sheet_top.gif (1326 bytes)

Невзрывные заграждения армии США

Предисловие.

Прежде всего - невзрывные заграждения это заграждения, которые останавливают или задерживают противника самим фактом своего существования на данном месте. Сами же эти заграждения могут создаваться различными способами, в том числе и   с помощью взрывов.


Терминология и классификация  инженерных средств воспрепятствования движению противника в армии США несколько отличаются от принятых в нашей армии. Если у нас инженерные заграждения делят просто на минно-взрывные, невзрывные и разрушения, то в армии США  классификация инженерных заграждений более сложная.

Прежде всего, все препятствия, которые не являются естественными, называются "Усиливающие препятствия" (Reinforcing Ostacles). В свою очередь они подразделяются на:

*Разрушения (Demolition).
*Возводимые (Constructed).
*Наземные мины (Land mines).
*Заражения (Contamination).
*Целесообразные (Expedient).
*Заблаговременные (Preconstructed).
*Ядерные  фугасы (Atomic Demolition  Munitions )

От автора. В первоисточнике, на который я опираюсь в данной статье (FM 5-102), присутствует определенная запутанность и неясность в классификации препятствий, Так, в главе 2 в отдельные группы выделены "Возводимые" (Constructed) и "Целесообразные" (Expedient) препятствия. А в главе 6 к целесообразным препятствиям отнесены как раз те препятствия, которые в главе 2 называются возводимыми.
Кроме того, в главе 2  такой тип препятствий, как заражения, выделены в отдельный вид препятствий, тогда как в главе 6 химическое заражение местности исключено вообще, поскольку США отказались от химического оружия, как неэффективного, а ядерное заражение рассматривается как просто побочное и несущественное последствие применения ядерных фугасов, и задержать противника не может.

Таким образом, исключив "Заражения" (Contamination), исходя из того, что как самостоятельный вид препятствий они не существуют, и исключив "Наземные мины" (Land mines), поскольку это не тема настоящей статьи, остановимся на остальных, принимая во внимание, что  "Возводимые" (Constructed) и *Целесообразные" (Expedient) суть одно и то же. 

Ниже по тексту я буду использовать и слово "заграждение" и слово "препятствие", поскольку у нас чаще используется первое слово, тогда как в принципе, второе слово является более точным по сути предмета.

Конец предисловия.

Основным документом, регулирующим применение невзрывных заграждений и разрушений  в армии США является Полевое Руководство 5-102 (FM 5-102).

Сами невзрывные заграждения    описываются в Главе 6 "ПРЕПЯТСТВИЯ ИНЫЕ, НЕЖЕЛИ МИННЫЕ ПОЛЯ" (OBSTACLES OTHER THAN MINEFIELDS).

Первым видом препятствия в этой главе описывается разрушение мостов. Поскольку это отдельная и очень обширная тема, в большей степени относящаяся к подрывному делу, останавливаться на ней не будем. Лишь заметим, что американцы придерживаются способа разрушения мостов иного нежели у нас или немцев, у которых  считается целесообразным в первую очередь разрушать опоры, что автоматически приводит и к обрушению, и деформации пролетных строений. Плюс значительно увеличивается время и трудозатраты на восстановление моста.
Американцы же  предпочитают разрушать лишь пролетные строения,  исходя из тактических соображений - остановить в данный момент противника, но сохранять за собой возможность достаточно быстрого восстановления моста.

От автора.  И мы, и немцы в своих предпочтениях исходим из  опыта многих   войн, прогремевших в Европе в XX веке. Американцы исходят из соображений своего несомненного военного превосходства (отход и оборона у них считается кратковременным и малозначимым видом боя) и небольшого собственного опыта. Кто тут прав, могут показать только грядущие войны. А пока снова как всегда - генералы могут готовиться только к прошедшим войнам.

Вторым видом препятствий, которому уделяется исключительно большое внимание в общей системе заграждений  являются т.н. "Неядерные воронки" (Non-Nuclear Craters). Однако, по сути дела это противотанковые рвы короткой протяженности, устраиваемые взрывным способом на   автомобильных дорогах.

Неядерные воронки (Non-Nuclear Craters).
По мнению американцев, это  эффективные препятствия  движению противника, если созданы должным образом и расположены в критических пунктах вдоль его маршрута движения. Воронки обычно устраиваются в дорогах или на других маршрутах движения, которые противник, как ожидается, будет использовать. Они должны быть размещены в местах, которые противник не сможет легко обойти. Например там, где дорога проходит по насыпи, а окружающая местность непроходима для техники (например, заболочена) или в выемке по бокам которой возвышаются скалы или крутые холмы, густой лес. и т.п..
Основная  цель состоит в том, чтобы задержать или остановить противника, связать его войска, которые становятся хорошими целями для обстрела, и вынудить его задействовать  средства преодоления, такие как землеройное оборудование и мостоукладчики. Использование   противопехотных и  противотанковых мин в соединении с воронками усиливает останавливающие возможности последних.

Воронки подразделяются на:
1.Поспешные воронки (Hasty road crater),
2.Плановые воронки (Deliberaty road crater),
3.Расширенные воронки (Relieved face road crater),
4.Угловые дорожные воронки (Angled road crater)

Поспешная дорожная воронка обычно создается с помощью нескольких  23-килограммовых зарядов, укладываемых поперек дороги через каждые полтора метра  на глубину us-zagrad-1.jpg (12691 bytes)около 1.5 метра. В результате взрыва образуется ров глубиной 1.8- 2.1 метра и шириной поверху 3.5-4 метра, с крутизной стенок 15-30 градусов.

На приведенном рисунке при ширине насыпи поверху  12 метров и ширине проезжей части 6.1 метра, потребовалось создать ров длиной 11 метров (с тем, чтобы было невозможно объехать по обочине дороги). Для этого было заложено пять зарядов общим весом 115 килограмм.

Рекомендуется таких поспешных дорожных воронок (точнее, рвов) создавать несколько  через каждые 100-100 метров дороги, что значительно замедлит движение войск противника.

