sheet_top.gif (1326 bytes)
 

© В.Т. Власенко

История Внутренних Войск
(Краткий очерк)
Часть 2.

25 октября 1917года.

В стране происходит очередной государственный переворот (Великая Октябрьская Социалистическая революция - так это событие будет называться в советской историографии).   Второй Всероссийский съезд Советов Рабочих и солдатских депутатов принял программное воззвание "Рабочим, солдатам и крестьянам!", в котором, в частности, говорилось: "...Советская власть предложит немедленный демократический мир всем народам и немедленное перемирие на всех фронтах. Она обеспечит безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов, отстоит права солдата, проведя полную демократизацию армии, установит рабочий контроль над производством, обеспечит своевременный созыв Учредительного собрания, озаботится доставкой хлеба в города и предметов первой необходимости в деревню, обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. Съезд постановляет: вся власть в центре и на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые должны обеспечить подлинный революционный порядок..."

Второй Всероссийский съезд Советов заявляет об отстранении  Временного правительства от власти  и создании новых органов управления страной - Совета Народных Комиссаров (СНК)  и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК).

Функции Министерства внутренних дел теперь должен был выполнять Народный Комиссариат внутренних дел - один из 13 наркоматов первого правительства Российской республики (Название РСФСР появится позднее).
При его создании (в отличие от "демократического" Временного правительства) активно использовался опыт работы дореволюционного Министерства внутренних дел, предполагавший наделение этого ведомства широким кругом полномочий по управлению внутригосударственной жизнью.

В результате НКВД  сложился как орган, наделенный обширной компетенцией. Его структура предусматривала наличие в качестве базовых подразделений следующих отделов:
- местного управления и местного хозяйства;
- финансового,
- иностранного,
- беженцев,
- ветеринарного,
- управления медицинской частью;
- бюро печати
- контрольно-ревизионной комиссии.

Примечание Веремеева Ю.Г. Т.е. НКВД изначально должен был принять на себя функции  управления всей внутренней повседневной жизнью страны.

Но важнейшей функцией НКВД (в отличие от царского МВД) являлась охрана общественного порядка и борьба с преступностью.

Первоначально охрана общественного порядка была поручена рабочей милиции, которая не являлась государственным органом до момента принятия постановления НКВД “О рабочей милиции” от 28 октября  1917 года (именно поэтому сотрудники органов внутренних дел ежегодно 10 ноября, исходя из стиля летоисчисления, принятого в стране в феврале 1918 года, отмечают свой профессиональный праздник - День милиции).

На практике постановление НКВД “О рабочей милиции” от 28 октября 1917 года явилось просто декларацией о необходимости формирования органа, занимающегося охраной правопорядка. В постановлении никак не регламентируется штатная структура, полномочия и другие принципиальные вопросы деятельности любого государственного учреждения. Расчет делался на инициативу “снизу”, то есть выполнение постановления было пущено на самотёк. (Народные комиссары первого советского правительства в большинстве своем не имели не только опыта руководства государством, но и элементарного трудового стажа. Зато "диванных мыслителей" поначалу было в избытке).
К счастью, создавать новую милицию стали достаточно энергичные и инициативные люди, трезво оценивающие обстановку в стране. Все это предопределило первоначальное организационное разнообразие милицейских подразделений, повсеместно образовывавшихся местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (Совдепами).

К ним, помимо рабочей милиции, следует отнести:
- Красную гвардию (наиболее активно действовала в Петрограде, Москве, Сибири, на Дальнем Востоке и состояла в основном из рабочих; параллельно существовали и сельские красногвардейские отряды (Московская, Курская губернии, Сибирь и Дальний Восток);
- специальные отряды охраны (Вологодская губерния);
- охранные дружины (Смоленская губерния);
- дружины (Пермская губерния).

К числу главных особенностей этих подразделений милиции относится их универсальность: способность выполнять помимо правоохранительных и многие другие функции, в первую очередь оборонительную; а также отсутствие четко определенного штата профессиональных сотрудников.

Первыми шагами новой милиции стало наведение порядка на улицах. (Вспомните советские фильмы о революции 1917 года. Практически в каждом фильме имеются сцены патрулей революционных солдат и матросов на улицах и перекрёстках Петрограда).

Вместе с тем к охране порядка привлекались и простые граждане в рамках создаваемых добровольных отрядов милиции при городских и уездных исполкомах Советов. Члены отрядов привлекались в основном к несению патрульной службы в общественных местах, причем денежное вознаграждение за выполняемую работу не выплачивалось.
Но в отличие от милиции Временного правительства, эти отряды действовали жёстко и решительно, что позволило большевикам удержаться у власти.

Данное положение сохранялось до середины 1918 года. Заменить армию и полицию как профессиональные организации “всеобщим вооружением народа”, способного обеспечивать оборону страны и правопорядок на основе “революционной повинности”, удалось только в Кронштадте и отчасти в Казани. На остальной территории эти задачи реально выполнялись частями создаваемой Красной Армии. Серьезное воздействие на развитие внутренних войск оказала разгоравшаяся гражданская война.

 

                   Хронология возникновения и развития Внутренних Войск.

1917 год.

26 октября 1917. Сформирован Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР под председательством В. И. Ленина.
В числе других Наркоматов создан Народный Комиссариат внутренних дел. Наркомом назначен большевик А. И. Рыков.

28 октября. Народный Комиссариат внутренних дел принял постановление "О рабочей милиции".

16 ноября. Совет Народных Комиссаров вынес постановление о назначении Г.И.Петровского народным комиссаром внутренних дел и образовании коллегии наркомата.
Почти сразу же возникла необходимость в создании организации, которая бы  принуждала выполнять распоряжения новой власти.

7 декабря. Совет Народных Комиссаров принял решение о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председателем комиссии назначен Ф. Э.Дзержинский.

Примечание Веремеева Ю.Г. Любопытно - относительно  защиты молодого Советского государства от агрессии извне правительство большевиков в 1917 году вопроса даже не поднимает. А вот защитой от врага внутреннего оно озабочено буквально на второй день взятия власти. Еще раз подтверждается тезис о том, что любой (ЛЮБОЙ!) режим в конечном счете держится на штыках. В том числе и самый наидемократичнейший, который тоже нуждается в подавлении инакомыслящих (диссидентов).

1918 год.

Напомню, что в стране шло становление новой Советской власти. В наследство от Временного правительства она получила разгул преступности в стране, развал промышленности, снабжения. В этих условиях Советская власть была вынуждена (кроме создания армии для защиты от многочисленных внешних врагов) создавать и армию внутреннюю, для защиты от врагов внутренних (не менее многочисленных). Если беспристрастно посмотреть на обстановку в стране в этот период, можно согласиться, что многие шаги в деле укрепления Советской власти были жизненно необходимыми.
Так, для силовой поддержки ВЧК (во многом выполнявшей функции царской жандармерии) были созданы войска ВЧК, сначала в виде разрозненных отрядов при каждой местной  ЧК, а затем объединённые в единое целое.

18 марта 1918г. Коллегия ВЧК выносит  решение об объединении отрядов местных ЧК в Боевой отряд ВЧК.

Задача поставки продовольствия городскому населению должна была быть решена с помощью Народного комиссариата по продовольствию. Но для силовой поддержки комиссаров НКП пришлось создавать вооруженные отряды, которые затем были сведены в Продовольственную армию.

9 мая 1918г. Декретом Совета Народных Комиссаров "О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию»"(утвержден ВЦИК 13 мая 1918 г.) Наркомпроду предоставлено право иметь вооруженную силу.

Декрет ВЦИК от 27 мая (в окончательной редакции от 30 мая) определил форму организации этой вооруженной силы, принцип комплектования и задачи.
Декреты положили начало формированию Продовольственно-реквизиционной армии (Продармии).

Кроме этого, многие ведомства для обеспечения своей работы стали создавать свои собственные вооруженные отряды.

20 апреля 1918 г. Приказом Народного комиссариата по военным делам реорганизована конвойная стража Республики.
Для руководства ею учреждена Главная инспекция конвойной стражи при Наркомате юстиции РСФСР.

10 июля 1918 г. Главный сахарный комитет принял решение о сформировании вооруженной охраны для охраны сахарного производства. (В начале 1919 г. численность была установлена в 5 500 чел. и состояла из двух полков, двух отдельных рот и 90 отдельных взводов).

23 июля 1918 г. Московская губернская конференция текстильщиков приняла решение об охране имуществаBBB-03.jpg (29597 bytes) фабрик, что положило начало организации войсковой охраны Центротекстиля.

25 июля. 1918г СНК принял постановление о реорганизации речной охраны Главного управления водного хозяйства. Естественно, что все эти ведомственные войска, выполняющие сходные задачи по охране жизненно важных объектов Республики, в следующем, 1919 году были объединены в единое целое, что позволило централизовать их обучение, снабжение.

Однако, к началу 1919 года становится ясно, что все эти разрозненные военные формирования необходимо объединять в рамках единой крупной структуры военного характера, способной организовать как обучение личного состава, так и снабжение, обучение, разработку и внедрение тактики действий.

1919 год.

28 мая 1919 года. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны принял постановление "О войсках вспомогательного назначения". Созданы войска внутренней охраны Республики, подчиненные НКВД РСФСР. В состав войск внутренней охраны (ВОХР) вошли все войска вспомогательного назначения, состоявшие в распоряжении Наркомпрода, Главода, Главсахара, Главнефти, Центротекстиля и т. п. Штаб войск ВЧК переименован в Штаб войск ВОХР.

27 сентября. Реввоенсовет Республики принял решение увеличить войска ВОХР на 45 тыс. чел. и довести общую численность до 165 тыс. чел.

1920 год.BBB-04.jpg (21271 bytes)

23 января. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны возложил на войска ВОХР охрану и оборону железных дорог и железнодорожных сооружений по всей территории Республики, кроме прифронтовой полосы.

31 января. На войска ВОХР возложена охрана лагерей принудительных работ.

28 февраля. Военный совет войск ВОХР издал приказ о введении единоначалия в войсках.

21 апреля. Совет Труда и Обороны республики   принял постановление о войсках внутренней охраны Республики, в котором изложены задачи и порядок использования этих формирований. Определено, что на них возлагается охрана транспорта, промышленности страны и они являются резервом Красной Армии, действующей на внешних фронтах.

1 сентября. Совет Труда и Обороны республики принял постановление о создании войск внутренней службы Республики (ВНУС). В них вошли войска ВОХР, караульные, желдоробороны, желдормилиции, вод-милиции и др.

17 сентября Совет Труда и Обороны республики своим Постановлением приравнял всех сотрудников   ВЧК к военнослужащим Красной Армии.

Впоследствии войска ВОХР-ВНУС-ВЧК-ОГПУ-НКВД неоднократно реорганизовывались, но их задачи оставались прежними - защита населения от любой угрозы, в том числе и внешней.

Дальнейшая хронология событий.

BBB-05.jpg (21722 bytes)1924 г.

Июль. Конвойная стража выведена из подчинения ОГПУ и передана в ведение НКВД союзных республик.
Август Совет Труда и Обороны принял Постановление "О сформировании конвойной стражи СССР и об организации Центрального управления конвойной стражи в Москве". Это означало, что конвойная стража, начиная с 1924 г., становилась самостоятельным видом войск.

1925 г.

30 октября ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "О конвойной страже Союза ССР", на основании которого создано Центральное управление конвойной стражи СССР, подчиненное непосредственно Совету Народных комиссаров СССР. Комплектование конвойной стражи, а также снабжение ее всеми видами довольствия было возложено на органы Народного комиссариата по военным и морским делам. Была проведена организационная перестройка конвойных команд по принципу РККА (взвод, рота, батальон, полк). Все войска были сведены в две дивизии и шесть отдельных бригад общей численностью 14 802 человека.

1930 г.

2 сентября конвойная стража СССР переименована в конвойные войска СССР. Все они были сведены в две дивизии и шесть отдельных бригад.

1934 г.

август. Ликвидация кулачества, усиление репрессий значительно увеличили объем задач, связанных с конвоированием по стране значительных масс людей. В связи с этим численность конвойных войск была увеличена до 20 тысяч человек.
В этот период конвойные дивизии размещались в Москве, Харькове, Самаре, Новосибирске. Кроме того, отдельные бригады конвойных войск дислоцировались в Ростове, Ленинграде и Ташкенте.

1935 г. 

16 октября ЦИК и СНК СССР приняли Положение о прохождении службы командным и начальствующим составом пограничной и внутренней охраны НКВД СССР. Согласно этому Положению все военнослужащие пограничной и внутренней охраны были разделены на командный и начальствующий состав, для которых устанавливались военные звания.

BBB-01.jpg (8361 bytes)Примечание Веремеева Ю.Г. Стоит заметить, что шкала  званий и знаки различия этих званий  в частях пограничной BBB-02.jpg (6407 bytes)и внутренней охраны НКВД существенно отличались от званий и знаков различия РККА. Причем даже внутри Наркомата внутренних дел  звания и знаки различия были различны для милиции, пожарной охраны, ОСОАВИАХИМа, пограничных частей, частей   внутренней охраны НКВД, охраны мест заключения, органов госбезопасности.

Вот для примера справа фото капитана внутренней охраны НКВД со знаками различия, существовавшими в 1937 году.

А вот слева фото капитана госбезопасности 36-37 годов (реконструкция).

Хочу заметить, что довольно многочисленные кинокадры и фотоснимки, претендующие на документальность и  живоописующие сталинские репрессии, показывающие сотрудников "органов", на самом деле обычно являются злонамеренными фальшивками, поскольку их создатели понятия не имеют, как выглядела форма и знаки различия "НКВДешников".

1937 г.

Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО НКВД) переименовано в Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР.

1938 г.

20 апреля установлена численность войск НКВД, в том числе воинских частей конвойных войск - 28 800 человек.

1939 г.

2 февраля СНК СССР принял Постановление "О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками", в соответствии с которым Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР разделено на шесть главных управлений:
- Главное управление пограничных войск НКВД СССР;
- Главное управление войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений;
- Главное управление войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности;
- Главное управление конвойных войск НКВД СССР;
- Главное управление военного снабжения НКВД СССР;
- Главное военно-строительное управление НКВД СССР.

20 ноября  Приказом НКВД СССР введено "Положение о конвойных войсках НКВД СССР".
Они выполняли задачи по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, осуществляли наружную охрану отдельных тюрем. В этом Положении предусматривались задачи на военное время, связанные с конвоированием и охраной военнопленных.

В предвоенные годы под охраной войск находилось 135 объектов.  Кроме того ни обслуживали 156 судебных учреждений, несли службу на 176 железнодорожных маршрутах.

На 1 января 1940 г. штатная численность конвойных войск составляла 34 295 чел (одна дивизия, девять бригад, два отдельных полка и две школы младшего командного состава).

В период войны с Финляндией (декабрь 1939-март 1940)   конвойные войска НКВД получили задачу на охрану военнопленных, которую им не пришлось выполнять, т.к. пленных финнов практически не было.

А вот при присоединении к СССР прибалтийских республик, Западной Белоруссии, Западной Украины, Бесарабии и Буковины конвойные войска НКВД потрудились в полной мере.

17 сентября 1940 года в связи с тем, что Польша прекратила своей существование как суверенное государство ( в ночь на 17 сентября польское правительство бежало из страны) Советский Союз ввел на территорию Западной Украины и западной Белоруссии свои войска.
В этих местностях  войска Красной Армии взяли в плен более 230 тыс. солдат и офицеров польской армии. Часть из них, а именно 42,4 тыс. уроженцев западных районов Украины и Белоруссии, была освобождена.
Других военнопленных по решению властей под конвоем направили в 138 приемных пунктов и спецлагерей, находившихся в ведении учрежденного 19 сентября 1939 г. Управления НКВД по делам военнопленных.

Примечание Веремеева Ю.Г.  Росийские либерал-демократствующие историки вкупе с западной машиной информационной войны против России усиленно пытаются доказать, что вводом своих войск на территорию  Западной Украины и Западной Белоруссии, Советский Союз  стал соучастником  гитлеровской агрессии против очень демократичной, крайне миролюбивой Польши.
Но отчего то скромно умалчивают, что эта страна в конце тридцатых годов усиленно набивалась в союзники Гитлера, предлагая участие польских дивизий в походе против большевистской России, и приняв участие в гитлеровском  растерзании Чехословакии в октябре 1938 года, захватив Тешинскую область этой страны.
Польша стала жертвой Гитлера лишь потому, что не сумела  навязаться  в его союзники подобно Румынии, Венгрии и Финляндии. Гитлер просто не простил полякам неумеренных аппетитов, когда, обласканные Антантой, надавившей на разгромеленную Германию, по Версальскому договору 1919 получили у Германии обширные территории,никогда Польше не принадлежавшие.
Вдобавок умалчивают, когда и как Польша приобрела территории Западной Украины и Западной Белоруссии. А приобрела в результате нашего проигрыша советско-польской войны 1920 года. Причем, напала на молодую советскую республику как раз Польша, а не наоборот.
Чем же в таком разрезе  недостойны действия   Советского Союза в сентябре 1939, которых мы, якобы должны стыдиться, бесконечно извиняться и оправдываться ?
Бессилием потерял земли, силой вернул их себе. Широко распространенная мировая практика, применяемая и в начале XXI века.
И почему Сталин должен был беспокоиться о целостности страны, которая с 1918 по 1939 была крайне враждебна к СССР и делала все возможное, чтобы уничтожить СССР?

В мирное время на внутренние войска возлагались задачи по обеспечению государственной и общественной безопасности, охране социалистической собственности, общественного порядка.

На случай войны им  добавлялась задача охраны прифронтовой полосы, коммуникаций и тыловых районов. При этом не исключалось, что в военный период внутренние войска могут привлекаться для борьбы с бандитизмом и дезертирством, а также агентурой противника, его диверсионно-разведывательными группами.
Оперативным частям должны были ставиться задачи:   уничтожение банд в лесу, горах, отдельных домах, оборона зданий и переправ, действия в засаде и заслоне. А при необходимости и ведение общевойскового боя.

По своему вооружению и техническому оснащению внутренние войска не предназначались для ведения длительных боевых действий с крупными силами противника и самостоятельной обороны отдельных районов и боевых рубежей. Постановка этой задачи не отвечала предназначению войск, степени их вооруженности и технической оснащенности. Это потребовало создания трех стрелковых дивизий НКВД, которые по своим штатам, вооружению, оснащению и обучению едва ли чем отличались от дивизий РККА.

Накануне войны в приграничных военных округах число оперативных полков НКВД было увеличено до 12.

1941 г.

Управление конвойных войск НКВД расформировано и объединено с Управлением внутренних войск НКВД. Основные задачи: участие в боевых действиях, охрана приемных пунктов военнопленных, эшелонов, конвоирование заключенных.

Примечание Веремеева Ю.Г. Может быть немножко и не по теме, но прошу обратить внимание, что еще с начала вторжения СССР на территорию бывшей Польши, а точнее говоря, с 17 сентября 1939 года  НКО отвечал за военнопленных только с момента пленения и до передачи их конвою войск НКВД, который препровождал их на сборные пункты и в лагеря военнопленных. В дальнейшем всеми делами, связанными с военнопленными, занималось Главное Управление по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) НКВД СССР. Естественно, что и охрана лагерей военнопленных осуществлялась конвойными войсками НКВД.
А ГУПВИ не стоит путать с ГУЛАГом. Последнее никогда военнопленными и интернированными не занималось.
В отличие от СССР в Германии военнопленные на все время плена находились во власти  Вермахта, конкретно, в ведении OKW. 
Гестапо, SS и SD никакого отношения к военнопленными не имели. Так что вся вина за массовую гибель советских пленных целиком и полностью лежит на Вермахте, на всех немецких солдатах и офицерах.

1944 г.

19 января 1944 НКВД СССР утвердил "Инструкцию по конвоированию спецконтингента, переселяемого по особым указаниям НКВД".

17 июля 1944 Московский конвойный полк конвоировал 57 тысяч немецких военнопленных по улицам г. Москвы.

По мере изгнания немецко-фашистских войск с территории Советского Союза важной задачей для внутренних войск оставалась охрана правительственных и особо важных объектов и выполнение оперативных заданий органов государственной безопасности. Для этого на территории оккупированной Германии было сформировано Управление внутренних войск в Германии (просуществовало до 1957 г.).
В дальнейшем находившиеся в его распоряжении части были либо возвращены в СССР, либо расформированы.
Существенно возросли функции войск, связанные с охраной военнопленных за границей и конвоированием их на территорию СССР. Пришлось увеличить численность конвойных войск за счёт частей, переданных из Красной Армии (КА).

Кроме конвоирования и охраны военнопленных, конвойные части охраняли особые лагеря с военными преступниками и тюрьмы, а также конвоировали лиц, содержащихся под стражей, в судебные учреждения, по железным дорогам, морским, речным путям сообщений.

По мере освобождения военнопленных части конвойных войск расформировывались.

1946 г.

15 марта 1946 года НКВД СССР преобразован в МВД СССР.

1947 г.

21 января 1947 года конвойные части и войска МВД переданы в МГБ СССР.

1949 г.

10 июля 1949 года на конвойные части возложено конвоирование заключенных в судебные учреждения, на обменные пункты плановых железнодорожных маршрутов в республиканских, краевых и областных центрах.

1951 г.

6 мая 1951 года Постановлением СМ СССР на конвойную охрану возложено этапирование заключенных и подследственных плановыми (особыми) конвоями по железнодорожным и водным путям, а также перемещение их из тюрем в лагеря и колонии; также по требованиям Прокуратуры и чекистских органов назначено конвоирование их на судебные заседания Верховных, краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов - железнодорожным и водным транспортом; конвоирование к вагонам на обменные пункты.

1955 г.

Издана "Инструкция по службе эшелонного конвоирования осужденных".

1960 г.

13 января 1960 г. Совет Министров СССР упраздняет   Министерство внутренних дел СССР, передав его функции министерствам внутренних дел союзных республик. Соответственно, Внутренние Войска распределяются по союзным республикам и переходят в подчинение республиканских МВД.

1962 г.

30 августа 1962 г. Президиум Верховного Совета РСФСР преобразовал Министерство внутренних дел в Министерство охраны общественного порядка (МООП) РСФСР. Аналогичные указы приняты во всех союзных и автономных республиках СССР. Внутренние Войска отныне подчинены республиканским МООП.

Небольшая памятная дата. 7 июля 1962 г. Коллегия Министерства внутренних дел РСФСР приняла решение о введении на вооружение милиции резиновой палки, наручников и взрывпакетов со слезоточивым газом.

Примечание Веремеева Ю.Г. Многие не поверят, что во все времена советской власти до лета 1962 года органы правопорядка не имели ни наручников, ни резиновых палок, ни   баллончиков со слезоточивым газом, ни водометных машин, ни бронещитов. Но так было. Это все было оснащением полиции капиталистических стран, но не социалистической милиции. Вот как то так, наша милиция обходилась без этих средств принуждения. А водометные машины на улицах Москвы граждане увидели лишь после падения советской власти. И резиновые палки народ очень быстро и метко окрестил "демократизаторами".

 

1966 г.

26 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было восстановлено централизованное управление  в масштабе страны созданием Министерства охраны общественного порядка СССР (МООП СССР). Внутренние Войска  вновь переподчиняются МООП ССССР.

1968 г.

25 ноября 1968 г. МООП СССР  вновь переименовывается и становится Министерством внутренних дел (МВД). Внутренние Войска   соответственно остаются в подчинении МВД СССР.

 

Примечание Веремеева Ю.Г. В декабре 1991 года СССР прекратил свое существование. Власти демократической России принялись за очередные преобразования, исходя из новой идеологии демократии, но не из соображений целесообразности и эффективности функционирования органов защиты общественной безопасности.

Основные принципы строительства органов правопорядка в это время заимствуются в США и Европе, а то и просто механически переносятся русскую почву без учета русского менталитета,   исторически сложившейся системы государственного управления, реальной политической и криминальной обстановки, без учета особенностей и размеров страны. Целый ряд преобразований просто парализовал деятельность органов правопорядка. Складывается впечатление, что многие преобразования делались, исходя из интересов уголовного мира и были нацелены на разрушение, или по меньшей мере на неэффективную работу  прокуратуры, милиции, судов, и Внутренних  Войск. Это может быть мое субъективное ощущение, но сегодня даже демократические журналисты вспоминают годы правления Ельцина с содроганием, называя их "лихие девяностые годы".

1992 г.

15 декабря 1992 года от Внутренних Войск в органы внутренних дел были переданы задачи по конвоированию подсудимых в военные трибуналы.

1995 г.

16 января от Внутренних Войск в органы внутренних дел были переданы задачи по конвоированию подсудимых на судебные заседания Верховных, краевых, областных, городских (гг. Москва, Ленинград) судов.

8 июля  переданы от Внутренних Войск   территориальным органам уголовно-исполнительной системы России функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу,  из следственных изоляторов  и обратно - переданы в учреждения, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. ,

1998 г.

16 сентября  Указом Президента РФ № 1116 определено: в срок до 1 января 1999 года передать от Внутренних Войск МВД России Уголовно-исправительной системе Минюста России - функции  конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщений.

11 декабря приказом Министра юстиции Российской Федерации №182дсп утверждены штаты специальных подразделений по конвоированию территориальных органов УИС Минюста России. Созданы управления (отделы) по конвоированию.

1999 г.

1 января  уголовно-исполнительной системой Минюста России в полном объеме приняты функции конвоирования по железнодорожным, водным и воздушным маршрутам. Таким образом, 1 января 1999 года закончилась история конвойных частей Внутренних войск.

Примечание Веремеева Ю.Г. У меня складывается впечатление, что  в девяностые и двухтысячные годы из функций Внутренних Войск происходит изъятие большей части функций (охрана, конвойная служба), которые они исполняли во времена СССР. И в то же время их численность быстро растет. Обеспечение вооружением и боевой техникой  начинает приближаться к армейским частям, а затем и превосходит их. А если добавить к этому спецоснащение (свето-шумовые гранаты, водометы, средства разгона толпы и т.п.), то возникает ощущение, что Внутренние Войска все больше приспосабливают для подавления массовых общественных беспорядков, для подавления вооруженных мятежей. В значительное мере этому   поспособствовали две чеченские войны, где Внутренние Войска играли первую скрипку.

Очевидно, демократия нуждается в опоре на штыки куда больше, нежели социализм. И людей недовольных демократическим режимом куда больше, чем было недовольных советским режимом.

                                               Внутренние Войска в начале XXI века

Внутренние Войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВВ МВД России) - специальные воинские формирования, предназначены для обеспечения внутренней безопасности государства, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Сегодня внутренние войска России - мощное воинское формирование. Структура внутренних войск построена таким образом, что ни по качеству, ни по количеству не уступает вооруженным силам среднего государства.

Современные внутренние войска полностью моторизированы, оперативные и мотострелковые части имеют бронетехнику.
Внутренние войска имеют свои собственные авиационные, танковые, артиллерийские, инженерные, морские части.
Спецназ внутренних войск - один из лучших войсковых спецназов страны.

Внутренние войска насчитывают около 300 тысяч человек (29 дивизий и 15 бригад и 5 высших учебных заведений).  Причем, из 29 дивизий ВВ, 19 дивизий это бывшие дивизии МО РФ, переданные в подчинение МВД.
60% численности войск - части оперативного назначения, выполняющие задачи в Чечне и Северо-Кавказском регионе.

Примечание Веремеева Ю.Г.  В связи с этим вспоминаются патетические слова первого президента демократической России Б.Н.Ельцина, выкрикнутые им в начале девяностых по поводу трагических событий в Баку, Вильнюсе, Тбилиси в последние годы существования СССР : "Отныне никогда Армия не будет использоваться против собственного народа".
Оказывается, достаточно изменить подчиненность дивизии,  как она уже не относится к Армии  и   ее уже вполне законно можно бросать на подавление беспорядков. Как все просто и умилительно.


Внутренние Войска состоят:
- оперативные части.
- части по охране важных гособъектов.
- спец.моторизованные части милиции.

В соответствии с планом реформы численность войск будет сокращена в несколько раз, вместо округов будут созданы пять региональных командований и два региональных управления внутренних войск.

Кроме того, в структуре внутренних войск будут сформированы силы специального назначения. В дальнейшем отряды спецназа ВВ МВД РФ станут основной составляющей сил немедленного реагирования МВД России.
Сейчас спецназ ВВ составляет 16 мобильных отрядов, которые уже на 90 процентов укомплектованы современным вооружением и военной техникой, в том числе и специального назначения.

Боевая учеба ВВ включает три основных направления:
- подготовка частей оперативного назначения;
- специальных моторизованных воинских частей;
- частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов.

Внутренние войска привлекаются для выполнения служебно-боевых задач обычно в составе роты или батальона. Поэтому основные усилия в обучении направлены на одиночную подготовку и слаживание мелких подразделений.
ВВ отказались от проведения таких глобальных мероприятий, как дивизионные и даже полковые тактические учения - они во Внутренних войсках сейчас не актуальны. Общевойсковая подготовка командира армейского  мотострелкового взвода и командира взвода Внутренних войск практически одинакова.
В военной подготовке, пожалуй, единственное отличие заключается в том, что помимо общевойсковой тактики курсанты изучают тактику Внутренних войск, то есть способы действий ВВ МВД по охране общественного порядка, организации служебно-боевой деятельности по защите важных государственных объектов и при чрезвычайных обстоятельствах.

Самыми крупными объединениям Внутренних Войск сегодня являются округа Внутренних Войск:
* Московский округ.
*Северо-Западный округ.
*Северо-Кавказский округ.
*Приволжский округ.
*Уральский округ.
*Сибирский округ.
*Восточный округ.

Примечание Веремеева Ю.Г. Даже странно как то. Для обороны страны от врага внешнего в двухтысячные годы имелось сначала шесть военных округов, затем их свели в четыре, а потом и вовсе преобразовали в Командования направлений. А вот для защиты от врага внутреннего округов ВВ семь.

От автора. Дислокации, наименования частей и соединений ВВ по округам ниже даны очень примерно и носят сугубо ориентировочный характер, поскольку в прошедшие годы происходили многочисленные преобразования. Современная структура ВВ, отвечающая потребностям и возможностям еще окончательно не сложилась и не устоялась.

Московский округ ВВ.

Четыре дивизии ( 56222 чел, 175 боевых бронированных машин).  В их числе:

* Отдельная дивизия особого назначения (ОДОН). Это  бывшая Отдельная мотострелковая дивизия особого назначения им.Дзержинского. Основные силы дивизии расквартированы в г.Балашиха Московской области.
* ?-я дивизия - Саров.
* 2-я  дивизия -Тула. (части дивизии   расположены в 8 областях Центральной России.
* ?-я - дивизия (учебная) Молино.
* 55-я дивизия - Москва (охрана порядка в Москве).
* 21-я бригада оперативного назначения - Софрино.
* 3-я Бригада оперативного назначения (моторизованная).

Северо-Кавказский округ ВВ.

Насчитывает 26,5 тысячи человек, 700 бронетранспортеров и боевых машин пехоты,

* 2-я ДОН (дивизия особого назначения).   Краснодар. 1923 чел., 34 БМП
* 54-я ДОН (дивизия особого назначения).
* 99-я ДОН (дивизия особого назначения). Ростов, Персиановка. 1983 чел., 33 БМП, 4 БМД-1.
* 100-я ДОН (дивизия особого назначения). Новочеркасск, Кадамовский (УЦ), Казачьи Лагеря
* 8-я бригада оперативного назначения. Нальчик.
* 22-я бригада оперативного назначения. Калач.
* 6-я бригада оперативного назначения. Владикавказ
* 46 бригада оперативного назначения. Чечня.
* 102-я бригада оперативного назначения. Дагестан.
* ?-я бригада оперативного назначения. Владикавказ.
* ?-й полк особого назначения.Назрань.
* 7-й отряд спецназа ВВ.
* 15-й отряд спецназа ВВ.
* ?-й вертолетный полк. Ростов.

Приволжский округ  ВВ.

* ? -я дивизия особого назначения. Киров. Некоторые ее части расположены в Уральском округе ВВ.
* 54-я дивизия. Гайва, Пермь.
* 35-я бригада. Самара
* 34-я бригада. Шумилово, Богородск. Нижегородская.
* Бригада оперативного назначения. Казань. 
* ?-я бригада. Чувашия.

Уральский округ ВВ.

*?-я дивизия.Озерск..
* 12-й отряд спецназа ВВ. Нижний Тагил.
* 23-й отряд спецназа ВВ. Челябинск.

Сибирский округ ВВ.

* 98-я дивизия. Кемерово.
* 89-я дивизия. Новосибирск..
* ?-я  - дивизия.
* ?-я бригада. Иркутск.
* 19-й отряд спецназа ВВ.
* 20-й отряд спецназа ВВ.

Восточный округ ВВ

* ?-я  дивизия. Тында.
* ? й- отд.полк (батальон - Владивосток, батальон - Уссурийск).
* ?-я отдельная  вертолетная эскадрилья. Хабаровск.

Кроме того, имеются подчиненные Управлению спецчастей ВВ, занимающиеся охраной особо важных государственных объектов:

*Саровская промышленная дивизия ВВ.
* Северская промышленная дивизия ВВ.
* Озерская промышленная дивизия ВВ.
* Екатеринбургская промышленная дивизия ВВ.
* Московское промышленное соединение ВВ,
* Новосибирская промышленная дивизия ВВ.

Внутренние Войска МВД России продолжают развиваться и совершенствоваться, вбирая в себя опытные кадры Вооруженных Сил Российской Федерации и специальных служб (ФСБ, ГРУ и СВР).
Это позволило создать собственное Разведывательное Управление ВВ МВД России по типу армейской разведки.

Собственные разведподразделения ВВ  начали создаваться ещё в 90-м году.

Части ВВ укомплектованы лучше, чем армия. Вооружение, установленное на танках, БМП (БМД). БТР, содержится в постоянной готовности к применению в кратчайшие сроки.

Ни для кого не секрет, что в последние годы   численность ВВ растет, тогда как численность Армии сокращается. Они оснащаются самыми современными средствами вооружения.

Официальная точка зрения гласит, что численность ВВ  поддерживается на уровне необходимом для достаточного обеспечения стабильности в стране. О какой необходимости идёт речь? Главком ВВ генерал армии Николай Рогожкин в свое время заявлял, что все зависит от объема задач, которые будут выполняться внутренними войсками.
Заметили разницу?
Формулировка про численность, зависящую от объема задач, весьма гибка: ведь можно и нарастить, если “объем задач” вдруг переменится.

Главком признал, что продолжается ускоренное насыщение внутренних войск мощным и современным вооружением. Еще пару лет назад декларировали, что тяжелое вооружение - танки, артиллерия, иная военная и специальная техника - считается избыточным, будет изыматься и  возвращаться Министерству обороны. От устаревшей бронетехники, возможно, частично избавились, однако огневая мощь Внутренних Войск с тех пор выросла, и  весьма значительно. Идет ускоренное насыщение их новыми видами вооружения, в том числе и бронетехникой, аналоговые средства связи заменяются на цифровые.

Еще в 1999 году в МВД утвердили концепцию развития связи и разработали генеральное направление ее совершенствования. Она призвана обеспечить создание своевременной, достоверной и, главное - конфиденциальной связи.
Так что в настоящее  создается внутриведомственная сеть связи  МВД России никоим образом не зависящая ни от военной связи, ни от общегосударственной.
Предстоящая замена аналогового коммутационного оборудования на цифровое позволит объединить все подразделения в одно единое информационное пространство. Это сформирует ведомственную закрытую телефонную сеть, обеспечит доступ к удаленным локальным сетям, цифровую передачу речи и видеоинформации. Будут совмещены функции административно-хозяйственной и оперативно-диспетчерской связи. В результате удастся быстро, в реальном масштабе времени получать и передавать важную оперативную и управленческую информацию, максимально защитить от постороннего доступа телефонную и документальную связь МВД.

По мобильности и техническому оснащению формирования внутренних войск  весьма   заметно превосходят армейские.

Уже около 80% техники и вооружения ВВ относится к новым образцам - Армии такой рывок и не снился!

Не произошло и отказа от артиллерии. Более того, отдел боевого применения артиллерии и средств ПВО преобразован в штаб артиллерии. И огневые возможности штатной артиллерии (дивизионная, бригадная, полковая, и батальонная), если верить официальному сайту ВВ МВД, с 1999 года увеличились более чем в 14 раз.

Сохранилась и собственная авиация, а также морские части - вооруженные тяжелыми пулеметами катера, которые должны действовать в прибрежной зоне и на внутренних водных путях.

Мало того - в частях ВВ уже не менее 500 боевых пловцов-диверсантов. А в перспективе планируется создать во внутренних войсках “транспортные морские подразделения, оснастить их необходимой техникой для выполнения задач по переброске личного состава и воинских грузов на большие расстояния”.

Фактически речь идет о создании морской пехоты, морских десантных сил ВВ.

Внутренние Войска ускоренно наращивают свою мощь на фоне деклараций о сокращении Вооруженных Сил и переводе их на бригадный формат, пригодный скорее для операций внутри страны. При этом нет и речи о каком-либо глубоком структурном реформировании Внутренних Войск.

Трудно найти принципиальные отличия созданных семи региональных командований ВВ от прежних семи округов.

А перевод на бригадно-батальонную основу сопровождается утечками сведений о планируемом возврате к прежней дивизионно - полковой системе. Во всяком случае, полного отказа от дивизий во Внутренних Войсках так и не произошло.

И пока нам доказывают, что сеть учебных заведений Вооруженных Сил позарез нужно сократить (с нынешних 65 до 10), о реформе системы подготовки кадров МВД никто и не заикается. На вузы МВД (а их 90, в том числе пять для внутренних войск) никто не покушается даже виртуально.

Между тем параллельно с наращиванием возможностей Внутренних Войск идет качественное ослабление огневой мощи милицейских структур. Предлог благовидный: из милиции изымают автоматы Калашникова (а также пулеметы и гранатометы), переводя ее на “более эффективные” пистолеты-пулеметы, пули которых обладают “меньшей рикошетирующей способностью”, что “удобно для городских условий”. Может, оно, конечно, и удобно, только по боевым возможностям все эти ПП сильно уступают АК-74.

К тому же после этого “перевооружения” милицейские формирования фактически будут лишены возможности оперировать за пределами городской черты. Подготовку же сотрудников региональных структур МВД при этом улучшать никто не собирается - в противовес резкому улучшению боевой подготовки ВВ. Видимо, дело в том, что Внутренние Войска напрямую подчинены президенту, тогда как местные органы МВД находятся под крылом региональных властей, чьи силовые возможности в центре медленно, но неуклонно пытаются ослабить.

Похоже, Кремль понимает: управляемость регионами из центра падает, сепаратистские настроения в ряде из них вовсе не задавлены, да еще экономический  кризис, центробежные тенденции обостряющий и ускоряющий. В кризис социально-экономическая обстановка может обостриться так, что дело дойдет до народных волнений и региональным властям волей-неволей придется валить ответственность на Москву. Потому без особой огласки и принимаются превентивные меры.

Внутренним Войскам пришла пора вновь готовиться к тому, для чего они, собственно, и созданы, - к войнам внутренним.

Примечание Веремеева Ю.Г.  Внимание всей российской прессы и политических аналитиков в девяностые-двухтысячные годы было приковано к сепаратизму национальному. А вот на сепаратизм территориально - экономический никто не обращал ровным счетом никакого внимания. А он присутствует, и куда как более опасен для целостности страны, нежели национализм.  Можно бороться за  самостийность той же Чечни, но если без финансирования извне она не вытянет и года, то ни о какой "независимой Ичкерии" и речи идти не может. Так или иначе она будет полностью зависима либо от Москвы, либо от Тбилиси, либо от Баку.
А вот если попытаются   отделиться промышленно развитые Сибирь и   Урал,  нефтяные Татария и Башкирия,  или аграрная Кубань....
Тем более, что региональным олигархам очень не нравится, что весь банковский капитал сосредоточен в Москве и Петербурге, которые во внутренней политике руководствуются только интересами этих двух столиц, а не интересами всей страны в целом. И в попытках вырвать финансы из рук московской элиты местные олигархи могут разорвать страну на части.

А такие прецеденты были. Сегодня уже мало кто помнит о попытке свердловского губернатора Э.Росселя в начале девяностых  создать Урало-Сибирскую республику. Даже деньги собственные были подготовлены (уральские франки). Тогда Москве удалось подавить это выступление. В то время   экономика еще была слишком централизована, местный крупный капитал еще не сложился, политического опыта у Росселя было недостаточно.

Сегодня никто не замечает, как   Калининградская область незаметно, медленно, но упорно дрейфует в сторону Евросоюза. Большая часть ее предприятий уже принадлежат германским концернам, а калининградские бизнесмены предпочитают инвестировать свои капиталы в европейские и прибалтийские страны.

Якутия явно и значительно недовольна тем, что вся прибыль от добычи алмазов уходит в Москву, а на развитие и жизнь людей в этом суровом краю центр выделяет сущие крохи. Причем, в равной степени недовольны и местные бизнесмены и рядовые жители (всех национальностей).

Этот перечень можно продолжать долго, но это не тема статьи.

                                                                Организация управления

Система органов внутренних дел (милиция) распылена по субъектам федерации, и вовсе не представляет собой, как может показаться, управляемую из  Центра структуру.

Региональные структуры и силы МВД (республиканские МВД, краевые и областные ГУВД, всевозможные ОМОНы, СОБРы и т.п.) фактически находятся в двойной зависимости - от центрального министерства и от местных властей.

А вот Внутренние Войска - ударный механизм Кремля, региональным властям никоим образом не подчиненный. Финансирование, вооружение, тыловое обеспечение, кадровые вопросы - все это компетенция исключительно главкомата, к этим вопросам даже центральный аппарат МВД касательство имеет весьма слабое.

Точно так же было и в советские времена, когда существовали Внутренние Войска МВД СССР - и никаких там войск союзных республик. По сути, ВВ выполняли роль обруча, стягивающего огромную многонациональную страну, потенциально готовую к распаду. На закате ССССР именно при помощи внутренних войск МВД СССР Москва пыталась остановить распад, в то время как местные органы внутренних дел, как правило, либо стремительно разваливались, либо становились опорой сепаратизма.

И неудивительно, что Кремль всегда блокировал любые попытки как подчинить Внутренние Войска местным органам, так и передать их в подчинение   Армии.

В системе Минобороны любая директива проходит слишком много фильтров и инстанций: сам министр, начальник Генштаба, командования видов и родов войск, округов.

А тут приказ можно отдать напрямую, минуя даже министра внутренних дел, не испрашивая к тому же даже формального согласия всяких там Советов Федерации и Государственных Дум..

Примечательно, что во главе Внутренних Войск уже много лет стоят армейские генералы. Генералов внутренней службы, закончивших учебные заведения МВД и сделавших карьеру во внутренних войсках, и, тем паче, милицейских генералов к основным постам в центральном аппарате Главкомата не подпускают. Это ведь, по сути дела чиновники административного плана. Умений  руководить боевыми действиями крупных масс войск с применением тяжелого вооружения у них нет. И не потому, что они глупы. Просто их никогда этому не учили.

Сам главком ВВ , генерал армии Николай Рогожкин, откомандирован во внутренние войска в 2000-м с должности заместителя начальника Главного штаба Сухопутных войск. Из девяти его заместителей   - пять прикомандированы к ВВ из  МО, все они занимают ключевые позиции: возглавляют штаб, управление боевой подготовки, авиацию…

Предыдущий главком, генерал Вячеслав Тихомиров - также армеец.

Картина получается весьма любопытная: министерство, к которому относятся ВВ, - внутренних дел, но сам министр - чекист, как и ряд его замов.

Внутренние Войска - это национальная гвардия - по назначению, структуре и т.д.

В 1990-е годы неоднократно ставился вопрос о создании на основе ВВ национальной (федеральной или президентской) гвардии - отдельной структуры, подчиненной лишь президенту и не входящей в МВД. Утверждают, что в 1998-м президент Ельцин даже подписал указ о преобразовании ВВ в Президентскую гвардию, но потом указ лег под сукно. Выделение мощных ВВ в качестве самостоятельной структуры, обретающей новое качество, расходилось с интересами прочих силовых ведомств. Однако, идя навстречу традиционным силовикам, Кремль на корню пресекал попытки поглощения Внутренних Войск "смежными конторами". Внутренние Войска - мощнейший силовой инструмент внутренней политики. Власть не забывает об этом никогда, но особое внимание уделяет ВВ и ситуации в них в смутные, кризисные времена.

                                                                           Вооружение

"Артиллерия правопорядка" - так именуется один из разделов сайта ВВ МВД. Из размещенного на нем интервью начальника артиллерии ВВ генерал-майора А. Киреева мы узнаем, что его артиллеристы скоро получат новые автомобили "Урал" со специальной платформой, оборудованной для стационарной установки зенитной системы ЗУ-23. "Зушки" - средство борьбы с вертолетами и низколетящими самолетами: кого собираются сбивать зенитчики внутренних войск? Пока что ни единого ударного вертолета или штурмовика у участников "маршей несогласных", равно как и протестующих против повышения пошлин на иномарки, нет.

Тем не менее, огневые возможности штатной артиллерии Внутренних Войск с 1999 года увеличились более чем в 14 раз (информация с того же сайта).

У внутренних войск есть и авиация: 13 авиаполков и отдельных эскадрилий.  Как сообщал заместитель главкома по авиации - начальник авиационного управления ВВ МВД генерал-лейтенант Ю. Пыльнев, "мы эксплуатируем 6 типов самолетов и 3 типа вертолетов".

Для полноты картины добавим, что у внутренних войск имеется, по сути, и свой флот - морские части, на вооружении которых катера (свыше 120 единиц, в том числе бронированных), вооруженные пулеметами и автоматическими гранатометами.

На вооружение Внутренних Войск поступают образцы оружия , не уступающие лучшим зарубежным аналогам.

Пистолеты: ПМ, ПММ, АПС, ПСМ, ПСС, ПБ (пистолет бесшумный) и ПЯ (6535 или Пистолет Ярыгина "Грач", является новейшим образцом).

Спецоружие: АПС, ССП-1М (подводный пистолет).

Пулемёты: РПКС74, РПК74М, РПК74Н, ПК, ПКС, ПКМС, Пулемет "Печенег" (новейший).

Винтовки: СВД, СВДС, СВУ, ВСС "Винторез", МЦ116М, СВ-98, ВСК-94, АСВК (последние четыре образца являются новейшими образцами).

Пистолеты-пулемёты: ПП-90, ПП-93, АЕК-919К "Каштан", "Клин", "Кедр", "Кипарис", ПП-19-0й "Витязь" (все относительно новые, "Витязь" и АЕК новейшие образцы).

Автоматы: АКМ, АК74, АС "Вал", автомат 9А-91, ОЦ-14 "Гроза" (три последних являются новыми или новейшими образцами).

Автомобильная техника: ГАЗ - 2999, ГАЗ-29752 "Тигр", УРАЛ - 4320 - 01 - бронированные автомашины. УРАЛ - 4320 - 10, УАЗ - HUNTER, УАЗ - ПАТРИОТ, КАМАЗ - 4310, УАЗ - 3962, АТЗ - 7.5 - 4320, ГАЗ - 3102, УАЗ - 31514.

Бронетехника: БТР - 80, БМП - 2, БТР - 70, БРДМ - 2А, БТР - 70м.

Поскольку никто не может предсказать, когда и чем закончится кризис, силовики готовятся не только к демонстрациям, но к "более пессимистическим сценариям".

В МВД начинается перевооружение с пистолетов ПМ (8 патронов) на пистолеты Ярыгина (17 патронов) и с Калашниковых - на более компактные пистолеты-пулеметы ПП-2000 или ПП-19-01 "Витязь". Отличительной особенностью данного оружия является используемая пуля с меньшей рикошетирующей способностью, что удобно для использования в городских условиях. Кроме того, это оружие обладает мощным останавливающим действием.

Надеяться на то, что такая слаженная и хорошо обученная структура рассыплется, не приходится (даже в условиях ядерной войны). Они не подчиняются Минобороны, а следовательно, в момент вероятного удара будут находиться глубоко в тылу, защищая секретные объекты. Если у кого из "вояк" и есть шансы выжить, то это у ВВ. Они имеют прекрасное снаряжение, они хорошо владеют своим искусством, обучены действовать мелкими подразделениями.

В настоящее время наша будущая "маленькая, но профессиональная армия" якобы усиленно готовится к проведению антитеррористических операций. Очень интересно смотреть по телевизору, как армейский полк или батальон после артподготовки при поддержке авиации атакует позиции террористов. Это какие такие глупые террористы в большом количестве будут противостоять армии в чистом поле? Несколько войн в Чечне прошло, но никогда такого противостояния не было. И не будет. Террористы - не армия, они  используют совсем иную тактику.

И возникает вопрос: если  Армия перенацеливается на борьбу с террористами, то кто будет защищать государство от военной угрозы извне? 

А для чего тогда столь бурно развиваются   Внутренние Войска?

Да и не дело армии вести спецоперации против террористов. Из пушек по воробьям стрелять можно, но ведь это же просто глупо. Армия должна обеспечивать защиту от врагов внешних. А вот борьбу с террористами должны как раз обеспечивать Внутренние Войска, они для этого и предназначены.

Короткое послесловие  Веремеева Ю.Г.  Армия разрушается, уже практически разрушена. Внутренние Войска для защиты страны от нападения извне не предназначены, и, ни характером обучения, ни комплектом вооружения для этого не годятся. А для усиления и боевой поддержки спецорганов, вылавливающих терррористов, мощь ВВ чрезмерна. Явно Кремль что-то недоговаривает и что-то скрывает от всей страны. Складывается впечатление, что правительство готовится к вооруженной борьбе против возмущенного населения или региональных олигархов.
А может быть стоит умерить апетиты московской и питерской элиты, и принять на вооружение опыт большого бизнеса западных стран? Там издавна понимали и понимают, что надежно гасить недовольство населения и избегать революционных выступлений черни возможно лишь одним способом - обеспечивать  людям хороший заработок, давать людям возможность жить достойно. Чтобы стоящие на нижних ступеньках материального благополучия испытывали бы к богатым не ненависть, а белую зависть. И полагали бы, что при старании и упорном труде они смогут подняться наверх.

И стоит Кремлю помнить, что личный состав и Армии и Внутренних Войск, включая офицеров, это отнюдь не дети и внуки олигархов, высших чиновников, знаменитых актеров, а представители столь презираемых им рабочих, крестьян и прочего беднейшего люда. И задаться вопросом - а станут ли они защищать в случае чего   дворцы на Рублевке?

 

Источники и литература.

1.Г.С.Белобородов. История Внутренних войск .Хроника событий (1811-1991 гг.). ГУВВ МВД России.Москва 1995 г.
2. Великая Отечественная. Действующая армия 1941-1945. Animi Fortitudo Кучково поле. Москва 2005г.
3.О.В. Харитонов. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918-1945гг.). Артиллерийский исторический музей ГАУ МО СССР. 1960г.
4.Сайт "Органы и войска НКВД и НКГБ СССР" (rkka.ru/uniform/files/i_nkvd.htm).
5.Д.Гланц. Советское военное чудо 1941-1943. Возрождение Красной Армии.ЯУЗА, ЭКСМО. Москва. 2008г.



Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList