|
© Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю.И. |
Башни-бомбоубежища Винкеля
в Людвигсхафене и Кайзерслаутерне
Рекомендуем сначала прочесть статью
"Башни-бомбоубежища проекта Винкеля в
Германии 1936-1945." поскольку сегодняшний
материал является продолжением и развитием темы.
В 2013 году авторам представилась возможность
осмотреть эти необычные и очень оригинальные
сооружения в Людвигсхафене и
Кайзерслаутерне. В Людвигсхафене мы
отыскали три башни, а в Кайзерслаутерне две. Все
они однозначно относятся к
башням-бомбоубежищам для железнодорожного
ведомства (Deutsche Reichsbahn (DRB)) поскольку находятся на
территории, принадлежавшей в тридцатые годы
и сегодня железной дороге.
Людвигсхафен.
Людвигсхафен-на-Рейне
(Ludwigshafen am Rhein) город в Германии, расположен в
земле Рейнланд-Пфальц. Второй по величине в
Рейнланд-Пфальце, важный индустриальный и
экономический центр.
По данным самого авторитетного автора этой
темы М.Фёдровитца в Людвигсхафене было построено
для железнодорожного ведомства три башни, и ни
одна из них не сохранилась. Плюс в городе было
построено еще пять башен, авторство которых
сомнительно.
Однако, явно, что все три отысканные нами в
Людвигсхафене это башни железнодорожного
ведомства. Возможно, что Фёдровитц
ошибается. И они точно сохранились. И
выглядят снаружи очень хорошо
Башня №1 находится в непосредственной
близости к сортировочной станции на пересечении
улиц Pasadenaallee и Lorientallee. К
юго-юго-западу от нее по другую сторону виадука
примерно в 300-400 метрах башни №№ 2 и 3.
Первая башня это явно проекта
образца 1938 года. Очевидно, она была построена
раньше остальных башен в городе.
Эта башня в основании имеет диаметр 11.57м.,
высота 22.34 м. Вместимость 400 человек.
Из сохранившихся документов следует, что проект
башни (IIc/400) был утвержден 19.2.1940.
Снять ее целиком оказалось сложно, так как
она с трех сторон заросла деревьями и
кустарником. Это удалось сделать только со
стороны улицы Lorientallee (снимок слева выше).
Сегодня эта башня
принадлежит местному клубу скалолазания.
На ее стенках от низа и до самого верха
закреплены специальные шайбы, имитирующие
скальные выступы. Двери в башню наглухо заперты и
установить что внутри нам не удалось.
По мерам безопасности, чтобы исключить
несанкционированное карабканье на стене, что
чревато несчастными случаями, башня огорожена и
доступ к ней закрыт.
На снимке справа: Ю.Мартыненко возле башни в
Людвигсхафене. На башне можно разглядеть шайбы
для скалолазания
Итак, эта башня и сегодня служит людям, хотя
и не так, как это предполагали ее строители.
Очевидно, что в годы войны башня послужила и по
своему прямому предназначению. В ходе нескольких
воздушных налетов американской и английской
авиации город был уничтожен более чем на 50 %.
Первый налет состоялся в ночь с 16 на 17 сентября
1940. Собственно это был налет на Мангейм, но 223
бомбы упали на Людвигсхафен. Последний налет
состоялся вероятно 20 марта 1945.
Кто сегодня может сказать - скольким немцам эти
бомбоубежища спасли жизнь?
И сегодня, проезжая по
городу, отчетливо видишь следы этих бомбежек.
Нет, не в виде руин. Город, конечно, полностью
восстановлен, но как то странно видеть
современные здания вперемешку с совсем
древними. Обычно в городах старые кварталы
соседствуют с новыми, а здесь отчетливо видно,
что новые дома построены явно на месте
разрушенных.
Две другие башни мы отыскали на станции
Ludwigshafen (Rhein) Hbf , что в переводе означает -
Людвигсхафен (Рейн) главный вокзал.
На фрагменте карты города эти башни показаны
красными кружками. Их можно видеть с
виадука, проходящего над железнодорожными
путями (дорога 37). Правда, их можно разглядеть,
если точно знать, где они находятся. Или с железнодорожной
пассажирской платформы.
На снимке справа: Веремеев Ю. на платформе
вокзала на фоне одной из двух башен Винкеля (башня №2).
В общем то эти башни недоступны для
посторонних, так как они находятся на служебной
территории железнодорожной станции. Однако,
немцы народ доброжелательный, особенно, как это
ни покажется странным, к русским. И когда
организатор поездки Ю.Мартыненко объяснил кто
мы, что и зачем хотим увидеть, то препятствий нам
никто чинить не стал.
Башни №№ 2 и 3 четко
различаются на спутниковом снимке.
Хотя с посадочной платформы станции до башни №2
меньше сотни метров, однако отсюда добраться до
башни невозможно поскольку она находится за
путями, а перехода туда нет. Там уже служебная
территория.
Явно, обе башни предназначались для укрытия
железнодорожного персонала, а не для пассажиров,
ожидающих поезда.
Башни № 2 и 3 хотя и очень похожи друг на друга,
однако в их конструкции есть различия. И
вероятнее всего это проекты поздние. Возможно,
что это совместный проект Винкеля и Цомбека.
Башни существенно больше в диаметре, но ниже,
нежели многие другие.
На снимке слева ниже: башня Винкеля №2 на
железнодорожной станции Ludwigshafen (Rhein) Hbf
(Людвигсхафен (Рейн) главный вокзал). Это северная
башня (на спутниковом снимке она верхняя).
Крыша башни двухступенчатая. Под верхней
крышей видны амбразуры, которые использовались
пожарной полицией для наблюдения за обстановкой
на станции во время воздушных налетов.
Входов четыре и все они
расположены на одном уровне с четырех сторон
башни на уровне земли. Два из них видны на снимке.
Дверные проемы закрываются стальными дверями с
двумя клиновыми запорами каждая. В двери имеется
смотровой глазок.
Сегодня все четыре двери на месте и не заперты.
Так что в башню можно попасть свободно. Но
внутри башни кромешная тьма, на лестнице навален
всякий мусор и мы просто не рискнули пытаться
проникнуть внутрь. Тем более, что все
внутреннее оборудование давно снято.
Внешне башня сохранилась прекрасно. По словам
местного работника железной дороги обе башни
сегодня не используются никак, и насколько он
знает, в послевоенное время они ни для каких
целей не использовались.
Даже во времена Холодной войны эти башни для
укрытия персонала от ядерных ударов не
предназначались. Хотя в Людвигсхафене
расположены крупные предприятия химического
производства, в частности концерна BASF, которые
вполне вероятно могли стать объектами
авиаударов в случае войны..
Нельзя не отметить, что на этих башнях возле
входов нет обязательных металлических табличек ,
указывающих на то, что это башня проекта
Винкеля, и название фирмы, построившей башню.
Мы внимательно обошли башни
вокруг, но не обнаружили даже мест, где эти
таблички могли бы находиться. Возможно, что
Федровитц как раз эти башни относит к
сомнительным. Он насчитывает в этом городе пять
таких сомнительных башен.
Башня №3 (она на спутниковом снимке и на
фрагменте карты внизу) практически этого же
проекта и тех же размеров. Однако она имеет кроме
верхнего ряда амбразур еще один ряд под
основной крышей.
На снимке слева: башня №3.
Судя по имеющимся на стенах вентиляционными
решеткам, обе башни имеют шесть этажей. Из них
последний шестой этаж под малой крышей и ниже
пятый под основной крышей.
Входов у третьей башни как и у второй
четыре, и все они на уровне земли.
Очевидно входы на одном уровне сделаны исходя
из того, что поблизости нет зданий, которые при
разрушении могли бы завалить входы нижнего
уровня. Как расположены лестничные марши
различных входов (то ли все они обеспечивают вход
на нижний этаж, то ли ведут на разные этажи)
установить не удалось из-за темноты и
захламленности входов.
Кайзерслаутерн.
Kaiserslautern город в Германии на юго-западе земли
Рейнланд-Пфальц, на краю Пфальцского леса.
Между 1950 и 1955, Кайзерслаутерн превратился в
крупнейшую американскую военную базу за
пределами Соединенных Штатов. Американцы
называют его K-Town поскольку они с трудом
произносят настоящее название города.
Немцы же называют его маленькой Америкой (klein
Amerika). Еще бы, в Кайзерслаутерне проживает 99 790 чел.
Из них приблизительно 45 000 это
американские военные и члены их семей.
В общем, снимать в городе было довольно
затруднительно поскольку везде в объектив
попадали американские военные объекты, а
дразнить военную полицию не хотелось.
Во время Второй мировой войны более 60 процентов
города было уничтожено в результате бомбежек
авиации союзников. Основными целями наносимых
ударов были железнодорожные пути и некоторые
главные дороги данного района. Самые жестокие
бомбовые удары были нанесены городу 7 января, 11
августа и 28 сентября 1944 года. Очевидно, что
башни-бомбоубежища в городе сыграли
определенную роль в спасении людей.
М.Фёдровитц в своей работе указывает, что в
Кайзерслаутерне было построено две башни
Винкеля. И обе железнодорожным ведомством.
Обе башни совершенно идентичные проекта
1938г., построены на территории завода по
ремонту железнодорожной техники. Сегодня он
называется " EuroMain Rail GmbH Werk Kaiserlautern".
Каждая башня имеет вместимость 600
человек, занимает площадь 128 кв. м,
имеет объем 1738 кубометров, внутреннюю полезную
площадь 324 кв. м. При высоте 25 м диаметр в
основании 12,8 м имеет толщину стены (первый
этаж) 2,3 м. Башня оснащена двумя
фильтрационными установками по 4 двойных фильтра
производительностью 1.2 куб.м./мин.каждый.
Сегодня обе эти башни сохранились. Завод, на
территории которого они находятся, расположен
ближе к западной окраине между центром города и
авиабазой ВВС США Рамштайн. Самый точный
ориентир пересечение улиц Pariser Strasse (дорога
№37) и Am Belzappel. Правда, башни с улицы не видны.
Одну из них полностью закрывают деревья, а другую
дома американского военного жилого городка.
Лучше спросить, где возле завода стоит один из
последних немецких паровозов (памятник).
Первая башня сегодня
используется как и в Людвигсхафене в качестве
тренировочного объекта местного клуба
скалолазов. Она вся покрыта шайбами для
скалолазов.
Сфотографировать ее с достаточного расстояния
так, чтобы можно было рассмотреть ее всю,
невозможно из-за высоких деревьев, которые
скрывают ее с трех сторон.
Более или менее снять ее всю
возможно лишь с одного направления, если
рискнуть нарваться на неприятности за
незаконное вторжение на частную территорию. В
Германии этого не любят. Да и то, снять
возможно лишь с расстояния порядка 8 метров.
На снимке справа: Так башня выглядит с любой
стороны, если не вторгаться на частную
территорию.
На снимке слева: Первая башня Винкеля в
Кайзерслаутерне. Очень хорошо видны шайбы, по
которым обычно карабкаются скалолазы.
Башня имеет три входа на разных этажах,
на первом полуподвальном, на втором и на третьем.
Все входы снабжены стальными дверями с клиновыми
запорами. Это явно двери родные. К каждой двери
ведет металлическая вделанная в стену лестница
(штромтрап). Однако, это служебный штромтрап. Для
укрывавшихся в башне людей во время войны
существовали обычные деревянные лестницы.
Сегодня явно используется только один вход на
второй этаж. К нему пристроена металлическая
лестница.
На снимке слева: Вход на второй этаж. Хорошо
виден штормтрап и обычная лестница. Правда, она
сегодня не деревянная, а металлическая.
К сожалению, как и в Людвигсхафене, отыскать
хозяев этой башни (скалолазов) и побывать внутри
не удалось. Хотя это было воскресенье, когда
немцы занимаются своими хобби, но возле башни
царила тишина.
Вторая башня находится в сотне метров
восточнее первой башни. Пройти к ней по
территории завода оказалось невозможно, а со
стороны улицы Паризерштрассе подступ к башне
затруднен американским военным жилым городком.
Однако смелость города
берет и риск оправдался. Вторая башня предстала
перед нами во всей красе.
Прекрасная сохранность. Удалось подойти к
башне почти вплотную, но преодолеть сетчатый
забор не смогли. Да и входы в башню явно закрыты.
Побывать внутри не удалось и в ней.
Судя по всему башня никак не используется. Да и
вряд ли как либо использовалась в
послевоенный период.
Авторам известно, что в Германии лишь одна
башня сегодня используется как музейная и в
которой полностью сохранилось внутреннее
оборудование. Но эта башня-музей находится в
Вюнсдорфе под Берлином на территории, которую в
свое время занимал штаб Советских войск (ГСВГ).
Так что это уже дело будущего.
Август 2014г.
Источники и литература:
1. M. Foedrowitz. Die Luftshutztuerme der Bauart Winkel in Deutschland 1936 bis
heute. Waffen-Arsenal Band175. Podzun-Pallas-Verlag GmbH. Woelfersheim-Bestadt.1998.
2. Сайт "Wilipedia" (en.wikipedia.org)
3.Д.Ирвинг. Разрушение Дрездена. Центрполиграф.
Москва. 2005г.
4.Д.Э.Кауфман, Г.У.Кауфман. Фортификация Втор Мир.
войны 1939-1945. III Рейх. Эксмо. Москва. 2006г.
5.Сайт "UNTERTAGE-UEBERTAGE" (www.untertage-ubertage.de).
6 Сайт "Ruhig bleiben!" (www.bunker-whv.de).
9.Сайт "Википедия"
(ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-17_Flying_Fortress).
7.Сайт "Liste der bisher bekannten Luftschutzturme der Bauart Winkel"
((www.bunker-whv.de/winkelkmz).
8. Фотоархив Ю.Г.Веремеева.
9. Фотоархив Ю.И. Мартыненко
10. F.Taylor. Dresden. Dienstag 13.Februar 1945.Verlagsgruppe Random House GmbH. Muenchen.
2008 |