От автора.  Несколько неясно, каким образом при такой массе зарядов  глубина воронок получается существенно больше, нежели глубина заложения зарядов. По моим расчетам, чтобы при глубине заложения зарядов 1.5 м. получить глубину воронки 2.1 метра, нужно заложить в каждый шпур не меньше 70 кг. Т.е. всего потребуется 350 килограмм тротила, а не 115, как указано в FM 5-102.
К тому же крутизна  стенок очень зависит от типа грунта. В твердом грунте ширина  рва может оказаться существенно меньше, а в мягких грунтах стенки могут оказаться слишком пологими. По нашим требованиям всякий раз необходимо определять тип грунта и производить необходимые вычисления массы и глубины заложения зарядов.
Конечно, время в данном случае дефицитно, но что хуже, израсходовать сотни килограмм взрывчатки впустую, или не успеть вовремя  произвести взрыв. Однозначного ответа на этот вопрос нет, но думается, что пока солдаты отрывают шурфы и готовят заряды, квалифицированный лейтенант успеет сделать необходимые расчеты и в последний момент скорректировать решение.
Вот только где теперь будем брать грамотных саперных лейтенантов, особенно в военное время, коли численность офицерского корпуса России стараниями абсолютно далекого от  понимания военного дела  гражданского министра обороны снижена до неприлично низкого уровня, не отвечающего требованиям даже мирного времени. А корпус офицеров запаса просто-напросто ликвидирован.

Плановая дорожная воронка, точнее, подготавливаемая заблаговременно (Deliberaty road crater) отличается от поспешной лишь своими размерами. Она может иметь глубину 2.1-2.4 метра, ширину поверху до 4.8 метра и крутизну стенок 30-37 градусов. При ее подготовке пробуриваются более глубокие шпуры и  масса каждого заряда составляет 36 килограмм.

Собственно,  отличие плановой воронки от поспешной заключается в том, что объем работ по подготовке существенно больше и подготавливается она, исходя не из создавшейся тактической обстановки, а согласно заранее составляемого плана боевых действий в данном районе. А взрывание  и той и другой производится по необходимости в зависимости от тактической обстановки.

Расширенная дорожная воронка (Relieved face road crater)   Представляет собой ров, созданный поперек дороги за счет взрыва двух рядов us-zagrad-2.jpg (18658 bytes)зарядов взрывчатки. Причем, заряды одного ряда помещаются на меньшей глубине, а второго ряда на большей. В результате образуется ров трапециевидной формы шириной 7-9 метров, глубиной 2.1. метра и крутизной  стенок со стороны противника около 15 градусов, а со стороны своих войск 30-40 градусов.

Длина воронки выбирается такой, чтобы ее невозможно было объехать по обочинам.

На рисунке: расширенная дорожная воронка (ров) образованная взрывами семи зарядов, размещенных в два ряда. Первый ряд (к своей стороне ) из четырех зарядов, заложенных на глубину 2.1. метра. Второй ряд из трех зарядов заложен  на расстоянии 2.4 метра от первого ряда в сторону противника. Эти три заряда зарыты на глубину 1.2 метра. В результате образовался ров шириной около 9 метров с крутизной стенок на своей стороне около 40 градусов, а на стороне противника около 15 градусов.
В левой части рисунка показаны пробуренные шпуры с лежащими возле них зарядами для еще одного рва.

От автора.  Замысел такой воронки (рва) состоит в том, что машина противника в состоянии спуститься в ров, но вот выехать с противоположной стороны уже не может из-за большой крутизны стенки.
Однако, на мой взгляд, это, скорее, заботливо приготовленный окоп для танков и БМП противника. Танк или БМП  спокойно заезжает в этот ров, оставляя выше уровня дороги только свою башню с пушкой. Да и саперам противника работы лопатами и кирками (ну или взрывчаткой) для устройства выезда из рва вдвое меньше, нежели в двух вышеописанных воронках, где нужно срезать обе стенки, а не одну..

Угловая дорожная воронка (Angled road crater) Это, собственно, любая из вышеописанных трех типов воронок, но располагается она не перпендикулярно направлению движения, а развернута под углом 45 градусов к направлению движения. 
Танку либо необходимо предварительно повернуть на 45 градусов, подставляя свой бок под огонь обороняющихся, либо он рискует опрокинуться на бок.

От автора.  Это по замыслу составителей данного Полевого Руководства. Однако, как правило, вообще ширина дорожной воронки превышает возможности танка. Поэтому, для оборудования переезда через воронку обычно используется инженерная техника. А вот работать ей на таком, расположеном под углом препятствии очень сложно, и время работы существенно увеличивается.

Противотанковые рвы (Antitank Ditches)

По взглядам военных специалистов армии США противотанковые рвы являются дополнениями к естественным препятствиям, закрывая собой промежутки между ними, либо доводя задерживающие возможности естественных препятствий до критичных. Таковыми считаются:

*Уклоны местности, больше чем 35 градусов.
* Вертикальные стенки более чем 1.5 метра высотой.
* Ущелья, овраги, и канавы шире чем 3 метра.
* Болота и топкие места более чем 1 метр глубиной.
* Леса, имеющие деревья более чем 21 см. в диаметре.
* Леса, на склонах крутизной более чем 15 градусов с деревьями более чем 10 см. в диаметре.
* Зоны городской застройки.

При этом считается, что противотанковый ров сам по себе не является удовлетворительным заграждением и во всех случаях его действие должно дополняться целесообразными препятствиями, огнем противотанковых средств и  противотанковыми минами, а для затруднения противнику проделать проход через ров использовать проволочные заграждения и противопехотные мины. Кроме того, фланги рва должны смыкаться с непреодолимыми естественными препятствиями.

По профилю основными типами ПТ рвов считаются (хотя не исключаются и иные профили):
1. Прямоугольный ров (Rectangular Ditch).
2. Треугольный  ров.(Triangular Ditch).

Прямоугольный ров (Rectangular Ditch). Стандартным считается ров шириной поверху 3.3 метра, хотя,   при остром дефиците  времени допускается ширина рва 1.5 - 2.0 метра (считается, что такой узкий ров может us-zagrad-3.jpg (12468 bytes)задержать противника на 3-5 минут).
Глубина рва во всех случаях не должна быть менее 1.5 метра. Однако и увеличение глубины рва более 2 метров при значительном увеличении объема работ не увеличивает останавливающую способность рва.
Стенки рва должны быть настолько крутыми, чтобы только не обваливался грунт с них.
Извлекаемый при отрывке рва грунт должен отбрасываться на свою сторону, образуя насыпь высотой 1-2 метра. Эта насыпь препятствует танкам преодолеть ров прыжком. Даже если машина на скорость все же преодолеет сам ров, она уткнется передней частью в насыпь, в результате чего корма танка опустится в ров и машина потеряет подвижность.
Рекомендуется  на удалении  4.5-7.5 метров от рва в сторону противника возводить целесообразные препятствия.

