sheet_top.gif (1326 bytes)

Вензеля на погонах и эполетах Русской Армии - 1910 г. Часть 2b.

venzel-1910-b-01.jpg (4590 bytes)5-й пехотный Калужский Императора Вильгельма I полк . 1 августа  1914 года этот вензель был отменен.

Справка.
Вильгельм I (1797-1888) первый император объединившихся  в 1871 году в единую Германскую империю (Второй Рейх) немецких королевств, княжеств и герцогств.  С 1861 года был королем Пруссии, ставшей центром объединения Германии.

 

 

 

venzel-1910-b-02.jpg (2718 bytes)6-й пехотный Либавский Принца Фридриха-Леопольда Прусского  полк . 1 августа 1914 года этот вензель был отменен.

Справка.
Принц Пруссии Иоахим Карл Вильгельм Фридрих Леопольд фон Гогенцоллерн (1865-1931).

 

 

 

 

venzel-1910-b-03.jpg (3696 bytes)9-й пехотный Ингерманландский Императора Петра Великого  полк .
*1-й лейб-драгунский Московский Императора Петра Великого полк.venzel-1910-b-04.jpg (3896 bytes)
*Петровский Полтавский кадетский корпус

В 1-м лейб-драгунском полку вензель имел несколько отличающийся вид. Под вензелем Петра I в его нижней части находился сильно уменьшенный вензель Александра III (см. рисунок справа).

От автора. Похоже, что к 1910 году культ императора Петра Великого, создателя Русской армии как-то стирался и отходил на второй план. Вензеля Петра носили всего лишь один пехотный и один драгунский полки, один кадетский корпус, да по паре офицеров в лейб-гвардии Преображенском и Семеновском полках (командиры 3-х рот и заведующие катерами).

 

venzel-1910-b-05.jpg (6164 bytes)18-й пехотный Вологодский Его Величества Короля Румынского полк.

Справка.
Карл I (Кароль I) фон Гогенцоллерн-Зигмаринген (1839 - 1914). Сын князя Карла Антона. С 26 марта 1881 первый король Румынии. Германский генерал-фельдмаршал (20 апреля 1909), российский генерал-фельдмаршал (17 сентября 1912); Это было последнее в Российской империи  присвоение звания  генерал-фельдмаршала.

От автора. Любопытно - немец до мозга костей, из династии Гогенцоллернов. Но став королем Румынии, выступил в Первой Мировой войне на стороне Антанты, а не Четверного Союза. Видимо, собственные интересы среди членов германской династии преобладали над "зовом крови".

А  российские либералы и демократы (демократы, а не большевики) в Первую Мировую войну обвиняли императрицу Александру Федоровну в том что она "по зову немецкой крови делает все, чтобы Россия войну проиграла, а родная ей Германия выиграла. И вообще, она шпионка германского Генерального штаба". Хотя Алиса Гессенская в большей степени была англичанкой, нежели немкой.
Российским либерал-интеллигентам всегда было присуще скудоумие, хотя  всегда и везде они тщатся доказывать, что они  "мозг нации". Впрочем, последнее очевидно верно. Иначе Россия всегда шла бы путем нормального развития, а не шарахалась от одной утопии к другой. Здесь огромная вина российского купечества, которое вовремя не отодвинуло  в сторону интеллигентов, которые только и умеют, что красиво говорить, а на деле не умеют ни делать деньги, не возглавлять бизнес. А отсюда не способны и руководить страной.

И еще. Любопытно - первому королю Румынии   русский император присваивает высший военный чин, а последнего (Михая I) Сталин награждает высшим полководческим орденом Победа. Такая вот ирония истории, хотя ни тот ни другой ничего дельного не заслуживали, кроме того, что вовремя переметнулись в стан победителей.

venzel-1910-b-06.jpg (2994 bytes)39-й пехотный Томский Его Императорского высочества Эрц-Герцога Австрийского Людвига-Виктора полк. 1 августа 1914 года этот вензель был отменен.

Справка.
Эрцгерцог Австрийский Людвиг-Виктор фон Габсбург (1842-1919), брат императора Австрии Франца-Иосифа.

 

 

venzel-1910-b-07.jpg (6567 bytes)54-й пехотный Минский Его Величества Царя Болгарского полк 1 августа 1914 года этот вензель был отменен. Показан вензель на обер-офицерском погоне, т.е красная вертикальная полоса это элемент погона, а не вензеля.

Справка.
Фердинанд I Максимилиан Карл Мария Саксен-Кобург-Готский  (1861- 1948) князь Болгарии с 14 августа 1887 года и царь Болгарии с 5 октября 1908 по 3 октября 1918 года. Из немецкой Саксен-Кобург-Готской династии. По матери внук французского короля Луи-Филиппа I, по отцу внук Фердинанда Саксен-Кобург-Заальфельдского. Германский генерал-фельдмаршал (18 января 1916 года).

От автора.  А стоило ли губить десятки тысяч жизней русских солдат и офицеров   за освобождение болгар от турецкого ига в 1877-78 годах? Освобожденная Болгария не стала русским форпостом на Балканах.  И не хотела. Мы им были нужны лишь для обретения независимости ценой русской крови. Для Российской же империи эта война лишь осложнила отношения с Турцией. И с Европой   тоже.  Россия от освобождения Болгарии не выиграла ровным счетом ничего.
Спустя 36 лет после освобождения "благодарная" Болгария в союзе с Германией воевала против России (Четверной союз - Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария). Спустя еще 23 года Болгария в союзе с Германией опять-таки против России. Сегодня Болгария член антироссийской  военно-политической организации NATO.
А нас наши идеологи всегда пичкали сладкими сказочками о славянском братстве и любви болгар и прочих славян  к русским. Обманывали, короче говоря. Не было никогда и нет славянского братства.
Генерал Куропаткин однажды очень верно сказал :"Скольких несчастий  могла избежать Россия, если бы русская кровь лилась  исключительно за российские интересы".

Пора бы нам понять, что любое союзничество с "братскими славянскими народами"  это просто способ соседей заставлять Россию таскать для них каштаны из огня. Когда нужна помощь и заступничество России - они славяне, когда нет - они европейцы.

venzel-1910-b-09.jpg (4201 bytes)67-й пехотный Тарутинский Великого Герцога Ольденбургского полк. 1 августа 1914 года этот вензель был отменен.

Справка.
Судя по инициалам в вензеле (F.A.) речь идет о Фридрихе-Августе фон Ольденбург II  (Август II) (1852—1931), который правил герцогством с 1900 года.   Герцогство одно из нескольких германских государств вошедшее в состав Германской империи в 1871 году.

 

 

 

venzel-1910-b-10.jpg (4695 bytes)85-й пехотный Выборгский Его Королевского Величества Императора Германского Короля Прусского Вильгельма II полк.
*13-й гусарский Его Королевского Величества Императора Германского Короля Прусского Вильгельма II полк.
1 августа 1914 года эти вензеля были отменены.

Справка.
Император Германской империи и король Пруссии Фридрих Вильгельм Виктор Альберт Прусский фон Гогенцоллерн II (1859-1941). Последний император Германского государства (Второй Рейх),  рухнувшего в конце Первой Мировой войны в ноябре 1918 года.

От автора.  Как правило, немецкое слово Рейх (правильнее произносить - Райх) у нас переводят как "Империя". Однако, это совершено неверно. Слово "Райх" следует переводить как "Государство". А империя это "Kaiserreich". Есть в немецком и другое слово, которое можно перевести как "Империя". Это "Imperium".

 

venzel-1910-b-11.jpg (5398 bytes)15-й стрелковый Его Величества Короля Черногорского Николая I полк

Справка.
Единственый король Черногории, как независимого государства Николай I Петрович Негош (1841-1921), сын великого воеводы Мирко Петровича Негоша. Номинально Черногория входила в состав Османской империи, но считала себя независимым государством еще с XVIII века. Николай I правил под титулом князя с 1860 года, и под титулом короля с 1910 по 1916.  В декабре 1918 вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев и утратила свою независимость. В Первой Мировой войне Черногория воевала на стороне Антанты.

Примечание. В книге Шенка со ссылкой на приказ военного ведомства №130 1889г. буква "Н"   вензеле показана как латинская "N". Однако в ноябре 1910 был утвержден показанный вариант вензеля, где буква Н  изображена кириллицей..

 

venzel-1910-b-12.jpg (3462 bytes)10-й драгунский Новгородский Его Величества Короля Виртембергского полк
1 августа 1914 года этот вензель был отменен.

Справка.
Вильгельм Карл Павел Генрих Фридрих II (1848-1921) король с 1891 года Вюртембергского  королевства, входившего в состав Германской империи с 1871 года. Генерал-фельдмаршал. Сын Фридриха Вюртембергского.

От автора.  Слово "Виртембергского", а не "Вюртембергского" в наименовании полка если и ошибка, то не моя. Так в первоисточнике.

 

venzel-1910-b-13.jpg (5119 bytes)venzel-1910-b-29.jpg (6340 bytes)18-й драгунский Северский Короля Датского Христиана IX полк .

Слева вензель показан без без короны, справа из книги Шенка с короной. Рисунок самой короны пока неясен.

Справка.
Христиан IX ( в современной транскрипции Кристиан   IX) (1818-1906).Сын Фридриха Вильгельма, герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургского. Занял престол Датского королевства в 1863 году.
В период Первой Мировой войны Дания придерживалась нейтралитета.

 

venzel-1910-b-14.jpg (6587 bytes)venzel-1910-b-15.jpg (7554 bytes)5-й уланский Литовский Его Величества Короля Виктора Эммануила III полк.

В соответствии с Правилами,  в кавалерии цвет вензеля, носящего характер шифровки обратный приборному металлу полка. Поскольку приборным металлом  5-го уланского полка было золото, то цвет вензеля серебро.
Справа показан эполет штабс-ротмистра 5-го уланского полка.

Справка.
Виктор Эммануил III (1869-1947)  король Италии. Происходил из  Савойской династии. Сын короля Умберто I.
Правил страной  c 1900 года. В Первую Мировую войну Италия вступила на стороне Антанты в мае 1915. Фактически король утратил власть в 1922 году, когда она реально перешла к Муссолини. В 1943 он формально сместил дуче со всех должностей и затем бежал в Египет. Официально отрекся от трона только в 1946 году.

venzel-1910-b-16.jpg (4845 bytes)7-й уланский Ольвиопольский Его Величества Короля Испанского Альфонса XIII полк

Справка.
Альфонс XIII де Бурбон (1886-1941) король Испании с 1886 по 1931, когда был изгнан из страны в революцию 1931 года.

Вензель пожалован приказом Военного Ведомства №193 1908 года, изданным на основании высочайшего Повеления от 21 февраля 1908г.
В Первую Мировую войну Испания сохраняла нейтралитет.

 

 

venzel-1910-b-17.jpg (3054 bytes)12-й уланский Белгородский Его Величества Императора Австрийского Короля Венгерского Франца-Иосифа I полк.
1 августа 1914 года этот вензель был отменен.

Справка.
Франц-Иосиф I Габсбургский (1830-1916), император Австро-Венгерской империи король Венгрии и король Богемии. Впрочем, хотя Чехословакия входила в состав империи, однако императорский дом отказывался считать Богемию и Моравию королевством в составе империи, как это признавалось в отношении Венгрии, и считал Чехию и Моравию лишь областями Австрии. При коронации Франц-Иосиф принял корону империи и корону королевства Венгрия, но отказался возложить на себя корону Богемии и Моравии.
Сын эрцгерцого Фердинанда I.

venzel-1910-b-18.jpg (4618 bytes)1-й гусарский Сумской Его Величества Короля Датского Фредерика VIII полк

Справка.
Король Дании Фредерик VIII из династии Глюксбургов (1843-1912).Старший сын короля Кристиана IX, Взошел на престол в 1906 году после смерти отца.

Вензель пожалован приказом Военного Ведомства №193 1908 года, изданным на основании высочайшего Повеления от 21 февраля 1908г.

В период Первой Мировой войны Дания придерживалась нейтралитета.

 

venzel-1910-b-19.jpg (9189 bytes)5-й  Оренбургский казачий Его Высочества Эмира Бухарского полк

Обратите внимание! Данный вензель короны в своем составе не имеет, в отличие от всех иных. Тем самым подчеркивалось, что эмир, хотя и глава страны, но за ним не признается статус монарха.

Вензель золотой шитый на погонах офицеров и золотой металлический накладной  на эполетах. На  погонах нижних чинов желтой масляной краской по трафарету.
Введен приказом Военного Ведомства  №77 от   11 февраля 1910  на основании Высочайшего Повеления от 10 февраля 1910г.

Справка.
Бухарское ханство,  с 1785 года  Бухарский эмират. Протекторат Российской империи с 1869 года (т.е. официально не входил в состав Российской империи, но российский император обладал в эмирате всей полнотой власти). Занимал территории современных   Узбекистана и Таджикистана со столицей в Бухаре.
Не вполне ясно вензель кого именно носили казаки. Вероятнее всего, либо это эмир  Сеид-Абдул-Уль-Ахад-хан (1859 - 1910) из династии Мангыт, либо его сын Сеид-Мир-Алим (1880-1946), занявший трон после смерти отца.

От автора. В сайте "Возрожденная Русь" утверждается, что 5-му Оренбургскому казачьему полку вензель эмира Бухарского был присвоен в 1914 году. Однако, это неверно. Первоисточник  (Правила ношенiя формъ одежды офицерами всъхъ родовъ оружiя и Гражданскими чинами Военнаго Въдомства) показывает для этого полка вензель эмира уже в 1910 году.

venzel-1910-b-20.jpg (2784 bytes)Гренадерский саперный Его Императорского Высочества Великого Князя Петра Николаевича батальон.

Кроме, собственно вензеля Великого Князя над короной помещался спецзнак гренадерских саперов "гренада об одном огне наложенная на скрещенные топоры". Вензель, как и спецзнак над ним серебряные. Все инженерные части имели приборным металлом серебро.

Обратите внимание!  Спецзнак, или как теперь это называют "эмблема" гренадерских саперов существенно отличался от спецзнака саперных батальонов. Вместо скрещенных лопаты и кирки скрещенные топоры, на которые наложен спецзнак гренадеров - пылающее ядро (гренада об одном огне).

Справка.
Великий Князь Петр Николаевич (1864-1931) второй сын великого князя Николая Николаевича Старшего, внук императора  Николая I. Генерал-лейтенант и генерал-адъютант Русской Армии. Революцию встретил в Крыму в своем имении Дюльбере под Ялтой. Сумел эмигрировать. Умер во Франции.

От автора.  Вот вам еще один законный претендент на русский престол, избежавший большевистского расстрела. Это я вновь к утверждениям советских историков, оправдывавших убийство Николая II и его семьи тем, что, мол, нужно было лишить приверженцев старого царского режима оснований  возродить монархию в России.
Кстати, лиц, имевших так или иначе права на царский престол, за рубежом в то время оказалось довольно много, но никто из них так и не попытался возглавить борьбу, и не был призван даже монархистами к борьбе  за восстановление трона. Одно это позволяет утверждать, что идея монархического правления в России в годы Гражданской войны популярностью не пользовалась.

venzel-1910-b-21.jpg (4375 bytes)11-й саперный   императора Николая I  батальон.
*Николаевское инженерное училище.
*Николаевский кадетский корпус.
*2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус

Кроме собственно вензеля Императора Николая I над короной помещался спецзнак саперныхvenzel-1910-b-22.jpg (3133 bytes) батальонов, а под вензелем число 11 (номер батальона).

На погонах и эполетах офицеров инженерного училища и Николаевского кадетского корпуса   помещался только  вензель императора Николая II с короной.

Вензель был серебряный в 11-м батальоне и Николаевском инженерном училище, поскольку это были части инженерных войск. А вот в Николаевском кадетском корпусе и во 2-м Московском кадетском корпусе вензель был золотой.

От автора.  Отчего то в "Правилах ношения военной формы..."  название кадетского корпуса указано коротко, а других источниках он именуется как "2-й Московский Кадетский  Императора Николая I Корпус".

 

venzel-1910-b-23.jpg (3009 bytes)Павловское военное училище.

Вензель серебряный Офицеры 1-й роты училища (роты Его Величества) носили поверх этого вензеля накладной золотой вензель императора Николая II

Справка.
Училище образовано в 1863 году из специальных классов Павловского кадетского корпуса, от которых унаследовало и вензель Императора Павла I. Готовило офицеров пехоты и находилось в Санкт-Петербурге.

От автора.  Любопытно, что вензель императора Павла на погонах и эполетах офицеров училища совершенно иной, нежели у чинов императорской военно-медицинской академии

 

venzel-1910-b-24.jpg (7884 bytes)1-й кадетский корпус.
Офицеры корпуса носили на погонах и эполетах (золотые) золотой же вензель императрицы Анны Иоанновны. Офицеры 1-й роты корпуса (роты Его величества поверх этого вензеля носили серебряный накладной вензель императора Николая II.
Даты жизни 28.1.1693-17.10.1740. Годы правления 1727-1740.

 

От автора.  Вместе с тем, вензель императрицы на нагрудном знаке лейб-гвардии Измайловского полка это просто литера "А".


venzel-1910-b-27.jpg (5925 bytes)1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус.

Справка.
1-й Московский кадетский корпус - военно-учебное заведение, готовившее офицеров российской армии (до реформы 1863 г.), юнкеров военных училищ (с 1863 по 1918 гг.). Был создан на базе  Шкловского благородного училища, основанного С. Г. Зоричем.   В Москв6е с  1824 г. С 1903 года стал называться Московским Императрицы Екатерины II кадетским корпусом. Расформирован в 1918 году. Располагался в московском районе Лефортово.

Не следует путать 1-й  Московский кадетский корпус с 1-м кадетским корпусом, аналогичным военно-учебным заведением, основанным в 1732 г. генерал-фельдмаршалом Минихом в Санкт-Петербурге.

venzel-1910-b-28.jpg (2191 bytes)Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус.

Справка.
Воронежский кадетский корпус основан в 1845 году, расформирован в 1918.
С 19 января 1905 стал именоваться Воронежским Великого Князя Михаила Павловича кадетским корпусом. с правом ношения вензеля великого князя на погонах и эполетах.

 

Читатель может не найти во всех трех частях статьи те или иные вензеля, о которых он точно знает и имеет их изображения. Поэтому   повторяю - вензелевые изображения выверены по первоисточнику (В.К.Шенкъ Правила ношенiя формъ одежды офицерами всъхъ родовъ оружiя и Гражданскими чинами Военнаго Въдомства. С.-Петербургъ. 1910) и даны по состоянию на 1910 год. До этого года, и в какой то мере после  рисунки вензелей неоднократно изменялись. Кроме того, ношение  каких то вензелей отменялось, и вводились другие вензеля.

Не стоит пытаться вывести четкие и однозначные принципы присвоения, размещения вензелей. Наши императоры всегда любили развлекаться как униформистикой в целом, так и ее элементами. Присваивая или отменяя  те или иные вензеля, они не особенно помнили ими же установленные правила, нередко шли на поводу у сановных просителей, а то и просто руководствовались принципом красивости.
Составить же полные и точные таблицы вензелей по годам и по полкам не представляется возможным вследствие скудности информации, раскиданной к тому же по многочисленным приказам Военного Ведомства и Высочайшим Повелениям. Да и нередко один приказ противоречит другому, изданному в то же самое время. По моему, в них путались и сами офицеры того времени.

 

Источники и литература

1.В.К.Шенкъ Правила ношенiя формъ одежды офицерами всъхъ родовъ оружiя и Гражданскими чинами Военнаго Въдомства. С.-Петербургъ. 1910.
2. С.М.Горяинов. Уставы о воинской повинности. Комиссiонеръ военноучебныхъ заведенiй. С.-Петербургъ 1913г.
3.Настольная справочная книга для строевыхъ Обер-офицеровъ. Типографiя войскъ Гвардiи и Петербургского военнаго округа. С.-Петербургъ 1913г.
4.А.А.Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. Военное издательство. Москва. 1986г.
5.А.Кузнецов. Награды. Современник. Москва. 1998г.
6..Высочайшiя награды. Петроград. 1916г.
7.В.Дыгало.Откуда и что на флоте пошло. Панагея. Прогресс. Москва. 1993г.
8.В.К.Шенк. Таблицы формъ обмундированiя Русской Армiи. С-П.Петербургъ. 1910.
9.В.К.Шенк. Таблицы формъ обмундированiя Русской Армiи. С-П.Петербургъ. 1911.
10.Сайт "Возрожденная Русь" (www.rojdenierus.ru).
11.В.Н.Земцов, В.А.Ляпин. Екатеринбург в мундире. Ср.-Ур. книжное издательство. Екатеринбург. 1992г.
12.А.Воробьева., А.Пархаев. Росийские юнкера 1864-1917. История военных училищ. АСТ. Москва. 2002г.
13. Приказ Военного Ведомства №84 от 17 февраля 1907г.
14. Приказ Военного Ведомства №193 от 22  апреля 1908г.
15. Приказ Военного Ведомства  №77 от  11 февраля 1910г.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки
тонировочная пленка

Rambler's Top100 TopList