Анатомия армии

Средства Вермахта для преодоления водных преград.
Часть 1

© Ю.Веремеев и Ю.Мартыненко

Большое предисловие.
Для начала обширная цитата из очередного историко-фантастического опуса великого сказочника В.Резуна, более известного у нас под псевдонимом Виктор Суворов:

" А ведь это анекдот: гитлеровцы решили покорить Советский Союз. Для этого надо форсировать реки. Их в Советском Союзе 150000 (сто пятьдесят тысяч). Их суммарная длина 3 000 000 (три миллиона) километров. Протяженность рек, пригодных для судоходства и сплава, т.е. достаточно широких, - 500 000 (пятьсот тысяч) километров.
И вот сидят в Берлине мудрейшие стратеги, блицкриг планируют. Для силовой разведки у них 180 танков. Помимо  силовой разведки, этим танкам надо заниматься разведкой местности, в том числе и рек. По 833 реки на каждый разведывательный танк. Каждому танку поставим задачу: вот вам, ребятки, экипажу из двух человек, разведать и захватить мосты через Волгу и еще через 832 реки.
При такой "готовности", если бы советского противодействия вовсе не было и если бы германские танки были плавающими, то и тогда блицкриг растягивался на много десятков лет. А меня аргументом бьют: так они же не собирались дальше Волги идти - до Волги дойдем, и после этого сопротивление прекратится. Здорово, конечно. А если не прекратится, тогда как?
Но допустим, они только до Волги дойти решили. Тогда перед ними 41 000 рек. По 227 рек на каждый танк, который плавать не умеет. И еще озера. Густота речной сети в Европейской части СССР - 0,25-0,35 км на квадратный километр, т.е. 250-350 тысяч километров рек на каждом миллионе квадратных километров территории. Вот бы стратегам прикинуть, сколько миллионов квадратных километров они намерены оттяпать и сколько рек на этих миллионах. И как их форсировать, не имея НИ ОДНОГО ПЛАВАЮЩЕГО ТАНКА?
.... Безумству храбрых поем мы песню. Германская армия была отсталой, к войне катастрофически не готовой. Решение Гитлера напасть на Советский Союз без подготовки выдает храбрость профана. Решение форсировать десятки тысяч рек без плавающих танков - это не смелость, а самоубийственное безумие."

Но ведь форсировали же. И весьма просто и быстро.   К сентябрю 1941 Вермахт  уже был вблизи Москвы.
А вообще то,  войска ведут разведку (тем более мостов) и форсируют реки не с помощью танков, хотя бы и плавающих. Немцы во Второй Мировой войне использовали для разведки прежде всего авиацию. Для этой цели они  в сухопутных силах использовали  разведывательные самолеты  FW 189 (известный у нас под  солдатским  названием "Рама"), Fi.156 "Storch" ( у нас его называли "Костыль") и другие.

Конечно, в дивизиях собственной авиации не было.  Но Люфтваффе придавало   дивизиям, во всяком случае танковым, отряды разведывательных самолетов. Вот состав   такого отряда в 19-й танковой дивизии  2-й танковой армии генерала Гудериана в конце октября 1941 г: -7 самолетов  Хейнкель-126, 2 самолета  Фокке-Вульф-189 и 1 самолет Пюкер Юнгман.
Но даже разведывательные батальоны танковых дивизий Вермахта в своем составе танков не имели вообще. Ни плавающих, ни неплавающих.  Танк не самая подходящая машина для разведки. Любой.

Я пересмотрел штаты многих разведывательных батальонов  танковых дивизий Вермахта и в частности -  (K.St.N.1113 (gp), K.St.N.1113 (VW), K.St.N.1113 (VW)(fG), K.St.N.1113 (gp)(fG), K.St.N.1112, K.St.N.1112с).
Но даже в штатах 1944 года  я не отыскал там танков. Совсем. Хотя у немцев было достаточно времени для исправления этой "ошибки".  Вот на плавающих автомобилях разведбаты были.

От автора. Тут нужно сделать небольшой экскурс в историю танков. Опыт Первой Мировой войны привел военных к выводу о том, что будущее принадлежит быстрым легким танкам. Частично, это мнение базировалось и на том, что в тот момент не существовало удовлетворительных моторов большой мощности  при малых габаритах, способных таскать многотонные гусеничные машины. В двадцатых - первой половине  тридцатых годов во всех странах строились почти только одни легкие танки, поскольку серьезных противотанковых средств у пехоты тогда просто еще не было. Только в СССР и частично во Франции определенное внимание уделялось также средним и тяжелым танкам.
Гражданская война в Испании 1936-39 годов довольно четко показала, что время легких танков ушло, и будущее принадлежит танкам с противоснарядной броней, т.е. средним и тяжелым.  Легкие танки уже не могут успешно действовать на поле боя, поскольку они легко поражаются пехотными противотанковыми средствами (противотанковые ружья и легкие малокалиберные противотанковые пушки). Но легких танков к этому времени в армиях накопилось очень много.   В поисках места  для легких танков в изменившихся условиях войны  было предложено  использовать их в качестве машин-разведчиков.
Однако, Вермахт  в войне использовал легкие  Pz Kpfw II, и даже совершенно устаревшие  Pz Kpfw I в роли обычных линейных танков, что в случае неумения пехоты бороться с танками и развивавшейся вследствие этого танкобоязни, давало определенный результат. Использовать же их в качестве разведчиков никто в Вермахте и не  собирался.
Для целей же разведки  в танковых дивизиях имелись мотоциклы, бронетранспортеры и бронеавтомобили. В частности Sd.Kfz. 222. К началу войны немцы имели ни много, ни мало, а 2371 машин   Sd.Kfz. 222.  По бронированию и вооружению они  ничуть не уступали легким танкам (пулемет 7.62мм., противотанковое ружье и   20-мм. автоматическая пушка). 