От автора.  И в американском современном Полевом Руководстве, как и в наших, совершенно не рассматривается тактика использования противотанкового рва. Общевойсковые специалисты не уделяют рву достаточного внимания, полагая его лишь одним из элементов тактического оборудования поля боя. Инженерные же  специалисты полагают, что их задача это собственно сам ров, а все остальное это дело общевойсковиков.
А между тем,  противотанковые рвы  могут сыграть вместо защитной и  резко отрицательную роль. Дело в том, что ров может использоваться наступающим противником в качестве укрытия для пехоты, минометов. Во рву может незаметно накопиться достаточно много пехоты, которая затем   внезапно атакует и врывается в окопы одним броском.  Да и саперы атакующих, имеют возможность незаметно подготовить проходы через ров.
Подготовка минометного огня в сторону рва не может считаться достаточной уже потому, что внутренняя часть рва из окопов обычно не просматривается, а держать ров под непрерывным минометным обстрелом и нецелесообразно и невозможно.
В Наставлениях Второй Мировой войны предлагалось рвы прокладывать не параллельно фронту обороны, а в виде ломанной линии. Так, чтобы каждый фас рва мог просматриваться из окопов хотя бы с одной точки. Из этих точек можно подготовить и пулеметный огонь. А в ряде случаев считалось необходимым иметь огневые точки у изгибов рва. Иногда даже здесь размещали танковые окопы или окопы для противотанковых пушек для продольного обстрела рва.
Вот что конкретно пишет в 1942 году бригинженер Шперк в своей книге:
"Огневые точки, фланкирующие препятствия, должны быть расположены так, чтобы из них можно было взять под продольный огонь фас препятствия, подступы к нему со стороны противника и выходы из препятствия в нашу сторону. Поэтому для рвов они должны располагаться на оси препятствия...."

Почему то забывается опыт предшествующих войн, хотя в области невзрывных заграждений ничего нового, по сути дела, не придумано. А ведь мы вступили в эпоху локальных войн, где основную тяжесть боев будут нести сравнительно небольшие части и подразделения, возможности которых по преодолению заграждений существенно ниже, нежели крупных соединений, а снабжение современными минно-взрывными средствами, как правило, будет недостаточным.

Умение возводить из подручных средств заграждения и  тактически умело их использовать во многих случаях может оказаться решающим.

Треугольный  ров.(Triangular Ditch). Должен иметь ширину порядка 4 метров и глубину не менее 1.5 метра (в рыхлом песчаном грунте не us-zagrad-4.jpg (17210 bytes)менее 1.8 метра).   Возможна глубина 1.2 метра, но считается, что   ров такой глубины может задержать танки лишь на 3-5 минут. Извлекаемый из раскопа грунт выбрасывается на строну противника, не образуя уступа или стенки. считается, что этот рыхлый грунт снижает скорость движения танков. Со стороны противника откосом рва делается пологим, а со своей стороны максимально возможно крутым.

Треугольный ров считается менее целесообразным, нежели прямоугольный, т.к. хотя объем извлекаемого грунта меньше, однако для землеройных машин такой профиль выемки неудобен и их производительность снижается в 1.4-1.8 раза в сравнении с производительностью при отрывке прямоугольного рва.

Противотанковые рвы отрываются чаще всего штатными инженерными машинами, такими как бронированная боевая землеройная машина М9 (Armored Combat Earthmover - (M9 ACE), боевая инженерная машина М728   (M728 Combat Engineer Vehicle (CEV). Последнюю  у нас обычно  называют  саперным танком, хотя это и неправомерно. Также используются бронезащищенный миноудалитель/бульдозер D7G (D7G Mine-Clearing/Armor Protection Bulldozer (D7G MCAP), совковые погрузчики (Loader), скреперы, автогрейдеры.

ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ (EXPEDIENT OBSTACLES)

К этой группе заграждений FM 5-102 относит:
*Лесной завал (Abatis).
*Бревенчатые препятствия (включая бревенчатые барьеры, срубы и надолбы) ( Log obstacles (including
   hurdles, cribs, and posts).
* Руины (Rubble).
* Выведенные из строя автомобили и боевая техника (Junked automobiles and battle-damaged equipment).
* Затопления местности (Flooding).
* Пожары (Fires.).

Лесной завал (Abatis).

us-zagrad-5.jpg (16340 bytes)По мнению американских специалистов это эффективное препятствие против танков и других транспортных средств в лесистой области, где имеется лишь небольшое количество просек. 
Лесной завал может быть быстро устроен, используя взрывчатку для валки деревьев. Деревья должны быть повалены  под углом 45 градусов к просеке (дороге).
Дерево не должно быть полностью отделено от пня, чтобы сделать препятствие более эффективным и затруднить удаление стволов.
Высота пней должна быть около 1.5 метра.
Если  позволяет время, необходимо завал усилить противопехотными минами, минами-ловушками и минами системы дистанционного минирования MOPMS.
Протяженность завала зависит от наличия времени и возможностей техники и личного состава, но во всех случаях она не должна быть менее 100 метров.   Именно большая протяженность завала является главным останавливающим фактором этого заграждения, а не трудности, связанные с растаскиванием отдельных деревьев.
С помощью зарядов взрывчатки лесной завал может быть заблаговременно подготовлен, а сваливание деревьев с помощью взрывов произвести, если тактическая обстановка требует остановки противника на лесной дороге. Ширина завала обычно редко делается больше, чем полторы ширины лесной просеки, поскольку противнику все же проще разобрать завал, нежели прорубать новую просеку в обход завала.

Бревенчатые барьеры (Log hardles)

us-zagrad-6.jpg (21075 bytes)Представляют собой уложенные поперек дороги или под углом 45 градусов к направлению движения и прочно скрепленные с поверхностью (с помощью вбитых в дорогу деревянных столбиков) отдельные бревна или связки бревен. Минимальный диаметр бревен 25 сантиметров, а высота препятствия примерно 60-70 сантиметров. Длина барьера обычно   от 1.8 -2.4 метра до практически полной ширины дороги.

Считается, что эти барьеры не могут остановить танки и другие бронемашины, но заставляют снижать скорость до 2-5 км/час, что создает благоприятные условия для поражения их противотанковым огнем. Для обычного автотранспорта эти барьеры считаются непреодолимыми.

На рисунке показано заграждение, состоящее из трех бревенчатых барьеров, каждый из которых создан   из трех бревен диаметром 25 см. Барьеры установлены поперек дороги уступом. Между барьерами 3-4 метра. Общая высота каждого барьера 60-65 см.

us-zagrad-7.jpg (15635 bytes)Если имеются бревна диаметром более, чем 45 см., то целесообразно на барьер расходовать только одно бревно длиной не менее 3/4 ширины дороги. В этом случае заграждение делается из двух барьеров, один из которых расположен поперек дороги, а второй под углом 45 градусов к направлению движения.

На рисунке показано заграждение из двух барьеров, в которых использованы бревна диаметром от 45 до 60 см. Один из барьеров расположен поперек дороги, перекрывая ее почти на всю ширину. Второй барьер расположен в 7.5 метрах вперед и развернут на 45 градусов к направлению движения.

Эти же барьеры рекомендуется размещать на удалении 4.5 метра от передней кромки противотанкового рва на стороне противника. Предполагается, что барьеры заставят танки снизить скорость до 3-5 км/час, в результате чего будут исключены попытки танков преодолеть ров прыжком.

Бревенчатые ряжи (Log Cribs)

Различаются:
1.Прямоугольные ряжи (Rectangular Log Cribs).
2.Треугольные ряжи (Triangular Log Cribs).

Ряжи решают те же задачи, что и барьеры, но возводятся при наличии достаточного времени там, где имеющийся лес имеет диаметр менее 25 us-zagrad-8.jpg (23355 bytes)см.

Высота ряжа обычно около 60 см. Возведение более высоких ряжей возможно, но считается нецелесообразным, т.к. останавливающее действие увеличивается только при высоте ряжа более 1.2 метра, тогда как маскировка высокого ряжа крайне затруднительна.
По длине ряж должен перекрывать дорогу так, чтобы объехать его по обочине было невозможно.

На рисунке показан прямоугольный ряж из бревен диаметром 15 см. Его высота 60 см., ширина около 1.2 метра, длина не менее 3/4 ширины дороги. Пространство между двумя бревенчатыми стенками засыпано грунтом. Рекомендуется для засыпки использовать каменистый грунт, бут, кирпич, булыжник. Если используется песок, то его следует смешивать с цементом и обильно увлажнять перед засыпанием. По возможности внутрь засыпки устанавливать мины-ловушки разгрузочного действия.

us-zagrad-9.jpg (14781 bytes)Треугольные ряжи требуют больше времени для возведения, квалифицированных плотников, но останавливающее действие у них выше, т.к. танку  требуется либо медленный поворот на дороге на 45 градусов, что далеко не всегда возможно, либо он рискует сесть днищем на выступающий вперед угол ряжа.

На рисунке показан треугольный ряж с длиной стороны примерно 6.5- 7 метров, высотой около 60 см.. Собран он из бревен диаметром 15 см.

Возведение ряжей перед противотанковыми рвами нецелесообразно, т.к. ряжи требуют достаточно много времени на возведение, а их перед рвом потребуется возвести много.

Бревенчатые надолбы (Log Posts)

 Надолбы, по взглядам американцев, считаются лучшими среди противотанковых невзрывных   заграждений потому, что каждый надолб создает проблемы атакующим. Не существует   методов быстрого преодоления линии надолбов.

us-zagrad-91.jpg (14810 bytes)Обычно, атакующий попытается обойти такое препятствие. Поэтому, надолбы должны использоваться там, где обход требует большего количества времени и усилий, нежели преодоление заграждения.

Минимальный диаметр деревянного надолба 40 см.   Он зарывается вертикально или под небольшим наклоном в сторону противника на глубину не менее 1.5 метра и должен возвышаться над уровнем земли на 0.75 - 1.20 метра. При  этом высота надолб должна быть нерегулярной. Интервал между надолбами и рядами надолб должен быть неравномерным, от 1 до 2 метров.
Количество рядов надолб в заграждении не оговаривается.

Считается целесообразным устанавливать надолбы в сочетании с противотанковыми рвами как на своей стороне, так и на стороне противника.
Также рекомендуется заплетать заграждение колючей проволокой, что превращает чисто противотанковое заграждение в комбинированное (противотанково/противопехотное) и усиливать его системой MOMPS (переносная контейнерная система дистанционного минирования).

От автора.  На мой взгляд, американцы недопонимают и недооценивают этот вид противотанкового невзрывного заграждения. 
По нашим принципам надолбы следует устанавливать в три-семь рядов с интервалом между надолбами 2.5-3 метра, а между рядами порядка 5-6 метров. Причем надолбы каждого следующего ряда должны быть смещены относительно надолб предыдущего ряда примерно на 1/3 - 1/2 интервала. Т.е. должны размещаться в шахматном порядке. Ближний к противнику ряд должен  иметь высоту порядка 55-60см и наклонен в нашу сторону. . А каждый следующий  ряд должен быть выше на 5-10 см. предыдущего ряда,  и наклонен в сторону противника под углом 60-75 градусов (это для водителя танка зрительно уменьшает высоту надолба)..
Смысл такой расстановки в том, чтобы создать у вражеского водителя ощущение, что препятствие преодолимо. Заезжая одной гусеницей на надолб, танк преодолевает первый ряд. Но на наехать на второй ряд гусеницей танк не может без доворота. А  для поворота между двумя рядами места оказывается недостаточно. Отъехать назад танку уже затруднительно, поскольку вновь попасть гусеницей на надолб при движении задним ходом очень непросто. Таким образом, танк оказывается в ловушке.
Третий и последующие ряды устанавливаются в основном для того, чтобы саперам атакующих потребовалось больше времени для разрушения этого заграждения.

А ведь у американцев было предостаточно возможностей ознакомиться во время Второй Мировой войны со знаменитыми немецкими бетонными "зубами дракона", которые возводились именно по этому принципу. Легкая победа явно вскружила янки головы и они не изучили противотанковые надолбы должным образом.

В городских условиях и в других населенных пунктах, в качестве противотанковых заграждений могут  применяться разрушение зданий с обрушением их на улицу, подготовка пожаров.
На участках местности, имеющих значительные лесные массивы, могут подготавливаться лесные пожары.

Там, где это возможно, может применяться затопление или заболачивание местности. Это достигается как подготовкой разрушения плотин, дамб, водопропускных труб, так и наоборот, возведением различного дамб, плотин. Но эти типы заграждений в FM 5-102  подробно не рассматриваются, т.к. такие мероприятия требуют us-zagrad-93.jpg (13379 bytes)специально подготовленных и обученных офицеров -специалистов, умеющих производить сложные гидротехнические расчеты.

Также  FM 5-102 рекомендует в местах, где затруднен объезд, устраивать заграждения из сильно поврежденных и не подлежащих восстановлению боевых и транспортных колесных и гусеничных машин. При этом их необходимо надежно закреплять на месте с тем, чтобы их было невозможно или очень трудно сдвинуть с места. Также рекомендуется загружать  машины (кузова, кабины) щебнем, камнями, грунтом и т.п. для того, чтобы увеличить их вес и затруднить удаление.

ЗАБЛАГОВРЕМЕННЫЕ  ПРЕПЯТСТВИЯ (PRECONSTRUCTED OBSTACLES)

К этой группе заграждений американцы относят такие конструктивные элементы автомобильных дорог и дорожных сооружений (мосты, дамбы, многоуровневые дорожные развязки, виадуки, туннели), а иногда и иных сооружений (ядерные реакторы,  электростанции, плотины гидроэлектростанций, пункты водоснабжения, пункты газоснабжения, нефтеперекачивающие насосы, большие нефтеемкости и т.п.), которые являются либо частями самих сооружений уже во время строительства, либо  создаются позднее.

Основной смысл этих заграждений в том, что сами по себе таковыми они не являются, но позволяют при необходимости подготовить сооружение к разрушению в минимальнейшие сроки и тем самым создать заграждение.
Отличительным моментом заблаговременных препятствий является то, что сооружение может использоваться по  своему прямому назначению без существенных ограничений до  момента взрыва.

К заблаговременным препятствиям,  точнее к заблаговременно создаваемым устройствам  по FM 5-102 относятся:

1.Системы минных колодцев (Prechamber Shaft System), подготавливаемые под дорожным покрытием в критических  местах (дорога в насыпи или выемке, перекресток и т.п.), которые будут позже взорваны, чтобы создать дорожные воронки.

2.Балочные надолбы (Beam Post Obstacle), которые создаются для заграждения дороги стальными балками (надолбами) вместо ее   разрушения.

3.Фиксирующие приспособления для разрушения мостов (Demolition Fixtures in Bridges)

4.Минные ниши (Demolition Cavities) в туннелях для размещения зарядов взрывчатки.

5. Массивные бетонные блоки (Massive Concrete Blocks), установленные выше или около дороги и которые
    могут быть сброшены взрывом на шоссе.

В полном объеме эти заблаговременные устройства должны  иметь место  в ключевых и критичных точках автодорог и дорожных узлов, во всех автомобильных и железнодорожных мостах, виадуках и многоуровневых транспортных развязках во всех   странах членах NATO, что является одним из требований участия страны в военной составляющей этого блока. Однако, для США и Канады эти требования не являются обязательными, и создание заблаговременных устройств регулируется исключительно внутренними законами этих двух стран.

Система минных колодцев (Prechamber Shaft System)

Представляет собой группу бетонных колодцев (не менее трех), каждый глубиной 4-6 метров и внутренним диаметром 60 см., устроенных в дорожном полотне   в определенном порядке. В каждом конкретном случае количество и расположение колодцев определяется характером разрушения дороги, которое требуется создать при взрыве зарядов взрывчатки во всех или части колодцев.
В некоторых случаях, обычно, если дорога проходит по насыпи, минные колодцы могут располагаться не вертикально, а горизонтально или наклонно, проходя под середину дороги от откоса насыпи. В таких случаях  на дороге может и не быть крышек колодцев.
Эти колодцы закрываются металлическими крышками, аналогичными крышкам канализационных люков.
На обочине дороги оборудуется  коллекторный колодец, представляющий собой металлическую или бетонную коробку, внутрь которой из каждого колодца выведено по две трубки. Эти трубки предназначены для прокладывания участковых проводов электровзрывной цепи и участковых детонирующих шнуров. В каждую трубку в мирное время продернут нейлоновый шнур с помощью которого при необходимости через трубку продергивается электропровод или детонирующий шнур. Коллекторный колодец  us-zagrad-92.jpg (17731 bytes)закрывается крышкой и запирается на замок. При подготовке системы к взрыву от этого колодца  в сторону подрывной станции прокладывается магистральная линия (электрическая или детонирующего шнура). Внутри коллекторного колодца закрепляется табличка, содержащая необходимые данные для  подготовки и производства взрыва.

На рисунке показан пример системы минных колодцев. В данном случаен их три, расположенных посередине дороги через 6 метров. Каждый из них глубиной 6 метров и из каждого выведены трубки в коллекторный колодец, распложенный у  минного колодца №1. В результате взрыва трех зарядов дорога будет разрушена на протяжении 18 метров на всю свою ширину.
Это стандартная система минных колодцев. Для подготовки ее к взрыванию требуется 90 минут работы саперной команды из 9 человек.

Единой конструкции коллекторного колодца не имеется. Всякий раз его расположение, конструкция определяются местными условиями. Он может быть таким, как показан на рисунке; может быть выведен в откос насыпи и иметь вертикально расположенные дверцы; может  быть устроен в существующей трансформаторной будке или будке системы газоснабжения, или даже внутри близко расположенного здания.

us-zagrad-991.jpg (16240 bytes)На снимке показан момент снаряжения минного колодца взрывным зарядом. Две машины, замаскированные под гражданские, блокируют дорогу с обеих сторон. Солдаты вскрыли колодец, находящийся посередине проезжей части. Хорошо просматривается характер местности. Явно - в случае образования на дороге большой воронки, преодолеть это место будет невозможно.

Вблизи системы минных колодцев устанавливается контейнер, в который в угрожаемый период складируется необходимое количество взрывчатки, средств взрывания и вспомогательного инструмента. Этот контейнер находится под охраной местных муниципальных властей. Однако, инструмент и спецключи, необходимые для вскрывания как  контейнера, так и коллекторного и минных колодцев имеются только у войсковых инженерных подразделений.

us-zagrad-992.jpg (14899 bytes)На снимке показана крышка   минного колодца и вскрытый колодец. В колодце видна поперечная планка, к которой крепится замочный винт крышки. Перед установкой в колодец зарядов эта планка временно удаляется. Для этого она поворачивается по горизонтали на 90 градусов и когда ее концы совпадут с вырезами, легко извлекается.

На снимке ниже показаны два варианта колллекторных колодцев выведенных в откосы дороги, проходящей по насыпи.

От автора.  Я показываю эти элементы столь подробно потому, что это демаскирующие признаки минных колодцев (крышки то один в один с обычными канализационными люками!), в которые кроме обычных зарядов ВВ типа DM924 или DM934 могут быть установлены и ядерные фугасы, от идеи   применения которых армия США так и не оus-zagrad-993.jpg (13625 bytes)тказалась,  и применению которых по прежнему обучаются подразделения Сил Специальных Операций (SOF), в том числе и дислоцированные в Германии.

Быть может и наши доблестные разведчики из ГРУ, глядя на эти снимки, научаться отличать минные колодцы от обычных канализационных, и переключат свое внимание со спаивания субтильных секретарш больших западных начальников, которые в действительности, ничего и никогда  не знают и ничего не понимают, на вот эти неприметные крышечки, столбики, балочки и т.п., которые в случае чего окажутся куда как более важными, нежели стратегические планы NATO.
Далеко за примером ходить не нужно -  Вермахт к июню 1941 составил великолепнейший план разгрома Красной Армии, но споткнулся кроме иного прочего и о наше бездорожье, и о нашу осеннюю непогоду, и о наши зимние снега и морозы. Очевидно и потому, что немецкие разведчики тоже предпочитали подслушивать и подсматривать в московских   "Метрополе" и "Национале", а не таскаться по грязным и трясучим дорогам того же Подмосковья.

А еще вот  интересно,  почему во всех переговорах США и России об ограничении ядерных вооружений тщательно подсчитываются  каждая боеголовка ракеты, морской торпеды, а вот ядерные фугасы армии США вообще остаются вне поля зрения российских государственных и политических деятелей и нигде они не поднимают этого вопроса.
Что это, политическая близорукость, государственная халатность, неинформированность? Или нечто иное, о чем не хочется даже предполагать?

А ведь достаточно малогабаритные и н сравнительно небольшого веса ядерные фугасы могут быть использованы не только в минных колодцах. Если такой фугас подвесить к боевому беспилотному самолету, кои уже имеются в ВВС США, то его можно взорвать в нужном месте в нужный момент по радиокоманде.

Балочные надолбы (Beam Post Obstacle)

us-zagrad-94.jpg (18343 bytes)Балочные надолбы предназначены для того, чтобы блокировать дороги в узких местах , не разрушая их покрытия.

Заграждение представляет собой  стальные двутавровые балки, вставленные  в заблаговременно (еще в мирное время) устроенные поперек дороги скважины, что предотвращает движение всех транспортных средств.
Скважины по своей конструкции похожи на минные колодцы, но значительно меньших размеров. Стенки скважин бетонные или металлические и закрываются сверху металлическими крышками. В нижней части скважины могут иметься пружинные стопоры, препятствующие извлечению балки из скважины

us-zagrad-95.jpg (15468 bytes)Скважина имеет глубину 80 см. Скважины располагаются поперек дороги в две или три   полосы по три ряда скважин в каждой полосе.
Расстояния между полосами, рядами и надолбами определенно не регулируются. Однако, наблюдения в Германии показывают, что наиболее часто встречается следующая система - между скважинами 1-2 метра, между рядами  также 1-2 метра, между полосами от 2 до 6 метров.

Поблизости на специальном стеллаже укладываются стальные  двутавровые балки сортамента (германского) не меньше 12 (предпочтительный 15) длиной 2.2 метра, весящие около 260-280 килограмм, имеющие в нижней части   прорези, с помощью которых балка защемляется в скважине, после чего извлечение возможно только при наличии специального инструмента. В мирное время балки могут быть уложены в металлический запирающийся контейнер, который находится под охраной местных муниципальных властей

Балки устанавливают на место, удалив крышки скважин, у которых предварительно нужно вывинтить крепежные гайки с помощью гаечных ключей с Т-образными ручками. Подъемные крюки, имеющиеся в комплектах инженерных отделений, используются, чтобы переместить крышки скважин в сторону. Каждая балка переносится  четырьмя солдатами. После установки двойная us-zagrad-997.jpg (17726 bytes)полоса со стороны противника может быть замаскирована маскировочной сетью и проволочной спиралью.

Стандартный норматив полной установки заграждения шириной 12 метров  в три тройных полосы  (на что требуется 54 балки) - две группы по девять человек за 2 часа.

На снимке справа: пример закрытых крышками скважин для балочных надолб. Отчетливо видно три полосы в два ряда каждая. У двух верхних полос ряды уходят вправо за пределы проезжей части.
Любопытное сочетание скважин для надолб и минного колоца, который виден у нижнего обреза снимка в середине.

 

Фиксирующие приспособления для разрушения мостов (Demolition Fixtures in Brides)

Эти приспособления предназначены для быстрой подготовки мостов к разрушению за счет того, что еще в мирное время (обычно уже в процесс строительства моста)  в его составных элементах (опоры, пролетные строения) заранее создаются различного рода устройства, с помощью которых при необходимости  возможно быстро и легко разместить подрывные заряды и проложить взрывную сеть (электрическую или из детонирующего шнура). При этом, при подготовке моста к взрыванию он может продолжать эксплуатироваться до самого момента взрыва.

Для каждого моста, оснащенного такими устройствами, имеется подготовленный комплект документов, где заблаговременно выполнены все расчеты по количеству и местам расположения зарядов, их массе, прокладке взрывной сети и т.п.

На всем Европейском Театре военных действий эти устройства подразделяются на три группы::

1. Кронштейны для закрепления зарядов ВВ (Charge Mounting Brackets)
2. Минные камеры (Demolition Chambers).
3. Минные галереи (Demolition Galleries).

Кронштейны для закрепления зарядов ВВ (Charge Mounting Brackets) - планки из листового металла, которые us-zagrad-96.jpg (11449 bytes)наглухо прикреплены к конструктивным элементам пролетных строений. Они предназначены для облегчения закрепления перебивающих зарядов и надежного удерживания германских  9-килограммовых перебивающих зарядов DM19, снабженных  запираемыми сдвижными кронштейнами  L-образной формы, находящимися в нижней части.

На снимке: кумулятивный заряд DM19, закрепленный на планке элемента моста.

Такие планки  на элементах моста (пролетные балки, фермы) размещаются еще в процессе строительства моста. Длина, направление каждой планки определяется в зависимости от того, сколько зарядов требуется для перебивания данной конструкции. К планкам прокладываются в металлических трубках  электропровода электровзрывной цепи.

Минные камеры (Demolition Chambers).  представляют собой полости определенных размеров в береговых и us-zagrad-97.jpg (16987 bytes)промежуточных опорах мостов, предусматриваемые в проектах мостов и создаваемые при их строительстве. Размеры минных камер определяются массой заряда, требуемого для   полного разрушения опоры.  Способ доступа к минным камерам определяется в зависимости от размеров опоры, ее типа и возможности доставки и установки зарядов. Как правило, в минные камеры прокладываются в металлических трубках провода   электровзрывной цепи. Входы в минные камеры имеют надежно запираемые двери или люки и обычно маскируются. Места расположения минных камер и порядок доступа к ним указываются в документации по подрыву данного моста.
Вариантов минных камер и доступа к ним множество. Собственно, для каждого вновь строящегося моста разрабатывается свой проект минных камер.

На рисунке показана каменная промежуточная опора моста в частичном разрезе. Видны пять минных камер (выделены светлым цветом). К двум минным камерам доступ с воды, к средней камере через колодец, идущий с вершины опоры. Две левые камеры показаны с крышками. В данной опоре минные камеры размещены так, чтобы при взрыве опора была разрушена наискосок от уровня воды (справа) до верха опоры (слева). Такой характер разрушения значительно затрудняет ее восстановление.

us-zagrad-996.jpg (14084 bytes)Минные камеры могут располагаться и ниже уровня воды, однако, обычно это нежелательно из-за опасности просачивания воды и заполнения камеры водой.

Как правило, отверстия минных камер маскируются облицовочным камнем опоры и ничем на фоне опоры не выделяются. Люки в колодцы, ведущие к минным камерам также маскируются либо облицовочным камнем, либо металлическими крышками под вид канализационных.

На снимке: четыре минные камеры в опоре моста через реку Майн в районе Обернбурга. Ясно видно, что доступ к ккмерам обеспечивается металличесим трапом с вершины опоры и металлической наружной галереей.

От автора. Эти  камеры описываются   еще в немецком Наставлении по инженерному делу издания 1912 года. Так что устройство минных камер в опорах мостов дело древнее и широко распространенное во всех европейских странах и в России. Американцы тут ничего нового не изобрели, а описывают то, что существует и что возможно использовать. Не знаю, как у них там в Америке, а в   немало повоевавшей за прошедшие столетия Европе камеры давным-давно рутинное дело.

Минные галереи (Demolition Galleries).. Принципиально не отличаются от минных камер, но строятся в очень крупных мостах, дамбах и плотинах, поскольку для разрушения таких сооружений требуется большое количество взрывчатки. По сути дела это штольни, проходящие в теле дамбы или опоры имеющие в определенных местах крупные минные камеры.  Выходы из галерей могут находиться за пределами сооружения.
Поперечное сечение штолен таково, что позволяет передвигаться в ней человеку с грузом (высотой примерно 1.5-1.8 метра, шириной 0.9-1.1 метра). В тех сооружениях, где разрушение us-zagrad-98.jpg (18329 bytes)предполагается производить с помощью ядерных фугасов, размеры галерей могут быть существенно больше.
Провода электровзрывной сети прокладываются внутри штолен в металлических трубках.

В особо крупных мостах и плотинах такие штольни одновременно могут являться смотровыми галереями персонала, контролирующего техническое состояние плотины. В этом случае, в такой галерее может иметься электроосвещение.

На рисунке показана минная галерея в частичном разрезе, проходящая в теле плотины. Желтым камнем выложена минная камера, в которую можно опасть из минной галереи. В саму галерею в данном случае можно  попасть во вертикальному стволу, выходящему на поверхность, дороги, проходящей по плотине. Ствол закрыт металлической крышкой и оснащен скоб-трапом.

Галерея должна иметь минимум два независимых друг от друга входа, которые должны иметь надежные запирающиеся на замок двери или люки, и находиться в охраняемой зоне сооружения. Кроме того, входы в минные камеры также оснащаются запираемыми дверьми, а если галерея является одновременно смотровой галереей, то входы в минные камеры маскируются облицовочным камнем.
В каждую камеру выходят проложенные в металлических трубках провода электровзрывной цепи.

Горизонт минных камер в гидротехнических плотинах определяется, исходя из того, что радиус разрушения должен быть ниже уровня воды.

Минные ниши (Demolition Cavities )
По сути дела это те же минные камеры , как и в минных галереях, но создаваемые внутри туннелей. Основная задача зарядов ВВ, размещаемых в нишах, обрушение входных порталов туннелей и устройство обвалов породы внутрь туннеля. Американское Руководство FM 5-102 лишь упоминает о минных нишах, не рассматривая их подробно.

От автора.  Осмелюсь предположить, что у армии США нет никакого опыта в использовании минных ниш в туннелях и отсюда нет никакой сколько-нибудь полной информации о том, где и каких размеров создавать эти ниши. В практике строительства туннелей  на территории США минные ниши не создаются, а европейцы, очевидно, не склонны делиться с американцами этой информацией. Дело в том, что практически все туннели это важные стратегические объекты. Строительство обходится очень дорого и продолжается годами и десятилетиями. Поэтому к ним прибегают только в крайних случаях, когда нет иных, более дешевых способов связать между собой два пункта. При этом, разрушить туннель  проще, чем мост, а вот восстановление по трудоемкости сравнимо с прокладкой нового туннеля.

 

Падающие  блоки (Falling Block Obstacle)
Для местностей, где большая часть дорог проходит в выемках и где объезд таких участков исключен или крайне затруднителен, предусматривается установка по краям дороги массивных бетонных блоков, которые при необходимости обрушиваются на дорогу и тем самым перегораживают ее. Наиболее целесообразно применение этих заграждений в городах с плотной застройкой каменными зданиями.

Масса блока должна превышать  возможности грузоподъемной техники (автокранов), которая может иметься у противника. Также желательно, чтобы упавший блок тем или иным способом фиксировался на дороге с тем, чтобы его было невозможно сдвинуть танком или тягачом.

us-zagrad-99.jpg (17423 bytes)Конкретная  конструкция для того или иного участка определяется всякий раз индивидуально.

В качестве примера показано заграждение из двух падающих блоков, применяемое в Южной Корее вблизи демилитаризованной зоны. Каждый из блоков представляет собой бетонный блок квадратной формы сечением 2.8 на 2.8 м., высотой не менее, чем треть ширины дороги (но во всех случаях не короче 5 метров). Такой блок весит 18-25 тонн. Нижняя часть блока срезана под углом 45 градусов. Нижним концом блок опирается на бетонное основание, которое также срезано под таким же углом. Верхний блок опирается на основание лишь пяточкой шириной 15-20 см. От падения он удерживается двумя стойками. Стойки могут быть деревянными, но если заграждение  предназначено для длительного существования, стоки предпочтительно делать стальными или железобетонными.
При необходимости преградить путь вражеской технике, эти стойки удаляются с помощью троса, зацепленного за тягач, или перебиваются зарядом взрывчатки. В результате этогго блок падает на дорогу.

Целесообразно, на грани, которой блок ляжет на дорожное полотно иметь вделанные стальные заостренные штыри, которыми блок вопьется в дорожное полотно.

us-zagrad-998.jpg (14828 bytes)От автора. В FM 5-102 такие падающие блоки упоминаются, как находка американской военно-инженерной мысли в Южной Корее, однако данную конструкцию, как и более совершенные можно нередко увидеть на многочисленных фотографиях Германии конечного периода Второй Мировой войны. Впрочем, как и стальные балки-надолбы, вставляемые в заранее подготовленные колодцы.

Красная Армия такие заграждения не применяла вследствие бедности страны на цемент и сталь.

На снимке слева: пример подобного заграждения на железной дороге. Хотя эти падающие блоки, как правило ничем и никак не маскируются,   несведущими людьми они воспринимаются как некие дорожные сооружения, возможно, недостроенные опоры для путепровода.

ЯДЕРНЫЕ ФУГАСЫ (ATOMIC DEMOLITION MUNITIONS)

По определению FM 5-102 Ядерные фугасы (ADM) являются ядерными взрывными устройствами, используемыми, прежде всего, для создания препятствий и тем самым остановки противника. 

Еще раз следует подчеркнуть, что ядерные фугасы приводятся в действие еще до того, как в данном месте появился противник. Задача фугаса создать препятствие, которое остановит противника.

Ядерные фугасы размещаются, как правило, в таких же  минных колодцах, минных камерах и минных галереях, что и  заряды обычных ВВ. Отличие  сооружений для ядерных фугасов от сооружений для зарядов обычных  ВВ может состоять лишь в дополнительной прокладке антенных устройств (не обязательно !) для приведения фугаса в действие по радиокоманде.

Применение ядерных фугасов считается целесообразным при необходимости создания обширных зон разрушений или разрушения особо крупных стратегических объектов, таких, как, например, плотины крупных гидроэлектростанций; важнейшие  заводы, производящие стратегические материалы и т.п.

Как пишет немецкий исследователь М.Доннерстаг, существуют средние ядерные фугасы (MADM) мощностью от 0.5 до 15 килотонн и малые (SADM) мощностью от 0.01 до 1 килотонны.

MADM по размерам чуть крупнее 100-литровой бочки, а SADM имеет диаметр приблизительно 40 см, длину 60 см и   весит примерно 68 кг. (В.Ю.Г. -стандартный минный колодец под обычный заряд DM224 имеет внутренний диаметр 60 см.).

us-zagrad-994.jpg (16041 bytes)Ядерные фугасы типа MADM перевозятся автотранспортом и устанавливаются с помощью кранового оборудования. Могут приводиться в действие по радиокоманде или проводной линии.

Специальные фугасы SADM приводятся в действие с помощью таймерных устройств. Т.е., будучи запущенным, такой фугас полностью автономен.

Подразделения   Сил Специальных операций (SOF) армии США дислоцированные в Европе, обучаются   применению специальных ядерных фугасов. Это так называемые взводы специального оружия (Special Weapon Platoon), сокращенно SWP.

На снимке слева: средний ядерный фугас.

От автора. Хотя считается, что все аспекты применения ядерного оружия в Европе это прерогатива объединенного командования NATO, однако все подразделения SOF, в том числе и SWP,   остаются  в подчинении исключительно американских командующих, а о количестве, местах хранения, намеченных пунктах установки специальных ядерных фугасов военные структуры NATO американцами даже не информируются.
Можно полагать, что если американцы сочтут нужным взорвать один или несколько ядерных фугасов, они это сделают не спрашивая согласия тех же властей Германии.

По состоянию на 1985 года на территории только Германии хранилось около 300 ядерных фугасов. Как утверждает М.Доннерстаг, в 1988-89 годах в соответствии с договорами о разоружении, большая часть этих фугасов была уничтожена. Однако, это весьма сомнительные данные, поскольку в существующих договорах СССР-США относительно сокращения ядерных арсеналов ядерные фугасы не упоминаются совсем, и в общей численности ядерных боеприпасов не учтены.

us-zagrad-995.jpg (19982 bytes)На снимке: воронка образовавшаяся от взрыва ядерного фугаса мощностью 0.42 килотонны на глубине 33.5 метра.
Глубина воронки 19 метров, диаметр 65 метров.
Это результаты испытаний 1962 года под кодовым названием "Denny Boy".

Хорошо видны автомобили, стоящие у краев воронки, что наглядно показывает масштабы разрушений и возможную результативность использования ядерных боеприпасов для создания заграждений.

Во  основном, армия США уделяет достаточно много внимания  из невзрывных заграждений только противотанковые.

 

Противопехотные заграждения, такие как проволочные заграждения (Wire) хотя и упоминаются в главе 2, однако, в последующих главах FM 5-102 не описаны совершенно, впрочем, как и ряд других противотанковых заграждений (Стальные "H"-образные балки (Steel "H" beam post obstacles). Зубы дракона, ежи, и тетраэдры (Dragon's teeth, hedgehogs, and tetrahedrons)).

Отсюда можно сделать вывод (если противопехотные заграждения не описаны в каком то ином Полевом Руководстве ), что армия США либо оставляет  устройство противопехотных заграждений европейским армиям, либо вообще не считает пехотную опасность существенным фактором наземного боя. Последнее вызывает определенные сомнения, поскольку FM  5-103, описывающее оборонительные фортсооружения, сосредоточено как раз на противопехотных сооружениях.

 

Источники и литература

1.Field Manual 5-102.Countermobility. Headquarters Department of the Army. Washington. DC. 14 March 1985
2.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Воениздат. Москва. 1989г.
3. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва. 1966г.
4.Руководство по подрывным работам. Военное издательство. Москва. 1969г.
5.Временная инструкция по фортификационным работам зимой. Воениздат НКО СССР. 1942г.
6 С.Е.Гербановский. Оборона и полевые фортификационные сооружения немецкой армии . Воениздат НКО СССР. 1942г
7.В.Ф.Шперк. Фланкирование противотанковых препятствий. Воениздат НКО СССР. 1942г..
8.HDv 285/110 vs-NfD. Kamfmittel fuer den Pionierdienst. Mai 2003. Koeln.
9.D.V.352. Feld-Pionierdienst aller Waffen (F.Pi.D.). Muenchen. 1912.
10.M. G. Donnerstag. Vorbereitete Sperren auf Deuts. Strassen.(www.lostplaces.de/sperren-wallmeister.html)ю
11.Field Manual 5-103.  Survivability. Headquarters Departament of the Army. Washington, DC, 10 June 1985.
12.Munitionsmerkblatt 1375-1014-92. Sprengkoereper DM924.
13.Munitionsmerkblatt 1375-1014-93. Sprengkoereper DM934.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList