sheet_top.gif (1326 bytes)

Долговременная фортификация Франции.

© Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю.И.

Линия Мажино
(La Ligne Maginot)

Форт Шоненбург
(La Fort de Schoenenbourg)
Часть 2. Организация форта Шоненбург.

Проект форта в возможно полной мере учитывал недостатки фортов крепости Верден выявившихся во время сражения за эту крепость в период Первой Мировой войны. Прежде всего, форт нового образца был разделен на боевую зону и зону обеспечения, причем эти зоны разнесены на значительное расстояние (почти полтора километра) и заглублены на 18-30 метров с тем, чтобы даже при длительных и тяжелых обстрелах личный состав имел полноценный  и нормальный отдых, а запасы боеприпасов и других материальных средств были  надежно укрыты.  Вторым условием выживаемости форта стало обеспечение электроэнергией и водой из автономных собственных источников,  наличие запасов продовольствия и других материальных средств на срок не менее трех месяцев. Все боевые сооружения скрыты под землей, а на поверхность выходят лишь их крыши. Броневые башни  основных огневых средств сделали поднимающимися.

При этом  проектировщики не смогли  учесть   в должной мере то, что Вторая Мировая война в корне оказалась иной нежели Первая. Увы, еще раз подтвердилась ехидная, но верная сентенция о том, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Хотя это не их вина, а их беда. Будущее всегда скрыто туманом неизвестности, и верно разглядеть в нем контуры предстоящих  войн почти невозможно. А если кто и разглядел, то верность его взглядов могут подтвердить лишь события уже начавшейся войны.

Форт Шоненбург, точнее, его первая очередь, был построен в 1932 году.  К строительству второй очереди, которая должна была довести количество боевых блоков до 12-15, приступили, но экономический кризис заставил свернуть работы. К началу войны блок находился в состоянии 1932 года и имел 6 боевых блоков.

Форт полностью скрыт под землей на глубине 18-30 метров. На поверхность выходят лишь  крыши боевых блоков с башнями и два входных блока.   Никаких валов и рвов форт не имеет.

От авторов.  Широко распространено представление, что форт это вроде огромного ДОТа, окруженного широкими рвами с водой, возвышающимися  бетонными сооружениями, и ощетинившегося во все стороны многочисленными пушками и пулеметами. А также  непременно имеющего в своем составе крепостные пушки огромныхSonenburg-02-01.jpg (12806 bytes) калибров стрелявших  на десятки километров. В действительности можно целый день ходить по территории форта не догадываясь о том, что он   находится под тобой.  И видеть лишь отдельные выступающие из земли    то там, то тут  какие то непонятные бронеколпаки, какие то люки, какие то трубы. Таков как раз и форт Шоненбург.

Организационно форт состоит из трех основных зон:

*Боевая зона,
*Зона обеспечения,
*Командный пункт.

Зона обеспечения связана с командным пунктом и с боевой зоной основным туннелем длиной  почти полтора   километра.  Туннель проходит на глубине 30 метров. Можно сказать, что основной туннель это вроде хребта, на который нанизаны все остальные сооружения.

Ширина основного туннеля около 6 метров, высота более 4.5 метров. Туннель оборудован узкоколейной железной дорогой (ширина колеи 0.6м.) с электрической тягой.   Разумеется, эта дорога примерно такая же как и в угольных шахтах. Т.е. электровоз миниатюрный, как и грузовые платформы. Но как и положено настоящей железной дороге на ней имеются стрелочные переводы и светофоры, регулирующие движение поездов.   Управление движением осуществляется с настоящего диспетчерского пункта. В основном они перевозят грузы снабжения (боеприпасы, продовольствие, имущество), но также перевозят в  боевую зону и обратно личный состав.
Туннель, как и все зоны   оборудован системой электроосвещения и вентиляции. Причем, не просто вентиляцией, а с настоящей полноценной фильтрацией, т.е. с очисткой воздуха от ядовитых газов. В случае химической войны личному составу форта  не требуется пользоваться противогазами.

Sonenburg-02-02.jpg (13155 bytes)Даже сегодня, спустя 72 года после того, как форт перестал быть боевой единицей и из него ушел гарнизон,  освещение и вентиляция работают безупречно и запитаны от    фортовой электросети. Столь же безупречно работает и дренажная система. В туннеле совершенно сухо, за исключением одного места, где сквозь бетон просачивается нефть из близко расположенного месторождения. Впрочем, это просачивание выражается лишь в том, что на стенах и потолке видны темные нефтяные пятна.

На снимке слева: Часть главного туннеля с железной дорогой и составом, стоящим на боковом пути. Май 2012г.

По всей длине туннеля в стенах имеется несколько ответвлений,  в которых расположены обычные туалеты канализационного типа. Кроме унитазов каждый туалет имеет умывальник с водопроводной водой.

От авторов. А вот сделать в туалетах электросушилки для рук французы не догадались. Солдатам приходилось носить с собой полотенца. Это, конечно, ирония, но иметь в оборонительном сооружении не просто туалеты, а с канализацией и водопроводом, это говорит о многом.

Посередине длины туннеля, там, где он делает небольшой поворот, сделан секретный запасный выход. Это туннель длинойSonenburg-02-03.jpg (18181 bytes) несколько сот метров выходящий к подошве холма. Он же является каналом отвода грунтовых вод из помещений форта.
Также в туннеле имеется запасной выход для личного состава. Это вертикальный ствол, выходящий на вершину холма.

Примерно посередине длины туннеля в стенках выделаны две минные камеры, в которые при необходимости помещаются заряды взрывчатки.   При взрыве этих зарядов часть туннеля обрушивается, и перебиваются кабеля электроснабжения и связи. Боевая зона, лишенная электроснабжения, становится небоеспособной. Таким образом, при вынужденном оставлении гарнизоном форта  он становится небоеспособным при минимальных разрушениях, и противник не имеет возможности использовать его.

На снимке слева: Минная камера левой стены. Напротив нее на правой стенке точно такая же камера. Май 2012г.

Также по длине туннеля имеется несколько вспомогательных помещений, которые нецелесообразно было бы размещать в зоне обеспечения. Среди них трансформаторная подстанция внешнего энергоснабжения, связанная высоковольтным кабелем с гражданской электросетью,  коллектор сточных вод с электронасосами,  морг на 6 тел с холодильной установкой,  несколько  помещений через которые входят в форт многоканальные телефонные и телеграфные линии связи с внешним миром.

Боевая зона находится  на вершине господствующей высоты (отм.200) почти в полутора километрах северо-восточнее  зоны Sonenburg-02-04.jpg (23053 bytes)обеспечения. Ее размеры в плане примерно 200 на 200 метров. В боевой зоне находятся шесть боевых блоков, о которых мы расскажем в последующих частях данной статьи. Пока заметим, что у блоков 2,3,4 и 5 на поверхности лишь их крыши с башнями.
Блоки 1 и 6 это бетонные пулеметно-пушечные полукапониры, прикрывающие фланги боевой зоны.

На снимке слева:  С самолета видна  вся боевая зона форта. Цифры обозначают номера боевых блоков. Красная стрелка - направление приближения противника. Май 2012г.

В 1940 году боевая зона была окружена проволочными заграждениями и противотанковыми металлическими надолбами. Сегодня этих заграждений, конечно уже нет.

От авторов.  Правда, надолбы были сделаны несколько не так, как это определено нашими правилами. Здесь это просто вкопанные в землю железнодорожные рельсы высотой от 1 до 1.5 метров.  Между надолбами не больше 1-1.5 метров и они густо заплетены колючей проволокой. Рядов надолб было до 10 и Sonenburg-02-05.jpg (12747 bytes)больше. Думается, сквозь такой частокол не пробьется и тяжелый танк. А таких танков у немцев в 1940 году не было. Так что боевые блоки были надежно защищены от проникновения к ним и танков и пехоты.

На снимке слева: Противотанковые надолбы перед боевым блоком 6. Снимок сделан с восточной стороны. Июнь 1940г.

В некоторых источниках говорится, что надолбы стали заменой противотанковым рвам, отрывка которых и дальнейшее поддержание в исправности существенно дороже нежели вкапывание рельс. Определенный резон в этом есть. Особенно с учетом того, что во многих случаях ров может играть и отрицательную для обороняющихся роль. В нем может накапливаться вражеская пехота перед последним броском, и поэтому необходимы дополнительные огневые точки, чтобы иметь возможность Sonenburg-02-06.jpg (14555 bytes)простреливать ров.

На снимке слева: Панорама боевой зоны, выполненная с востока. Видны блоки 3, 4, 5 и 6. Блоки 1 и 2 не видны , поскольку они находятся несколько ниже по другую сторону холма. Май 2012г.

В целом форт имел следующее вооружение:
*75-мм. казематных пушек Mle1932 R - 4 орудия;
*81-мм казематных минометов -2 миномета;
*47-мм противотанковых казематных пушек  Mle1934 AT - 4 орудия;
*50-мм. казематных минометов Mle 24/29 -12 минометов;
*7.5-мм казематных спаренных пулеметов Mle.1931 - 14 пулеметов;
*7.5-мм ручных пулеметов FM Mle 24/29 -18 пулеметов (используемых как станковые);
*устройства для бросания ручных гранат - 12 устройств.

Запасы боеприпасов:
75-мм снарядов- 16000;
47-мм снарядов- 2400
81-мм минометных мин -6400;
50-мм. минометных мин- 12000;
7.5 мм патронов для пулеметов -1 448 000.

Несколько забегая вперед, отметим, что в период с сентября 1939 и до капитуляции форта в июне 1940 было израсходовано:
*75-мм снарядов- 15792;
*81-мм минометных мин - 682.

Сюда можно добавить 723  снаряда, выпущенных  четырьмя 120-мм.пушками, которые были приданы форту в марте 1940 . Разумеется,  все эти снаряды  были израсходованы в мае-июне 1940. Отсюда  можно сделать вывод, что форт не дожидался капитуляции, а вел  активную боевую работу.

Зона обеспечения полностью скрыта на 30-метровой глубине. Снаружи лишь два входных блока (№№ 7 и 8).

Блок 7  предназначен для приема различного рода грузов. Они доставляются к нему по узкоколейной железной дороге, идущей от железнодорожной станции обычной колеи  Соуль-сус-Форе (Soultz-sous-Forets)   находящейся в  нескольких  километрах   от форта.   Мотовоз буксирует платформы внутрь наземной части блока. Там с Sonenburg-02-07.jpg (16096 bytes)помощью грузового лифта (грузоподъемность 2 тонны) платформы опускаются на 30-метровую глубину в главный туннель, где электровозами буксируются к подземным складам.

На снимке слева: Подъездная дорога к блоку 7. В отдалении слева видны платформы и еще дальше собственно вход в блок

На этом же снимке справа видна автодорога, по которой доставляются грузы. От нее ведет ответвление к блоку .

От авторов.  Сегодня блок 7 используется в качестве входа в музей. Грузовой лифт, конечно, уже не работает, но спускаясь вниз на современном застекленном пассажирском лифте, можно хорошо рассмотреть шахту грузового лифта.
Как раз этот вход публикуется на всех рекламных буклетах и во всех публикациях. Еще бы, это сооружение смотрится очень воинственно и впечатляюще. Темный вход за решетчатой дверью, амбразуры, угрюмо смотрящие на посетителя, и не менее грозные башенки на крыше блока. Мало кто вникает в то, что это всего лишь хозяйственная постройка, снабженная средствами самообороны. Так сказать, задние ворота.
Sonenburg-02-08.jpg (26840 bytes)

На снимке слева: Дорога, ведущая к блоку 8. В отдалении видна наземная часть блока 8. Этот блок предназначен только для входа и выхода личного состава. Спустившись вниз на лифте, личный состав сразу попадает в казармы форта.

Пояснение.
Сегодня гражданские люди, да и военные тоже, под термином "казарма" понимают здание, в котором живут солдаты. Для студентов - общежитие, для солдат - казарма. Однако, изначально, еще во времена крепостной фортификации казармой назывался каземат, т.е. крепостное помещение, предназначенное для укрытия солдат от обстрела и отдыха во время боевой службы. Затем термин "казарма" закрепился за любыми помещениями на территории крепости, предназначенными для укрытия и проживания гарнизона. И лишь примерно в конце XVIII - начале  XIX века когда по мере увеличения численности армий стало затруднительным размещать солдат в частных домах, начали строить специальные дома большой вместимости. Их тоже стали называть казармами. А до этого времени солдаты размещались в частных домах "становились на квартиры". Это был своего рода военный налог. Весьма обременительный. Скажем, у нас в России в один крестьянский дом было положено селить четырех  пеших или двух Sonenburg-02-09.jpg (20599 bytes)конных солдат (иногда и больше). Хозяин кроме предоставления крова был обязан за свой счет кормить и самих солдат и их лошадей.

Сегодня уже не всем понятна привилегия, дававшаяся особо заслуженным людям, священникам, врачам и т.п. "дом свободен от постоя". Ведь даже помещичьи усадьбы не освобождались от обязанности предоставлять кров и питание приходящим в данный уезд воинским частям. И это нередко становилось немалой обузой для обывателей.

Конец пояснения.

Дороги к обеим входным блокам перекрываются опускающимися металлическими противотанковыми барьерами

Sonenburg-02-10.jpg (15477 bytes)Вот, собственно и все, что мы можем увидеть на поверхности.

О командном пункте в данной части говорить не будем. Он полностью находится на 30-метровой глубине.

По документам, разысканным французскими историками  в 1951 году в Дирекции инженерных работ в Страсбурге, гарнизон форта мог насчитывать 20 офицеров, 60 унтер-офицеров и 550 капралов и рядовых. Итого до 630 человек.

Известны имена следующих офицеров:

Начальник форта Chef de bataillon Martial Reynier (майор Мархиаль Ренье).
Помощник начальника форта lieutenant Larue (лейтенант Лари).
Старший офицер форта capitaine Gros  (капитан Гро).
Начальник артиллерии capitaine Cortasse (капитан Кортас).
Начальник пехоты capitaine Kieffer  (капитан Кеффе).
Помощник начальника пехоты aspirant Fleck  (кандидат в офицеры Флек)
Начальник инженерной службы capitaine Stroch (капитан Строс).
Начальник медицинской службы lieutenant Brandel (лейтенант Брандель).
Офицер химической службы s/lieutenant Audran (мл.лейтенант Удран).
Шеф электромеханической службы lieutenant Lemeunier (лейтенант Леманье).
Начальник управления стрельбой capitaine Francois (капитан Франкуа).
Офицер по связям с прессой  Iieutenant Pinard (лейтенант Пина).
Начальник  блока 3 lieutenant Micheaud (Лейтенант Мишо).
Начальник блока 4 lieutenant Schmitt (лейтенант Шмит).
Офицер-наблюдатель помощник начальника 4 блока Iieutenant Colson (лейтенант Кольсон).
Начальник  блока 7 s/lieutenant Kieffer  (мл.лейтенант Кефе).
Офицер-наблюдатель за группой ДОТов Ашбаш lieutenant Guhl  (лейтенант Ге)
Офицер-наблюдатель за группой ДОТов Офан lieutenant Mall  (лейтенант Маль)

Некоторые должности авторы не смогли расшифровать. Поэтому приводим их на французском. Надеемся, что читатели смогут помочь нам правильно интерпретировать эти должности:
Officier DT adjt., cdt 1 20 L s/lieutenant Peyrou (мл.лейтенант Перьо).
Officier observat., cdt bloc adjt. Iieutenant Lefrou ( лейтенант Лефро).
Officier S.R.I., cdt groupe frc. s/lieutenant Mathes (мл. лейтенант   Мат).

Некоторыми блоками командовали кандидаты в офицеры или унтер-офицеры:

Начальник  блока 1 adjudant-chef Lorthioir (штабс-фельдвебель Лорсива).
Начальник блока 2  aspirant Fleck  (кандидат в офицеры Флек). Он же помощник начальника пехоты.
Начальник блока 5 adjudant-chef Burst (штабсфельдвебель Бурст).
Начальник блока 6 sergent-chef Walter (оберфельдвебель Вальтер).

От автора.  Не уверен в том, что по русски все имена написаны правильно. Поэтому рядом дается их написание по французски. Звания унтер-офицеров даны применительно к немецким, поскольку мало кто разбирается во французских званиях. Немецкие все знают гораздо лучше.

Гарнизон  форта на момент начала войны был сборным (видимо так и предусматривалось штатами):

*250 человек  156-го полка позиционной артиллерии (156e Regiment d'Artillerie de Position),
*180 человек  1-го батальона  22-го крепостного пехотного полка (22e Regiment d'Infanterie de Forteresse),
*160  человек  206-го инженерного батальона ( 206e bataillon du genie),
*40 человек из различных частей обеспечения (медики, повара, связисты и т.п.).

Нельзя не упомянуть и о том, что  управление артиллерийским огнем  фортсооружений оборонительного сектора находилось под централизованным управлением. Так,  артиллерией  обронительного сектора №15 Агно (15 SF de Haguenau), в который входил и форт Шоненбург, руководил майор Родольф (Le commandant Rodolphe), который одновременно был начальником артиллерии форта  Ошваль (Hochwald).

В интересах форта Шоненбург действовали наблюдательные пункты:
*O1 - в  ДОТе Атон (Hatten).
*O2 - в  ДОТе  Ашбаш-Эс (Aschbach-Est).
*O3 - в  ДОТе Буа де  Офан-Эс(Bois de Hoffen-Est).
*O5 - в  боевом блоке №4 форта Шоненбург.
*O76 -  отдельно стоящий бетонированный наблюдательный пункт Бульшозибер. (Buchholzerberg).

От авторов.  Сложность  правильной транскрипции названий пунктов на русский состоит в том, что названия то это немецкие, поскольку Эльзас неоднократно  переходил то в состав Франции, то Германии. В уголке Эльзаса, о котором мы ведем речь, на французской стороне по правому берегу речки Лаутер деревни с немецкими названиями, тогда как их население на 80 процентов французы, которые произносят немецкие названия на французский лад.

Эти наблюдательные посты передавали информацию об обстановке одновременно начальнику форта Шоненбург и  командующему артиллерией оборонительного сектора Агно.

В зону ответственности орудий форта Шоненбург   входил  промежуток в сторону левого фланга   до форта Ошваль-Эс (Hochwald-Est) с находящимися там ДОТами, и в сторону правого фланга группы ДОТов  до (включительно) группы Oberroedern. Однако основное внимание форт Шоненбург должен был обращать в сторону правого фланга, поскольку слева находился очень мощный двойной форт   Ошваль. А вот вправо до самого Рейна, а это порядка 20-25 километров, артиллерийских средств больше не было.

От авторов.  Несколько забегая вперед. Французские источники утверждают, что в июне 1940 немецкая 246-я пехотная дивизия безуспешно пыталась прорвать  Линию Мажино возле форта Шоненбург. Однако, имея на этом участке фронта мощнейшую артиллерию, включая уникальную 420-мм. мортиру, и несколько десятков пикирующих бомбардировщиков, немцы без особых трудностей могли разрушить несколько ДОТов за пределами досягаемости пушек форта и прорваться  к Страсбургу вдоль берега Рейна, обойдя форт с его правого фланга. Просто Вермахт не ставил себе задачи тупо прогрызать линию обороны там, где французы могли оказать существенное сопротивление.

В мирное время гарнизон форта был по численности существенно меньше и жил не в форте, а в казарменном городке примерно в 300 метрах юго-западнее форта. Дежурная смена обслуживающего персонала (электрики, связисты, водопроводчики, пожарные и т.п.) приходила в форт на день. Караул размещался в деревянном бараке возле блока 7.

Следует сказать пару слов о том, что сопровождало форт Шоненбург.Sonenburg-02-11.jpg (9215 bytes)

Прежде всего, по линии госграницы (здесь по южному берегу речушки Лаутер) на перекрестках главных дорог находились пограничные аванпосты в виде пулеметных ДОТов, замаскированных под жилые здания  и другие гражданские сооружения. Их задача состояла в том, чтобы предупредить о вражеском наступлении и насколько возможно задержать пехоту противника.

На снимке справа:. Пример замаскированного пограничного аванпоста. Снимок весны 2012г. Разумеется, сегодня здесь нет никакой маскировки.

Позади пограничных блокпостов  и приблизительно  в пяти  километрах до главной оборонительной линии находилась   линия взводных и ротных опорных пунктов полевой пехоты, расположенных в ключевых точках, таких как перекрестки дорог, перевалы. У этих опорных пунктов имелись небольшие ДОТы (блокгаузы), полевые фортсооружения и заграждения, которые могли  задерживать   пехоту противника достаточно долго, чтобы позволить открыть огонь артиллерии форта.

Главный оборонительный рубеж состоял из   больших ДОТов, взаимно поддерживающих друг друга. Они располагались на удалении примерно 10 километров от границы и были  вооружены 47-миллиметровыми противотанковыми пушками и спаренными Sonenburg-02-12.jpg (26295 bytes)станковыми пулеметами,   и были окружены поясами противотанковых рельсовых надолб, опутанных колючей проволокой.  Многие из промежуточных ДОТов были сгруппированы попарно.

От авторов.  Еще раз хочу подчеркнуть, что все ДОТы были предназначены для ведения флангового огня и со стороны противника не были видны. Вперед могли вести огонь только наблюдательно-пулеметные башни типа GFM, которые помещались на крышах ДОТов.
Дело в том, что ДОТ, который видит противник, обречен еще до начала боя. Его расстреляет прямой наводкой артиллерия противника перед началом атаки. Вот эти самые башенки, которые все же громоздили на крыши ДОТов, играли резко отрицательную роль. Во первых, башенка GFM выдавала место расположения ДОТа. Эдакая ориентирная вешка для наступающих. Во-вторых, хотя пехотная артиллерия противника не могла достать эти ДОТы, находящиеся за внушительной грунтовой обсыпкой, однако  немецкие 88-мм зенитки с дистанции 1000-1500  метров со снайперской точностью расстреливали эти башни.

Sonenburg-02-13.jpg (8499 bytes)Сразу позади линии ДОТов располагались бетонные убежища для пехоты и несколько отдельных наблюдательных пунктов для того, чтобы корректировать огонь артиллерии форта. Кроме того, наблюдательные пункты имелись как в ДОТах, так и в боевых блоках фортов. В частности, такой НП имелся в блоке 4 форта Шоненбург.

На снимке справа: артиллерийский наблюдательный пункт Hanspah. На переднем плане   наблюдательная башня типа VP,   обеспечивающая наблюдение через перископ, поднимающийся в отверстие в макушке башни. В отдалении видна башня типа GFM, предназначенная для самообороны НП. Снимок весны 2012г.

Опорными узлами  этой главной линии обороны были форты, которые прикрывали огнем своих пушек все впереди находящиеся боевые сооружения. Форты находились либо непосредственно в линии больших ДОТов, либо в ста-двухстах метрах позади них. В нашем случае это форт Шоненбург.

Позади главной линии обороны  на пересечениях дорог и хорошо проходимых участках местности располагались отдельные блокгаузы и ДОТы, которые предназначались для уничтожения остатков подразделений противника, прорвавшимся сквозь главную линию обороны.

И наконец в глубине, примерно в 20-25 км от границы располагались железнодорожные 280-мм орудия для которых в некоторых местах были построены специальные железнодорожные ветки.
Позади форта Шоненбург имелись две такие пушки, которые, однако так и не были использованы, поскольку сектор Агно не имел корректировочной авиации, а наземное наблюдение за результатами стрельбы  и корректировка  из-за дальности были невозможны

Завершая общий обзор форта Шоненбург нельзя не сказать об очень существенном недостатке как этого форта, так и всей Линии Мажино, который даже при упорной обороне мог сыграть, да и сыграл,   крайне негативную роль. Это полное отсутствие авиационной поддержки и противовоздушной обороны. Форт не имел ни постов воздушного наблюдения, ни зенитных пушек, ни даже зенитных пулеметов.
В гарнизоне отсутствовали специалисты авианаводчики, которые могли бы при появлении вражеской авиации вызывать свои истребители.
Форт не имел ни единого самолета-корректировщика, который мог бы засекать позиции немецкой артиллерии и корректировать огонь своих пушек. А без воздушных корректировщиков форт заведомо оказывался  в неравном положении. Немцы точно знали расположение огневых средств форта, которые и перемещать то  было невозможно, и потому  могли вести точный огонь. А вот для поражения батарей противника, которые то и дело могли менять огневые позиции, французам требовалась постоянная воздушная разведка и оперативная корректировка огня, которых у них не было.

P.S. Из этой части статьи можно сделать еще один вывод, что термин "форт" относится не к фортификационным сооружениям определенной конструкции или к сооружениям схожих конструкций, а вообще к большим фортификационным долговременным сооружениям. Например, очень мало можно найти общего между французским фортом Шоненбург и  знаменитым голландским фортом Бен Эмаэль. И уж тем более, совершенно не похожи на форты Линии Мажино Кёнигсбергские форты

 

Источники и литература:

1.Сайт "WW2MUSEUMS.COM" (www.ww2museums.com/article/6174/Maginot-Line---Casemate-35-3.htm)
2. Д.Э.Кауфман. Фортификация Второй Мировой войны 1939-1945. Европа. Эксмо. Москва. 2006г.
3.К.Типпельскирх. История Второй Мировой войны. АСТ.Москва. 2001г.
4.Брошюра "Maginot-Panzerwerk 35-3".  SAEP. Colmar-Ingersheim Depot. 1973.
5.Сайт "La Ligne Maginot en Alsace" (www.lignemaginot.com/menu14/indexfr.htm)
6.J.E. Kaufmann, H.W.Kaufmann. Fortress France. The Maginot Line and French Defenses in World War II.Praeger Security International. London.2006.
7.M. Romanych, M. Rupp. Campaign 218. Maginot Line 1940. Battles on the French Frontier.Osprey Publishing. London. 2010
8.Д.Фуллер. Вторая Мировая война. Русич. Смоленск. 2004г.
9. Б.Лиддел Гарт. Вторая Мировая война. АСТ.  Terra Fantastica.Москва. Санкт-Петербург. 1999г.
10.Личный фотоархив Веремеева Ю.Г.
11.Личный фотоархив Мартыненко Ю.И.
12. Журнал "Техника и вооружение" №9-2001г.
13. Журнал "Военная мысль" №11-1939. Карбышев Д.М. "Линия Мажино и позиция Зигфрида".
14. W.Boehler. Uniform-Effekten. Motor buch Verlag. Stutgart 2009.
15.Сайт "Axis History Forum" (forum.axishistory.com)
16. Лёближуа. Долговременная фортификация. Государственное военное издательство. Москва. 1934г.



Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки
промокод связной январь 2017

Rambler's Top100 TopList