 

Форсировать же реку одними плавающими танками без пехоты,  как это предлагает Резун, вот   это действительно самоубийство. Топлива то в танке от силы на 100-150 километров, боеприпасов на час-два боя, вооружение 1-2 пулемета обычного калибра.  Нужен подвоз. А  как его наладить, если нет переправ? Легкие плавающие танки, имеющие слабое вооружение, самостоятельно   не в состоянии захватить плацдарм или  мост,  и уж тем более не в состоянии удерживать их сколько нибудь продолжительное время. О движении вглубь обороны противника даже речи идти не может.

Думается, что бронеавтомобиль для целей разведки все же предпочтительнее, нежели танк, если так уж хочется спрятаться за броней. И ездит он шибче, и шумит поменьше, и моторесурс побольше.
Но речь, мы поведем не о том, что без плавающих танков невозможно ни вести успешную разведку, ни вообще форсировать многочисленные реки СССР. 

История сама дала полный и исчерпывающий ответ - летом- осенью  1941 Вермахт стремительно наступал (причем, как ни странно - без плавающих танков), и ни одна из наших рек этому воспрепятствовать не смогла.  В том числе и те, мосты через которые были взорваны. В 1942 тоже.   Да и наши войска, начав безостановочно наступать  в 43-44 годах,   без плавающих танков тоже прекрасно обходились.

Даже странно как-то (если исходить из логики Резуна) - Красной Армии предстоит nem-pontony-1.jpg (12212 bytes)преодолевать  множество рек, а как прекратили к 1941 году еще до начала войны  производить плавающие танки, так больше и не делали. Что, и Красная Армия после двух лет сражений имела (по Резуну) "...храбрость профана" и "....   самоубийственное безумие."?

Да и у союзничков если мы в этом плане что то и просили, так только плавающие автомобили Ford и DUKW, а проnem-pontony-994.jpg (11153 bytes) плавающие танки и не заикались. Видимо, Красная Армия нужды в них не испытывала.

Следовательно, отсутствие в составе Вермахта плавающих танков нисколько не мешало немцам. Отсюда  вытекает  и предположение, что гитлеровцы уделили достаточно внимания разработке и оснащению своих войск средствами преодоления водных преград, и в этом плане отсталыми и безумными отнюдь не были.

Так ли это?

Ну что ж, обратимся к фактам и документам.   Средства преодоления водных преград, не относящиеся к инженерным войскам мы рассмотрим кратенько. Оставим  эту тему на откуп танкистам и автомобилистам.

nem-pontony-998.jpg (9422 bytes)Плавающий автомобиль-вездеход фирмы Фольксваген тип 128  (Kfz 1/20).   Четырехместный, полноприводный.  Скорость на  суше 80 км/ч, на воде 10 км/ч. К началу войны Вермахт получил первые 30 штук, а всего в 1942-44 годах их было изготовлено 14283 машины. 

Его дальнейшее развитие  тип 166   (Kfz 1/20).  

nem-pontony-4.jpg (5556 bytes)Плавающий гусеничный транспортер Ost. Про него автору известно только, что несколько сотен этих машин было отправлено на Восточный фронт. Они использовались не только для переправы личного состава и грузов, но и позднее как плавающее шасси для 75мм. противотанковых пушек Pak 40 (Sf). Таким образом мы видим, что Вермахт располагал плавающими самоходными противотанковыми пушками.

От автора. Ау! Господин Резун, как вы прокомментируете, что против советских плавающих танков немцы располагали плавающими противотанковыми самоходками? Да еще калибра опасного даже для Т-34, не то, что для плавающего, танка, броня которого выдерживала лишь винтовочную пулю.

