Униформа русской кавалерии 1812 года
Гусары
Гусарская униформа в 1812 году
значительно отличалась от униформ других родов
кавалерии свои видом. Ее столь значительное
отличие объясняется происхождением этого рода
легкой кавалерии. Гусары появились в Русской
Армии в середине XVIII века. В то время гусарами
были выходцы из Сербии, Венгрии. Они -то и
принесли с собой присущий им вид военной одежды.
Необычность и нарядность гусарской униформы
понравилась и она прижилась в России. В
течение века эта униформа несколько
видоизменилась, сохранив однако свои
характерные черты. Она состояла из следующих
предметов: доломан, ментик, чакчиры, ботики,
кивер, ташка, гусарский кушак. К ней же можно
отнести один из элементов конского убора -
вальтрап. Кажды полк имел свои расцветки
гусарской униформы.
Доломан (дулам, долам, долман, дулман).
Короткая до пояса однобортная куртка со стоячим
невысоким воротником. Грудь расшита пятнадцатью
рядами шнуровых петель у офицеров из золотистого
или серебристого шнура (по
присвоенному полку цвету приборного металла). У
солдат шнуры были шелковые желтого или
серовато-белого цвета. Концы рядов шнуров
украшались у солдат медными, у офицеров
золочеными пуговицами. Грудь офицерского
доломана вокруг шнуров обшивалась узким золотым
(серебряным) галуном. Генеральские доломаны
точно так же обшивались бахромой. Кроме того,
галуном различной ширины обшивались воротники
унтер-офицерских, офицерских и генеральских
доломанов. Спина доломана также расшивалась
шнурами. Однако число рядов шнуров не всегда
выдерживалось строго пятнадцать. В зависимости
от размера доломана рядов могло быть от 11 до 18. Цвет доломана,
обшлагов и воротников в каждом полку были
различные. На снимке справа солдатский доломан
Сумского гусарского полка ( к началу 1812 года его
цвет будет заменен на серый с красными обшлагами
и воротником). На снимке слева генеральский
доломан лейб-гвардии Гусарского полка (к началу
1812 года воротник и обшлага станут синими).
Примечание. Генеральскую
гусарскую форму носил командир лейб-гвардии
Гусарского полка и генералы, являвшиеся шефами
гусарских армейских полков. Хотя в гвардии не
было генеральских чинов, однако гвардейскими
полками (и не только гусарским) командовали лица
имевшие армейский чин генерал-майора. Что же
касается должности "шеф полка", то
такая должность имелась в штатном расписании
каждого армейского полка. В чем состояли
обязанности шефа полка автору неизвестно.
Письменных документов на сей счет обнаружить не
удалось.
Ментик (ментия). Точно такая же куртка, как и
доломан, но воротник, края бортов, низ куртки и
низ рукавов обшиты мехом. Каждый полк имел ментик
своего цвета, причем цвет ментика
не всегда совпадал с цветом доломана. Цвет меха:
**Лейб-гвардии Гусарский полк: офицеры - черный
бобровый мех, унтер-офицеры и солдаты черный мех.
**Армейские гусарские полки: офицеры серый мех,
унтер-офицеры черный мех, солдаты белый мех.
Ментики в зимнее время носили надетыми в рукава
поверх доломанов, а в летнее время ментики носили
наброшенными на левое плечо. От сваливания
ментик удерживался шнурком, проходившим под
мышкой правой руки. Гусары, вооруженные пиками,
в летнее время ментик не носили. В боевой
обстановке перед атакой ментик или надевали в
рукава, или снимали совсем.
Гусарские музыканты (трубачи,
литаврщики) имели на доломанах и ментиках
дополнительные украшения в виде белой и желтой
тесьмы по рукавам, так называемых "крыльцев"
на плечах. Впрочем, трубачей следовало бы скорее
относить не к музыкантам, а к связистам, если
можно так выразиться. Трубачи в бою находились
рядом с командирами и сигналами своих труб
передавали команды личному составу. Не случайно
полковые и батальонные трубачи относились к
унтер-офицерскому составу. Полковой штаб-трубач
приравнивался к вахмистру, батальонный
штаб-трубач к подпрапорщику. И только
эскадронные трубачи приравнивались к рядовым
гусарам. На рисунке штаб-трубач
Мариупольского гусарского полка.
Примечание.
Картины, в том числе и написанные в XIX веке,
изображающие гусар, скачущих в атаку в
развевающихся с плеча ментиками, не
соответствуют действительности. Хотя внешне это
выглядит красиво, однако развевающийся ментик
может сыграть злую шутку с гусаром в бою. Он
мешает действовать оружием, управлять конем,
может нарушить равновесие бойца в седле и
сбросить его на землю.
Чакчиры (чикчиры). Гусарские штаны прямого
покроя со штрипками внизу. Заправляются
в ботики. Цвет чакчир различный
в каждом полку. По боковым швам узкие лампасы из
золотого(серебряного) галуна у офицеров, и из
желтой (белой) тесьмы у солдат и унтер-офицеров. Впереди на обеих штанинах
украшение из шнура и галуна, так называемый
"гусарский узел". У солдат и унтер-офицеров
этот узел из тонкого шнура и прост по рисунку, у
офицеров из золотого (серебряного) шнура и галуна
сложного рисунка. У генералов это украшение еще
сложнее. На рисунке слева офицерский
"гусарский узел". На рисунке справа чакчиры
и ботики.
Ботики Низкие (чуть выше середины икр) узкие
сапоги. Верхняя часть голенища имеет фигурный
вырез с кисточкой в нем. На ботики надеваются
шпоры. У солдат шпоры луженые оловом, у офицеров
серебреные (золоченые).
От автора. Любопытно, что в начале века
обувь не различалась на левый и правый сапог. Оба
ботика (впрочем, и другая обувь тоже) были
совершенно одинаковы, и какой на какую ногу
одевать было безразлично (ну как теперь валенки).
Кто не верит, пусть побывает в музее вещевой
службы МО РФ. Обувь стали различать на левую и
правую ближе к середине XIX века.
В походе, в боевых условиях, на
занятиях в холодную погоду поверх, а в теплую
вместо чакчир гусары носили рейтузы серого
цвета, подшитые кожей. Рейтузы надевались поверх
ботиков. Гусарские чакчиры стоили дорого, от
седла быстро вытирались и рвались, в ненастную
погоду быстро намокали и грязнились от земли,
летящей из под передних ног коня. Рейтузы спасали
положение. Так что в действительности на войне
гусары выглядели не столь нарядно, как мы видим в
кинофильмах "Война и мир", "Гусарская
баллада" и пр. На рисунке гусар 2-го гусарского
полка Российско-германского легиона в рейтузах и
справа конструкция рейтуз.
См.Часть 2
Литература
1. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Москва.
Просвещение.1993г.
2. Л.В.Беловитский. С русским воином через века.
Москва. Просвещение.1992г.
3. Военная одежда русской армии. Москва.Военное
издательство. 1994г.
4. С. Охлябинин. Честь мундира. Чины Традиции Лица.
Русская армия от Петра I до Николая II. Москва.
Издательство "Республика". 1994г.
5. В.Семенов. Русский военный мундир XIX века.
Москва. Изобразительное искусство. 1986г.
6.О.Пархаев. Русская армия 1812 года. выпуск 2.
Москва. Изобразительное искусство. 1988г.
7.О.Пархаев. Русская армия 1812 года. выпуск 3.
Москва. Изобразительное искусство. 1988г.
8.В.М.Глинка.Русский военный костюм XVIII-начала XX
века. Ленинград. Художник РСФСР.1988г.
9.О.Пархаев. Русская армия 1812 года. выпуск 4.
Москва. Изобразительное искусство. 1988г.
10.В.Н.Земцов, В.А.Ляпин. Екатеринбург в мундире.
Екатеринбург. Средне-Уральское книжное
издательство. 1992г.
|