1 )
в донных минах типа RMH. Наблюдение за
саморазрядом батарей велось в лабораторных
условиях с 1948 г., т.е. по прошествии четырех лет с
момента их изготовления. За отказ батарей
принимался факт снижения напряжения ниже 7 В.
Из 244 батарей через 4 года со дня изготовления
небоеспособными оказались 110 (45%),
через 5 лет - 159 (65%),
через 6 лет - 195 (80%),
через 7 лет - 226 (92,5%),
через 8 лет - 241 (98,8%),
через 9 лет - 244 (100%). |
Эти данные подтверждает контр-адмирал
Н.Никольский в своей книге "Гибель линкора
"Новороссийск"", бывший в тот момент
начальником штаба эскадры.
Заметим, что речь идет о батареях, находившихся
на складском хранении, не подключенных ни в какие
устройства, т.е. в оптимальнейших условиях
обеспечивающих минимум саморазряда батарей,
чего невозможно иметь для батареи, установленной
во взрывном устройстве.
Кроме того, проверялся лишь потенциал батарей,
т.е. если вольтметр показывал около 7-14
вольт, то батарея считалось работспособной. А вот
силу тока, которую способна дать батарея и как
долго она может его выдавать, т.е. ее емкость,
проверить невозможно.
Советские батареи подобного типа СБС-У-6
(6,15-ПМЦ-У-48) имеют гарантийный срок хранения 12
месяцев. По опыту автор знает, что они
работоспособны вдвое дольше, т.е. 2 года. Увеличим
этот срок вдвое, полагая, что немецкие изделия
вдвое лучше советских. Получается 4 года.
Вот эти 4 года и стоит полагать
предельным сроком работоспособности немецких
батарей типа EKT.
Механическое же взрывное устройство защиты от
вскрытия могло сработать только если мину
начинали вскрывать. И опять таки, взрывалась не
вся мина, а только килограммовый заряд,
разрушающий лишь взрывное устройство и не
затрагивающий основного заряда мины..
P.S. Огромная благодарность Юрию Мартыненко,
В.Фляйшеру, В.Тамму, Хорсту и В.Йордану из
Германии, отыскавшим и любезно предоставившим
для статьи документальные материалы по
германским морским минам периода Второй Мировой
войны Причем, помощь Ю.Мартыненко оказалась
столь значительной, что его можно считать
соавтором статьи. Отдельная благодарность
Е.Окуневу из Санкт-Петербурга за подборку
информационных материалов по обстоятельствам
гибели линкора, Дмитрию за подборку фотографий
устройств мины LMB.
2 февраля 2008 г.
Фото слева: Fвтор возле мины LMB. Военный музей в
Кобленце (Германия). Левее мины LMB стоит мина LMA.
Июнь 2012г.
Источники и литература
1.OP1673A. German Underwater Ordnance Mines. Military Arms Research Service.
Departament of the Navy Departament of Military Ballistics. Sant Jose. California 14 June
1946.
2.Wolfgang Thamm. Die Zuendgerate von See- und Bombenminen. Einsatzfahige deutsche
Femzundgerate. Marine und Luftwaffe 1935- 1945 Pro Literatur Verlag . Mammendorf 2005
3.Mine Disposal Handbook. Part IV. German Underwater Ordnance. Chapter 1. German
Influence Mines. 1 March 1945.
4.Mine Disposal Handbook. Part IV. German Underwater Ordnance. Chapter 5. German
Controlled Mines. 1 March 1945.
5.Uebersicht ueber deutsche und fremde Ankertayminen und Sperrschutzmittel. Herausgegeben
1946 der Deutschen Minenraeumdiensleiting. D.M.R.V. Nr 13.
6.Н.Никольский и В.Никольский. Гибель линкора
"Новороссийск". ЭКСМО.ЯУЗА. Москва. 2005г.
7.О.П.Бар-Бирюков. Час Х для линкора
"Новороссийск. Центрполиграф. Москва. 2006г.
8.Army Technical Manual TM 9-1985-2/Air Force Technical Order TO 39B-1A-9. GERMAN
EXPLOSIVE ORDNANCE (Bombs, Fuzes, Rockets, Land Mines, Grenades & Igniters). 0 1325
005 0002. Departaments of the Army and Air Force. March 1953.
9.Руководство по подрывным работам. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1969г.
10. Личный фотоархив Веремеева Ю.Г.
11.Личный фотоархив Мартыненко Ю.И.
12.Aufsichts - und Dienstleistungsdirection (Кобленц, Германия).
13.Экспозиция Dresdener Sprengshule (Дрезден, Германия).
14.Экспозиция Das Militarhistorische Museum der Bundeswehr в Дрездене,
Германия. |