Плавающий гусеничный транспортер LWS, начало работ на которым началось в 1935 году  под обозначением   Landwasserschlepper (LWS.) консорциумом фирм Рейнметалл-Борзиг АГ (Rheinmetall-Borsig AG, Dusseldorf) в Дюссельдорфе; Алкетт АГ в Берлине-Борзигвалге (Alkett AG, nem-pontony-2.jpg (10621 bytes)Берлин-Borsigwalde); Гебр.Сашенберг АГ в Дессау-Росслау (Gebr. Sachsenberg AG, Dessau-Rosslau); Гутенверке Зонтхофен (Huettenwerke Sonthofen); Цахнрадфабрик Фридерихсхафен (Zahnradfabrik Friedrichshafen) и Майбах-Моториенбау во Фридерихсхафене (Maybach-Motorenbau. Friedrichshafen) . 
Транспортер имел длину 9 метров, ширину 3 метра, высоту 3.15м., осадку в воде 1.6м. Полный вес 16 тонн, скорость на суше 40км/ч, на воде 12.5км/ч.
Он имел 12-цилиндровый бензиновый V-образный двигатель мощностью 300 л.с. при 3000 оборотах в минуту. Заправка 600 литров обеспечивала 6 часов работы на воде. Движителем на суше служили гусеницы, а на воде два винта, причем винты и гусеницы в работу могли включаться  совместно, что обеспечивало движение машины на мелководье, облегчало выход машины из воды. Экипаж 3 человека. Вооружения и брони не имел.
Мог использоваться как сухопутный тягач (усилие на крюке до 20 тонн), как буксирное средство на воде и как плавсредство для переправы личного состава и грузов.
Грузоподьемность на воде 5 тонн или 20 человек личного состава с вооружением.
К началу войны против СССР Вермахт получил 21 машину. Сведений об общем количестве изготовленных транспортеров не имется. Однако известно, что к июню 1941 года эти машины состояли на вооружении инженерных батальонов РГК (Резерва Главного Командования), и в частности, они входили в состав штаба саперного подрывного батальона РГК штата K.St.724  Их в свое время, правда готовили для вторжению в Англию, но оно не состоялось, и машины нашли применение на Восточном фронте. Известно, что один транспортер осенью 1942 прибыл в Северную Африку и одна машина использовалась воено-Морским Флотом Германии.

Для преодоления танками сравнительно небольших водных преград были разработаны фирмами Магирус и Крупп и поставлены в Вермахт несколько образцов танковых мостоукладчиков на базе танков Pz Kpfw I, Pz Kpfw II,Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV. Достоверно известно о том, что до начала 1940 года Вермахт получил nem-pontony-3.jpg (15855 bytes)20 мостоукладчиков различных типов. Из них три машины поступили в 7-ю танковую дивизию.  Гальдер упоминает от четырех новых мостоукладчиках, поступивших в 3-ю танковую дивизию в феврале 1941 года.

На снимке слева показан танковый мостоукладчик на базе танка Pz Kpfw IV в момент начала укладки второго пролета моста на жестких опорах.

Достаточно очевидно, что этот мост обеспечивает переправу любых немецких танков (танк Pz Kpfw IV в 1941 был самым тяжелым немецким танком) через водные преграды и суходолы любой ширины. Лишь было в достатке самих мостовых конструкций и транспортных машин для их подвоза. Единственное ограничение это качество грунта дна преграды и ее глубина (до 5 метров).

От автора. Понимаю, что для  многих   читателей эти снимки и сведения являются откровением. Но как то так сложилось в военной истории, что все внимание оказалось отдано стрелковому оружию, артиллерии, самолетам, танкам и кораблям. О существовании очень многих образцов  иных видов вооружения и военной техники, которые  вовсе не были малочисленными и малозначительными, многие военные историки просто не подозревают. А ведь без  знания тех же переправочных возможностей Вермахта невозможно правильно ответить на простой вопрос - почему ни одна водная преграда, включая и такую широкую как Днепр, не стала препятствием  для немецких танков и пехоты.
Впрочем, позднее и в обратную сторону.
Любопытно, что  в советской киноэпопее "Освобождение" в эпизодах форсирования Днепра показывается, что войска форсируют реку на плотах, рыбацких лодках, бревнах.   Лишь в отдельные  моменты мельком показывают наши переправляющиеся танки на каких то не то плотах, не то паромах. А это не соответствует действительности. Огромные массы войск со всем их материальным обеспечением на плотиках не переправить, и не обеспечить подачу тысяч тонн боеприпасов, горючего, продовольствия, пополнения, эвакуацию раненых и пленных. Стационарные мосты строятся или восстанавливаются неделями и месяцами, а войска нужно обеспечивать сегодня. Но форсирование прошло успешно и войска получали снабжение в требуемых количествах.
Вывод прост-  и немцы и русские имели вполне достаточно технически и количественно развитые переправочные средства.

В предвоенные годы немецкая конструкторская мысль работала и над созданием танков, способных плавать или преодолевать водные преграды по дну. nem-pontony-6.jpg (6789 bytes)

Правда, в отличие от советских конструкторов, немцы пошли не по пути создания плавающих танков, а по пути создания приспособлений, позволяющих обычным танкам плавать, или же ездить по дну реки.  Кстати, в этом случае нет необбодимости иметь отдельно плавающие и отдельно неплавающие танки. Любой танк при необходимости становится плавающим.

Так, для танков Pz Kpfw II и Pz Kpfw 38(t) был разработан комплект понтонов с винтами, позволяющих любому танку этого типа плавать со скоростью до 5-7 км/ч. при волнении моря до 3-4 баллов.  Винты этого приспособления приводились в действие от штатного двигателя танка черех гусеницы. Понтон кольцеобразной формы, который надевался на танк подобно спасательному кругу на человека, перевозился на специальном односном прицепе за автомобилем-тягачом. Сам принцип такого способа превращения обычного танка в плавающий оказался весьма удачным. Еще бы - танк сможет преодолевать реки вплавь, и в то же время  танк избавлен от необходимости постоянно таскать на себе мертвый груз дополнительной трансмиссии и приспособлений.
nem-pontony-997.jpg (9987 bytes)Первоначально предполагалось развернуть массовое производство таких понтонов для танков всех типов.

Однако, командование Вермахта быстро пришло к мнению, что обычные инженерные понтоны, используемые и как паромы и для наводки мостов, более универсальны. А   в специальных танковых понтонах нет необходимости.

На фото справа танк Pz Kpfw III, оснащенный понтонами для плавания,  во время испытаний. Слева он же на плаву.

Для танков Pz Kpfw II,  Pz Kpfw III и  Pz Kpfw IV был разработан комплект оборудования, позволявшего по дну преодолевать реки шириной до 200 метров и глубиной до 5 метров. По   свидетельству генерала Гальдера  такие танки использовались  в 18-танковой дивизии XII армейского корпуса 2-й танковой группы в первые дни войны для преодоления пограничной реки   Буг у города Брест.

nem-pontony-5.jpg (8145 bytes)На фотографии слева  показан момент испытаний танка, оснащенного оборудованием для движения под водой.

Но может быть, все это лишь конструкторские разработки, не увенчавшиеся успехом? Может и впрямь, немцы ринулись воевать, имея лишь "...храбрость профана"?

Обратимся к бесспорному источнику - военным дневникам начальника Генштаба сухопутных войск генерала Гальдера.

Цитирую:

"1 июня 1940 года.
По данным управления вооружений:
1..Может быть подготовлено танков-амфибий: около 100 танков Т-III и 20 танков Т-IV..."

Гальдер здесь не расшифровывает, что он имеет в виду под названием танки-амфибии, то ли способные плавать, то ли способные ездить под водой. Одно ясно - Германия за год до нападения на СССР готовила  не менее 120 танков, способных самостоятельно преодолевать водные преграды.

Запись от 15 июня 1940 года:

"...5. Технические средства: танки-амфибии,   паромы,...штурмовые лодки с Рейна".

5 июля 1940:

"....Танки-амфибии на 1.8.1940г.:
90 танков Т-III с 37-мм. пушкой
10 танков Т-III с 50-мм. пушкой
28 танков Т-IV
12 тяжелых противотанковых пушек.

Главнокомандующий требует 180 танков-амфибий..."

19 июля  1940:
".... В Путло прибыла сновная масса  танков-амфибий под руководством командного штаба (полк Функа)..."

В записи от 3 августа Гальдер уточняет::
"....Испытание танков-амфибий (танки для передвижения  под водой по дну) удовлетворяет,
Плавающие танки-амфибии производят очень хорошее впечатление.
Установка гусеничных тягачей-амфибий неудачна!..."

2 сентября  1940:
"....г.На 28.8 было в наличии 42 танка-амфибии Т-IV, 168 танков-амфибий T-III.....
.д. Производство танков-амфибий T-II продолжается".

23 сентября  1940:
"3. Танк-мостоукладчик. -мост смонтированный на специальном танке. Длина моста 10 метров, высота 3 метра. К середине октября будет изготовлена первая модель. К весне 1941 года потребуется 100 таких машина (по пять на каждую дивизию).".

1 ноября  1940:
"б. Передача танков танковым дивизиям.... танки-амфибии: четыре слабых батальона будут переданы 18-й танковой дивизии...".

18 февраля   1941:
"ж. Новый мостоукладчик (28 тонн). Верхняя часть расчленяется для перевозки на трех грузовых автомобилях; в этом случае скорость как у танка Т-III, каждая машина длиной 10м. Готовы четыре машины - в 3-ю танковую дивизию.

А вот что пишет немецкий военный историк, сам участник этих событий  В.Гаупт в своей книге "Die Schlachten der Heeresgruppe Mitte" (Сражения группы армий Центр) о событиях 22 июня 1941 года в районе Бреста:

"...18-я танковая дивизия генерал-майора Неринга была вооружена танками, способными под водой преодолевать глубокие водные преграды....
В 4.43 первые танки типа III и IV преодолели реку... Ими командовал командир 1-го батальона 18-го танкового полка майор граф Манфред фон Штрахвиц и командир 1-го первого взвода обер-фельдфебель Виршин. Их танки были полностью закрыты, подвод воздуха осуществлялся через высокие трубы...предназначенными для преодоления водных преград глубиной 4-5 метров."

От автора. По Резуну это называется "...НИ ОДНОГО ПЛАВАЮЩЕГО ТАНКА". Любопытно, чего в его утверждениях больше, вопиющего военно-исторического дилетантизма и дремучего военно-технического незнания, или   стремления покруче обмануть читателя, навязать ему ложное, но очень выгодное для наших "западных друзей" представление.

Однако, в более поздних записях Гальдера мы не встречаем упоминания о немецких танках, способных плавать. Почему?

Дело в том, что командование Вермахта на основании первого боевого опыта  сражений против СССР пришло к выводу об отсутствии  потребности в плавающих танках, как и в танках, ездящих по дну, и   сочло, что имеется достаточно   возможностей   саперных  батальонов   обеспечивать  войска переправами в нужных местах и достаточно быстро. Да и в танковых мостоукладчиках особой нужды нет. Особенно если учесть, что каждый новый мостоукладчик, это один не данный фронту танк.  Танк не заменить ничем. А вот переправочных средств вполне достаточно и без мостоукладчиков.

Тот же В.Гаупт, описывая действия группы армий "Центр" в первый день войны, пишет:

"И вот, наконец пора:3.15!...
Когда через две минуты местечко Метна на восточном берегу занялось огнем, ударные отряды саперов и отделения пехоты переправились через реку.
К 4.00 саперы закончили подготовку 2-тонного парома на надувных понтонах, на котором можно было переправить пулеметы и противотанковые пушки....
Еще под прикрытием огня артиллерии саперы вышли на берег реки, начали строительство первых фронтовых и понтонных мостов, а также мостиков для переправы пехоты. Так, швабские саперы из 178-го саперного батальона уже в 4.00 под Дрогиничем в полосе немецкой 4-й армии навели первый мост через Буг....
Танки и полугусеничные машины уже шли по мосту.

Ну и к чему плавающие танки, о которых так печется Резун, коли и без них  наши реки не стали препятствием для агрессора?

От автора. Вопрос амфибийности боевых машин в военном мире не решен  однозначно и по сей день. Существуют две основных тенденции развития   способов и средств переправ войск (прежде всего танков и пехоты) через водные преграды:

*Тенденция первая. Боевые машины должны обладать способностью самостоятельно преодолевать водные преграды по дну или же на плаву, имея при этом возможность переправлять свои экипажи и десант.

*Тенденция вторая. Всеми вопросами переправ боевых машин и пехоты через водные преграды должны заниматься исключительно инженерные войска и только они должны иметь переправочные средства. Боевые машины плавать не обязаны.

В Советской (Российской) армии приоритет всегда отдавался первой тенденции. Мы и сегодня гордимся тем, что имеем плавающие боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), самоходные артустановки (2С1 "Гвоздика"),  танки (ПТ-76), а все наши основные боевые танки способны ездить под водой. С точки зрения оперативно-тактических расчетов по Европейскому Театру военных действий эти возможности боевой техники критично важны. И с этим не поспоришь. Все расчеты показывают, что без амфибийной боевой техники выдержать нужный темп наступления невозможно.
Но положа руку на сердце, уважаемые танкисты, мотострелки, артиллеристы, скажите, как часто за все годы службы вам хоть в обстановке локальных войн, хоть на учениях приходилось загонять свои штатные БТР и БМП в воду, плавать на них? Сколько раз вашим танкам доводилось форсировать реки по дну? Статистика говорит, что 96% БМП за всю свою жизнь ни разу не отрывали своих гусениц от дна реки, 70% БТР никогда не включали свои винты, 99% танков и 100% самоходок не скрывались под водой.
Это как  возможности сотовых телефонов. Душу, конечно,  греет то, что мой телефон может это, то, то, то, то......и это. Но 90% этих возможностей вы за  всю недолгую жизнь сотика так никогда и не использовали.

А вот таскать на себе плавательные способности (винты, валы, водоотливные насосы, всякие уплотнения и сальники, редукторы, раздаточные коробки, тяги, волнотбойные щитки и т.д. и т.п.),  плюс необходимость во всяческих ограничениях на вес, габариты, форму корпуса всегда оказывается очень накладным. Способность плавать заставляет снижать калибры вооружения, боекомплект, запас топлива, бронезащиту, вместимость машины,....В общем,  все то, для чего боевая машина, в общем то и предназначена.

Возникает вопрос - стоит ли оснащать машину оборудованием, которое может ей понадобиться один раз за всю  ее боевую жизнь  в ущерб  ее боевым возможностям, которые  критично важны  ежедневно?

Однозначного ответа на этот вопрос военная мысль так и не выработала. Одинаково убедительны и сторонники и противники.

Немцы же в то время решили однозначно - "Кесарю - кесарево, а богу - богово". То бишь, танки должны стрелять и ездить, пехота ходить и стрелять, артиллерия стрелять, а саперы обеспечивать переправы.

Да и то сказать, что толку в плавающих танках, если их невозможно снабдить топливом, боеприпасами, подвезти экипажам питание, эвакуировать раненых. А это невозможно сделать, не имея средств для переправы автомобилей, лошадей с повозками.  Далеко ли танки уедут на одной заправке. Погарцуют на вражеском берегу, да и обратно.

Вот теперь после обширного предисловия и рассмотрим, какими табельными переправочными средствами располагали инженерные войска   Вермахта.

Малая надувная лодка. (Kleine Flosssaecke). Резиновая весельная. Общий вес 56.6 кг. Длина 148 см, ширина 114.3 см. Диаметр надувного борта 35 см. nem-pontony-7.jpg (13326 bytes)Скорость движения на веслах до 2 км/ч.  Оснащается тремя  веслами типа каноэ,  ручной помпой. Внутрь укладывается деревянный настил. Накачивается в течение 5 минут.  Может перевозить 3-4 вооруженных солдата или  1 солдата и 300 кг. груза.

Предназначена для ведения разведки, переправы пехоты  и грузов, сборки легких перевозных паромов, и наведения штурмовых мостов.

Саперный батальон  дивизии  по табелю имеет 36 таких лодок.

В мостовых парках саперных батальонов   некоторых пехотных дивизий  вместо  комплектов понтонных мостов  имелись легкие переправочные комплекты из  48 лодок  Kl.Flosssaecke с ,  соотвествующими  деревянными контрукциями для сборки паромов и мостиков.
Этот комплект обеспечивал наведение наплавных штурмовых мостиков (Schnellsteg)  или наплавных пешеходных мостиков (Flosssacksteg) для переправы пехоты суммарной длины до 336 метров.

От автора. Естественно, что один штурмовой или пешеходный мостик длиной 336 метров собрать невозможно. Течение и ветер его просто сломают. Обычно   штурмовой мостик имеет длину   14 метров, а пешеходный  до  50 метров и наводятся  они через водные преграды со сранительно небольшой скоростью течения (до 1.6 м/сек).

Стандартный штурмовой мостик (Schnellsteg) грузоподъемностью 300 кг., собираемый из трех малых надувных лодок, перекрывал водную преграду шириной 14 метров. Собирался он расчетом из 8 человек за 30 минут. Ширина пешеходной дорожки всего 25 см.

Стандартный пешеходный мостик  (Flosssacksteg), имевший такую же грузоподъемность,  имел ширину пешеходной дорожки уже 50 см., что облегчало движение по мостику личного состава с тяжелым оружием (пулеметы, легкие минометы) и грузами.   Ширина пролета ( расстояние между двумя лодками) 4 метра.  Длина мостика не регламентировалась, но обычно она не превышала 50 метров. Мостик длиной  32 метра (8 пролетов) собирался  двумя отделениями (около 24 человек) за 30 минут (без подвоза материалов).

Кроме того, из этого штурмового комплекта можно было собрать  от 12 до 24 легких паромов (по 4-2 лодки на паром) для переправы тяжелого пехотного оружия (пулеметов с расчетами,  50-мм. минометов с расчетами и боекомплектом, мотоциклов, 37-мм. противотанковых пушек), полевых кухонь, радиостанций, раненых и т.п.

Справка.  Переправа вооружения, техники, грузов и личного состава на перевозных паромах организуется в тех случаях,  когда   ширина водной преграды больше, чем возможности парка по ее перекрытию. Проще говоря, если мост не достанет до противоположного берега.

 

Большая  надувная лодка. (Gross Flosssaecke). Резиновая весельная (6 гребных  и 1 рулевое  весло). Общий вес 149.7 кг. Длина 5.5 м., ширина 1.86м. nem-pontony-8.jpg (14587 bytes)Диаметр надувного борта 60 см. Грузоподъемность 2.75 тонны.  Экипаж 7 человек. Накачивается двумя ручными помпами за 15 минут. Внутрь укладывается деревянный настил.

Предназначена для переправы пехоты и грузов, сборки легких  перевозных паромов, наведения легких понтонных мостов. Одна лодка с полным экипажем перевозит пехотное отделение (10 человек с вооружением и ручным пулеметом) или один станковый пулемет с расчетом, или один миномет 81.4 мм. без расчета, или 1 противотанковую пушку калибра 37 мм., или 1 мотоцикл с водителем.

На снимке слева показана большая надувная лодка, загруженная  стрелковым отделением. Она причалена правым бортом к саперному штурмовому моторному боту. Заметно, что вторая такая же лодка причалена к боту своим левым бортом. Такая связка за один рейс переправляет  сразу три стрелковых отделения

Саперный батальон имеет 36 таких лодок взамен лодок Kl.Flosssaecke.

В мостовых парках саперных батальонов   некоторых пехотных дивизий  вместо  комплектов понтонных мостов  имелись переправочные комплекты из Gr.Flosssaecke (24 лодки) c деревянными пролетными строениями.

nem-pontony-9992.jpg (11531 bytes)На снимке слева: переправа тяжелого мотоцикла с коляской Zuendapp K 800   на большой надувной лодке.

Из этого комплекта можно было собрать 12 перевозных паромов грузоподъемностью 2 тонны каждый, или   6 паромов грузоподъемностью 4.5 тонны каждый, или 4 парома грузоподъемностью 9 тонн каждый. Паромы могли использоваться при   скорости течения до 1.5 м/сек.

Перевозной паром грузоподъемностью 2 тонны собирался из двух лодок и пролетного строения ( 5 несущих балок, 4 опорные доски, 27 досок настила и примерно 312 метров веревки) 12 солдатами за 35-40 минут. Габаритные размеры 5.5 на 6.25 метров. Грузовая палуба  имела размеры 2.66 на  6.25 м. Экипаж состоял из командира, двух рулевых,  восьми гребцов и 1 резервного солдата.

Такой 2-тонный паром за один рейс мог перевезти (варианты):   стрелковое отделение с полным вооружением, 2 кавалеристов с лошадьми, станковый пулемет с повозкой и 10 солдат, 2  миномета калибра 50мм. или 1 миномет калибра 81.4мм с расчетами, 75-мм. полевую пушку, 105-мм. легкуюnem-pontony-9.jpg (7374 bytes) гаубицу с расчетами, 6 мотоциклов без колясок с водителями  или три мотоцикла с колясками с водителями и пассажирами (9 человек) водителями, 2 противотанковые 37-мм. пушки, 1 полевую кухню,  все типы конных повозок без лошадей, 2 легких легковых автомобиля-вездехода, 1 средний легковой автомобиль-вездеход, 1 грузовой автомобиль общим весом до 2 тонн.

От автора. Таким образом видно, что даже двухтонный паром из двух больших лодок был в состоянии переправить через реку практически почти все  образцы вооружения пехотной дивизии

Кроме того из переправочного комплекта больших надувных лодок (24 лодки) можно было навести понтонные мосты для переправы пехоты с тяжелым пехотным вооружением суммарной длиной  168 м. или   понтонные мосты грузоподьемностью 2.25 тонны  суммарной длиной до 84 метров. На снимке справа  пешеходный   понтонный мост из больших надувных лодок.

nem-pontony-999.jpg (15512 bytes)Мост грузоподъемностью 2.25 тонны обеспечивает переправу  почти  всех видов вооружения и   транспортных средств пехотной дивизии, включая  150-мм. тяжелые пехотные орудия. Более тяжелые грузы и техника могут переправляться на 4.5-тонных и 9-тонных паромах.

Силами саперных рот саперного батальона обычно изготавливались и перевозились на своем автотранспорте  комплекты легких деревянных мостов на рамных опорах   грузоподъемностью 6 или 9.5 тонн.  Пролетные строения этих мостов, собираемые из  отдельных прогонов и дощатого настила возможно было укладывать не на рамные опоры, а на надувные большие лодки  Gr.Flosssaecke. Таким образом становилось возможным наводить понтонный мост длиной 50-60 метров под грузы 6 или 9.5 тонн.

На снимке: переправа по 6-тонному мосту из больших надувных лодок  105-мм. легкой гаубицы leFH 18/40 на конной тяге (общий вес 3.49 т.).

 

Саперный штурмовой бот 39. (Pioner=Sturmboot 39) Это средство используется прежде всего для того, чтобы толкать и буксировать паромы и секции табельного понтонного моста при его наводке.   Штурмовой бот  также может использоваться для речной разведки и буксирования барж, быстрого форсирования водных преград средней и большой ширины.  Кроме того, он может использоваться как понтон для наплавных мостов.

nem-pontony-91.jpg (19071 bytes) . Полная длина....…………………………………………………………. .7.01м..
Полная ширина…………………………………………………….….......1.5 м.
Высота по борту…………………………………………………….…... .1.22м..
Осадка при полной нагрузке……………………………………….......0.61м. (приблизительно).
Вес пустого бота без мотора……………………………………..........180 кг.
Вес полностью снаряженного бота...............................................230 кг.
Грузоподъемность, включая расчет 6 чел…………..……….……...1.7 тонн
Скорость буксировки груза массой 1.4 тонны....…………………....10.19 км/час
Скорость  с грузом на борту  0.86 тонн...……………….....….....….13.0 км/час
Максимальная скорость..............................................................28-30км/час
Мотор  бензиновый водяного охлаждения Maybach S5:
-количество цилиндров................................................................6
-мощность..................................................................................30 л.с.
-литраж.......................................................................................7л.
-максимальные обороты.............................................................1400 об/мин.
-емкость топливного бака............................................................18 л.
-время работы на полной заправке..............................................1.5 ч.
-вес............................................................................................170 кг.

По конструкции это деревянная лодка шпангоутной конструкции с гладкой наружной обшивкой. Также бот мог изготавливаться  изnem-pontony-94.jpg (6017 bytes) стальных пластин, соединенных медно-никелевыми заклепками. По суше  бот    транспортируется на специальном односном прицепе Sd.Ah.13, который  имееет  механизм для спуска бота на воду и подъема, или же по три бота на двухосном прицепе Sd.Ah.108.  Для движения по воде бот оснащен бензиновым руль-мотором мощностью 30 л.с., что обеспечивает  при маскимальной загрузке скорость до  11 км/ч., а максимальная скорость достигает 30 км/ч.

Для разгрузки бота и доставки его к воде требуются 6 солдат. И еще 4 солдата нужны для разгрузки и доставки к боту мотора
nem-pontony-92.jpg (9504 bytes)Бот может перевозить кроме 2 членов экипажа  6-10 вооруженных солдат с ручным пулеметом или 50мм. миномет с 5 солдатами.

Штурмовой бот входит в комплекты понтонных парков всех типов, кроме переправочных парков с надувнымиnem-pontony-9993.jpg (11172 bytes) лодками.

На снимке слева:  момент причаливания к берегу 2-тонного парома состоящего из двух больших   надувных лодок  Gr.Flosssaecke, с уложенным на них пролетным строением. В качестве толкача использован Pioniere Stormboote. На пароме хорошо видна 37-мм. противотанковая пушка Pak 35/36. Расчет  готовится скатить орудие на берег.

Стоит заметить, что вес этой пушки всего 450 кг., так что грузоподьемности  парома хватает с избытком. Этого парома достаточно для переправы артиллерийский орудий калибра до 105 мм. включительно,  всех легковых автомобилей, мотоциклов, минометов.

На снимке справа: штурмовой бот, подходящий к берегу.

Распространенным способом применения штурмовых ботов был паром, составленный из двух больших надувных лодок, причаленных бортами с обеих сторон штурмового бота. Такой паром мог перевозить 20 вооруженных солдат с ручным пулеметом или 50мм. минометом.

По свидетельству генерала Гальдера к середине июля 1940 года Вермахт располагал 300 штурмовыми ботами с подготовленными экипажами.

Продолжение см. в Части 2.


Источники и литература

1.H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.). Gedruckt bei E.S. Mittler und Sohn Buchdruckerei G.M.b.h. Berlin SW 68. 1935
2.H.Dv.220/3b. Ausbildungsvorschrift fuer die Pioniere (A.V.Pi.). Teil 3b. Brueckenbau mit Brueckengeraet B. Verlag E.S. Mittler und Sohn. /Berlin. 1938
3.Kriegsstarkenachweisung 733 von 1.6.1944. Brueckenkolonne B (mot).
4.Kriegsstarkenachweisung 737 von 1.10.1937. Brueckenkolonne K (mot).
5.Kriegsstarkenachweisung 1113 (gp) von 1.11.1941. Panzer-Aufklaerungskompanie (gepanzert).
6.H.Scheibert. Sturmboot deutscher Pioniere. 1934-1945. Waffen-Arsemal. Sonderband S-45.Podzun-Pallas-Verllag GmbH. Woelfersheim-Berstadt. 1997
7.Учебный кинфильм "Pioniere voran". Hergefftellt unter Mitarbeit der Pioniereabteilung des OKH. 1943.
8.TM-E 30-451 Handbook on German  Military Forces. War Departament. Washigton 25. DC. 15 March 1945
9.К.Шишкин. Вооруженные Силы Германии 1939-1945 годы. Справочник. Санкт-Петербург.2003г.
10.В.Освальд. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982гг. АСТ.Астрель. Москва. 2003г.
11.И.П.Шмелев. Бронетанковая техника Третьего Рейха. Арсенал-Пресс.  Москва. 1996г.
12.Ф.Гальдер. Военный дневник. 1940-1941. АСТ.TERRA FANTASTICA. Москва. Санкт-Петербург. 2003г.
13.А.Иванов. Артиллерия Германии во Второй мировой войне. Нева. Санкт-Петербург. 2003г.
14.П.Чемберлен и К.Эллис. Британские и американские танки Второй мировой войны. АСТ.Астрель. Москва. 2003г.
15.Журнал "Сержант" №2-1992г.
16. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Действующая армия. Animi Fortitundo. Кучково поле. Москва. 2000г.
17. Г.Гудериан. Воспоминания солдата. Русич. Смоленск. 2003г.
18.Ф.Меллентин. Бронированный кулак Вермахта.Русич. Смоленск. 1999г.
19.Г.Гот.Танковые операции.Русич. Смоленск. 1999г.
20.Э.фон Макензен. От Буга до Кавказа: III танковый корпус в кампании против Советской России 1941-1942 годов. АСТ. Транзиткнига. Москва. 2001г.
21. О.Кариус. "Тигры" в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. 1941-1944. Центрполиграф. Москва. 2005г.
22.Э.фон. Манштейн. Утерянные победы. Феникс. Ростов-на-Доную Москва. 1999г.
23.П.Судоплатов. Разные дни тайной войны и дипломатии. 1941 год. ОЛМА-ПРЕСС, Москва. 2005г.
24. Сайт priwathaus.narod.ru/miller.
25.К.Залесский. Вермахт. Сухопутные войска и Верховное Командование. ЭКСМО. Яуза. Москва. 2005г.
26. Р.С.Иринархов. Киевский Особый.... АСТ.Москва. Харвест. Минск. 2006г.
27.В.Гаупт. Сражения группы армий "Центр". Яуза, Эксмо. Москва. 2006г.
28. Сайт  Lexikon der Wehrmaht (www.leksikon-der-wehrmacht.de)
29.А. Широкорад. Трагедии Севастопольской крепости.Яуза.Москва. 2005г.
30.С.Ангелов. Танки и самоходные установки.АСТ. Москва. 2000г.
31. ЦА ФСБРФ. Фонд 3, опись 8, дело 8, листы 69-75.
32.Лубянка в дни битвы за Москву. Звонница. Москва. 2002г.
33.Виктор Суворов. Самоубийство. Зачем Гитлер напал на Советский Союз? АСТ. Москва. 2000г.
34.Thomas l.Jents. PANZER TRACTS No.14. Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge. Darlington Prodactions. Inc. Darlington, Marylend. 1998.

---***---


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList