Инженерная техника Советской Армии
(шестидесятые-восьмидесятые годы)
Понтонно-мостовой парк ПМП
Термин "понтонно-мостовой парк"
означает комплект имущества для наведения через
водные преграды мостов, проезжая часть которых
опирается на плавучие опоры (понтоны). Из этого же
имущества, как правило можно собирать и паромы
для переправы людей и техники через водные
преграды. Кроме того, в состав парка могут
входить и транспортные средства для перевозки
имущества (но не обязательно).
Понтонно-мостовой парк марки
"ПМП" состоящий на вооружении Советской
Армии с 1962 года предназначен для наведения
понтонных мостов длиной до 227 метров под грузы
60т., понтонных мостов длиной до 382 метров под
грузы 20т., а также сборки паромов различной
грузоподъемности. Допустимая скорость течения
до 2.5м. в сек. В отличие от всех своих
предшественников мост ПМП не имеет отдельно
понтонов и отдельно проезжей части. У него
верхняя часть понтонов является проезжей частью
В комплект парка ПМП входят 32 речных
звена, 4 береговых звена, 2 выстилки, 12 буксирных
катеров. Для перевозки звеньев и выстилок
используются 38 специально переоборудованных
автомобилей КРАЗ-255В (первые серии парка
перевозились автомобилями КРАЗ-214). Катера типа
БМК-90, БМК-130 или БМК-150 буксируются на прицепах
или собственных колесных шасси 12 автомобилями
Зил-130 (Зил-157). При комплектации парка катерами
типа БМК-Т, эти катера перевозятся 12
автомобилями КРАЗ-255В на платформах автомобилей.
Один автомобиль КРАЗ перевозит одно
звено, состоящее из двух средних и двух крайних
понтонов, соединенных шарнирными соединениями. В
транспортном положении звено перевозится в
сложенном виде на платформе автомобиля. На
рисунке показан автомобиль с речным звеном.
На рисунке, показывающем автомобиль со
звеном сзади, хорошо видны два средних понтона
прямоугольной формы и два крайних закругленной
формы. Береговое звено отличается от речного
своей формой, позволяющей сопрягать мост с
берегом и наличием откидных съездных аппарелей.
Расчет звена должен состоять из
водителя и двух понтонеров. По штату
расчет звена состоит из водителя-понтонера и
понтонера. При наводке моста или сборке парома
автомобиль задним ходом въезжает в воду так,
чтобы глубина в месте сброса составляла около 1
метра; затем резко тормозит; понтонер,
находящийся рядом с машиной освобождает стопор;
и звено, свободно лежащее на роликах платформы
скатывается в воду.
После попадания в воду под
воздействием сил плавучести и торсионных
шарниров звено раскрывается. На рисунке звено в
момент раскрытия (вид сзади). Звено в этот момент
удерживается у берега швартовым, второй конец
которого закреплен за машину. Водитель-понтонер
и понтонер поднимаются на палубу, запирают
днищевые и палубные замки, превращая тем самым
звено в жесткую конструкцию.
На рисунке звено в раскрытом виде
(вид сзади). После запирания замков понтонеры
соседних звеньев с помощью багров сближают свои
звенья и соединяют их замками. Лента моста таким
образом собирается вдоль берега. Собираемая
лента моста удерживается у берега швартовыми,
закрепленными за машины. По мере сборки ленты
машины сбрасывают швартовы и уходят в район
сбора. Ширина проезжей части 6.5 метра.
После того, как лента моста
собрана, с помощью буксирных катеров она
разворачивается поперек реки, береговые звенья
швартовыми закрепляются у берега, а сама лента
удерживается на течении катерами до момента
завоза и сбрасывания якорей, имеющихся на каждом
звене. После натяжения якорных тросов и
выравнивания ленты, катера отсоединяются и
уходят. На рисунке часть ленты моста (вид
сверху). Темно-зеленым цветом показана проезжая
часть шириной 6.5м. Такая ширина проезжей части
позволяет танкам двигаться по мосту со скоростью
до 30 км. в час, а колесной технике без ограничения
скорости. Причем колесная техника может
двигаться по мосту в две колонны или же возможно
одновременное движение по мосту в обеих
направлениях. При такой схеме сборки из одного
комплекта можно собрать мост под грузы
60т. длиной до 227м.
