История Внутренних Войск
(Краткий очерк)
Часть 1.
Справка об авторе статьи
Майор Внутренних войск Власенко Валерий
Тимофеевич. Родился в 1949 году. 22 года
прослужил во Внутренних войсках МВД СССР,
затем служил в милиции. Общая выслуга 35 лет.
Находился в командировках в Нагорном
Карабахе, Чечне.
Предисловие Веремеева Ю.Г.
События на Манежной площади
Москвы, происшедшие 11 декабря 2010 года, однозначно
показывают, что российское государство сегодня
нуждается в существовании Внутренних Войск как
эффективном средстве подавления массовых
беспорядков.
Не вдаваясь в первопричины этих беспорядков и
не пытаясь анализировать их, не утверждая и не
отрицая права населения на подобное проявление
своего гнева, скажу, что любой человек, будь то
гражданин страны или иностранец, имеет право на
жизнь, безопасность, защиту своего личного
достоинства, и спокойное существование. А
государство, в первую очередь и существует для
того, чтобы эти основополагающие человеческие
права обеспечивать, в том числе и силовыми
методами. Вот для этого и нужны Внутренние
Войска, если по масштабам происходящего с
задачами милиция уже не справляется.
Другой вопрос, что сегодняшний демократический
режим в России оказался неспособен выполнять
свои основные функции, и дал поводы гражданам
прийти к выводу о том, что свои права и
достоинство они должны защищать сами. И не
сегодня, а с самых первых дней существования
Российской Федерации.
А если граждане перестают доверять
государственной власти, то всегда находятся
лидеры (формальные и неформальные), которые
начинают использовать народное недовольство в
своих собственных, обычно корыстных целях. Тому
примеров много. Самый грозный это две войны на
Кавказе в девяностые -двухтысячные годы.
Объяснять буйство толпы на Манежной площади
убийством болельщика Спартака кавказцем это
примерно то же самое, как если бы врач
объяснял больному сифилисом его плохое
самочувствие прыщиками на известном месте. Мол,
сейчас помажем зеленкой и все пройдет. Боюсь, что
тяжелейшую внутреннюю болезнь российского
государства наши власти пытаются тоже лечить
зеленкой (то бишь Внутренними Войсками). И чем
болезнь острее, тем больше будем производить
зеленки, т.е. увеличивать численность ВВ.
Ну и что?
Причины то беспорядков разгоном этой толпы не
устранены. Беспорядки будут происходить то в
одном городе, то в другом. И будут происходить
чаще и становиться все масштабнее. До поры до
времени сил ВВ будет хватать для подавления. А
потом?
Спору нет, ВВ нужны. Пока не нашли способов
удовлетворять большую часть населения и не
исправили ранее сделанные тяжелейшие
внутриполитические ошибки, без ВВ никак не
обойтись. И к солдатам, мужественно выполняющим
свои тяжелые и малоприятные обязанности я
отношусь со всем уважением. Но лучше, если бы
нужда в них сокращалась, а их функции вновь были
бы сведены к милицейским патрулям, охране важных
государственных объектов от отдельных
психически нездоровых террористов-одиночек. Чем
здоровее государство, и чем больше
население довольно своим правительством, тем
меньше у народа поводов бунтовать. А значит нет
надобности в огромной численности ВВ.
Конечно, и Армию бы хотелось иметь поменьше. Но
сократить угрозы внешние мало зависит от
правительства, а вот внутренние уменьшить вполне
по силам. Для этого стоит заботиться не столько о
процветании "мелкого и среднего бизнеса",
сколько о благополучии основной массы населения.
А бизнес он только тогда настоящий бизнес, когда
умеет процветать в любых условиях. Создавать ему
тепличные условия означает лишь ослаблять его
жизненные силы.
Конец предисловия.
Одной из главнейших задач любого государства
наряду с защитой своих граждан от внешних врагов
является охрана общественного порядка, т.е.
защита граждан от преступных посягательств лиц,
не желающих жить по общепринятым нормам
поведения.
Любое государство имеет структуры, выполняющие
эту задачу. В жизни Российского государства на
современном этапе эту задачу выполняет одно из
старейших правоохранительных ведомств
Российского государства - Министерства
внутренних дел.
Еще в древние времена, задолго до того периода,
когда в Российской империи было создано это
ведомство, можно найти исторические данные, что
русские князья заботились о том, чтобы их
подданные жили в безопасных условиях. Во времена
Киевской Руси князья посредством дружинников и
слуг занимались борьбой с преступностью на
территории княжества. К этой работе привлекались
и свободные люди - общинники.
В период дальнейшего развития русского
феодального государства прослеживается
развитие структур, отвечавших за обеспечение
охраны общественного порядка, борьбу с
преступностью. На княжеских землях в уезде эти
функции (которые позднее получат наименование
полицейских) осуществлял наместник, на остальной
территории, в волостях - волостели. Каждый из них
располагал собственным штатом сотрудников:
тиунов (производили суд), доводчиков (призывали к
суду участников процесса) и праветчиков
(судебные исполнители).
На начальной стадии образования российского
государства полицейского аппарата как такового
не существовало вообще, одни и те же органы
управления регулировали отношения во всех
сферах жизнедеятельности. Во многом
правопорядок обеспечивался на территориях
силами самих жителей.
Первая треть XVI века ознаменовалась созданием в
уездах так называемых "Губных изб". Их
появление связано с необходимостью создания
постоянно существующих органов, которые были бы
призваны ловить разбойников, вести следствие,
приводить в исполнение приговоры.
Открытие каждой губной избы происходило на
основе царских грамот, адресованных населению
конкретной территории.
Первоначально, как штатные должности в губных
избах, были введены должности старост и
целовальников. Целовальников избирали на
народных сходах, а вступлению в должность
предшествовало принесение присяги с целованием
креста.
В дальнейшем штаты губных изб пополняются
дьяками, сотскими, пятидесятскими.
В следующем веке губные избы получают
повсеместное распространение. Тогда же они
переходят в ведение воевод.
Компетенция изб непрерывно совершенствовалась и
включала борьбу с “ведомыми” разбойниками и
татями, расследование “убийственных” и всяких
других дел (изнасилований, сводничества,
поджогов, оскорблений родителей детьми),
привлечение к ответственности людей,
отвращающих народ от православной веры,
предупреждение и пресечение всякого “лиха”,
составление кабальных книг, надзор за промыслами
и рыбной ловлей, ведение земельных дел, контроль
за перемещением населения пр.
Широкий спектр выполняемых обязанностей
требовал дальнейшего расширения штата губных
чиновников: появляются сторожа, биричи и палачи.
К борьбе с преступностью староста губной избы
привлекал не только своих помощников, но и
местное население (в порядке повинности на
безвозмездной основе). Деятельность губных изб
курировалась Разбойным приказом (1555 г.).
Другой заметной вехой в истории
правоохранительных органов того времени
является учреждение царем Алексеем Михайловичем
в середине XVII века Приказа Тайных Дел,
ведавшим вопросами контроля за деятельностью
других приказов.
Иваном Грозным в 1565г. была введена опричнина для
борьбы с самоволием боярской аристократии, полагавшей, что в своих землях
они вправе чинить суд и расправу по своему
произволу. Эта своего рода "тайная полиция"
была призвана устанавливать и истреблять
изменников.
Примечание Веремеева Ю.Г. Опричнину можно
полагать своего рода предтечей советского
аппарата ВЧК-ГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ. Опричнина,
очевидно, была столь же необходима, что и в
советские времена органы государственной
безопасности.
И не побоясь вызвать гнев либералов и демократов,
скажу, что именно российская интеллигенция
больше, нежели любая другая социальная
группа населения, всегда нуждалась и
нуждается в строгом надзоре со стороны
государства, в подавлении любого инакомыслия
(точнее говоря - праздношатания мыслей), изъятии
из их среды всяческих диссидентов.
Думается, что если бы в Российской империи органы
госбезопасности были бы эффективны в должной
мере, а законы жестоки по отношению к
"разрушителям основ самодержавия", то
страна никогда не была бы ввергнута в революцию
1917 года, не познала бы ужасов Гражданской войны и
пресловутого 37 года.
Ведь столь яростно ругаемый сегодняшними
интеллигентами большевизм как раз и был порожден
и развит именно "передовой мыслящей частью
российского общества".
Что породили, то и получили.
Ведь идеи коммунизма привнесли в страну и
активно пропагандировали именно интеллигенты, а
не крестьяне, рабочие или помещики с
фабрикантами. Забыли об этом? Так кто виноват
в репрессиях 37 и других годов, как не
интеллигенция.
В этот же период Иван Грозный ввел для
"охранения Москвы" так называемых "жильцов",
которые явились прообразом внутренних войск.
По нарядам воевод на "житие в столицу"
каждые три месяца съезжались выделенные из
разных городов дворяне, которые составляли
войско численностью до 3 тыс. человек.
Некоторое время функция поддержания
общественного порядка выполнялась опричниками.
Из них в 1565 году царь создал особое "опричное
войско".
В дальнейшем для охранения южных рубежей
России по городам были размещены "жилые
полки".
При Петре I "жилые полки" стали именоваться
гарнизонами. Табель от 19 февраля 1711 года
предусматривал организацию 43-х пехотных
гарнизонных полков, к которым позднее добавились
и драгунские гарнизонные полки. Уже в
послепетровские времена, в 1764 году произошло
переформирование гарнизонных полков в
пограничные и внутренние батальоны.
Примечание Веремееева Ю.Г. Очевидно,
гарнизонные полки можно полагать прямой
предтечей Внутренних Войск. И очевидно, их первой
и основной задачей было оперативное подавление
различного рода бунтов и мятежей, которыми так
изобилует история России XVIII века.
Вообще-то, царствование Петра I является
переломным в истории государства российского.
Можно много спорить о Петре I. Много в его
царствовании было и хорошего, и плохого, как в
истории любого правителя. Несомненно одно -
Россия после Петра I разительно отличается от
допетровской ветхозаветной боярской Руси. Но
этот поворот в истории государства был вовсе не
гладким и плавным. Достаточно вспомнить
многочисленные стрелецкие бунты. Любой
правитель в любой момент может потерять власть и
даже жизнь.
Петр I в переустройстве государства
российского встретил активнейшее сопротивление
и саботаж бояр. Поэтому царь окружил себя
надёжными людьми, создал новую знать - людей без
роду, без племени, выдвинувшихся своими
талантами на ниве служения царю и Отечеству.
Нужно отметить, что Петр широко использовал
армию для решения различных государственных
задач. Началось это со времён противостояния
Петра и царевны Софьи в борьбе за власть. Тогда
единственной опорой Петра оказались Семёновский
и Преображенский полки.
В петровскую эпоху семёновцы и преображенцы
помимо обычной военной службы посылались
в разные концы страны и за рубеж для организации
исполнения царских указов, наделяясь
иногда довольно широкими полномочиями.
Бывало и так, что прибывший с царским поручением
преображенский или семеновский сержант или
офицер мог даже снять с должности местного
воеводу и отправить в Сибирь.
Достаточно напомнить, что послом России во
Францию был однажды послан сержант Ягужинский из
Преображенского полка.
И в дальнейшем сержанты и офицеры Семёновского и
Преображенского полков выполняли различные
поручения царя, в том числе и полицейского
характера.
Армия оставалась наиболее надёжной опорой
власти. В то же время в середине XVIII века в России
специализированные полицейские органы все еще
отсутствуют, а сельская полиция еще не
существует вообще. Поэтому продолжается
практика привлечения офицеров и солдат
городских гарнизонов к полицейской службе.
После подавления мятежа под предводительством
Емельяна Пугачева царское правительство
осознало необходимость создания на местах
прочной системы государственных органов,
способных эффективно разрешать возникающие
конфликты и проблемы, надзирать за соблюдением
порядка и исполнением законов.
В 1775 году в России проводится реформа местных
органов управления: страна делится на губернии и
уезды, применительно к которым и строится сеть
полицейских учреждений.
Практически одновременно для "охранения
тишины и спокойствия в государстве" внутри
страны начали создаваться местные воинские
команды, фактически являющиеся силовой опорой
и поддержкой власти на местах. Вплоть до начала XIX
века в Российском государстве эти функции наряду
с полицией выполняли казачьи полки и губернские
команды. Всё это разношёрстное воинство
непосредственно подчинялось местным
начальникам.
Указами Александра I от 16 января и 27 марта 1811
года местные воинские команды, отвечающие за
"охранение тишины и спокойствия в
государстве", были выведены из подчинения
гражданских властей и переданы в военное
ведомство.
Общепризнанной датой рождения
Внутренних Войск следует полагать 27 марта 1811
года, когда указом императора Александра I
штатные губернские роты и команды стали
размещаться в губернских городах и из них были
сформированы воинские батальоны Внутренней
стражи , ставшей одной из важнейших частей
охранительной системы государства.
Отступление. Нужно отметить, что при
царе-батюшке функции Министерства Внутренних
Дел Российской Империи значительно отличалось
от современного МВД.
Пётр I по образу и подобию европейских органов
государственной власти создал Коллегии
(прообразы министерств).
20 сентября 1802 года император Александр I
взамен коллегий создает восемь министерств:
- военно-сухопутных сил,
- морских сил,
- иностранных дел,
- внутренних дел,
- юстиции,
- финансов,
- коммерции,
- народного просвещения.
Был учрежден также Комитет министров.
Управление страной было разделено на две большие
сферы: внутреннюю и внешнюю.
Внешнюю деятельность в основном осуществляло
Министерство иностранных дел, а во время войн -
также военное и морское ведомства.
Внутренние же задачи решали остальные
министерства, из них самый значительный объем
работы приходился на Министерство внутренних
дел.
К обязанностям МВД были отнесены забота о
повсеместном благосостоянии народа, о
гражданском порядке и благоустройстве империи; в
его ведении находились все отрасли
государственной промышленности, кроме горной,
построение и содержание всех общественных
зданий в государстве, "отвращение недостатка в
жизненных припасах и необходимых надобностях
общежития" - т.е. обеспечение населения
продовольствием и товарами широкого
потребления.
МВД занималось:
- торговлей (ярмарками),
- промыслами;
- наделением казенными землями;
- мерами по укреплению крепостничества, а с 1861г.
по освобождению крестьян от крепостной
зависимости;
- переселением (в том числе иностранными
выходцами);
- содержанием и обустройством дорог,
- судоходством;
- медициной и ветеринарией по всей стране;
- статистикой;
- почтой;
- цензурой;
- обустройством и управлением присоединяемых
территорий;
- приказами общественного призрения;
- реализацией городских, земских, рекрутских
повинностей;
- взиманием податей и недоимок.
Особо выделялись дела евреев и цыган,
управление духовными делами других
вероисповеданий (протестантство, ислам, иудаизм).
И только потом уже ставились задачи чисто
полицейские: установление и поддержание
спокойствия, борьба с беглыми и дезертирами,
взятие под стражу и т. д. Таким образом, МВД того
времени по задачам, их характеру и объёму
существенно отличалось от современного.
История Отдельного корпуса жандармов является
ярким примером развития идеи Петра I об
использовании армии для укрепления
государственной власти.
Отдельный корпус жандармов.
Стараниями советской пропагандистской машины
уже на заре советской власти в сознание
обычного человека в отношении этого учреждения
было прочно заложено резко негативное
понимание. Само слово "жандарм" стало
нарицательным, синонимом губителя свобод,
жестокого душегуба невинных жертв и т.д.
Но давайте разберёмся, чем являлся Отдельный
корпус жандармов Российской империи, чем
занимался, и зачем большевики так тщательно
формировали по отношению к нему к нему
стойкую ненависть.
Слова "жандармерия" и "жандарм" в
России впервые употребляются с 1772 года. Тогда в
составе гатчинских войск цесаревича Павла
Петровича была учреждена конница, называвшаяся
"жандармским" полком (иногда - кирасирским
полком).
Когда цесаревич стал императором Павлом I, то эта
конница вошла в состав лейб-гвардии Конного
полка. После этого про слово "жандарм" в
России не вспоминали аж до 1815 года, когда 27
августа Борисоглебский драгунский полк был
переименован в жандармский с возложением на него
военно-полицейских обязанностей.
Бывших драгун, а теперь жандармов
распределили по другим полкам армии для
наблюдения за порядком. Т.е. изначально
жандармерия в России - это военная полиция,
наблюдавшая за порядком и настроениями в армии.
Армия - основа и опора власти, а армейская
полиция (жандармерия) - наиболее преданная и
надёжная по отношению к власти часть армии.
Поэтому жандармерия в дальнейшем получила самые
широкие полномочия в сфере контроля
государственной власти, оставаясь при этом
частью армии.
После мятежа декабристов 1825 года произошла
реорганизация жандармерии, в результате которой
она стала не только военной полицией, но и
главным орудием Российской империи по контролю
над органами государственной власти, а затем - и в
борьбе с революционным движением.
При этом жандармерия местным властям не
подчинялась, следовательно - была независимой
контролирующей организацией.
3 июля 1826 года Николай I учредил под начальством
графа Александра Бенкендорфа Третье отделение
Собственной Его Величества канцелярии , что
значительно повышало статус создаваемого
ведомства.
В ведение III отделения входили:
- все распоряжения и извещения полиции;
- сведения о числе существующих в государстве
разных сект и расколов;
- известия об обнаруженных фальшивых
ассигнациях, монетах, штемпелях и прочем;
- подробные сведения обо всех людях, состоящих
под надзором полиции;
- высылка и размещение людей, "подозрительных и
вредных";
- заведование наблюдательной и хозяйственной
жизнью всех мест заключения;
- все постановления и распоряжения об
иностранцах, в пределы государства прибывших и
из оного
выезжающих;
- статистические сведения, относящиеся к полиции.
Отступление от темы. Происхождение слова
"архаровец".
Николай Петрович Архаров (7 мая 1740 - январь 1814)
обер-полицмейстер Москвы. Знаменит тем, что от
его фамилии произошёл термин "архаровец", в
его первоначальном значении - ироническое
обозначение служителя полиции. Деятельность
Архарова как московского обер-полицмейстера
долго жила в памяти москвичей. Обер-полицмейстер
знал до мельчайших подробностей все, что
делалось в Москве, всевозможные пропажи
отыскивались с изумительной быстротой. Архаров
использовал довольно жесткие и зачастую спорные
меры для наведению порядка на улицах Москвы
(нередко виновность подозреваемого он определял,
просто взглянув на него), однако деятельность его
была довольно эффективна. Приемы, которыми
пользовался Архаров для раскрытия самых сложных
преступлений, нередко отличались
оригинальностью и породили многочисленные
анекдоты о нём. По одной из версий, именно его
сотрудников начали называть "архаровцами" -
впоследствии это слово стало крылатым, хотя и
несколько изменило своё значение.
Исполнительной и вооруженной силой III
отделения, необходимой для проведения его
мероприятий при арестах, несении обязанностей
"наблюдательной полиции", явился корпус
жандармов.
Отдельный корпус жандармов (ОКЖ) был создан 28
апреля 1827 года указом императора Николая I. Он
имел чисто военную организацию? и в
административном, строевом и хозяйственном
отношении первоначально подчинялся Военному
министерству.
Его командир обладал правами командующего
армией.
Численность жандармского корпуса империи
составляла 4278 человек, то есть по одному жандарму
на 10,5 тыс. жителей России.
Численность чиновников III отделения
составляла от 16 до 40 чиновников за всю историю ее
существования. Так что реальность "царского
репрессивного режима" - сущие пустяки по
сравнению с тем, во что были превращены органы
внутренних дел при Советской власти.
Первоначально жандармские части, подчиненные
III отделению, включали в свой состав 4 278 чинов. В
их числе - 3 генерала, - 41 штаб-офицер, - 160
обер-офицеров, - 3617 рядовых, - 457 нестроевых чинов.
В последующие годы численность генералов
возросла в 4 раза, офицеров и нижних чинов - в 1,5
раза.
В 1880 г. Отдельный корпус жандармов вошел в
состав МВД, но остался состоять на бюджете
Военного министерства.
Жандармерия по характеру исполняемых
обязанностей подразделялась:
- жандармерия столичных и губернских управлений,
- железнодорожная жандармерия (каждая железная
дорога имела свое жандармское управление),
- пограничная (несла службу по охране границ и
осуществляла контроль за въездом в империю и
выездом за ее пределы),
- полевая жандармерия, осуществлявшая функции
военной полиции, аналогичные функции в крепостях
выполняла крепостная жандармерия;
- наблюдательная полиция и собственная агентура,
которые активно использовались для
контрразведывательной деятельности.
Численность жандармерии была невелика - в
начале ХХ века она составляла немногим более 6
тысяч человек.
На фотоснимке 1890 года: группа
чинов железнодорожной жандармерии в различных
видах формы. Стоит обратить внимание, что нижние
чины носят аксельбант красного цвета у правого
плеча. Ни в одном другом роде оружия нижние чины
аксельбантов не имели. И все нижние чины, за
исключением стоящего позади офицера, имеют на
левом рукаве шеврон сверхсрочной службы.
Интересен офицер в сюртуке и с серебряным
аксельбантом, восседающий на специальном
железнодорожном велосипеде, способном
передвигаться по рельсам, что обеспечивало
быстрое передвижение в пределах железной дороги.
Функционально ОКЖ относился к полиции
безопасности и являлся неотъемлемой частью МВД.
Но он был полностью независим от губернской
администрации. Особый статус жандармов
устанавливался Положением о корпусе от 9
сентября 1867 года.
Функции, выполняемые жандармерией, совершенно
естественны для любого государства. Так,
например, многие такие же функции во времена СССР
выполняло незабвенное КГБ.
Жандармерия боролась с подрывными элементами,
осуществляла сыск революционных подрывных
организаций, препровождала особо опасных
преступников и арестантов, руководила поимкой
беглых рекрутов, уголовных преступников,
докладывала в 3-е отделение, а впоследствии - в
Департамент полиции о настроениях в различных
слоях населения.
Отдельный корпус жандармов являлся войсковой
частью и состоял на довольствии Военного
министерства, подчиняясь только своему
руководству. Следует подчеркнуть, что выполнение
жандармами функций контроля и независимое
положение жандармов по отношению к губернаторам
и полиции очень не нравилось местным властям.
Губернские администрации постоянно пытались или
подчинить себе жандармов, или выйти из-под
обременительной “опеки”. Однако проекты
подобных реорганизаций всегда отвергались в
верхних эшелонах власти. (Наверное, именно здесь
следует искать истоки ненависти к “голубым
мундирам”, известной нам по произведениям
выдающихся русских литераторов).
Жандармские дивизионы и городские конные
команды комплектовались нижними чинами на общем
основании (т.е. как армия), все же остальные части
корпуса жандармов - сверхсрочнослужащими
унтер-офицерами.
В корпус жандармов принимались только офицеры,
имевшие права I разряда по отбыванию воинской
повинности или окончившие юнкерское училище по I
разряду, прослужившие не менее трех лет в строю и
выдержавшие особое испытание.
К кандидатам предъявлялись достаточно высокие
изначальные требования, часть из которых может
показаться в наш распущенный век излишними или,
как принято говорить, "недемократичными". На
службу в корпус не допускались офицеры, имеющие
дисциплинарные взыскания по суду и следствию,
имеющие казенные или частные долги, лица
польского происхождения, лица католического
вероисповедания или женатые на католичках, а
также евреи, в том числе крещеные.
Примечание Веремеева Ю.Г. Тут следует
отметить, что в Российской империи национальных
ограничений или преимуществ законами не
определялось. Ограничения устанавливались в
зависимости от вероисповедания (т.е. религии,
которой придерживался человек), а также в
зависимости от местности, где он постоянно
проживает или родился. Обычно, в литературе и
публицистике для краткости сегодня
употребляются понятия "еврей", "поляк".
В те времена употреблялись термины
"уроженцы царства Польского", "лица
иудейского вероисповедания". Отсюда - крещеный
еврей это уже не еврей. Но очевидно,
для поступления в жандармы окреститься было
недостаточно.
На рисунке справа: жандармские чины в форме 1884
года. Слева направо - жандармский унтер-офицер в
парадной форме, штаб-офицер в парадной форме и
обер-офицер в повседневной зимней форме.
Но, даже выдержав предварительные экзамены при
штабе корпуса в Петербурге, офицер не
направлялся на жандармские курсы. Он должен был
вернуться в свою воинскую часть и ожидать вызова.
Иногда до двух лет. А в это время местная
жандармерия собирала о кандидате
наиподробнейшие сведения. Политическая
благонадежность и денежное состояние
подвергались наибольшей проверке. В корпус не
зачислялись офицеры, зависящие от кого-либо в
материальном отношении.
Уже тогда существовало незыблемое правило, что
при отказе перевода в корпус причина
отказа не объяснялась. Вместе с тем необходимо
подчеркнуть, что, в отличие от порой
"туманной" неопределенности кадровых
органов современных спецслужб, жандармский
корпус давал определенный ответ - положительный
или отрицательный.
Подготовка жандармских офицеров в начале ХХ
века была достаточно серьёзной по тем временам.
Их готовили на специальных курсах в Петербурге,
куда прибывали офицеры армии и флота, прошедшие
тщательный отбор и выдержавшие предварительные
испытания. Лекторы читали будущим жандармам
уголовное право, курс по производству дознаний и
расследованию политических преступлений,
железнодорожный устав. Позднее к ним добавились
лекции по программам политических партий, их
истории. Будущих жандармов знакомили с техникой
фотографии, дактилоскопии и другими навыками,
которые могли пригодиться офицеру розыска.
Уделялось внимание практическим курсам по
владению оружием, приемам самозащиты.
После выпускного экзамена окончившие курсы
императорским указом переводились на службу в
корпус и получали назначение в различные
жандармские управления и армейские части.
Последним документом, который регламентировал
порядок перевода в корпус, был циркуляр Главного
штаба от 1914 года №19. Согласно его требованиям, в
корпус могли переводиться офицеры всех родов
войск, как состоящие на действительной службе,
так и находящиеся в запасе или отставке, которые
прослужили в офицерских чинах в строю не менее
трех лет и имеющие возраст от 24 до 33 лет.
Существовало ограничение и по чину - не выше
капитана или ротмистра армии.
Мотивы перехода офицеров на службу в жандармы
были самыми различными. Среди них имелись
идейные люди, но большинство подавали заявления
на вакансию в корпус потому, что служить в нем
было значительно выгоднее, чем в армии, а
чинопроизводство более быстрым.
Жалование жандарма значительно превышало
армейское. Понимание того, что за хорошие деньги
придется нести тяжелую в
морально-психологическом плане службу, обычно
приходило позднее. Но выбор был сделан, и
офицерам приходилось нести нелегкое бремя
жандармской работы: проводить обыски, аресты,
дознания.
Жандармские дивизионы и городские команды
выполняли обязанности полиции исполнительной,
все же прочие части корпуса жандармов несли
обязанности по обнаружению и расследованию
государственных преступлений, надзору за
содержащимися в тюрьмах государственными
преступниками, охранению порядка и благочиния в
районе железных дорог и осмотру паспортов на
границе.
Я никоим образом не идеализирую деятельность
ОКЖ. Как всегда в нашем государстве, в
деятельности ОКЖ (как и в деятельности
современной милиции) были и позитивные, и
негативные стороны. Поэтому и отношение к нему
может быть самое различное. Но беспристрастное
рассмотрение задач, выполняемых Отдельным
корпусом жандармов, приводит к выводу, что
подобная организация, несомненно, была жизненно
необходима Российской империи. Тем более, что
многие жандармы свой долг (по своему разумению)
выполнили до конца, в том числе и в борьбе с новой
Советской властью.
Жандармский корпус России канул в Лету, до
конца выполнив свой долг перед отечеством.
Буквально единицы из бывших жандармов служили у
большевиков. Во время гражданской войны
жандармские офицеры продолжали борьбу в
разведывательных и контрразведывательных
органах вооруженных формирований Белого
Движения.
Собственно, война для них никогда не
прекращалась и в так называемое "мирное"
время. Очень часто жизнь и здоровье не только
жандармских офицеров, но и членов их семей
подвергались огромной опасности. Многие пали на
своих боевых постах…
Примечание Веремеева Ю.Г. Вообще
изумляет чистоплюйство российской
демократической интеллигенции. "Приличный
человек никогда не подаст руки жандарму...",
"Я никогда не унижусь до общения с
жандармами...", "Иметь в числе своих знакомых
жандарма просто неприлично..." - такими
строками пестрят книги российских классиков. И в
то же время "гений российской литературы"
граф Лев Толстой не гнушался попросить прислать
в имение жандармскую команду для охраны его
имущества, Куприн возмущался "бездействием
жандармов во время еврейских погромов",
Кольцов требовал привлечения к суду жандармов,
не защитивших жизнь банкира Гринберга.
Получается так :"Мы вас презираем и руки вам не
подадим, но вы нас все таки оберегайте".
Внутренняя стража
Внутренняя стража - род войск, существовавших в
России с 1811 по 1886 г. для несения караульной и
конвойной службы.
27 марта 1811 года. по указу императора Александра
I штатные губернские роты и команды
передислоцированы в губернские столицы. Из
переданных команд сформированы воинские
батальоны, которые были сведены в бригады
внутренней стражи.
3 июля 1811. Император Александр I утвердил
"Положение для внутренней стражи", которым
на нее (помимо общих воинских обязанностей)
возлагались караульная и конвойная служба.
На Внутреннюю стражу возлагались:
1) помощь в исполнении законов и приговоров
судов;
2) поимка, преследование и истребление
разбойников и рассеяние запрещенных законом
скопищ;
3) усмирение неповиновений и буйств;
4) поимка беглых, ушедших преступников и
дезертиров;
5) преследование запрещённых и тайно провезенных
товаров;
6) помощь в свободном движении внутреннего
продовольствия;
7) содействие сбору податей и недоимок;
8) охранения порядка и спокойствия церковных
обрядов всех исповеданий, законом терпимых;
9) охранение порядка на ярмарках, торгах, народных
и церковных празднествах и пр.;
10) принятие и провожание рекрут, преступников,
арестантов и пленных;
11) отправление военных, просрочивших отпуски, к
их командам;
12) помощь на пожарах, при разлитии рек и тому
подобное;
13) отряжение нужных часовых к присутственным
местам, тюрьмам и острогам;
14)провожание казны, а сверх того, для
употребления к выемкам при открытии корчемства и
к страже виновных до отсылки их к суду.
Кроме того, Внутренняя стража обязывалась:
1) брать под стражу и представлять губернскому
начальству людей, настигнутых на месте
преступления, буйства, либо насилия противу лица
или имуществ и найденных с окровавленным оружием
либо платьем;
2) захватывать сборища воров и разбойников.
Таким образом, Внутренняя стража была
полицейским органом, но имевшим военную
организацию.
В течение 1811 года образовано 8 округов
Внутренней стражи, каждым командовал
генерал-майор.
Округу подчинялось несколько бригад, состоящих
из 2-3 батальонов.
Батальоны дислоцировались в губернских городах
и носили их название (Астраханский, Минский и т.
п.).
В каждом уездном городе
размещалась инвалидная команда или подвижная
рота Внутренней стражи.
Инвалиды - военнослужащие, оказавшиеся
неспособными к дальнейшей военной службе в
строю вследствие полученных ран, увечий,
болезней или дряхлости. Однако, в XIX веке
инвалидами называли и ветеранов военной
службы. Обычно им уже тяжело было нести строевую
службу, но лишаться опытных солдат и офицеров
военное ведомство не хотело.
В 1809 году при гвардейских полках начали
формироваться инвалидные роты из неспособных к
службе нижних чинов гвардии. Инвалидные роты и
команды получили определенную организацию в 1811
году.
Все инвалиды были разделены на 3 разряда:
1. Подвижные (госпитальная прислуга и прочие);
2. Служащие;
3. Неслужащие, или неспособные к службе.
Инвалиды каждого разряда образовывали особые
команды, состоявшие в подчинении командирам
батальонов Внутренней стражи. Команды служащих и
неслужащих инвалидов находились во всех уездных
городах. Команды инвалидов первого разряда, или
подвижные инвалидные роты, предназначенные для
службы при госпиталях, впоследствии стали
учреждаться и в других ведомствах: провиантском,
комиссарском, горном, а также в крепостях и при
округах военных поселений.
От автора. Представьте себе: человек
прослужил в армии солдатом 20 или более лет,
участвовал в войнах, получил ранения или увечье,
стал непригодным к службе по болезни или по
старости. У него нет никакой специальности, в
деревне нет земельного надела, т.е. нет никаких
источников существования, обычно нет семьи. Еще
со времен Петра I, отставленные от службы солдаты
получали пенсию, жилье и уход.
Но человеку помимо пенсии еще нужно ощущать себя
нужным в этой жизни. Старый солдат, он
присягал власти, приучен к дисциплине,
исполнительности и "служебный долг" для
него не пустые слова. Что ему делать "на
гражданке"? Но "злобный угнетатель -
царизм" и об этом позаботился. Даже
непригодные к дальнейшей армейской службе
находили себе применение по своим силам.
Отставники - солдаты собирались в инвалидные
роты и команды. Таким образом, все, кто ранее
служил государству в армии, оставались на
"государевой службе" по своим силам и
возможностям.
А в современной демократической России без
зазрения совести сокращают армию, выбрасывая на
улицу тысячи офицеров и других военнослужащих.
Не нужны государству "государевы люди". Ой,
господа, доплюётесь вы на офицеров.
Примечание Веремеева Ю.Г. Не хотят
современные российские правители ни знать, ни
тем более исполнять один из ключевых
заветов императора Петра Великого:
"Неужели должен при старости терпеть нужду
тот, кто лучшие лета пожертвовал мне на службу? И
кто ревностно в лучшие годы мне послужит, когда
знать будет, что при старости будет в
пренебрежении и отставлен от того самого, на
службе коего он силы истощал".
Такая структура Внутренней стражи была создана
по всей России (за исключением Сибири).
Кстати, несколько памятных дат.
2 октября 1829 года Военным министром для отличия
военнослужащих Отдельного корпуса внутренней
стражи от других войск для их формы одежды
введены выпушки крапового цвета.
3 марта 1858 года сформировано Особое конвойное
отделение для конвоирования арестантов по
железной дороге между Санкт-Петербургом и
Москвой (начало железнодорожных перевозок
арестантов).
Конвойная стража
(1886-1917 гг.)
Небольшая ретроспектива на хронологию
конвойной стражи. 20 января 1886 года
Государственный Совет постановил в течение
1886 г. сформировать конвойную стражу в количестве
567 конвойных команд.
Задачи:
- сопровождение арестантов всех ведомств и
категорий;
- сопровождение арестантов в пределах населенных
пунктов в административные и судебные
учреждения в
случаях, законом предусмотренных;
- оказание содействия администрации тюрем при
возникновении открытых беспорядков среди
тюремного
населения и при производстве массовых
обысков тюрем;
- сопровождение арестованных на принудительные
работы:
- наружная охрана тюрем и других мест заключения.
Конвойная стража делилась на конвойные
команды, возглавляемые офицерами (их создали 65), и
возглавляемые унтер-офицерами (466 команд).
Фактически было сформировано 532 конвойные
команды. Конвойные команды входили в состав
местных войск и именовались по месту дислокации
(Московская, Киевская и т. п.).
1900 год. Конвойные команды вооружаются
3-линейными винтовками.
10 октября 1902 года. Главным штабом дано указание
о направлении в конвойные команды новобранцев
крепкого телосложения, с хорошим зрением.
Запрещалось призывать евреев. Кроме того,
предписывалось неполноценного новобранца
переводить в конвойную команду того уезда,
откуда призвался.
25 апреля 1914 года. Конвойная стража начинает
охранять пути сообщения. На железных дорогах
полицейская стража заменена железнодорожной
стражей. На Юго-Восточных железных дорогах
учреждена вооруженная охрана.
23 августа 1914. С началом Первой Мировой войны
Главный Комитет по охране железных дорог принял
решение усилить охрану мостов, установить
внутренний надзор в поездах и пропускную систему
на мостах.
1915 год. На конвойные команды западных губерний
России возложено конвоирование военнопленных и
сопровождение воинских грузов на фронт. Они
перевезли пересыльных солдат - 176 060 чел.,
иностранных подданных, высланных вглубь страны и
для передачи властям своих государств - 134 000 чел.,
военнопленных - 142 000 чел., воинских грузов - 5 090 325
пудов.
24 сентября 1916 года. Приняты под охрану туннели
на Забайкальской дороге. Создана постовая и
подвижная вооруженная охрана.
Переломный 1917 год,
27 февраля. Февральская революция в России.
Свержение самодержавия. Образование
Петроградского Совета рабочих и солдатских
депутатов. Образование Временного Комитета
Государственной думы.
Революционные настроения, охватившие армию,
проникают и в конвойную стражу. Солдаты
Петроградской, Московской конвойных команд
поддержали революцию.
1 марта. Поддержавшие революцию воинские части
Петрограда занимают Зимний дворец.
2 марта. Отречение царя Николая II от престола.
Образование Временного Правительства
(председателем Совета Министров и министром
внутренних дел стал князь Г.Е.Львов).
Отступление от темы. Давайте немного
разберёмся в терминологии. В наше
демократическое время усиленно муссируется тема
"убийство царя", "расстрел царской
семьи". Хотелось бы напомнить, что император
Николай II отрёкся от престола еще в марте 1917. И в
Екатеринбурге в ссылке находился не
император Николай II, а просто гражданин
Российской республики Николай Романов с семьёй.
Я нисколько не оправдываю убийство (тем более -
целой семьи), но это было убийство семьи граждан
Романовых, а не царской.
Примечание Веремеева Ю.Г. И как ни
крути, а это было даже не политическое убийство, и
не казнь венценосных особ подобно казни во
Франции короля Людовика XVI и королевы Марии
-Антуаннеты, а заурядное уголовное убийство,
продиктованное личной ненавистью и неприязнью
одного из высших руководителей социалистической
революции. Убийство, навсегда запятнавшее не
только фигуру В.И.Ленина, но и всю партию
большевиков.
Николай II как личность уже давно был никому
неинтересным и ненужным политическим трупом.
Даже среди монархистов, которые, хотя и желали
восстановления монархии в России, но в качестве
нового царя Николая Александровича не
рассматривали. Достаточно напомнить, что с
момента ареста царской семьи и до ночи
расстрела никем не было предпринято ни единой
серьезной попытки освободить и спасти Николая II.
Даже со стороны его английских родственников -
королевской семьи. Хотя технических
возможностей у тех было предостаточно.
3 марта. Обнародована программа нового
правительства. Она предусматривала амнистию
"по всем делам политическим и религиозным",
предоставление всем, в том числе военнослужащим,
политических свобод, отмену сословных,
вероисповедных и национальных ограничений,
замену полиции народной милицией,
демократические выборы местных органов
самоуправления, подготовку к созыву
учредительного собрания для установления формы
правления и выработки конституции страны и др.
Итак, российские буржуазные и демократические
партии наконец-то победоносно пришли к власти.
Прекратилось многолетнее противостояние
самодержавия (и его опоры в лице армии, МВД,
полиции, жандармерии) и радикальных,
ультраэкстремистских политических сил.
Длительная ожесточенная борьба сторон
сопровождалась растущей ненавистью
революционеров к силам охраны законного порядка.
Поэтому победители не могли устоять от соблазна
сведения счетов с представителям ненавистной
им бывшей власти.
Хотя полиция в дни Февральской революции в
целом сохраняла нейтралитет, полицейские
учреждения страны подверглись уничтожению, а
служащие (особенно городовые и околоточные) -
настоящей “охоте”.
Временное правительство, состоявшее из людей,
не обладавших государственным мышлением, не
понимавших основ государственного управления,
страной фактически не управляло, а плыло по
течению и в своем стремлении сохранить хотя бы
саму государственность, послушно выполняло все
требования тех, кто обладал в те месяцы реальной
силой, политическим влиянием, а и просто толпы.
Естественно, что оно пошло на поводу у
радикально настроенной интеллигенции, чьи
взгляды составляли крайне далекие от
реальности розовые мечты о всеобщей свободе и
справедливости. Причем, эти утопии оказались
очень удобны для уголовного мира, мечтавшего об
уничтожении столь мешавшего им царского
аппарата борьбы с преступностью.
Отсюда неудивительно, что Временное
правительство уже 11 марта 1917 упраздняет
Департамент полиции, 6 апреля Отдельный корпус
жандармов.
Все это развязало руки лицам и организациям,
которым было очень важно, чтобы исчезли все следы
их деятельности до марта 1917 года. Начиная с
деятелей демократических партий и заканчивая
мелкими уголовниками. Они занялись разгромом
полицейских участков, уничтожением архивов,
картотек, следственных и надзорных дел и прочих
уличающих их документов буквально в первый же
день беспорядков в Петрограде в феврале 1917. Указы
и постановления Временного правительства
превратили этот вандализм в "законные
поступки".
От автора. Любопытно, как Временное
правительство само же и породило тот разгул
преступности и вседозволенности, который в
конечном итоге через несколько месяцев приведет
не только к его краху, но и к краху демократии
в России.
Примечание Веремеева Ю.Г. Перефразируя
известный ленинский лозунг, можно сказать
"Всякая демократия лишь тогда чего либо стоит,
если она умеет защищаться". Российские
прекраснодушные либеральные демократы этого не
поняли, да и не могли понять. Большевики, придя к
власти (как ни странно, но во главе их движения
находились все те же интеллигенты) поняли это
сразу и мгновенно. Через три дня после штурма
Зимнего дворца уже создана Рабочая милиция, а
20 декабря создается Всероссийская Чрезвычайная
Комиссия по борьбе с контрреволюцией и
саботажем (ВЧК), которая с первых дней своего
существования стала наводить ужас на всех, кто
так или иначе мешал новой власти
Но реально новое российское буржуазное
государство и недели не смогло обойтись без
“органов”. Уже 11 марта 1917 года Постановлением
Временного правительства учреждается Милиция
("вооружённый народ").
В розовых мечтах диванных мыслителей
предполагалось, что свободный народ сам собой
обеспечит порядок в стране. (Это в России-то!).
Деятельность милиции регламентировалась
“Временным положением”. Милиция подразделяется
на уездную и городскую (как при царе).
В остальном же производятся серьезные изменения.
Становится выборной должность руководителя
милиции. Вводятся новые штаты: начальник милиции,
его помощники, участковые начальники милиции, их
помощники, старшие милиционеры, милиционеры.
От автора. Представляете себе - местное
жульё избирает начальника милиции! Это же для них
прямо праздник души!
Примечание Веремеева Ю.Г. Любому
трезвомыслящему человеку должно быть ясно, что
уголовники, жулики и прочие темные личности
всегда более инициативны, организованны,
активны и напористы, нежели обычные рядовые
граждане, которые априори пассивны в
общественной жизни. Да и финансовых и иных
возможностей протолкнуть к власти своих людей у
уголовного мира всегда куда больше, нежели у
аморфной "общественности". В этом мы все еще
раз убедились в лихие девяностые годы, когда в
депутаты, мэры, губернаторы, сенаторы и т.п.
"избирались" жулики и проходимцы всех
рангов и мастей. Верховным властям страны в этих
условиях ради сохранения хотя бы своих
собственных кресел пришлось постепенно
ликвидировать выборность должностных лиц и
сводить всю выборную систему к хорошо знакомому
советскому принципу "всеобщее одобрение" и
" выбранные единодушным голосованием".
Форменное обмундирование сотрудников не
предусматривалось. Милиционеры носили
нарукавные повязки с буквами “ГМ”
(гражданская милиция). Различного рода
демократам и романтикам - студентам очень
нравилось гордо вышагивать по улицам с повязкой
на рукаве и винтовкой на плече (которой они
толком пользоваться не умели). При встрече с
реальными хулиганами или налётчиками
милиционеры просто разбегались.
Полномочия новой милиции в сравнении с
полицией также оказались несколько урезанными -
“Временное положение” не оговаривало права
проведения дознания или предварительного
следствия. К ее ведению относилось:
- принятие мер к прекращению нарушений законов и
общественного порядка;
- оповещение населения о распоряжениях
центральных и местных властей;
- охрана политических свобод;
- содействие органам власти в исполнении
обязанностей;
- выдача гражданам различного рода документов;
- ведение учета населения;
- составление актов и протоколов по широкому
спектру случаев (ЧП, стихийные бедствия и т.д.);
- охрана исправного состояния дорог, мостов, улиц;
- надзор за порядком движения;
- обеспечение порядка во время стихийных
бедствий.
Из этого перечня явственно видно, что
“Временное положение” составлялось людьми из
разряда "диванных мыслителей", видящих
реальную жизнь в розовом цвете.
“Временное положение” не сумело создать
необходимых условий для деятельности
реорганизуемых милицейских органов, что в тех
исторических условиях имело далеко идущие
последствия.
Борьба с преступностью в царской России велась
сложившейся системой, состоящей из наружной
(полностью уничтоженной новым руководством) и
сыскной полиции (сохранившейся в небольшом
количестве).
Уничтожение одного из элементов ломало
механизм взаимодействия составных частей и
предопределяло падение результативности работы.
Если бы министры-демократы знали, что наряду с
нежеланием продолжать войну, недовольством
безобразным снабжением городов продовольствием,
возмущение населения ростом преступности и
коррупции станет одной из причин их “падения” в
октябре 1917 года, они, возможно, действовали бы
по-другому...
Нельзя утверждать, что Временное правительство
полностью не понимало надвигающейся опасности, и
не пыталось что то делать. Уже в апреле оно
возлагает на милицию ряд функций, исполнявшиеся
ранее жандармами. В соответствии с циркуляром
МВД в Управления по делам милиции должна была
стекаться информация, касающаяся: аграрного,
рабочего, национального вопросов, массовых
беспорядков, самоуправства отдельных лиц или
групп, направленных на создание препятствий для
деятельности правительственных учреждений,
случаев “выдающейся агитации” против новой
власти.
Получаемый доклад позволял центру требовать от
местных органов власти "...принять самые
решительные меры по ликвидации... явлений,
дезорганизующих страну, и обеспечению
нормальных условий жизни”.
Примечание Веремеева Ю.Г. Требовать то
"Временные" могли, но в их руках не было
действенных инструментов, обеспечивающих
выполнение принимавшихся ими же законов и
постановлений. И что любопытно - российские
либерал-демократы сами же отказались их иметь, а
тех людей, которые предлагали эти инструменты и
брались восстановить законность и порядок хотя
бы в столице, отвергали и клеймили как
"контрреволюционеров". Я имею в виду,
например, генерала Л.Г.Корнилова.
Однако в области обеспечения общественной
безопасности Временным Правительством и его
милицией не было предпринято практически ничего,
заслуживающего упоминания в положительном
смысле. Наоборот, в период с марта по октябрь 1917
года в стране наблюдается разгул преступности,
которому во многом способствовали огульно
проводившиеся правительством амнистии, при
которых из мест лишения свободы были выпущены
практически без разбора все там содержавшиеся.
Запоздалые попытки спасти положение не дали
результата, поскольку власть оказалась не только
не в состоянии контролировать обширные
территории, но и разобраться “сама с собой”:
Только за период с марта по октябрь 1917 года
сменилось четыре министра внутренних дел!
Все это явилось одной из многих причин,
предопределивших буйный расцвет преступности в
России в условиях уничтожения старой российской
полиции и жандармерии. При отсутствии четко
функционирующей системы органов внутренних дел
вышли из подполья боевые подразделения
оппозиционных партий. Открыто создаются дружины
боевиков любых политический партий и
организаций и их склады оружия. По городам
перемещаются вооруженные люди, в средствах
массовой информации открыто обсуждаются
перспективы вооруженного восстания.
И никакого противодействия!
Кстати, наиболее радикальными организациями
были как раз не большевики, а эсеры и анархисты,
которые были гора-а-аздо круче!
Актом отчаяния стал приказ военного министра,
требующий привлечения к охране общественного
порядка воинских частей. Но его реализовать не
удалось. В результате демократизации армии
она разлагалась и распадалась сверхбыстрыми
темпами. По оценкам генерала А.И..Деникина
Русская Армия от состояния полностью
управляемой и боеспособной организации
превратилась в вооруженный сброд всего за четыре
месяца.
В итоге деятельность Временного правительства
по осуществлению правоохранительной функции
закончилась полным провалом: очередной
политический переворот предотвратить не
удалось, старые органы внутренних дел разрушены,
новые неработоспособны, улицы столиц
оказались во власти толпы...
Вот так печально закончился первый приход к
власти российских демократов.
Источники и литература.
1.Г.С.Белобородов. История Внутренних войск
.Хроника событий (1811-1991 гг.). ГУВВ МВД
России.Москва 1995 г.
2.А.И.Деникин. Очерки Руской Смуты. Том первый.
Крушение власти и армии. Айрис-пресс. Москва.
2005г.
3.В.К.Шенкъ Правила ношенiя формъ одежды офицерами
всъхъ родовъ оружiя и Гражданскими чинами
Военнаго Въдомства. С.-Петербургъ. 1910.
4. С.М.Горяинов. Уставы о воинской повинности.
Комиссiонеръ военноучебныхъ заведенiй.
С.-Петербургъ 1913г. |