Инженерная техника Советской Армии
(шестидесятые-семидесятые годы)
Плавающий транспортер ПТС
Плавающий транспортер ПТС предназначен для
переправы через широкие водные преграды личного
состава, колесной техники, артиллерийских систем
и материальных средств.
Транспортер может также использоваться для
перевозок по пересеченной и заболоченной
местности. Грузоподъемность на воде 10 тонн ( при
запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 5
тонн.
Транспортер может использоваться при
проведении морских десантных операций. С этой
целью он оснащен гирополукомпасом.
Дополнительное морское оборудование (удлинители
выхлопа, защита остекления, герметизированный
тент, два мощных водооткачивающих насоса на 400 и
800 литров в мин.) обеспечивает мореходность до 4-5
баллов.
За один рейс транспортер может переправить:
варианты - 12 раненых на носилках, 72 солдата с
полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469,
автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза),
артиллерийскую систему калибром от 57 мм. до 152 мм.
Погрузка производится на суше через
откидывающийся задний борт с аппарелями.
Самоходная техника заезжает в кузов самоходом,
несамоходная техника затаскивается в кузов
механической лебедкой. Для одновременной
переправы артсистемы и тягача в комплект машины
входит колесный плавающий прицеп ПКП. В этом
случае артсистема переправляется на прицепе, а
тягач в транспортере.
Мощность дизельного двигателя 256 квт. Запас
хода по топливу 380 км. по суше или 12 часов на воде.
Скорость на суше 42 км/ч., на воде до 12 км/ч.
Передвижение на воде осуществляется с помощью
двух винтов. Винты могут включаться одновременно
с приводом гусениц, что повышает возможности
машины при въезде/выезде в воду и движении по
мелководью. Предельно допустимая для работы
машины скорость течения реки 3м/сек. Масса
машины 17 тонн, что при одинаковой с танком ширине
гусениц и в полтора раза большей длине опорной
поверхности обеспечивает очень низкое удельное
давление на грунт. Благодаря этому машина имеет
хорошую проходимость по заболоченной местности.
Привод лебедки от базового двигателя
обеспечивает полную возможность
самовытаскивания машины при застревании или
преодолении крутых подъемов. Габаритные размеры
машины: длина 12м., ширина 3.17м., высота 3.3м.
Машина оборудуется для связи радиостанцией Р-113
или Р-123 (танковая). Для действий ночью кроме
обычных фар транспортер имеет прожектор типа
"Луна" с дальностью луча до 800м. и комплект
ПНВ-57Т (прибор ночного видения). Кабина на два
человека герметизированная, снабженная
фильтро-вентилляционной установкой, что
обеспечивает возможность действий на местности
зараженной радиоактивными или отравляющими
веществами.
ПТС состоят на вооружении в
переправочно-десантной роте инженерно-саперного
батальона мотострелковой (танковой) дивизии -
1взвод (9 машин); в отдельном
переправочно-десантном батальоне округа - 2 роты
(36 машин).
Предшественником ПТС был гусеничный
транспортер К-61, дальнейшим развитием ПТС-2.
Модернизация ПТС - ПТС-м была оборудована
дизельным отопителем кабины и кузова, что
повышало возможности машины при действиях в
зимних условиях, исключало вероятность
намерзания льда на бортах машины.
От автора. Появление отопителя кузова
сделало ПТС лакомой машиной в зимнее время для
пехоты, танкистов и артиллеристов. Наличие
комплекта крепления носилок и 12 носилок
превращало кузов транспортера в комфортное
помещение для сна. Да и просто - по 50-60 солдат
укладывались спать на матрасы, набросанные на
пол кузова. Отпадала необходимость возить с
собой палатки, каркасы палаток, печки, дрова;
тратить время на установку палаток и т.п.
ПТС был предназначен для действий в первой волне
при форсировании водных преград. Ведь
бронетранспортеры БТР-60, БМП плавают в общем то
плохо, в силу необходимости. Им не под силу
преодолеть большое течение, большую ширину реки
(например, река Зея у Благовещенска имеет ширину
от 2 до 6 км.). Однако ПТС не имел даже самого
легкого бронирования даже кабины. Толщина
обшивки была такая же как кабины грузового
автомобиля.
Управляемость ПТС на воде оставляла желать
лучшего. При полных оборотах винтов повернуть
рули было почти невозможно, а со сбросом оборотов
машина становилась неуправляемой. Причем с
повышением оборотов штурвал буквально вырывало
из рук и рули вновь становились по потоку.
Оставалось управление с помощью переключения
одного из винтов на вращение в обратную сторону.
Но переключение винта занимало много времени.
Так что управление ПТС на воде требовало
большого навыка.
Источники
1.Инструкция по материальной части и
эксплуатации плавающего транспортера ПТС.
Военное издательство МО СССР. Москва 1965г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие.
Военное издательство Министерства обороны СССР.
Москва. 1982г. |