Под грузы 20т. схема моста иная. Звено
размыкается с одной стороны и
разворачивается на 180 градусов. Лента моста в
этом случае выглядит так: " звено в обычном
виде - звено развернутое -звено в обычном виде
-…". Ширина проезжей части тогда составляет
только 3.3 м., но из одного комплекта можно собрать
мост длиной 382 метра.
Для переправы техники и личного
состава через водные преграды, ширина которых
превышает возможности моста, из одного
комплекта ПМП можно собрать 16 паромов
грузоподьемностью 40т., или 12 - 60 тонных, или 8 - 80
тонных, или 4 120 тонных, или 4-170 тонных. Буксировка
паромов осуществляется буксирными катерами.
Каждый паром представляет собой отдельный
участок моста.
Выстилка представляет собой уложенную
на платформе автомобиля КРАЗ металлическую
ленту из отдельных звеньев, соединенных шарнирно
между собой. Выстилка предназначена для
обеспечения возможности заезда на мост
переправляемой техники в условиях топкого
берега. Использование выстилки разрешается
только в военное время, т.к. танки за одну
переправу приводят выстилку в полную негодность.
Парк ПМП полного комплекта состоит на
вооружении в армейском или фронтовом отдельном
понтонно-мостовом батальоне (ОПОМБ). Батальон
состоит из двух понтонных рот (16 речных, 2
береговых звена, 6 катеров и 1 выстилка в роте),
отдельного инженерно-технического взвода
имеющего на вооружении комплект
мостостроительных средств КМС ( или установку
строительства мостов УСМ), комплект тяжелого
механизированного моста ТММ. Это взвод
предназначен для обеспечения замыкания берегов
с помощью небольших мостов на опорах при
недостатке понтонов. Кроме того в батальоне
взвод ремонтный и хозяйственный взвод. Всего в
батальоне около 250 человек.
Кроме того, в инженерно-саперном батальоне
танковой (мотострелковой) дивизии имеется
понтонная рота (0.5 комплекта ПМП). Из этой
половины комплекта можно собирать мост
половинной длины или соответствующее количество
перевозных паромов.
Время наводки моста под грузы 60т.
в дневное время 30 мин, под грузы 20т. днем 50 мин.
Ночью норматив увеличивается вдвое.
Согласно Боевого устава батальон
выдвигается к реке в первом эшелоне дивизии. К
наводке моста приступают после форсирования
водной преграды первой волной десанта на
плавающей технике (БМП, БТР, ПТС) как только будет
исключена возможность обстрела водного зеркала
преграды из стрелкового оружия и минометов.
От автора. К 1978 году американцы,
не мудрствуя лукаво, просто скопировали парк ПМП
с той лишь разницей, что понтоны сделали не
стальные, а дюралевые, и поместили их на свои
автомобили. А так даже число болтов на люках
доступа внутрь понтона совпадает.
В шестидесятые годы Чехословакия по
лицензии выпускала парк ПМП, разместив его на
своих четырехосных автомобилях Татра.
В конце восьмидесятых годов
выпускалась поздняя версия парка ПМП под
названием ППС-84. Этот парк размещался на
автомобилях КРАЗ-260 и имел катера БМК-460.
Летом 1979 года 1257 отдельный
понтонно-мостовой батальон Центральной Группы
Войск под командованием подполковника Скрягина
А.В. во время учений у селения Горни Почапли на
реке Лаба (Эльба) дал мост днем за 13 мин.42 сек,
ночью в условиях полной светомаскировки за 29
мин.54 сек.
Теоретически в одну ленту можно
соединять сколь угодно звеньев. Автор наблюдал
сборку моста из двух комплектов ПМП (430 метров).
Однако такую ленту сложно удерживать на течении.
Якоря не держат, а моторы удерживающих мост
катеров быстро перегреваются. Командиру трудно
согласовывать работу большого числа катеров. Так
что мост 227м. оптимален. При большей ширине водной
преграды целесообразней осуществлять
переправу паромами.
Для сравнения: Предшественник парка
ПМП парк ТПП при примерно такой же длине моста
перевозился на 98 автомобилях, собирался за 3-4
часа и для его эксплуатации требовалось 995
человек (понтонно-мостовой полк).
Источники
1.Инструкция по материальной части и
эксплуатации понтонно-мостового парка ПМП .
Военное издательство МО СССР. Москва 1966г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие.
Военное издательство Министерства обороны СССР.
Москва. 1982г. |