Анатомия армии

Германские  авиационные  мины серии ВМ 1000 "Моника"
(Bombenmine 1000 (BM 1000) "Monika")

(Информация к тайне гибели линкора "Новороссийск")

Часть 1

Предисловие.

29 октября 1955 года в 1 час 30 минут на рейде Севастополя произошел взрыв, в результате которого   флагман Черноморского флота линейный корабль "Новороссийск" (бывший итальянский "Джулио Чезаре") получил пробоину в носовой части. В 4 часа 15 минут линкор вследствие неостановимого поступления воды в корпус перевернулся и затонул. Истинная причина взрыва и что именно взорвалось, несмотря на проведенное расследование и последующие многолетние исследования, так и не были выяснены.
Достоверно установлено, что взрыв был наружным сдвоенным (два заряда, взорвавшиеся с расхождением по времени в десятые доли секунды), т.е. произошел не внутри корпуса корабля, а вне его, и произошел он под днищем в носовой части между 31-м и 50-м шпангоутами справа от киля. Именно в этом месте имеется пробоина площадью около 150 кв. метров, проходящая от днища вверх через все палубы  и выходящая на верхнюю палубу.
Все остальные параметры взрыва получены различными исследователями рассчетным путем, исходя из размеров и характера повреждений, размеров и формы воронки от взрыва на грунте.

В конечном счете и правительственной комиссией и последующими исследователями были выдвинуты две  версии, касающиеся того, какое именно взрывное устройство взорвалось под линкором.   Причем, правительственная комиссия основной полагает первую версию, тогда,  как все остальные исследователи склоняются ко второй.

Вот эти версии:

1.Под линкором взорвалась связка из двух   германских морских донных мин неконтактного действия, установленная немцами во время  войны в период между 22.6.1941 и 9.5.1944. Т.е. это было эхо минувшей войны, своего рода несчастный случай.

2. Под линкором  иностранными ( итальянскими или английскими) боевыми пловцами был установлен мощный заряд взрывчатки, который был приведен в действие с помощью таймерного  взрывателя или же по проводам. Т.е. это была диверсия. Фактически, акт агрессии со стороны стран NATO.

Автор через расмотрение параметров, устройств и принципов срабатывания  германских морских донных неконтактных  мин  имеет намерение дать  исследователям возможность   значительно сузить эту версию. Сузить, а не исключить. Дело в том, что в принципе мина необязательно могла быть немецкого образца.   Она могла быть и итальянской, и советской, и любого государства так или иначе затронутого войной. Впрочем, после освобождения Севастополя и в послевоенные годы в  акватории обнаруживались исключительно немецкие донные морские мины. Мин конструкций других государств обнаружено не было.

Исследователи, исключающие минную версию, обычно исходят из того, что к октябрю 1955 года батареи питания донных мин были уже неработоспособны и ни одна из них сработать не могла. В общем то это действительно так.  В те времена не существовало батарей, способных сохранять работоспособность столь длительное время.

Однако, сторонники минной версии иногда утверждают, что мина могла быть потревожена якорной цепью линкора именно вечером 28 октября 1955 около 18 часов  в момент постановки корабля на бочки. Это событие запустило остановившийся много лет назад часовой механизм, который и привел через какое то время к взрыву мины (очевидно имея в виду некий часовой механический взрыватель, которому электропитание не требуется). Мол, просто сработало устройство самоликвидации мины, которое должно было сработать своевременно, но часовой механизм по каким то причинам застопорился.  А вот спустя много лет, когда линкор потревожил мину своей якорной цепью, механизм часов вновь пошел. А под днищем корабля мина в момент самоликвидации оказалась чисто случайно.
Правда, обычно те, кто ссылается на эту версию, не указывают  марки мины или взрывателя, который мог сработать подобным образом..

Автор в статье сознательно дистанцируется от рассмотрения вопроса относительно сохранности источников электропитания мин и  вопроса относительно точки взрыва (на дне бухты или под днищем линкора). Я пытаюсь подойти к минной версии с другой стороны и расмотреть вопрос -

 

"А могли ли работоспособные взрывные устройства  немецкой морской донной мины серии BM 1000  с датчиком цели неконтактного действия привести к взрыву  в   обстановке  на 1.30 ночи 29 октября  1955 ?".

