Форма одежды и знаки различия
милиции СССР
Часть 10.
1947-1958 гг.
Приказом МВД СССР № 0553 от
12.09.1947 г. была существенно изменена форменная
одежда сотрудников милиции. Изменились покрой и
цвет обмундирования. Ушел в прошлое бирюзовый
цвет, многие годы присущий милиции.
Был введен двубортный парадный мундир из
шерстяной ткани синего цвета, со стоячим воротником. По воротнику
и борту красный кант. На воротнике мундира
среднего и старшего начальствующего состава
металлические серебристые планки
характерной формы на суконных
петлицах красного цвета. На обшлагах
рукавов вертикально размещались металлические
серебристые "катушки". У среднего
начсостава по одной, у старшего по две.
Комиссары милиции получили особое серебряное
шитье на воротник и обшлага.
Рядовой и младший начсостав на воротнике
имеет красные суконные петлицы с продольными
серебристыми нашивками по типу армейских.
"Катушек" на обшлагах не имеет.
Для повседневного ношения предусматривался
однобортный китель с двумя нагрудными
прорезными карманами по образцу армейского.
По воротнику и верху обшлага — красный кант. Для
холодного времени года китель шерстяной синего
цвета. Для лета полотняный белого цвета.
При исполнении служебных обязанностей китель
носился с портупеей армейского
образца. Вне службы без портупеи.
Цвет околыша фуражки поменялся с бирюзового на
красный. Вместо звезды с гербом ССР в центре было
предписано носить на всех головных уборах вновь
установленную. кокарду с гербом СССР.
От автора. Заметим, что впервые овальную
кокарду на головных уборах стали носить в
милиции. В армии подобного вида кокарда, да и то
только для офицеров, появится лишь в 1955 году.
И думается, что нынешняя полицейская кокарда с
ее цветными кольцами лишь
обозначающими принадлежность обладателя к
одному из силовых ведомств, сильно проигрывает в
сравнении с гербовой кокардой. Герб
символизировал, что перед гражданином
находится представитель государственной
власти и его требования обязательны к
исполнению.
Была сохранена ранее существовавшая
гимнастерка. Для зимнего времени синяя, для
летнего белая. Однако в основном ее носили
постовые милиционеры, несущие службу на улицах.
Ее во всех подробностях можно рассмотреть в
старом кинофильме "Улица полна
неожиданностей", снятом в 1957 году.
На кинокадре хорошо видно сержанта милиции в
белой гимнастерке, а в левом углу кадра
офицер милиции в белом кителе. При летней
белой форме на фуражку надевался белый чехол.
Шинель по покрою аналогична армейской, но
синего цвета и имела красный кант по борту,
воротнику и обшлагам (канты будут отменены в
1956г.).
Шинельные петлицы по форме и размерам аналогичны
армейским. Цвет поля петлиц
красный, кант петлиц синий. В верхней части
петлиц пуговицы белого металла (по размеру те же,
что и основные) .Погоны пристяжные. На службе
шинель носилась с портупеей и застегнутой на все
пуговицы. Вне службы без портупеи и борт
отгибался.
Зимний головной убор шапка-кубанка
цигейкового меха черного цвета. Донышко из
шерстяной ткани синего цвета. По донышку
крест-накрест канты красного цвета.
От автора. За эту шапку едва ли были
благодарны начальству милиционеры, которым в ней
приходилось проводить по много часов на морозе.
Они явно предпочли бы армейскую шапку-ушанку.
Произошло изменение внешнего вида милицейских
погон. Они стали шире. При этом следует иметь в
виду, что шкала специальных званий сотрудников
милиции, веденная в 1943 году, останется почти
неизменной до конца существования СССР (декабрь
1991 года). Лишь 23 октября 1973 года звания
комиссар милиции 3 и 2 ранга будут заменены
Постановлением Совмина СССР на звания
генерал-майор милиции и генерал-лейтенант
милиции. Звание комиссара милиции 1 ранга в
Постановлении не упоминается. Таким
образом звание генерал-полковника милиции
введено не было.
От автора. Но сохранилось в системе МВД
звание генерал-полковника внутренней службы. А
если и этого звания не хватало, как это было
например, с Нургалиевым, то без тени смущения
присваивали чисто армейское звание генерал
армии людям, ни единого дня не служившим ни в
Советской, ни в Российской Армии.
Погоны младшего начальствующего и рядового
состава.
Погоны пятиугольные. Длина — 14-16 см, ширина - 6,0
см, ширина канта - 0,25 см, ширина галуна на погонах
курсантов - 13 мм, ширина узких нашивок, означающих
звание младшего начсостава - 10 мм, широких - 30 мм,
расстояние от нижнего края погона до нижнего
края нашивки - 2 см. Все нашивки из серебристого
галуна.
Поле погон красного цвета с окантовкой темно-синего цвета.
Пуговицы латунные с серпом и молотом.
На погоны накладывалась металлическая шифровка
по номеру отделения милиции или службы. Она также
могла наноситься желтой масляной краской по
трафарету.
На рисунке (слева- направо): старшина милиции,
старший сержант милиции, сержант милиции,
младший сержант милиции, старший милиционер,
милиционер, курсант школы милиции. Курсанты школ
милиции, имевшие сержантские звания, на
курсантских погонах носили нашивки по
присвоенным званиям.
Погоны
среднего и старшего начальствующего состава.
Погоны шестиугольные. Длина
— 14-16 см, ширина - 6,0 см, ширина окантовки (того
же цвета, что и просветы ) - 0,25 см. Поле погона
галунное серебристое того же рисунка, что и
армейский,. Впервые было регламентировано
расположение звёзд на погонах применительно к
армейским нормативам. Звездочки золотистого
цвета Диаметр звездочек среднего начсостава-
13 мм, старшего начсостава- 20 мм.
На рисунке слева образцы погон среднего и
старшего начальствующего состава милиции -
полковник милиции, подполковник милиции, капитан
милиции и старший лейтенант милиции.
Специальное звание милиции |
Количество звезд |
От нижнего края погона до первой
звезды (мм.) |
Между звездами вдоль погона (мм.) |
Полковник милиции |
3 |
35 |
35 |
Подполковник милиции |
2 |
35 |
- |
Майор милиции |
1 |
60 |
- |
Капитан милиции |
4 |
30 |
25 |
Старший лейтенант милиции |
3 |
35 |
25 |
Лейтенант милиции |
2 |
35 |
- |
Младший лейтенант милиции |
1 |
60 |
- |
Погоны высшего начальствующего состава.
Погоны шестиугольные. Длина
— 14-16 см, ширина - 6,5 см, ширина окантовки (красного
цвета) - 0,25 см. Поле погона галунное
серебристое того же рисунка, что и армейских
генеральских погон. Звездочки высшего
начсостава вышивались золотой нитью и имели
диаметр 22 мм.
Погонные пуговицы золотистые с выдавленным
гербом Советского Союза (как на армейских
генеральских погонах), тогда как у всех остальных
категорий сотрудников милиции на пуговицах
выдавлены серп и молот.
От автора. Обратите внимание -
голубые полоски на погонах милицейских
комиссаров исчезли.
Специальное звание милиции |
Количество звезд |
От нижнего края погона до первой
звезды (мм.) |
Между звездами вдоль погона (мм.) |
Комиссар милиции 1 ранга |
3 |
35 |
35 |
Комиссар милиции 2 ранга |
2 |
45 |
40 |
Комиссар милиции 3 ранга |
1 |
60 |
- |
В январе 1947 года органы милиции на
транспорте выводятся из подчинения Министерству
внутренних дел (МВД) и передаются в подчинение
Министерства госбезопасности (МГБ).
Здесь необходимо сделать некоторый экскурс в
историю.
Хотя история ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-МВД выходит за
рамки статей о знаках различия милиции, вместе с
тем необходимо ее вспомнить для понимания сути
изменений.
Нужно отметить, что НКВД и НКГБ неоднократно
сливались и разделялись. Итак, НКВД СССР впервые
разделился на на 2 наркомата: НКГБ и НКВД 3
февраля 1941 г.
В ведение НКГБ СССР передавались
подразделения, непосредственно занятые
вопросами государственной безопасности
(разведка, контрразведка, охрана правительства и
т. д.).
В ведении НКВД СССР оставались оперативные
(внутренние), конвойные, пограничные войска,
части и подразделения охраны тюрем и лагерей
(ГУЛАГ), милиция, части местной противовоздушной
обороны и пожарной охраны, а также ряд других.
Почти через месяц после начала войны (20.07.1941)
НКГБ и НКВД были вновь объединены в НКВД СССР, при
этом аппарат НКГБ был реорганизован в
Главное управление государственной
безопасности НКВД СССР.
Народным комиссаром государственной
безопасности СССР в феврале — июле 1941 года был В.
Н. Меркулов, до и после этого являвшийся первым
замнаркома НКВД Л. П. Берия.
Вновь создание НКГБ СССР состоялось 14.04.1943г.
При этом подлинные мотивы данного решения
Сталина до сих пор неизвестны.
НКГБ СССР был образован путём выделения из НКВД
СССР тех же подразделений, что и в феврале 1941
года.
Наркомом государственной безопасности СССР
вновь стал В. Н. Меркулов. Не изменился и спектр
задач нового наркомата.
В июле 1945 года, несмотря на то что НКГБ являлось
гражданским ведомством, специальные звания
высших сотрудников НКГБ были заменены
воинскими званиями. Нарком В.Н.Меркулов, имевший
звание комиссар государственной безопасности
1-го ранга, стал генералом армии, его первый
заместитель Б. З. Кобулов — генерал-полковником.
15.03.1946 все народные комиссариаты были
переименованы в министерства, соответственно
Народный комиссариат государственной
безопасности СССР стал Министерством
государственной безопасности СССР.
4.05.1946 министром государственной безопасности
стал бывший начальник упраздненного Главного
Управления контрразведки Наркомата обороны
"СМЕРШ" В.С.Абакумов.
С его приходом началось перетекание функций МВД
СССР в ведение МГБ. Начинался процесс по
выводу силовой составляющей из МВД СССР.
Конец экскурса.
Итак, органы милиции на транспорте ,
подчиненные до этого ранее Главному
управлению милиции (ГУМ) 21 января 1947 г. были
передана в ведение Транспортного управления МГБ.
19 июня 1947 г. Транспортное управление МГБ
преобразуется в "Главное управление охраны
на железнодорожном и водном транспорте".
Вновь созданный Главк (ГУО) должен был теперь
не только заниматься вопросами
предотвращения диверсий и вредительства на
транспорте (контрразведывательное обеспечение),
но также выполнять задачи по охране общественной
безопасности и правопорядка на железнодорожных
и водных коммуникациях.
Подразделения бывшей транспортной милиции
были преобразованы и сведены в два
оперативно-войсковых соединения: - корпус охраны
МГБ на железнодорожном транспорте, и
дивизия охраны МГБ на водном транспорте.
С переходом в систему МГБ сотрудники
транспортной милиции получали статус
военнослужащих, в связи с чем подлежали
переаттестации на воинские звания.
Дивизия состояла из нескольких полков, которые
в свою очередь состояли из дивизионов и
отдельных, которые находились при Отделах
(отделениях) охраны и подчинялись командиру
полка и начальнику ООМГБ. Личный состав полков
действовал по уставам Вооруженных Сил СССР и
директивам командиров корпуса и дивизии охраны
МГБ.
Для внешнего отличия сержантов, офицеров и
генералов управлений и частей охраны МГБ на
транспорте 27 июня 1947 г. была установлена особая
форма одежды, в значительной степени
отличавшаяся как от обмундирования милиции, так
и Советской Армии.
Форма и знаки различия транспортной милиции
1947-1953 гг.
Шинель по покрою
аналогична шинели общей милиции, но черного
цвета (у генералов серо-стального цвета) и с
окантовкой малинового цвета.
Мундир по покрою аналогичен мундиру общей
милиции, но черного цвета. Окантовка борта,
воротника и обшлагов малинового цвета. На
обшлагах и воротнике мундира — рядовых и
сержантов серебряный, у офицеров золотой
галун.
Китель по покрою аналогичен кителю общей
милиции но черного цвета, окантовка малинового
цвета. Брюки не типа галифе, а русских шаровар
черного цвета, с кантами малинового цвета по
шву.
Фуражка. Тулья малинового цвета, околыш и
канты - черного цвета. Козырек фуражки из черной
фибры.
Зимний головной убор - для всех категорий
сотрудников транспортной милиции генеральская
папаха, но черного каракуля (у генералов
серого каракуля), с донышком малинового цвета, с
крестообразным настроченным галуном
золотистого цвета шириной 0,4-0,6 см. для
комсостава, и из черной шелковой тесьмы для
сержантов.
На головных уборах рядовых, сержантов и
офицеров звезда армейского образца. У генералов
генеральская кокарда армейского образца.
Снаряжение армейского образца, но с нашейным
шелковым гарусным револьверным шнуром красного
цвета (с золоченой скобкой). Со снаряжением
носилась шашка на плечевой портупее.
Кроме того, на сапогах все сотрудники носили
кавалерийские шпоры.
От автора. Эта униформа транспортной
милиции была весьма схожа с униформой
жандармов на транспорте времен царской России. В
1947 году были живы многие люди, родившиеся при
царе - тот, кому в 1917 году было 18 лет, в 1947 году было
48. И воспитанная советской пропагандой к
царским жандармам приводила к тому, что
некоторые сотрудники транспортной милиции
отказывались носить новую форму. Что в общем то
было несложно. Внедрение этой формы затянулось
до 1952 года. Да и дисциплина формы одежды в
милиции была значительно ниже, нежели в армии,
особенно вдали от столицы.
Кстати, совершенно непонятно, для каких целей
к обуви сотрудников транспортной милиции
прикреплялись шпоры, а также носилась шашка
армейского образца, которую к этому времени даже
в кавалерии Советской Армии носили лишь при
парадной форме для строя, да в некоторых случаях
при исполнении служебных обязанностей (в
суточных нарядах или в конном строю)?
Представьте себе сотрудника милиции со шпорами и
шашкой, залезающего на ходу в вагон или
догоняющего преступника.
И совсем уж интересно- в те же годы, как это
видно из фотографий, московская конная милиция
не имела ни шашек, ни шпор. А уж вроде это
непременные атрибуты конника- шашка и шпоры
Сотрудникам транспортной
милиции были предписаны погоны пехоты Советской
Армии.
Для рядового и сержантского состава погоны
малинового цвета с черными кантами. Нашивки по
званиям серебристого галуна, размещаемые не так,
как в милиции, а как в армии.
Для офицерского состава армейские
офицерские погоны пехоты (золотой галун с
просветами и окантовкой малинового цвета.
Генералы получили армейские генеральские погоны
(золотой галун, малиновая окантовка, серебристые
вышитые звезды).
На рисунке слева образцы погон транспортной
милиции обр. 1947г. (слева направо):
генерал-майор, старший лейтенант, старшина.
Постановлением Совета Министров СССР №
4723-1815сс от 13 октября 1949 года, объявленного
приказом МВД/МГБ СССР № 00968/00334 от 17 октября 1949 г.
вся милиция, а не только транспортная, была
передана в подчинение Министерства
госбезопасности (МГБ).
К 1952 г. соединения корпуса и дивизии охраны МГБ
были вновь преобразованы в транспортную
милицию (по прежнему в составе МГБ).
Приказом МГБ СССР № 00294 от 26 августа 1952 г.в
целях единообразия униформы транспортной
милиции с общемилицейской формой были
упразднены шашки и шпоры, револьверные шнуры.
Упразднен был галун на воротниках мундиров.
Брюки типа шаровар заменены на галифе, как во
всей милиции. Папахи заменены на шапки-кубанки
как во всей милиции. было введено ношение на
головных уборах ношение общемилицейской
кокарды.
Погоны офицеров транспортной милиции были
заменены на общемилицейские.
Приказом МГБ СССР № 31 от 7 февраля 1953 г. было
установлено, что переход личного состава
транспортной милиции на вновь установленную
форму одежды должен быть осуществлен с 1
апреля по 31 декабря 1953 г., по истечении срока
носки ранее выданного обмундирования.
14 марта 1953 г. после образования объединенного
Министерства Внутренних дел СССР (МВД)
Главное управление охраны МГБ на транспорте было
ликвидировано, а его функции разделены между 6-м
(транспортным) Управлением МВД СССР и
Управлением транспортной милиции Главного
Управления милиции МВД СССР. Таким образом
вся милиция вернулась в ведение МВД.
Сотрудники транспортной милиции, были
переаттестованы: вместо воинских званий, которые
они имели в МГБ, им были возвращены
милицейские специальные звания. Бывшим
генералами и офицерам, а теперь высшему, старшему
и среднему начсоставу было приказано сразу
перейти на ношение милицейской формы:, а рядовому
и младшему начсоставу - по мере ее получения
взамен старой. Фактически переход на единую
милицейскую форму затянулся на несколько лет и
завершился в середине пятидесятых годов.
От автора. Так и остается неясной причина
столь радикального изменения (явно не лучшего)
униформы и знаков различия транспортной милиции,
как и ее перевод фактически на положение
военнослужащих.
Сами же преобразования и передача милиции из
ведения МВД в МГБ, а затем обратно, очевидно
являлись отражением острой борьбы за власть в
высших эшелонах государственного руководства,
которая развернулась в послевоенные годы по мере
того, как старел Сталин и все больше утрачивал
способность держать под контролем структуры,
ранее обеспечивавшие его абсолютную власть.
Впрочем, многократные реформирования и
переподчинения правоохранительных органов
происходили и в двадцатые-тридцатые годы.
Продолжались они и в послесталинские времена.
Ничего в этом плане не изменилось и в
современной демократической России.
Отсюда напрашивается вывод - реформы
правоохранительных силовых органов диктовались
и диктуются не поиском оптимальных схем с целью
повышения их эффективности, а скрытой от наших
глаз, но острой борьбой за реальную, а не
номинальную власть на всех уровнях
государственного аппарата.
Приказом МВД СССР № 437 от 12.06. 1957 г. для личного
состава ОРУД (предшественница
Госавтоинспекции (ГАИ)), Отделов безопасности
движения (ОБД) и транспортной милиции были
установлены нарукавные отличительные знаки,
которые носились на левом рукаве несколько выше
локтя.
На рисунке слева: нарукавный знак транспортной
милиции и нарукавный знак сотрудников ОРУД.
Ромб (короткая диагональ 5см, длинная 9 см.) из
синего сукна с красной окантовкой В центре
металлическая литера золотистого цвета цвета
высотой 23 мм. В ОРУД и ОБД -"Р", в
транспортной милиции — "Т".
В январе 1958 года с изменением милицейской
униформы несколько изменятся и знаки различия.
P.S. От Веремеева. Л.П.Берия, В.С.Абаумов,
В.Н.Меркулов, Б.З.Кобулов, Л.Ф.Цанава, Мильштейн С.Р. были расстреляны в 1953-55 годах, как и целый
ряд других руководителей МГБ и МВД. Многие другие,
не имевшие никакого отношения к репрессиям (Судоплатов, Эйтигон) были осуждены на сроки от 10 до 25 лет.. Т.е.
Н.С.Хрущев, провозглашая возвращение "ленинских
принципов партийной жизни", в отношении
потенциальных политических противников и
потенциально нелояльных к нему сотрудников
использовал те же методы, что и в сталинские
времена.
Было ли это восстановление справедливости и
покарание "кровавых сталинских палачей",
или же просто "смена караула", не нам судить.
Но то, что со сменой Хрущевым руководства МВД
и МГБ в стране законности и правопорядка не
стало больше, это несомненно. Только в хрущевские
времена возникла необходимость вооружать
милиционеров резиновыми палками и наручниками. В
сталинские времена она как то обходилась без
этих средств принуждения к повиновению. С победой в девяностые
годы демократии и началом "строительства правового государства" милицию пришлось вооружить сперва слезоточивым
газом, водометами, а затем и касками, бронежилетами, щитами и автоматами.
А уж сколько людей было бессудно перебито на улицах, в
подъездах и во дворах "неизвестно кем"
уже в демократической России за последние
четверть века, никто посчитать не берется. Назову
лишь самые громкие имена - Листьев, Старовойтова,
Политковская, Холодов, Евдокимов, генерал Лебедь, генерал Рохлин.
Так когда были репрессии - в тридцатых или в
девяностых? В тридцатые годы, чтобы убрать
мешающего властям человека в НКВД нужно было
"состряпать дело", протащить через
множество бюрократических процедур,
"оформить". Демократия на такую ерунду время
и административный ресурс не тратит. Решили - убили. Быстро, просто и
без затей. В этом ее коренное
отличие от тоталитаризма.
Декабрь 2014г.
Источники и литература
1. Л. Токарь. История российского форменного
костюма. Советская милиция 1918 - 1991. Эксклюзив.
Санкт-Петербург 1995
2 Сайт "Ведомственная геральдика"
(www.vedomstva-uniforma.ru/mil23-28.html)
3. Куценко А.Н., Рудиченко А.И. Знаки отличия
правоохранительных органов СССР.
Доннечнина.Донецк 1991
4.Органы и войска МВД России. Объединенная
редакция МВД России. Москва 1996г.
5. Сайт "Лейбштандарт" (antikvariat.ru/military/2826)
6. М.М.Хренов и др. Военная одежда Вооруженных Сил
СССР и России. Воениздат. Москва. 1999г.
7. Сайт "Атрибуты государственной власти"
(gossluzhba.narod.ru)
8. Журнал "Цейхгауз" №3-2000г.(12).
9. Положение о службе в органах внутренних дел РФ.
Постановление ВС РФ. №4202-1. 23.12.1992.
|