sheet_top.gif (1326 bytes)

Долговременная фортификация Франции.

© Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю.И.

Линия Мажино
(La Ligne Maginot)

Форт Фур-а-Шо
(Gros Ouvrage du Four-a-Chaux)
Часть 2а.  Организация  форта.

Итак:
Линия Мажино (La Ligne Maginot).
                       Укрепленный район  Лаутер (Region fortifiee Lauter (RF Lauter)).
                                  Оборонительный сектор №14 Вогезы (14 Secteur Fortifie Vosges (14 SF des Vosges)).
                                          Подсектор Лангенсульцбаш (Sub Secteur Langensoultzbach (SS  Langensoultzbach)).
                                                 Большой форт № 600  Фур-а-Шо  (600 Gros Ouvrage du Four-a-Chaux).

Проект форта в общем то тот же самый, что и всех построенных при создании Линии Мажино  в тридцатые годы больших фортов. Они имеют модульную конструкцию и их боевые и входные блоки в общем то аналогичны или почти аналогичны. Разница лишь в размещении блоков на местности, количестве боевых блоков в каждом конкретном форте.
Разумеется, по мере строительства укреплений и выявлении в них недостатков, в проекты последующих сооружений вносились   соответствующие изменения и уточнения. Также, по мере совершенствования вооружения, в более поздних фортах вооружение более новых образцов. Впрочем, не всегда. Иногда новизна вооружения зависела от значимости того или иного форта. Т.е. лучшее вооружение ставилось на более серьезные направления, а устаревшее устанавливалось на менее значимые участки.

Форт строился с  1930 по 1935 год. Приблизительно 800 рабочих, в основном иностранцев, принимали участие в строительстве. Базовые строительные работы были выполнены предприятием "Entreprise Generale" из Орлеана.

По первоначальному проекту форт должен был иметь два  полукапонира с пулеметным вооружением и 47-мм. противотанковыми пушками, и две артиллерийские бронебашни. Одна из них должна была иметь спаренный 81-мм миномет, а вторая 135-мм. бомбомет. Но затем было решено, что   форт должен иметь не один, а два блока  с 75-мм. орудиями и еще один блок с пулеметной бронебашней.. Экономический кризис тридцатых годов не позволил построить второй 75-мм блок.

furaso-02-01.jpg (27056 bytes)Форт врыт в гору (выс. 627), господствующую над окружающей местностью. Разница в высотах долины реки Зауэр и вершиной горы порядка 263 метров.
 

Входные блоки расположены примерно на 37метров ниже вершины горы, а крыши боевых блоков с башнями находятся на вершине горы, занимая площадку размерами  примерно 275 на 250 м.

Вершина горы в общем то "лысая". Сегодня на ней лишь отдельные группы небольших деревьев и кустарник. А вот окружающие горы сплошь заросли лесом.

На плане форта серыми толстыми линиями показаны линии противотанковых надолб из   рельс и пяти-шестирядных проволочных заграждений. Часть из них сохранилась и поныне.
Коричневыми линиями показаны туннели форта. Все они проходят на глубине 30-35 метров от поверхности.

EH- входной блок для личного состава.
EM -блок для ввоза материальных средств, боеприпасов и вооружения.
КП -командный пункт форта.
УС -узел связи форта.
БП - склад боеприпасов №2 (основной склад)
ЖЗ - жилая зона форта (казарма, госпиталь, кухня)furaso-02-02.jpg (49037 bytes)
ТЗ- техническая зона (мастерские, электростанция,   водоснабжение, вентиляция)

Б1, Б1, Б3, Б4, Б5, Б6 -боевые блоки.

На спутниковом снимке форт выглядит так.

От авторов. К величайшему сожалению и в начале XXI века  это военная зона, над которой  на частном самолете полетать, чтобы сделать сверху хорошие снимки боевых блоков,  как это мы показали в статьях о форте Шоненбург, невозможно. Только для спутников не существует ни запретных зон, ни границ. Но спутниковые аппараты не могут дать требуемого разрешения. Все же они летают слишком высоко. Да и из-за военных запретов, поверхность блоков неухоженная, заросла травой. Поэтому, чтобы что то рассмотреть что то на этом снимке, нужно постараться.

Гарнизон форта в 1940 году состоял из 544 человек (447солдат, 78 унтер-офицеров и 19 офицеров) из 165-го крепостного пехотного полка (165e RIF) и 2-го батальона 168-го позиционного  артиллерийского полка. (168e RAP).
Личный состав инженерной службы, службы связи, тыловых служб, технического и медицинского персонала был назначен из соответствующих частей 43-го крепостного корпуса.

По состоянию на сентябрь 1939 должностными лицами форта были:

Начальник  форта  майор   Эксбрийо (Chef de bataillon  Exbrayat).
Заместитель начальника форта капитан Тибо (Cne Thiebaut) .
Старший офицер форта  капитан Мартинель (Cne Martinelle).
Начальник артиллерии капитан Фэо (Cne Faure).
Начальник пехоты капитан Марта  (Cne Martin).
Начальник инженерной службы капитан Сера (Cne Serin).
Командир блока 1 лейтенант Ванс (Lt Vincent).
Командир блока 2 младший лейтенант Шардонэ  (SLt Chardonnet).
Командир блока 3 лейтенант Хельменжи (Lt Helmlinger).
Командир блока 4 лейтенант Сефер  (Lt Sieffert).
Командир блока 5 лейтенант Блонша (Lt  Blanchard).
Командир блока 6 лейтенант Баронжи (Lt Baranger).
Артиллерийский наблюдатель наблюдательного пункта О11 в блоке 6 младший лейтенант Делане (SLt Delaneay).
Начальник блока для входа личного состава сержант-шеф Люксембур (SC Luxembourg).
Начальник блока для ввоза материальных средств адюжан-шеф Жонзобитель (AC Genzbittel).

Рассмотрим структуру форта детальнее. Начнем с блока для ввоза материальных средств поскольку сегодня это место, к которому подходит автодорога и где собираются посетители музея. На спутниковом снимке  он в центре нижнего обреза снимка (обозначен буквами EM).

Блок для ввоза материальных средств и боеприпасов (EM).
furaso-02-03.jpg (25103 bytes)Расположен в сотне метров восточнее входа для личного состава (EH) и ниже его на 24 метра. Сооружение врезано в склон горы. Способно выдерживать  обстрел снарядами калибра до 160 мм. Впрочем, если учитывать то, что вход расположен на довольно таки крутом обратном склоне, то попасть сюда даже гаубичными снарядами очень непросто, и обязательно нужен. авиационный корректировщик.

Высота и крутизна склонов горы предопределила то, что в отличие от форта Шоненбург, этот вход   не имеет лифтов для опускания вагонеток с грузами вниз. И даже наоборот, через несколько десятков метров туннель начинает идти наклонно вверх, чтобы выйти на горизонт туннелей боевых блоков.
Туннели боевых блоков находятся на глубине 30-35 метров от  поверхности земли и на 24 метра выше туннеля входа EM.

На крыше входного блока расположены две наблюдательно-пулеметные башни GFM, предназначенные для наблюдения за тыловой зоной и в какой то мере за зоной боевых блоков форта, а также для  обороны входа как с фронта, так и из тыла.

Обычно в башнях GFM устанавливаются 7.5-мм ручные пулеметы Mle 24/29 и/или казематные 50-мм минометы Mle 35.

Однако, сведений о том, что в башнях блока EM   форта Фур-а-Шо имелись минометы, мы не нашли. Так что этот вопрос остается открытым.

С западной стороны к   блоку подходят рельсы узкоколейной железной дороги, которые уходят внутрь через центральный въезд, закрываемый тяжелой стальной сдвижной бронедверью массой 6 тонн, которую возможно сдвигать лишь с помощью механизмов с ручным или электрическим приводом. Снаружи ее сдвинуть невозможно.
furaso-02-04.jpg (13593 bytes)Дверь прикрывается с обеих сторон  двумя казематными ручными пулеметами калибра 7.5 мм., казематным спаренным станковым  пулеметом калибра 7.5 мм., а также  казематной 47-мм. противотанковой пушкой . Все это вооружение стреляет через амбразуры, а подступ к ним прикрывает т.е. "алмазный ров".

Как, мы уже рассказывали в статьях о форте Шоненбург, алмазные  рвы исключают приближение вражеских солдат вплотную к амбразурам. В них же сбрасываются стреляные гильзы из казематных огневых точек. И в них же в случае артобстрела прямой наводкой блока падают обломки бетона со стены, оставляя тем самым амбразуры свободными.
Для уничтожения вражеских солдат, проникших в ров, из казематов в ров выходят специальные трубы, через которые защитники блока могут сбрасывать в ров ручные гранаты.

На снимке слева: Веремеев Ю.Г. перед входом в блок EM. Июнь 2013г.

Таким образом, огневая мощь блока EM составляет:
*1 казематная противотанковая пушка калибра 47 мм.
*1 спаренный станковый пулемет калибра 7.5 мм.
*4 ручных пулемета калибра 7.5 мм.

Начальник блока адюжан-шеф Жонзобитель (AC Genzbittel).

furaso-02-05.jpg (10137 bytes)Сразу за дверью рельсовый путь становится двойным. Здесь производится распределение прибывших материальных средств и их перегрузка в вагонетки для развоза в складские помещения. Можно сказать, что эта часть туннеля является сортировочной станцией подземной железной дороги.

На снимке туннель блока EM. В конце туннеля можно разглядеть амбразуру казематного пулемета, который предназначен для уничтожения солдат противника, прорвавшихся в туннель, что само по себе трудно решаемая задача.
Не случайно же немецкая 215-я дивизия и не пыталась штурмовать входные блоки форта.

Сам туннель поворачивает под 30 градусов вправо и железная дорога  становится вновь однопутной.

Здесь же за поворотом располагается техническая зона форта (ТЗ), в которую также имеется железнодорожная ветка.

От авторов. Конечно, это не та железная дорога, которую мы привыкли видеть. И не та, по которой в советские времена жители северных мелких районных городишек и поселков, находящихся в стороне от магистралей, скажем в той же Свердловской   области,  могли съездить в областной центр поскольку других дорог там просто никогда не существовало. Современные демократические власти новой России такие узкоколейные дороги сегодня просто ликвидирует "из-за нерентабельности". Рыночные  отношения, которые наши интеллигенты полагают панацеей от всех проблем, в действительности лишают жителей малых населенных пунктов доступа к цивилизации (медицина, образование, товары, услуги, театры и т.п.), пожирают поселки и села.

В общем, эта железная дорога в форте сродни тем дорогам, которые существуют в шахтах.

Техническая зона форта (ТЗ).
Находится внутри горы на глубине около 50 метров от поверхности.
В технической зоне форта находятся:
*энергоблок
*ремонтная мастерская,
*фильтровентиляционный блок,
*блок водоснабжения.

furaso-02-06.jpg (16005 bytes)Энергоблок. Форт снабжался электричеством от внешних гражданских электросетей. Питающий кабель подавал напряжение 22 киловольта на фортовую  подстанцию, которая   преобразовывала  получаемое напряжение в переменный ток напряжением 440 вольт для основных потребителей, а также в 6-киловольтное напряжение постоянного  тока для питания электроагрегатов боевых блоков форта. Кроме того, эта подстанция распределяла   электропитание по потребителям.

Также  в систему энергоснабжения форта входили  четыре вспомогательных дизель-генератора.  В каземате вспомогательных генераторов было установлено четыре дизельных мотора фирмы Sulzer (SULZER 4 KD 22), каждый мощностью по  160 киловатт (218 лошадиных сил) каждый. К каждому дизельному мотору присоединен электрогенератор Scneider-Westinghouse электрической мощностью 120 киловатт.

Дизель-генераторы объединены в две независимые группы, что обеспечивает выдаваемую мощность 240 киловатт. Одна группа рабочая, вторая резервная.   Однако, при необходимости обе группы могли работать одновременно, что давало форту 480 киловатт. furaso-02-07.jpg (12977 bytes)
Охлаждение работающих дизелей осуществлялось за счет циркуляции охлаждающей жидкости через   водяную цистерну емкостью 400 кубометров, которая в свою очередь питалась от системы водоснабжения форта.
Выхлопные газы дизелей подавались в сбрасываемую из цистерны нагретую воду и вместе с ней уходили в канализацию за пределы форта.
Таким образом решался вопрос маскировки   отвода выхлопных газов.

Запас дизельного топлива (120 тонн) и масла (3 тонны), хранившихся  в цистернах в одном из казематов энергоблока предусматривал автономную работу дизелей в течение трех месяцев.

Заметим, что в этих казематах по плану должен был располагаться базовый склад боеприпасов М1, как и в форте Шоненбург. В этот склад снаряды должны были поступать в неокончательно снаряженном виде (без взрывателей и без гильз), в нем все комплектующие должны были проверяться и здесь же должна была производиться их окончательная сборка. Однако, экономический кризис заставил сократить и удешевить программу строительства. Склад М1 форта пришлось устроить возле  государственной  железнодорожной станции обычной колеи Соуль-сус-Форе (Soultz-sous-Forets), откуда готовые снаряды подавались по узкоколейке в склады М2 форта.

А в высвободившихся казематах разместили энергоблок форта.

Ремонтная мастерская.
furaso-02-08.jpg (15805 bytes)Ремонтная мастерская могла  производить ремонт любой сложности как артиллерийско-стрелкового вооружения, так и всех фортовых механических и электромеханических устройств и механизмов. В ней кроме обычного слесарного оборудования имелись   токарный, сверлильный, фрезерный станки, тали для подъема и перемещения тяжелых механизмов и устройств. В мастерскую заходила  колея  фортовой железной дороги. Так что  механизмы, узлы и вооружение подлежащие ремонту, могли доставляться в мастерскую на платформах.
Личный состав ремонтного подразделения комплектовался резервистами, призываемыми по мобилизации с промышленных предприятий. Значительная часть из них по найму  еще в мирное время занималась обслуживанием механизмов и различных устройств форта.

На снимке слева: Ю.Мартыненко беседует в мастерской с хранителем экспозиции. 1 июня 2013г.

Фильтровентиляционный блок.
Поскольку предполагалось, что грядущая война непременно будет характеризоваться широчайшим применением ядовитых газов, вопросамfuraso-02-09.jpg (11591 bytes) очистки воздуха в форте уделялось первостепенное внимание.   Закачиваемый снаружи воздух пропускался через угольные фильтры и осушители, расположенные в четырех казематах и по вентиляционным трубам распределялся по всем помещениям форта, создавая при этом подпор (несколько повышенное давление внутри форта), который исключал проникновение зараженного воздуха.

Отметим, что кроме того, боевые блоки имели и собственные фильтровентиляционные установки, отбиравшие уже очищенный воздух из галерей форта или с поверхности и дополнительно очищавшие его. Кроме того, блоковые ФВУ очищали воздух от пороховых газов, которых при интенсивной стрельбе образовываться могло много.

На снимке справа: фильтровентиляционный каземат форта.

От авторов. Даже сегодня, спустя три четверти века воздух в подземельях форта сухой  и свежий. Вентиляция работает исправно. Хотя, конечно и довольно прохладный (+12 - +14 градусов) поскольку система электрокалориферов выключена.

Блок водоснабжения
furaso-02-10.jpg (19065 bytes)Состоит из двух казематов. В одном находится артезианская скважина глубиной 214 метров, которая не  требует насосов для подъема воды, и   расходная емкость  для воды.  Часовой дебит скважины 6 кубометров.
Во втором каземате расположена водораспределительная станция,  из которой расходятся водопроводная система по всему форту. В ней кроме насосов расположены две цистерны суммарной емкостью 100 кубометров и имеется место для еще одной цистерны емкостью 50 кубометров.

От авторов.  В жилой зоне в умывальнике любопытства ради Ю. Мартыненко открыл кран и из него побежала чистая вкусная вода! Водопровод сохранился и исправно работает.  Интересно, а если у нас в  Екатеринбурге  просто ликвидировать все жилищные управляющие компании, то может быть и у нас всегда будет гореть свет, а из кранов бежать вода. Во французских фортах нет ЖКХ, а все исправно работает, хотя музейной администрации, думаем, едва ли есть какое дело до водопровода.

Теперь выйдем из технической зоны форта вновь в туннель.

Сразу же за технической зоной начинается штольня (наклонный туннель) длиной 120 метров, которая ведет в центр горы и поднимается на 24 метра наfuraso-02-12.jpg (15960 bytes) уровень туннелей боевых блоков. Эта штольня  предназначена для подъема боеприпасов  в основной склад М2. Прежде всего снарядов для 75-мм. орудий, 81-мм. минометных мин и 135-мм. бомб.

Повторимся, что в отличие от форта Шоненбург здесь нет склада М1, в котором производится окончательное снаряжание снарядов (проверка, вкручивание взрывателей, соединение с гильзами и т.п.).  Окончательная подготовка  снарядов для форта Фур-а-Шо должна производиться на снаряжательной базе, расположенной  возле станции государственной железной дороги нормальной  колеи Соуль-сус-Форе (Soultz-sous-Forets) находящейся в нескольких километрах от форта. Со снаряжательной базы по узкоколейной железной дороге подготовленные снаряды должны были подаваться в базовый склад форта М2, а из него в расходные склады М3 боевых блоков.

Штольня оснащена  фуникулером.  В пол вделаны рельсы, по которым двигаются вагонетки оригинальной конструкции. Тяга вагонеток осуществляется с помощью  электрической лебедки, установленной в верхнем портале штольни.
Тележки с грузами в нижнем портале штольни загоняются в вагонетку, стопорятся. затем вагонетка поднимается наверх, где тележку выкатывают из нее и и электровозом шахтного типа отгоняется на склад.

Этот туннель уникален. Ни в одном другом форте Линии Мажино ничего подобного не имеется.

Покинем техническую зону и войдем теперь в подземелья форта через блок для входа личного состава.

Об этом в следующей части.

 

Источники и литература:

1.Сайт "WW2MUSEUMS.COM" (www.ww2museums.com/article/6174/Maginot-Line---Casemate-35-3.htm)
2. Д.Э.Кауфман. Фортификация Второй Мировой войны 1939-1945. Европа. Эксмо. Москва. 2006г.
3.К.Типпельскирх. История Второй Мировой войны. АСТ.Москва. 2001г.
4.Брошюра "Maginot-Panzerwerk 35-3".  SAEP. Colmar-Ingersheim Depot. 1973.
5.Сайт "La Ligne Maginot en Alsace" (www.lignemaginot.com/menu14/indexfr.htm)
6.J.E. Kaufmann, H.W.Kaufmann. Fortress France. The Maginot Line and French Defenses in World War II.Praeger Security International. London.2006.
7.M. Romanych, M. Rupp. Campaign 218. Maginot Line 1940. Battles on the French Frontier.Osprey Publishing. London. 2010
8.Д.Фуллер. Вторая Мировая война. Русич. Смоленск. 2004г.
9. Б.Лиддел Гарт. Вторая Мировая война. АСТ.  Terra Fantastica.Москва. Санкт-Петербург. 1999г.
10.Журнал "Военно-инженерный зарубежник" №2-1922г.
11.Журнал "Военно-инженерный зарубежник" №7-8-1922г.
12.Сайт "Axis History Forum" (forum.axishistory.com).
13. Лёближуа. Долговременная фортификация. Государственное военное издательство. Москва. 1934г.
14. Фотоархив Веремеева Ю.Г.
15. Фотоархив Мартыненко Ю.И.