 

Напомним эту обстановку. Ночь, линкор стоит на бочках №3  (пришвартован к носовой и кормовой бочкам и дополнительно отдан левый якорь), т.е. совершенно неподвижен, его винты неподвижны, главные двигатели не работают. Глубина воды  в данной точке  до слоя плотного ила 17.3 метра, до истинного дна 38 метров, осадка  корабля 10.05 м. Швартовка осуществлена в 17.22 28.10.55. Около 0 часов 29 октября от линкора отошла продуктовая баржа с буксиром и прибыл моторный катер. С этого момента в бухте движения судов не было.

От автора. Впрочем, автор хотел бы получить от людей сведущих ответ на такой вопрос- может ли корабль, стоящий на двух бочках и одном якоре, т.е. закрепленный в трех точках, смещаться в любом из направлении (дрейфовать) более чем на 35 метров и возвращаться обратно ? Дело в том, что магнитные взрывные устройства мин ВМ 1000 срабатывали, когда вражеский корабль оказывался ближе 35 метров от мины. Если при этом прибор кратности отщелкнулся на один  проход, то требовалось, чтобы он удалился более, чем на 35 метров и вернулся бы обратно (ну или  к мине приблизился другой корабль). Если же корабль стал над миной, то он может стоять над миной неопределенно долго. Прибор кратности будет ждать, чтобы он ушел. Потом станет ждать следующего прохода корабля над миной.

Собственно, расматривать нужно только непосредственно взрывные устройства немецких неконтактных  взрывных устройств, но чтобы не упустить из виду все обстоятельства, связанные в немецкими донными минами автор намерен подробно рассмотреть устройства этих мин.

В данной статье автор подробно рассматривает устройство мин одной из серий (серию ВМ)  и порядок, варианты их срабатывания. В последующих статьях будут рассмотрены  немецкие морские донные неконтактные мины других серий. Должен   также сказать, что  название "Моника" это неофициальное жаргонное  имя собственное мины. Но она среди моряков больше известна  как раз под этим именем и поэтому я позволил себе включить его в заголовок

Общее.

Германские донные неконтактные мины подразделялись на две большие группы - флотские (Mine der Marine) и  авиационные (Mine der Luftwaffe). Первые конструировались фирмами по заданиям военно-морского флота и предназначались для установки с кораблей. Вторые по заданиям военно-воздушных сил и предназначались для установки с самолетов.

Собственно, разница между флотскими и авиационными минам конструктивно невелика и эта разница диктуется лишь особенностями доставки к цели. Например, авиационные мины снабжаются бугелями для подвески к самолету, стабилизирующими или тормозными парашютами или хвостовыми стабилизаторами (аналогичными, что используются в авиабомбах). Столь же невелика и разница между взрывателями для тех и других мин.

От автора. Как то трудно называть взрывателями (Zuender) весьма сложные по конструкции устройства, которые инициируют взрывы мин под воздействием физических полей кораблей. В немецком языке эти устройства называются Zuendergeraete. Наиболее верный смысловой перевод этого термина "Взрывное устройство", ну или "Взрывной прибор". Так и будем ниже по тексту их именовать.

Все взрывные устройства немецких донных неконтактных мин по датчикам цели подразделяются на три основных типа:
1.Магнитные (Magnetik). Реагируют на искажение магнитного поля Земли в данной точке, создаваемое проходящим кораблем.
2.Акустические (Akustik). Реагируют на шум винтов корабля.
3.Гидродинамические (Unterdruck или Druck). Реагируют на незначительное снижение давления воды.

В минах могло использоваться одно из трех основных устройств или в комбинации с другими основными устройствами.

Это:

1.Магнитно-акустические (Magnetik/Akustik),
2.Гидродинамически-магнитные (Druck/Magnetik),
3.Акустико-гидродинамические (Akustik/Druck),
4.Гидродинамически-акустические (Druck/(Akustik).

Эти взрывные устройства кроме основных датчиков цели (магнитный, акустический, гидродинамический) могли иметь дополнительные   чувствительные устройства, добавляемые к  к основным и которые, в основном, предназначались  для  снижения вероятности   ложных срабатываний за счет того, что корабль-цель должен был оказать влияние на взрывное устройство своими двумя или даже тремя физическими полями разного характера ( звуковое нормальной или низкой частоты, инфразвуковое, магнитное, гидродинамическое,  индукционное).

Существовали  следующие дополнительные чувствительные устройства, которые самостоятельно не применялись, а лишь в комбинации в одним из трех первых  основных взрывных устройств:

1.Низкочастотный (Tiefton). Реагирует на звуки низкой частоты.

Находились в различных степенях стадии разработки следующие устройства, которые предполагалось использовать самостоятельно или в комбинации с основными взрывными устройствами:

1.Инфразвуковые (Seismik). Реагирует на   колебания инфразвуковой частоты (5-7 герц).
2.Индукционные (J). Реагирует на близкое перемещение металлических  масс.

Взрывные устройства, имеющие  кроме основного датчика цели дополнительные    называют комбинированными.

В авиационных морских минах серии ВМ использовались 2 образца  взрывных устройств с магнитным датчиком цели, 3 с акустическим датчиком цели,  2 с   магнитно-акустическим, 1 с акустико-гидродинамическим и 1 с гидродинамически- акустическим..
Находилось в стадии разработки и испытаний взрывное устройство акустико-индукционно-гидродинамическим   датчиком цели (AJD 101). сведений об установке его в мины не имеется.

Мины серии BM (Bombenminen).

mormine-BM-01.jpg (27879 bytes)В Германии в 1940-1944 годах были созданы или находились в процессе конструирования   пятнадцать образцов донных мин неконтактного действия,  объединенных общим обозначением BM (Bombenminen),  которые предназначались для установки с самолетов. Эти пятнадцать образцов  были объединены  в одну группу, поскольку  в  их конструкции   использовался принцип конструкции фугасной авиабомбы.

Известны следующие  обозначения мин этой серии:
BM 1000 I,
BM 1000 II,
BM 1000 C,
BM 1000 F,
BM 1000 H,
BM 1000 J-I,
BM 1000 J-II,
BM 1000 J-III,
BM 1000 L,
BM 1000 M,
BM 1000 T,
BM 500,
BM 250,
Winterballoon,
Wasserballoon.

Из всего этого многоообразия до уровня серийного изготовления и применения были доведены лишь мины BM 1000 I, BM 1000 II, BM 1000 H, BM 1000 M и    Wasserballoon.

В основном, все мины BM 1000 имеют одинаковое устройство за исключением незначительных отличий типа размеров узлов, размера бугеля подвески, размеров лючков. 

Мина  Wasserballoon хотя и отнесена к  минам серии BM 1000, однако значительно отличается по своим размерам, предназначению и конструкции. Она описывается в конце  этой части статьи.

Весо-габаритные характеристики всех мин серии BM 1000:
-длина (по корпусу) - 162.6 см.,
-диаметр - 66.1 см.,
-общий вес -870.9 кг.,
-вес заряда - 680.4 кг.,
-тип ВВ - смесь гекосгена с тротилом 50/50.

mormine-BM-1.jpg (8313 bytes)Корпус всех мин BM 1000 состоит из трех отдельных частей, сваренных вместе: носовой части оживальной формы, цилиндрической части, и хвостовой части.
Носовая часть сделана из штампованной стали, а остальные три части сделаны из антимагнитной 18% марганцевой стали.

На корпусе мины (1) размещаются:
2. Бугель Т-образного профиля  предназначенный для подвешивания мины к самолету.
3. Бомбовый взрыватель (3) Rheinmetall Zuender 157/3 (RZ 157/3).
4. Защитный колпак взрывного устройства. Само взрывное устройство помещается под этим колпаком

Бомбовый взрыватель RZ 157/3, размещаемый в том же точно месте, что и взрыватели обычных авиабомб,   в данном случае играет вспомогательную роль. Его задачи следующие:
1.В момент отделения мины от самолета взорвать два пиропатрона с помощью которых сбрасывается носовой обтекатель (если мина укомплектована таковым).
2.В случае, если мина  при достижении нулевой высоты ударилась о твердый грунт, взорвать ее.
3. В случае, если после достижения миной нулевой высоты  ее замедление находится в пределах 20-200 гр. ( попала в воду), замкнуть главный включатель основного взрывного устройства.

Проще говоря, задача бомбового взрывателя состоит в том, чтобы  в случае штатной ситуации включить главный включатель мины, а при падении на землю, взорвать мину.
Устройство взрывателя довольно простое. Прежде всего, до подвешивания мины к самолету и подключения взрывателя к бортjвой  электросети самолета его электросхема, не имеющая собственных источников питания, неработспособна и никаких действий произвести не может. Этим обеспечивается полная безопасность хранения и транспортировки мины. После подвешивания мины и в момент присоединения взрывателя к бортовой сети  самолета два подпружиненных плунжера-контакта взрывателя   утапливаются вниз и размыкают цепь взрывателя. В результате этого даже после этого электроцепь взрывателя остается не подключенной к сети самолета. И лишь в момент отделения мины от самолета цепь взрывателя на короткое время соединяется с электроцепью самолета и   конденсаторы взрывателя  заряжаются.

В случае, если мина ударилась о твердую поверхность, то есть произошло замедление большее чем 200 грамм, то инерционный стержень во взрывателе замыкает  цепь взрывателя на собственный детонатор и мина взрывается.
При касании мины поверхности воды, что дает замедление в пределах между 20 и 200 граммами, начинают вибрировать два вибрационных замыкателя, которые  замыкают цепь взрывателя на главный включатель мины  и начинается отработка программы приведения взрывного устройства в боевое положение. Но об этом ниже.

Размеры, форма защитного колпака взрывного устройства зависят от установленного  в данной мине взрывного устройства и комплектации мины. Известно 10 вариантов колпака, обозначаемых SH 1, SH 2, SH 3, SH 4, SH 5, SH 6, SH 7, SH 8,  SH 9, SH 11

Расмотрим варианты комплектации мины, от которой зависят режимы ее сбрасывания.

Комплектация первая.

Показана на рисунке выше. Это сама мина со взрывным устройством, закрытым защитным колпаком любой марки кроме SH 7,  SH 8 или SH 9, и  без каких либо внешних добавлений вроде носового обтекателя, тормозного диска, стабилизатора и   стабилизирующего парашюта. В связи с этим, вследствие большой скорости падения,  на применение мины имеются определенные ограничения  - высота сбрасывания - 100-2000 метров, скорость самолета до 459 км/час, глубина воды в месте сброса  7-35 метров. Дно моря в месте падения мины должно быть достаточно плотным чтобы мина могла лечь на дно в  положении близком к горизонтальному. Это особенно важно для магнитных датчиков цели.

Комплектация вторая.

mormine-BM-2.jpg (8189 bytes)Это сама мина со взрывным устройством, закрытым защитным колпаком марок   SH 7, SH 8 или SH 9. Эти защитные колпаки отличаются от колпаков других марок тем, что снабжены десятью кронштейнами с проушинами и шпильками. На верхушку защитного колпака уложен мягкий тканевый контейнер стабилизирующего парашюта LS 3.
К четырем кронштейнам прикреплены четыре ленты, удерживающие парашютный контейнер в закрытом состоянии. В центре они связаны между собой с помощью 6-метрового фала. Второй конец фала закрепляется на самолете. К шести остальным кронштейнам прикреплены лямки самого парашюта.

При отделении мины от самолета фал высвобождает удерживающие ленты, контейнер, который имеет четыре лепестковых клапана, раскрывается и выпускает парашют наружу.Диаметр купола парашюта в раскрытом состоянии 102 см, длина строп 2.44 метра. Купол из искусственного шелка зеленого цвета. Стропы искусственного шелка белого цвета.

Парашют стабилизирует положение бомбы носом вниз при снижении и заметно   снижает скорость снижения при сбрасывании с больших высот (разумеется, скорость снижения бомбы на парашюте многократно больше скорости снижения парашютиста). Парашют позволяет сбрасывать мины с высот от 100 до 7000 метров при скорости самолета до  644 км/час. Глубина воды также должна быть в пределах 7-35 метров. Также парашют уменьшает скорость погружения мины в воде, что позволяет использовать мину при  недостаточно плотном дне моря.

От автора. Однако, эта комплектация в значительно большей мере демаскирует мину как в момент снижения, так и под водой. Ведь тяжелые фугасные бомбы обычно не имеют парашютов и если мина первой или третьей комплектации могут быть приняты  наблюдателями за обычные авиабомбы, то наличие парашюта явно указывает на то, что сброшена именно мина. Да и при поиске мины водолазами или с лодок, белые стропы и довольно большой по размеру купол облегчают обнаружение мины, поскольку после падения мины парашют от нее не отделяется.

Комплектация третья

mormine-BM-3.jpg (13046 bytes)Мина комплектуется носовым тормозным диском (Bugspiegles) (1),  носовым обтекателем (Bugverkleidung) (2) и хвостовым оперением (Leitwerke) (3).

Носовой тормозной диск предназначен для снижения скорости падения мины за счет того, что плоская тупая передняя поверхность мины имеет значительное сопротивление. Носовой тормозной диск просто приклеен к  носовой части корпуса. Существовало два образца носового тормозного диска - BS 1, который изготавливался из   прессованного картона, и BS 2. который изготавливался из динала (прессованный картон, пропитанный смолой).

Носовой обтекатель предназначался для снижения сопротивления воздуха во время транспортировки мины самолетом. Он представлял собой шесть алюминевых сегментов, образующих, если их сложить вместе, купол оживальной формы. Передние концы сегментов удерживались вместе за счет алюминевого конуса и маленького диска, приделанных к металлическому стержню, который ввинчивался в носовую часть мины. Задние концы сегментов соединялись вместе алюминевым кольцом, надеваемым на тормозной диск. Это кольцо обнимало задние концы сегментов. Стержень в своем заднем конце имел два пиропатрона.

В момент отделения мины от самолета пиропатроны взрывались и перебивали стержень. Вся эта конструкция ( стержень с конусом и маленьким диском, сегменты и кольцо) разлеталась в воздухе и далее мина падала, имея торможение за счет тормозного диска. Стабилизатор обеспечивает вертикальное положение мины в воздухе.
Существовало два типа носовых обтекателей. У обтекателя BV 2  пиропатроны подрывались электроимпульсом, получаемым от взрывателя RZ 157/3 по проводу, который проходил от взрывателя сквозь заряд и выходил к стержню в месте его крепления. У обтекателя BV 3 пиропатроны подрывались механическим способом. Для этого от пиропатронов протягивались две вытяжные проволочки, которые проходили через отверстие в одном из сегментов и крепились к самолету.

Хвоствое оперение представляло собой конус, надеваемый на хвостовую часть мины и закрепляемый болтами. Этот конус имел восемь перьев-стабилизаторов и кольца, надеваемого на задние концы перьев. Хвостовое оперение изготавливалось из прессованного картона, пропитанного смолой (динала). Cуществовало двенадцать типов хвостового оперения ( LW 1, LW 2, LW 4, LW 5, LW 6,  LW 8, LW 9, LW 11, LW 12, LW 14, LW 15, LW 17). Они различались своей длиной, формой и количеством перьев, способом крепления к мине. Оперения LW 1, LW 2, LW 4, LW 5, LW 6,  LW 8, LW 9, LW 11, LW 12 крепились к защитным колпакам взрывных устройств, а LW 14, LW 15, LW 17 непосредственно к кормовой части мины.

mormine-BM-4.jpg (19741 bytes)Как правило, носовые тормозные диски и хвостовые оперения разрушались при ударе мины о воду.

На рисунке разрезы двух образцов мин третьей комплектации. Верхняя это мина BM 1000 I с акустико-барометрическим взрывным устройством AD 101. Мина оснащена носовым тормозным диском (1) BS 1 или BS 2, носовым обтекателем BV 3 (2) и хвостовым оперением LW 14 (3). От бомбового взрывателя RZ 157/3 (7) идет кабель (9) через главный включатель к взрывному устройству AD 101. На разрезе видны две проволочные тяги (12) выходящие на поверхность носового обтекателя.

Нижняя мина BM 1000 M оснащена  магнитно-акустическим взрывным устройством МА 101, расположенным в хвостовой части под защитным колпаком (6) SH 5. К пиропатронам (11) от бомбового взрывателя RZ 157/3 идет кабель (10).

Обе мины имеют бугель (8) для подвески к самолету.

В этой комплектации ограничения по сбрасыванию аналогичны  второй комплектации  (можно сбрасывать мины с высот от 100 до 7000 метров, глубина воды   должна быть в пределах 5-35 метров). Однако, скорость самолета не должна быть больше 459 км/час ( против 644  у второй комплектации).

Комплектация четвертая.

mormine-BM-5.jpg (12778 bytes)В этой комплектации мина не имеет носового обтекателя и носового тормозного диска. Роль тормозного устройства  выполняет тормозной парашют LS 1, который крепится к   оперению. Это   маленький компактный парашют, присоединенный к концу оперения LW 17. Парашют (76.2 см. в диаметре) изготовлен из сетчатого искуственного шелка. Он имеет 12 зеленых камуфляжных строп из искусственного шелка приблизительно 1.53 метра длиной. Он упакован в легком тканевом коричневого цвета пакете, который прикреплен свободно  к хвостовому оперению  мины и присоединен к кольцу оперения четырьмя стальными проволоками, связанными с четырьмя зажимами. 12 парашютных строп, в свою очередь, присоединены к четырем проволочными тягам, и вытяжная фала протянута на самолет.

При отделении мины от самолета вытяжной фал обеспечивает раскрытие парашюта.

Ограничения в этой комплектации точно такие же, как в третьей  комплектации (можно сбрасывать мины с высот от 100 до 7000 метров, глубина воды   должна быть в пределах 5-35 метров, скорость самолета 459 км/час). Но здесь преимущество перед второй комплектацией в значительно меньших размерах парашюта.

Следует заметить, что хвостовое оперение, изготовленное из просмоленого  прессованного картона при ударе мин о воду разрушалось. Следовательно, в четвертой комплектации парашют после приводнения мины мог оказаться на некотором удалении от мины,  а при наличии течения уносился далеко от мины. Это  было невозможно во второй комплектации

 

Мины BM 1000 I  не могли  использоваться использоваться в первой и второй комплектациях, поскольку крепеж взрывного устройства был недостаточно прочен. В третьей комплектации эта мина должна была использоваться с носовым обтекателем BV 3, поскольку внутри корпуса не было кабеля от бомбового взрывателя к пиропатронам. Наиболее часто эта мина использовалась в четвертой комплектации.

Мины BM 1000 II могли использоваться во всех комплектациях. В третьей комплектации эта мина должна была использоваться с носовым обтекателем BV 3, поскольку внутри корпуса не было кабеля от бомбового взрывателя к пиропатронам.

Мины BM 1000 H. Этот вариант был создан в 1940 под взрывные устройства MA 101 и MA 102, которые требовали больших размеров отверстия под взрывное устройство, чем имели  BM 1000 I и BM 1000 II. Крепление для взрывного устройства и защитная крышка   взрывного устройства устроены по-другому, а корпус мины - немного отличается по длине. С этой миной также используется носовой обтекатель BV 3.

Мины BM 1000 M. В общем, аналог мины мины BM 1000 H, за исключением того, что с  этой миной   используется носовой обтекатель BV 2, поскольку электрическое управление пиропатронами более надежное. Эта мина была последней из серии ВМ 1000 поступившей на вооружение и производившейся серийно.

На этом заканчивается общее описание немецких авиационных морских донных неконтактных мин серии ВМ 1000.Оно дает возможность понять как доставлялись мины этой серии к месту установки и как они достигали поверхности воды и дна. Остается пояснить, какие самолеты могли заниматься установкой этих мин.

1 мину серии BM 1000 могли нести самолеты  Ju 87B, Ju 87 R, Ju 87C, Ju 87D, Me Bf 110, He 111, Me Bf 210

2 мины серии BM 1000 могли нести самолеты  Ju 88,   FW 200C, Do 217E, Do 217K

4 мины серии BM 1000 могли нести самолеты Ju 88B.

Количество мин, которые могли быть подвешены к самолету той или иной марки определяется не только его грузоподьемностью, но и количеством, и размещением узлов подвески.

mormine-BM-6.jpg (8941 bytes)Wasserpalloon. Летом 1944 немецким Лафтваффе было приказано создать и применить мины, которые могли бы уничтожать уничтожать мосты на Рейне и других главных реках. Эта мина  была попыткой выполнить это требование. В качестве основы была взята зажигательная бомба Flam C 250, которая    вместо взрывателя оснащалась   оптическим взрывным устройством.
Мина загружалась взрывчатым веществом так, чтобы придать ей небольшую положительную плавучесть и позволить ей плыть в вертикальном положении носом вниз по течению.  Несколько витков детонирующего шнура  было прикреплено на внутренней части  хвостовой части  мины. Когда мина заплывала под мост, оптическое взрывное устройство ссрабатывало, взрывая детонирующий шнур, который разрушал   хвостовую часть мины и вскрывал отсек плавучести.  Это приводило к погружению мины. Одновременно воспламенялся огнепроводный шнур, который горел несколько секунд, позволяя мине погрузиться в воду.  Когда огнепроводный шнур догорал, детонатор взрывал разрывной заряд, и столб воды взрыва разрушал мост.
Длина мины 101.14 см.,
диаметр 38.1 см.,
Вес заряда 39.9 кг. гексонита.
С парашютом LS 3 она может сбрасываться с высоты 99 - 990 метров при глубине воды от 1.5 до 15 метров на скорости самолета до 644 км/час.
Изображения мины не имеется, поэтому в качестве иллюстрации использован рисунок авиабомбы FLAM C 250, которая отличается от Wasserballon лишь наличием в верхней половине корпуса воздушной полости и иным взрывным устройством.

От автора.  В некоторых изданиях указывается, что под линкором могла взорваться связка из двух донных мин. Однако,  ясно, что   создание связки из двух авиационных мин, которые сбрасываются с самолета, невозможно. Это исключается. как особенностями подвески мин к самолетам, так и невозможностью одновременного сброса двух мин. Даже если две мины связать между собой,  имея каждую на своем узле поддвески, то из-за разницы в моменте отделения эта связь либо оборвется, либо произойдет авиакатастрофа.

Да и в чем вообще, в чем смысл  смысл связки, если  заряд морской мины обеспечивает    выведение из строя   корабля любого класса.

Однако, все, что сказано выше лишь обозначает, что мины серии BM 1000 в 1941-44 годах могли доставляться к Севастополю немецкими самолетами   и сбрасываться в его акваторию. Для того, чтобы разобраться могла ли одна из них взорваться под линкором  Новороссийск в 55 году, необходимо разобраться какие именно взрывные устройства могли устанавливаться в эти мины. Об этом во второй части статьи.

При этом необходимо указать, что ни  в одной из книг, посвященных этой трагедии мины BM 1000 не упоминаются. Скорее всего  мины этого типа немцы в Севастополе не использовали.

Также, необходимо указать, что мины серии BM не оснащались часовыми механизмами приведения мины в боевое положение, таймерными приборами самоликвидации или самонейтрализации. Словом, ни единого часового механизма в минах серии BM не устанавливалось. Мина  после сбрасывания немедленно приводилась в боевое положение и начинало ожидать корабль-цель

 

P.S. Огромная благодарность автора людям в Германии, отыскавшим и любезно предоставившим   для статьи документальные материалы по германским морским минам периода Второй Мировой войны Юрию Мартыненко, В.Фляйшеру, В.Тамму, В.Йордану.Причем, помощь Ю.Мартыненко оказалась столь значительной, что впору считать его соавтором статьи.

Отдельная благодарность Е.Окуневу из Санкт-Петербурга за подборку информационных материалов по обстоятельствам гибели линкора.

Источники и литература

1.OP1673A. German Underwater Ordnance Mines. Military Arms Research Service. Departament of the Navy Departament of Military Ballistics. Sant Jose. California 14 June 1946.
2.Wolfgang Thamm. Die Zuendgerate von See- und Bombenminen. Einsatzfahige deutsche Femzundgerate. Marine und Luftwaffe 1935- 1945 Pro Literatur Verlag . Mammendorf 2005
3.Mine Disposal  Handbook. Part IV. German Underwater Ordnance. Chapter 1. German Influence Mines. 1 March 1945.
4.Mine Disposal  Handbook. Part IV. German Underwater Ordnance. Chapter 5. German Controlled Mines. 1 March 1945.
5.Uebersicht ueber deutsche und fremde Ankertayminen und Sperrschutzmittel. Herausgegeben 1946 der Deutschen Minenraeumdiensleiting. D.M.R.V. Nr 13.
6.О.П. Бар-Бирюков. Час Х для линкора "Новороссийск. Центрполиграф.Москва. 2006г.
7.Б.А.Коржавин. Тайна гибели линкора "Новороссийск".Политехника. Москва.
8.Гибель линейного корабля "Новороссийск". Документы и факты.
9.Army Technical Manual TM 9-1985-2/Air Force Technical Order TO 39B-1A-9. GERMAN EXPLOSIVE ORDNANCE (Bombs, Fuzes, Rockets, Land Mines, Grenades & Igniters). 0 1325 005 0002. Departaments of the Army and Air Force. March 1953.
10. Личный фотоархив Веремеева Ю.Г.
11.Личный фотоархив Мартыненко Ю.И.
12.Aufsichts - und Dienstleistungsdirection (Кобленц, Германия).
13.Экспозиция Dresdener Sprengshule (Дрезден, Германия).
14.Экспозиция Das Militarhistorische Museum der Bundeswehr в Дрездене, Германия.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки