Анатомия армии

Должностные обязанности
чинов флота в XVIII веке.

В Морском Уставе Русского Флота 1720 года, являвшимся основополагающим документом, регламентрующем все стороны флотской жизни на протяжении всего XVIII века,  изложению должностных обязанностей служащих флота посвящены две  Книги (раздела) из пяти.

Устав разделяет все чины на три основные категории - рядовые служители, офицеры, флагманы. Деления  на обер-офицеров и штаб-офицеров в Уставе нет. Это деление появится два года спустя в Табели о рангах.
Флагманами в Уставе именуется категория, которая Табелью будет названа "генеральские чины".
К рядовым служителям Устав относит как тех, кого и мы привыкли относить к рядовым (матросы, юнги, солдаты и т.п.), так и тех,  кто чаще именуется унтер-офицеры, унтер-офицерский состав ( в том числе и в самом Уставе).

Хочется еще раз подчеркнуть, что все эти наименования - матрос, штурман, шкипер, лейтенант, капитан, адмирал и т.п.  в Уставе расматриваются в иной плоскости, нежели мы привыкли понимать. Здесь это не воинские звания, а должности. Званиями они будут становиться постепенно. Если сейчас мы пишем так - "командир крейсера капитан 1 ранга Петров", понимая,  что это офицер в звании капитан 1 ранга, командующий крейсером, то для человека XVIII века такое словосочетание вызвало бы недоумение. Для них слова капитан было достаточно, чтобы понимать, что Петров командует крупным кораблем. Они написали бы "капитан 1 ранга Петров". Если перевести это на свовременный язык, то оно будет звучать так " Командир корабля 1 ранга Петров".

Описание должностей чинов флота в данной статье размещено не по степени их старшинства, а по нумерации глав Устава.

Рядовые служители

Профос. (Книга 3, глава 21, артикулы 1-3).На корабле любого ранга имелся один профос. Старшим среди всех профосов флота был первый профос.
Основной обязанностью было следить за тем, чтобы нигде не было мусора, нечистот, чтобы все люди оправлялись только в специально отведенных местах (гальюнах), а при обнаружении испражнений немедленно их убирать. Особо он должен быть обращать внимание на то, чтобы веревки и канаты   не подвергались бы воздействию нечистот.
Второй обязанностью профоса было исполнение обязанностей палача (заковывать в кандалы, приводить в исполнение телесные наказания, казни).

Гардемарин. (Книга 3, глава 20, артикулы 1-3). Численность гардемаринов на корабле не устанавливалась. На время боя гардемарины расписывались по пушкам, где помогали канонирам. Остальное время они исполняли обязанности матросов, но 4 часа в день они должны были осваивать обязанности других чинов. Из них полтора часа в день с ними занимался штюрман, тридцать минут обучение обращению с мушкетом под руководством солдатского офицера, один час обращению с пушками под руководством констапеля или артиллерийского офицера,  один час управлению кораблем под руководством капитана или одного из офицеров.

Парусный мастер. (Книга 3, глава 19).На корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством два (на 16- и 14-пушечном корабле один) парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и чинить их.

Конопатчик. (Книга 3, глава 18, артикулы 1-2).На кораблях числом пушек до 66 четыре конопатчика, на 66-пушечном три конопатчика, на более мелких два конопатчика. Обязаны следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с корабельным плотником устранять их.

Купор. (Книга 3, глава 17). Этот чин делится на два ранга - купор и ундер-купор. Первый из них относится скорее уже к унтер-офицерам. На кораблях 1-3 рангов имеется один купор и один (два на корабле 1 ранга) ундер-купор. На кораблях 4 ранга  купора нет, а есть только один ундер-купор. Они отвечают за состояние бочек для воды, продуктов, пороха, осуществляют ремонт бочек, сдачу в портовые магазины пустых бочек. При  приеме из магазинов бочек с порохом,  продуктами, водой осуществляют контроль за их исправностью.

Плотник. (Книга 3, глава 16, артикулы 1-4). Устав разделяет этот чин на три ранга - плотник, добрый плотник, десятник плотничий. Скорее всего эти ранги указывают на степень квалификации и старшинство.  На корабле 1 ранга имется один десятник плотничий и 4-6 плотников, на корабле 2 ранга один десятник плотничий и 3 плотника, на корабле 3 ранга один добрый плотник  и 2 плотника, на корабле 4 ранга  2 плотника. Они обязаны следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком устранять течи в корпусе. Обязаны также следить - нет ли где поступления воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревяных деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу изготовление деталей для данного корабля.

Квартирмейстер. (Книга 3, глава 15, артикулы 1-5). На кораблях 1 ранга 90-пушечном -10, 80-пушечном -9 квартирмейстеров; на кораблях 2 ранга 8 квартирмейстеров; на кораблях 3 ранга 66-пушечном -7, 50-пушечном 6 квартирмейстеров; на кораблях 4 ранга 32-пушечном- 4, 16-пушечном и 14 пушечном 2 квартирмейстера. Это уже унтер-офицеры. Их число определяется численностью матросов. Квартирмейстер командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов, чистотой и исправностью  их одежды, за выдачей матросам питания и за возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты, оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью, управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж шлюпки.

Мичман. (Книга 3, глава 14). На   кораблях 1 ранга 4 мичмана, на кораблях 2 ранга 3 или 4 мичмана, на кораблях 3 ранга 3 или 2 мичмана, на кораблях 4 ранга 2 или 1 мичман. Это одна из   старших унтер-офицерских должностей на корабле. Мичманы непосредственные помощники офицеров. Основная обязанность следить за полным и точным исполнением всеми членами экипажа   приказаний офицеров. В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.

Боцман. (Книга 3, глава 13, артикулы 1-2). На  современных кораблях боцман самый главный начальник среди старшинского состава. В гражданском флоте боцман вообще что-то типа помощника  капитана по хозяйству и относится к офицерскому составу (если так можно выразиться о гражданском руководящем составе судна). На кораблях XVIII века его роль была значительно скромнее. Среди унтер-офицеров он числился ниже мичманов, констапелей, шхиперов и штюрманов. Помощник боцмана именуется боцманмат. На корабле 1 ранга 4 боцмана и 6 боцманматов, на корабле 2 ранга 3-4 боцмана и 4-5 боцманматов, на корабле 3 ранга 2-3 боцмана и 3-4 боцманматов, на корабле 4 ранга  боцман и 1-2 боцманмата.
Боцман  занимается хранением канатов, якорей, анкерштоков, буев. Он также отвечает за работы по соединению канатов, отдаче и подъему якорей, привязывание к якорям буйрепов так, чтобы буй якоря всегда оставался на поверхности. На ходу его место на баке посменно со шхипером. Боцман совместно со шхиманом надзирает над всем такелажем и во время постановки и уборки парусов боцмана, боцманматы, шхиманы и шхиманматы должны находиться на реях.

Штюрман. (Книга 3, глава 12, артикулы 1-12). Несложно догадаться, что впоследствии это слово трансформировалось в слово "штурман". Однако его обязанности на корабле того времени коренным образом отличались от обязанностей современных штурманов. Эта должность также относится к унтер-офицерским. На кораблях 1-3 рангов было по два штюрмана и  по два их помощника - подштюрманы. На корабле 4 ранга был один штюрман и один подштюрман. Штюрман отвечал за штюрманское имущество, его получение, хранение, использование, расходование. Штюрманским имуществом считались флаги, сигнальные флаги, вымпелы,  гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса, песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штюрман вел журнал учета штюрманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого упраления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией, островами, скалами, рифами и наносить на карты все их  изменения. Штюрман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля (мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан или иной офицер его не послушают,  и корабль будет потерян, то штюрман будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штюрман обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не проломило бы своим якорем. Подштюрман помогает штюрману, а в его отсутствие полностью отвечает за штюрманскую службу.

Шхипер. (Книга 3, глава 11, артикулы 1-12). Это слово трансформировалось в слово шкипер  и ныне обычно означает должность смотрителя пристани, дебаркадера, баржи или иного мелкого несамоходного плавсредства (кроме лодок). В XVIII веке его обязанности были иные. Это был один из старших унтер-офицеров. Выше его по регламенту был только штюрман. На всех кораблях был один шхипер. На кораблях 1-3 ранга он имел одного помощника -подшхипера. Шхипер отвечал за учет, наличие, хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шхиперского имущества. Вел журнал этого имущества. К шхиперскому имуществу относился весь съемный рангоут ( мачты, реи), весь такелаж ( канаты, веревки , блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи, плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шхипер принимает на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество. Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию уборки корабля, наведением порядка. Шхипер надзирает за работой матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшхипер замещает шхипера в его отсттствие.
Т.е. во многом на шхипере лежали те обязанности, которые из литературы мы привыкли полагать обязанностями боцмана. И как ни страннно, но такое ошибочное  представление об обязанностях боцмана рождается из морских рассказов Станюковича. Впрочем, возможно в веке XIX  эти обязанности были переложены на боцмана.

Лекарь. (Книга 3, глава 10, артикулы 1-12). На всех кораблях имелся один лекарь. На кораблях 1 ранга ему помогали 2 подлекаря и 2 лекарских ученика. На кораблях 2 ранга ему помогал 1 подлекарь и 2 лекарских ученика. На кораблях 3 ранга ему помогали  2 лекарских ученика, но мог быть и подлекарь. Лекарь ведал учетом, снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных, отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи. Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был находиться в интрюме, где было оределено место сбора раненых. Если устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то последний рассматривался как убийца и подлежал казни.

Главный лекарь во флоте. (Книга 1, глава 6). Старший среди лекарей во флоте. Один на весь флот.   Отвечал за работу всех корабельных лекарей и их помощников, обучение лекарских учеников, снабжение кораблей лекарствами, медицинским инструментом.

Священик. (Книга 3, глава 9, артикулы 1-4). Священик приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял особняком. На флоте имелся один начальный священик, отвечавший за деятельность корабельных священиков. На каждом корабле имелся священик, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные страдания. Священик отвечал за священнические припасы и вел их учет и использование (походная церковь, престол с облачением, евангелия, кресты и т.п.).

Обязанности иных рядовых служителей в Уставе отдельными главами и артикулами не расписаны, а   по тексту Устава о них упоминается вскользь. Поэтому автор счел необходимым свести их в таблицу с указанием сколько тех или иных рядовых служителей имелось на корабле того или иного ранга. Рассказывать же об их обязаннстях автор не счел возможным, дабы не вводить читателей в заблуждение. Ниже таблицы лишь коротко даны пояснения. В наименованиях чинов в таблице грамматических ошибок нет. Так в оригинале

Ранг корабля 1-й 2-й 3-й 4-й
Число пушек 90 80 76
3пал.
76
2пал.
66 50 32 16 14
Повара 3 3 2 2 2 2 2 1 1
Слесаря 2 2 1 1 1 1 1 - -
Трубачи 2 2 2 2 2 2 1 - -
Караульные салдаты 26 24 22 20 18 16 13 8 8
Каютъюнги 18 16 14 14 12 10 6 2 2
Декъюнги 18 16 14 14 12 10 6 2 2
Салдаты 206 160 136 121 114 80 40 9 5
Матрозы 410 323 272 241 228 160 79 20 8
Канониры 60 50 40 40 35 30 20 12 8
Корпоралы от канонир 2 2 2 2 2 1 1 1 1
Сержанты от канонир 1 1 1 1 1 1 - - -
Писари 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Шхиманматы 3 3 2 2 2 2 2 1 1
Шхиманы 2 2 2 2 2 1 1 1 1
Ботелер 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ундер-ботелер 4 4 2 2 2 1 - - -

Чем занимались на корабле повара, трубачи, слесаря понятно без объяснений. Караульные солдаты несли службу по охране важных объектов корабля (прежде всего крюйт-камера, помещения с припасами), а на стоянке  и охраной самого корабля от проникновения на него посторонних.

С большой долей вероятности можно утверждать, что каютъюнги исполняли обязанности офицерских слуг, а декъюнги, т.е палубные юнги, скорее всего это ученики матросов.

Солдаты (салдаты) привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

В чем состояли обязанности собственно матросов из Устава неясно, но очевидно основная их работа состояла в работе с парусами.

Канониры - это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же  отношения к пушкам не имели.

Корпоралы от канонир - тоже достаточно ясно. Это младшие унтер-офицеры артиллеристы, командиры канониров.

Сержант от канонир - старший артиллерийский унтер-офицер. На больших кораблях начальник всех рядовых артиллеристов. На  мелких кораблях обходились без сержантов. Их обязанности исполняли корпоралы.

О писарях говорить не будем это ясно. Зато совершенно неясно чем занимались шхиманы и их помощники шхиманматы. И те и другие оносились к унтер-офицерам. Очевидно их обязанности связаны с работой при парусах.

Ботелер - кладовщик. Ундер-ботелер - его помощник.

Офицеры

Комисар корабельный. (Книга 3, глава 8). Здесь нет грамматической ошибки. Так в оригинале. Младший офицерский чин. На каждом корабле один комисар. Отвечает за продовольственное, мундирное, денежное снабжение корабля. Занимается учетом, контролем, выдачей этих видов снабжения. Является непосредственным начальником купоров и ботелеров. По современному - начпрод, начвещ и начфин корабля.

Констапель. (Книга 3, глава 7, артикулы 1-16). Младший офицерский чин. Начальник артиллерии на кораблях 3-4 ранга. Имеет двух помощников -   подконстапелей (унтер-офицерский чин) на кораблях 3 ранга и одного подконстапеля на корабле 4 ранга. Ему запрещается вмешиваться в действия офицеров корабля. Он занимается только артиллерией. И только в случае выхода из строя всех офицеров, штюрмана и шхипера, вступает в командование кораблем. Констапель отвечает за констапельские припасы ( пушки, пушечные станки, ядра,  гранаты, книпели, порох, насыпки, пыжевники, мерки пороховые, весы, гири, банники, картузы пороховые, клинья, тали и т.п.).  Он с помощником проверяет качество пороха, размер и вес ядер, обучает прислугу при пушках, распределяет людей по пушкам. В бою управляет огнем артиллерии корабля. Констапелей на кораблях 1 и 2 ранга нет. На кораблях 1 ранга  все эти обязанности исполняет артилерный лейтенант, имеющий в помощниках 3 подконстапелей. На кораблях 2 ранга эти обязанности исполняет артилерный ундер лейтенант, имеющий в помощниках 2 подконстапелей.

Ундер лейтенант. (Книга 3, глава 6). В ряде статей именуется также подпорутчиком. Младший помощник капитана. По порядку вступления в командование кораблем при выбытии офицеров корабля из строя последний из строевых офицеров. В этом отношении стоит выше и констапеля и корабельного комисара и корабельного секретаря. Но в повседневной службе ундер-лейтенант выше констапеля и комисара, но ниже секретаря. На кораблях 1 ранга 3 ундер лейтенанта; 2 ранга - 2 или 3;  3 ранга -  2; 4 ранга 2 или 1. В отстутствие лейтенанта исполняет его обязанности. Во всех случаях ундер лейтенант отвечает за состояние больных и раненых.

Секретарь корабельный. (Книга 3, глава 5, артикулы 1-16). На любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе, учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал, знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого имущества личному составу, учитывать добычу взятую  у неприятеля, записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля (кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутсивя на берегу)  пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет разоружен.

Лейтенант. (Книга 3, глава 4, артикулы 1-13). В ряде статей Устава именуется также порутчиком (это не грамматическая ошибка). На корабле 1 ранга 3 лейтенанта, на корабле 2 ранга - 2-3 лейтенанта, на корабле 3 ранга 2 лейтенанта, на корабле 4 ранга 1 лейтенант. Лейтенант является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек лейтенант является старшим помощником капитана ( т.к. там по регламенту нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей корабельную службу в данный отрезок времени.

Капитан лейтенант. (Книга 3, глава 3, артикулы 1-3). Старший помощник капитана на корабле 1-2 ранга, и 66 -пушечном корабле 3 ранга. Командует 32-пушечным кораблем , т.к. на такой корабль капитан не назначается. На корабле один капитан лейтенант.

Капитан. (Книга 3, глава 1, артикулы 1-95). Высший корабельный чин, командует кораблем 1-3 ранга. Регламентом Устава деление капитанов на ранги не предусмотрено совсем. Однако по тексту Устава именование капитанов по рангам встречается неоднократно. Со временем, когда произойдет разделение понятий должность и звание, тогда наименование капитан... ранга, будет означать разные по старшинству звания. Пока же, говоря о капитане ...ранга, имеется в виду, что это лицо, командующее кораблем ...ранга. Старшинство капитанов между собой определяется рангом кораблей, которыми они командуют, а при равенстве рангов кораблей старшим считается тот капитан, который раньше был назначен на должность (Книга 2, глава 1). Если офицер освобожден от командования кораблем, то он не имеет никакого чина. Он просто офицер.
Вот когда через два года будет введена Табель о рангах, вот тогда класс чина, будет принадлежать офицеру вне зависимости от того, командует он кораблем или нет. И присваивать будут не чин ( в смысле - звание), а класс по Табели о рангах. И лишь несколько позднее для удобства в указах и приказах будут писать : "присвоить чин капитана 3 ранга", подразумевая, что офицеру присваивается VIII класс по Табели. Вот класс - это персонально. И уходя из флота в гражданскую службу этот человек будет именоваться надворный советник, т.к. этот чин тоже VIII класса, только в гражданской службе.
Обязанности капитана многообразны. Недаром его обязанности расписаны аж в 95 артикулах (статьях)! Его обязанности будут рассмотрены в отдельной статье.

Капитаном заканчиваются все корабельные чины. Все чины,  которые будут рассмотрены ниже являются чинами общефлотскими, т.е. эти чины не входят в перечень чинов  экипажа корабля, хотя все или почти все находятся на кораблях, принимают участие в плавании и морских боях.

------------------------

Фискал. (Книга 1, глава 8). Уставом предусматривается два ранга этого чина - фискал и обер фискал. Когда через два года будет введена Табель о рангах, то чин обер-фискала будет отнесен к VIII классу, т.е. будет равен капитану 3 ранга. Чин фискала в Табели будет отсутствовать. Возможно, что здесь просто недосмотр типографии; возможно, что был оставлен один чин вместо двух. Как дело обстояло на самом деле мы не узнаем никогда. Фискал имелся один на эскадру, а обер-фискал один на весь флот. Фискалы были обязаны следить за офицерами всех чинов и при неисполнении ими своих обязанностей или ненадлежащем исполнении обязанностей доносить обер фискалу. Последний доносил командующему флотом. Говоря современным языком это были флотские "особисты", т.е. контрразведчики.

Маэор. (Книга 1, глава 7, артикулы 1-4). Именно маэор, а не майор. В майора написание этого слова трансформировалось, видимо,  несколько позднее. Само это слово в переводе с немецкого или голландского означает "старший". На кораблях кроме матросов имелись и солдаты. Можно сказать, что уже в то время в составе флота существовала морская пехота. Устав предусматривает отдельную категорию офицеров во флоте "офицеры над салдаты". Хотя сами солдаты входили в экипажи кораблей и подчинялись корабельным офицерам наравне с остальными морскими служителями, но  за их обучение, комплектование, руководство в береговом бою отвечали "офицеры над салдаты". Уставом предусмотрены  три чина солдатских офицеров - маэор,  секунд маэор, капитан. По смыслу Устава должны были  существовать и иные чины солдатских офицеров, но нигде в Уставе они не перечислены, в Регламенте экипажей кораблей не упомянуты. Так что и мы не будем домысливать.
Маэор состоял при генерал-адмирале и отвечал перед ним за всю службу, обучение, комплектование солдат флота. При командующем авангардной эскадрой (адмирале синего флага) состоял с теми же обязанностями  в отношении солдат в эскадре секунд маэор (т.е. второй майор, младший майор), а при командующем арьергардной эскадрой (адмирале красного флага) состоял капитан. Капитан и секунд маэор одновременно подчинялись и своему маэору. Все эти офицеры должны были иметь знания сухопутных офицеров и в случае высадки десанта руководить им.Таким образом получается, что на всеь флот имелость три солдатских офицера.

Доктор при  флоте. (Книга 1, глава 5, артикулы 1-4). Говоря современным языком - главный врач  флота. Отвечал состояние лечебной работы, определял порядок лечения, наложение карантинов, ставил диагнозы болезней и назначал лечение в трудных случаях. Несомненно относился к офицерскому составу, но каков его уровень (ранг) по Уставу определить невозможно. С введением Табели о рангах этот чин в ней отражен не был. По всей видимости медицинские работники были в ней отнесены не к военнослужащим, а к чиновникам и далее именовались по чинам гражданской службы.

Цейгмейстер. (Книга 1, глава 4, артикулы 1-10).   Один на флот. По Табели о рангах будет отнесен к V классу, т.е. к уровню капитан командора.  Он находился при командующем флотом (генерал-адмирале) и являлся его советником по вопросам артиллерии, а также отвечал за всю артиллерийскую службу флота. При остальных флагманах имелись артилерные офицеры с теми же задачами.  При командующих эскадрами (адмиралах) состояли артилерные капитаны, при командующих авангардными дивизиями (вице адмиралах) артилерные лейтенанты, при командующих арьергардными дивизиями артилерные ундер-лейтенанты.
Однако здесь мы видим противоречие одной части Устава другой. В артикуле 2 главы 4 указывается, что на остальных кораблях артиллерией руководят обер-констапели, констапели, подконстапели в соответствии с Регламентом. А в самом Регламенте указано, например, что артиллерией корабля 1 ранга руководит артилерный лейтенант. Здесь очевидно недосмотр составителей устава. По смыслу Устава артиллерией кораблей руководят артиллерийские офицеры, назначаемые  по Регламенту. А кроме них при соответствующих флагманах состоят другие артиллерийские офицеры в таких же чинах в роли советников и руководителей артиллерии дивизии, эскадры.
Цейгмейстер занимается распределением артиллерийских специалистов по кораблям, их учетом, определяет порядок открытия огня в бою, дистанции открытия огня, состаляет диспозицию кораблей при обстреле крепостей и портов, обучением специалистов артиллерии.
Примечание: Я не делал грамматических ошибок в данном абзаце. "Артилерный" - так в Уставе.

Интендант. (Книга 1, глава 3, артикулы 1-7).   Один на флот. По Табели о рангах будет отнесен к V классу, т.е. к уровню капитан командора.  Он находился при командующем флотом (генерал-адмирале). Является прямым начальником для корабельных комисаров. Основная обязанность следить за тем, чтобы флот обеспечивался  всеми припасами полностью, чтобы имущество, продукты не растаскивались, не утрачивались, а использовались строго по назначению. Назначает закупочные цены продовольствия и иных припасов, контролирует полноту обеспечения кораблей припасами. Надзирает за деятельностью медицинской службы флота. Во время боя находится на сигнальном фрегате, находящемся при корабле командующего флотом и следит за поведением кораблей, капитанов кораблей и остальных офицеров.

Флагманы

Устав  относит к этой категории флотских служителей тех, кого Табель о рангах, которая будет введена через два года, отнесет к категории "чины генеральские", а в литературе, широком обиходе называют адмиралами.

Генерал кригс комисар. (Книга 1, глава 2, артикулы 1-4).  Один на флот. Табель о рангах отнесет его к чину III класса, т.е приравняет к вице-адмиралу. Говоря современным языком - начальник медицинской службы флота. Столь высокий ранг этого чина говорит о том, сколь серьезное внимание во флоте уделялось здоровью моряков. Он был обязан собирать сведения о состоянии здоровья всех чинов, руководить сбором на госпитальное судно тяжелобольных, руководить работой этого судна, обеспечивать его лекарствами, медицинским инструментом, лечебным персоналом. Он организует береговые госпиталя. Проводит мероприятия по профилактике болезней. У него имеется заместитель - обер кргигс комисар. Ранг заместителя Уставом не определен, но указано, что в отстутствие начальника егго заместитеь пользуется его правами.

Чтобы разобраться с обязанностями флагманов, читателю сначала следует обратиться к статье Оперативное деление Русского Военного Флота по Уставу Морскому 1720г.

Если говорить коротко, то флот оперативно делился на три главные (генеральные) эскадры - авангардию, кордебаталию, арьергардию. Каждая эскадра в свою очередь делилась на три дивизии - авангард, кордебаталия, арьергард. По цвету флагов эскадры именовались: авангардия - эскадра синего флага, кордебаталия - эскадра белого флага, арьергардия - эскадра красного флага. Во главе каждой эскадры ( он же командир дивизии кордебаталии) стоял адмирал. В каждой из трех эскадр  во главе авангардной дивизии стоял вице-адмирал, во главе арьергардной дивизии шаутбейнахт. Поэтому всех флагманов для удобства именовали по цвету флага - адмирал синего флага, адмирал белого флага, адмирал красного флага. Соответственно именовали вице-адмиралов и шаутбейнахтов. Например - вице-адмирал красного флага ( командир авангардной дивизии арьергардной эскадры), шаутбейнахт белого флага (командир арьергардной дивизии центральной эскадры (кордебатальной эскадры).

Генерал-адмирал стоял во главе всего флота. Он имел место на корабле адмирала белого флага, т.е. на корабле центральной дивизии (кордебаталии эскадры ) центральной эскадры (кордебаталии флота). Адмирал белого флага назначался лишь в том случае, если генерал-адмирал отстутствовал во флоте. В этом случае адмирал белого флага одновременно исполнял обязанности генерал-адмирала.

Каждый флагман (шаутбейнахт, вице-адмирал, адмирал, генерал-адмирал) имел своего капитан командора, который являлся его заместителем и исполнял его обязанности в отстутствие своего начальника. Да, получается, что иногда капитан командор стоял выше адмирала. Но не будем забывать. что  то время чины были более должностями, нежели званиями. Да и капитан командор исполнял обязанности за своего начальника, но не пользовался всей полнотой его прав.

Устав не прописывает обязанности каждого из трех флагманов. Все они изложены в главе 1 книги 1 Устава. Эта глава именуется "О генерал адмирале и всяком аншеф командующем". Флот вовсе не всегда действовал как единое целое. Часто в плавание, сражение, операцию, бой посылалась одна эскадра, дивизия или даже просто группа кораблей. Тот, кто назначался командовать этим соединением кораблей становился для этого соединения аншеф командующим, т.е. главным командиром. В этом случае он пользовался всей полнотой прав и обязанностей, изложенных в этой главе. Также и в составе эскадры, флота флагман в отношении подчиненных ему кораблей пользовался этими же правами и обязанностями.

Шаутбейнахт. Командует  арьергардной дивизией эскадры. Во флоте получается три шаутбейнахта (синего, белого и красного флагов). Табель о рангах отнесет этот чин к IV классу. Позднее этот чин будет переименован в контр-адмирала.

Вице адмирал. Командует  авангардной дивизией эскадры. Во флоте получается три вице адмирала (синего, белого, красного флагов). Табель о рангах отнесет этот чин к III классу.

Адмирал. Командует  эскадрой и одновременно кордебатальной дивизией эскадры. Во флоте два или три адмирала (синего и красного флагов, а при отстутствии генерал-адмирала и адмирал белого флага). Табель о рангах отнесет этот чин к II классу.

Генерал адмирал. Командует всем флотом, одновременно кордебатальной эскадрой и кордебатальной дивизией этой эскадры. Табель о рангах отнесет этот чин к I классу.

Уставом каждый флагман в пределах своего корабельного соединения (дивизии, эскадры) является аншеф командующим и представляет священную особу государя императора. Он обладает всей полнотой власти по отношению ко всем, кто находится на кораблях, включая пассажиров, сухопутных чинов, даже и тех, кто выше его рангом. Эта власть распространяется и на право   наказывать и казнить.
Вместе с тем устав обязывает аншеф командующего не предпринимать никаких важных дел без письменной консилии, т.е. он предварительно обязан собрать совещание, на котором присутствуют все флагманы. капитан командоры, интендант, кригс комисар, выслушать общее мнение и выработать решение, с которым будут согласны все.
Устав требует от аншеф командующего следить за справедливостью решений, выносимых судом, пресекать лихоимство, появление на кораблях женщин. Он должен следить за тем, чтобы на коряблях не было бездельников, попустительства недисциплинированности, панибратства старших с младшими. Он должен контролировать обеспеченность кораблей всеми припасами. Аншеф командующий распределяет корабли по дивизиям, эскадрам. В отношении перемещения офицеров в чинах (должностях) власть аншеф командующего ограничена тем, что перед выходом в море Адмиралтейская Коллегия составлет именные списки офицеров  и закрепляет за каждым из них его чин (должность). Аншеф командующий не имеет право перемещать офицеров в чинах, за исключением по болезни, ареста за преступления или отправления части своих кораблей для выполнения отдельного задания. Аншеф командующий не имет права поднимать на своем корабле парусов столько, что самый медленный корабль эскадры отстанет. При подаче сигналов кораблям аншеф командующий доолжен давать им время для исполнения.
Всего 33 артикула определяют обязанности аншеф командующего. Боле подробно его обязанности будут изложены в отдельной статье.

Источники и литература

1.Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ.   Напечатлся повелънiем ЦАРСКАГО ВЕЛIЧЕСТВА въ санктъпiтербургской Тiпографiи лъта Господня 1720 Апръля въ 13 день.
2.Табель о рангах всъхъ чiнов воинских, статских и придворных  которы въ каком классъ чины обрътаются. Напечатался повелънiем ЦАРСКАГО ВЕЛIЧЕСТВА въ Санктъ Пiтербургской Тiпографiи лъта Господня 1722 Генваря въ 24 день.
3.Военный сборник № 4-1887г. Статья - Н.П.Глиноецкий. Исторический очерк развития офицерских чинов и системы чинопроизводства в русской армии.  С-Петербург.
4.В.А.Евреинов. Гражданское чинопроизводство в России. Исторический очерк. С-Петербург. 1887г.
5.Н.А.Воскресенский. Законодательные акты Петра I. Воениздат. Москва. 1945г.


Из военной истории, науки, практики.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки
здесь

Rambler's Top100 TopList