Долговременная фортификация Франции.
|
© Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю.И. |
Линия Мажино
(La Ligne Maginot)
Форт Шоненбург
(La Fort de Schoenenbourg)
Часть 11. Зона обеспечения. Технический
блок.
Технический блок зоны
обеспечения находится на глубине 30 метров вблизи
от блока 8 (блок входа личного состава). В
помещениях этого блока находятся ремонтная
мастерская, электроподстанция, вспомогательные
дизель-генераторы, главная электрощитовая форта,
каземат с емкостями дизельного топлива для
дизель-генераторов, каземат с цистерной для
охлаждающей воды, каземат для масел и
смазочных материалов, склад запасных частей и
агрегатов, каземат главной
фильтровентиляционной установки с
воздуходувками и угольными фильтрами, каземат
водоснабжения.
Кроме того, имеется каземат для начальника
технического блока, спальное помещение
ремонтников, каземат для приема пищи
техперсоналом, туалет, умывальник, душевая.
Ремонтная мастерская может
производить ремонт любой сложности как
артиллерийско-стрелкового вооружения, так и
механических и электромеханических устройств и
механизмов. В ней кроме обычного слесарного
оборудования имеются токарный, сверлильный,
фрезерный станки, тали для подъема и перемещения
тяжелых механизмов и устройств. В мастерскую
заходит колея железной дорого. Так что
устройства, подлежащие ремонту, могли
доставляться в мастерскую на платформах.
Электрическая подстанция
принимает электропитание как от наружной
электросети напряжением 22 киловольта, так и от
резервных дизель-генераторов, преобразует
получаемое напряжение в переменный ток
напряжением 440 вольт для основных потребителей и
в 600-вольтовое напряжение постоянного тока
для электрифицированной узкоколейной подземной
железной дороги, а также в 6-киловольное
напряжение переменного тока для питания
электроустройств боевого блока форта. Кроме
того, эта подстанция распределяет
электропитание по потребителям.
На снимке слева видны машинные преобразователи
напряжения 440 вольт в 6 киловольт.
Кроме того, сюда же подключены четыре
вспомогательных дизель-генератора
В каземате вспомогательных генераторов
установлено четыре дизельных мотора фирмы
Sulzer, каждый мощностью 160 киловатт (218
лошадиных сил). К дизелю присоединен
электрогенератор Scneider-Westinghouse.
Дизель-генераторы объединены в две независимые
группы. При отсутствии внешнего электропитания в
работу включается одна группа
дизель-генераторов. Вторая группа резервная.
Оригинально решена проблема охлаждения дизелей.
В отдельном каземате размещена цистерна на 400
кубометров воды и насосы, прокачивающие эту
воду через системы охлаждения дизелей.
Охлаждение самой этой воды за счет циркуляции
воздуха от фильтровентиляционной системы форта.
При работе дизелей воздух прогревается, что
улучшает температурные условия в подземельях.
Как был решен вопрос отвода выхлопных газов,
установить не удалось. Ясно только, что газы
отводились наружу. А вот как удавалось скрыть
дымление....
Впрочем, испытать эту систему в деле не пришлось.
Пока форт сражался, наружное электроснабжение не
прерывалось. А когда немцы окружили форт и шли
переговоры о капитуляции немцам не было нужды
лишать французов электричества.
На снимке справа: Каземат с одним из четырех
дизель-генераторов.
Шеф электромеханической службы лейтенант
Леманье (lieutenant Lemeunier).
Главная
фильтровентиляционная установка
отбирала воздух с поверхности форта через
секретные бронеоголовки, очищала его и подавала
во все помещения форта (значительная часть
которых, кроме того, имела еще и автономные
фильтровентиляционные установки).
От авторов. Удивляться столь пристальному
вниманию французских военных очистке воздуха
не приходится. Над всеми довлел ужас химической
войны Первой Мировой, которую, кстати первыми
начали как раз французы еще в августе 1914, хотя все
обвинения в ее развязывании обычно
предъявляются Германии.
В двадцатые-тридцатые годы буквально все в
Европе были твердо убеждены, что будущая война
будет характерна широчайшим применением
отравляющих веществ. Все были убеждены в этом...,
кроме генералов, которые еще к 1918 году поняли, что
химическое оружие себя исчерпало, и использовать
его не собирались. Ни немецкие, ни французские, ни
советские. И вовсе не из соображений гуманности,
а из-за его неэффективности. Хотя и боялись, что
генералы противной стороны не столь
сообразительны как они.
Стоит отметить, что даже сегодня, во втором
десятилетии XXI века система вентиляции форта
работает безупречно, хотя и несколько шумновата.
Воздух свежий, чистый и сухой во всех
помещениях. Нигде ни малейших следов или запаха
затхлости, плесени.
Каземат водоснабжения
оснащен водяной скважиной глубиной 117 метров,
подъемным насосом, расходной емкостью и
распределительными трубами. Следует отметить,
что форт обладал двумя независимыми системами
водоснабжения. Одна система для питьевой воды,
была размещена в жилом блоке, и системой для
технической воды, которая размещалась в
техническом блоке.
Думается, что подземелья форта Шоненбург в
эпоху Холодной войны после незначительных
переделок могли быть легко преобразованы в
противоатомное убежище емкостью 600-700 человек,
настолько даже для сегодняшнего времени все в
здесь капитально. Очевидно, форт не
использовался в этом качестве лишь по причине
значительной удаленности от крупных
административных центров Франции. Страсбурга, в
частности.
Отыскать устройства дренажа (отвода грунтовых
вод) авторы не смогли, но таковые, несомненно
имеются. Везде совершенно сухо даже сегодня.
Источники и литература:
1.Сайт "WW2MUSEUMS.COM"
(www.ww2museums.com/article/6174/Maginot-Line---Casemate-35-3.htm)
2. Д.Э.Кауфман. Фортификация Второй Мировой войны
1939-1945. Европа. Эксмо. Москва. 2006г.
3.К.Типпельскирх. История Второй Мировой войны.
АСТ.Москва. 2001г.
4.Брошюра "Maginot-Panzerwerk 35-3". SAEP. Colmar-Ingersheim Depot.
1973.
5.Сайт "La Ligne Maginot en Alsace"
(www.lignemaginot.com/menu14/indexfr.htm)
6.J.E. Kaufmann, H.W.Kaufmann. Fortress France. The Maginot Line and French Defenses in
World War II.Praeger Security International. London.2006.
7.M. Romanych, M. Rupp. Campaign 218. Maginot Line 1940. Battles on the French
Frontier.Osprey Publishing. London. 2010
8.Д.Фуллер. Вторая Мировая война. Русич. Смоленск.
2004г.
9. Б.Лиддел Гарт. Вторая Мировая война. АСТ. Terra
Fantastica.Москва. Санкт-Петербург. 1999г.
10.Личный фотоархив Веремеева Ю.Г.
11.Личный фотоархив Мартыненко Ю.И.
12. Журнал "Техника и вооружение" №9-2001г.
13. Журнал "Военная мысль" №11-1939. Карбышев Д.М.
"Линия Мажино и позиция Зигфрида".
14.Сайт "Axis History Forum" (forum.axishistory.com).
15. Лёближуа. Долговременная фортификация.
Государственное военное издательство. Москва.
1934г.
|