sheet_top.gif (1326 bytes)

Николаевская Академия генерального штаба 1894г.

 

Предисловие.

 В серии статей "Генеральный Штаб Русской Армии" мной уже указывалось, что в Русской Армии  не существовало  такой военной руководящей инстанции как Генеральный штаб.  Все военное управление было сосредоточено в Главном Штабе, который в свою очередь был составной частью военного министерства.

А между тем сам термин "генеральный штаб" имел широкое хождение и даже имел своего начальника, коим являлся... начальник Главного Штаба.

Образно говоря, генеральный штаб это была категория  офицеров, имеющих на основе полученного высшего военного образования единые систематизированные  взгляды на основные вопросы и проблемы строительства, функционирования Вооруженных Сил, и являющиеся проводниками  этих взглядов в войсках, начиная с Главного штаба и заканчивая штабами бригад. Специалисты в области документального оформления боя, ведения служебного делопроизводства.

Эти офицеры не трудятся в некоем учреждении под названием "генеральный штаб", как это можно было бы подумать, а распределены во все войсковые штабы, начиная со штабов бригад и заканчивая Главным штабом Русской армии на важные, хотя и не всегда на руководящие  должности. Это сообщество также именуется "корпус офицеров генерального штаба".

Конец предисловия.

Николаевская Академия Генерального штаба была учреждена под названием Императорской военной академии  в 1830 году взамен упраздненного  в 1826   училища колонновожатых.

От автора. Интересная военная специальность - колонновожатый. Это прежде всего специалист, умеющий ориентироваться на местности, умеющий рассчитать все данные для марша  и способный привести колонну войск (полк, дивизию) в нужное место к назначенному времени, где разместить в соответствии с диспозицией.  Для этого он должен был знать топографию, уметь пользоваться компасом, картами, находить стороны  горизонта по звездам и местным предметам. Во времена войны 1812 года это был унтер-офицерский чин, поскольку не господское это  было дело иметь столь глубокие военные знания.

Как это в бессмертной   комедии Фонвизина "Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь".

Но полки то нужно было приводить в нужное место в нужное время. Колонновожатые должны были знать в какой то мере и инженерное дело (проходимость местности, грузоподъемность мостов, организация переправ). Постепенно умение водить колонны, организовывать их движение, распределять войска на местности для боя развилось в одну из основных отраслей военной науки.  Т.е. эти знания и умения вышли далеко за  унтер-офицерский уровень. Даже и за уровень обычных строевых офицеров.

Кстати. граф Игнатьев в своих воспоминаниях о годах учебы в академии генерального штаба описывает, ч  в курс обучения входило и умение провести гглазомерную съемку местности, и на основании этих данных составить топографическую карту. А это 1901 год.

И еще. Академия ГШ это детище императора Николая I  "этого тупого и самовлюбленного самодура, консерватора, гонителя науки, тормоза научного прогресса".  Что то тут не складывается, как говаривал знаменитый товарищ Штирлиц. Когда читаешь издания тех времен, включая и служебные,  этот  образ Николая I раз и навсегда утвержденный в среде профессиональных историков, начинает чадить и гаснуть. Выясняется, что Николай I очень многое сделал в деле развития образования и науки в стране. Во всяком случае - военного образования.
Заметим также, что никаких учебных заведений, готовящих офицеров-штабистов, в армиях передовой образованной Европы в первой половине XIX века не существовало.
А и попутно - в Крымскую войну русские саперы уже взрывали свои подземные мины электрическим способом, тогда как противник все еще пользовался исключительно огневым способом.

Работу по подготовке  к созданию академии Николай поручил генерал-лейтенанту барону Жомини.  Да-да, тот самый знаменитый теоретик военного искусства Антуан-Генрих Жомини. Сначала наполеоновский генерал, потом российский.

Первым начальником академии стал генерал Сухозанет.

Свое окончательное название академия получила в 1855 году.

По состоянию на 1894 год численность слушателей академии составляла 314 человек.

  Условия поступления в академию:
1. Чин не выше штабс-капитана  в армии или поручика в гвардии.
2. Выслуга  на офицерских должностях не менее 3 лет, из них не менее 2 лет на строевых должностях (младший офицер роты, командир роты и т.п.).
3. Определенный уровень здоровья, позволяющий служить в генеральном штабе (прежде всего слух и зрение).
4. Набрать определенное количество баллов на вступительных экзаменах.

Никаких ограничений по сословию, уровню образования, роду войск, месту службы не существовало. Никаких лимитов на количество кандидатов тоже. Любой желающий офицер, отвечающий вышеприведенным условиям мог подать рапорт на зачисление в академию. Обучение в академии, как во всех военно-учебных заведениях было бесплатным.

От автора.  Любопытно было узнать, что в армиях  Европы, так кичащихся своей демократичностью,  в этот же период мало того, что военное обучение было платным, так еще офицер был обязан иметь определенный уровень дохода. При этом жалованье офицера до чина майора было раза в полтора-два  ниже установленного минимума дохода. Т.е. либо родители были обязаны доплачивать сыну, либо он сам был обязан иметь состояние. Иначе - вон из армии.
Не верите? Ну почитайте книгу "Das kleine Buch vom Deutsche Heere" издания 1901 года.

Как пишет в своих мемуарах граф А.А.Игнатьев, он поступал в академию в 1899 году, будучи корнетом Кавалергардского полка (лейб-гвардия). Знания оценивались по 12-бальной системе. Нижний порог 9 баллов. Получившие на экзамене оценку ниже 9 балов к дальнейшим экзаменам уже не допускались
На вступительных экзаменах сдавали:
*русский язык (устно и сочинение),
*французский язык,
*немецкий язык,
*математика,
*история,
*география,
*тактика пехоты,
*тактика кавалерии,
*тактика артиллерии,
*фортификация,
*военная администрация.

По общим предметам все знания в пределах гимназического курса, по военным в пределах военного  училища. Баллы, полученные по каждому экзамену, суммировались и выводился средний балл. Списки с результатами вывешивались в вестибюле академии.

Затем составлялся список кандидатов на поступление. Место кандидата  в списке определялось количеством набранных баллов.
В зависимости от того, сколько  набиралось в этот год слушателей, в списке проводилась черта. Кто выше - поступил, кто ниже - нет. В 1899 году в академию было принято 130 офицеров.

genakadem-1894-01.jpg (11624 bytes)Не существовало никаких льгот и привилегий для зачисления в академию.

От автора.  Так и то сказать - как пишет Игнатьев, в те годы  в армейской среде отношение к высшему военному образованию было довольно ироничным.  Его наличие практически не давало преимуществ для продвижения  по службе. Еще немало было в строю генералов, у которых в формуляре в графе "Образование"  было написано - "домашнее" (то бишь они вообще нигде никогда не учились).
К тому же, если офицер служил в артиллерии или инженерных войсках, но имел за плечами не артиллерийское или соответственно не инженерное училище, то получить в этих войсках чин подполковника, даже имея за плечами академию Генштаба, он не мог.

Обучались в академии три года. Из них первые два курса назывались общими классами, третий назывался дополнительным курсом.

В ходе учебы слушатели изучали в частности, историю войн,  практическую топографию,  организацию маршей и перевозку войск по железной дороге, расположения войск на биваках, организацию тылового обеспечения,  военную географию, тактику различных армий, геологию,  военную администрацию.

После окончания двух общих классов   слушатели сдавали выпускные экзамены. Поучившие средний балл 9 по основным предметам и 7 баллов по остальным, считались успешно закончившими академию и получали право носить на правой стороне мундира знак об окончании   академии.

Однако окончание двух общих классов  не давало права считаться офицером Генерального Штаба. Для этого нужно было закончить дополнительный курс.

genakadem-1894-02.jpg (17904 bytes)На дополнительный курс зачислялись слушатели, получившие наиболее высокий средний балл. Количество слушателей дополнительного курса каждый год устанавливалось Военным министерством.
Как пишет Игнатьев, в 1901 году на дополнительный   курс было зачислено 60 человек из 100, закончивших общие  два класса (30 были отчислены в эти два года по неуспеваемости)..
Остальные отправлялись служить в войска на прежние должности.

Успешно закончившие дополнительный курс, причислялись к корпусу офицеров генерального штаба,  получали очередной чин (но не выше штабс-капитана) с приставкой "генерального штаба......"), право на ношение мундира генерального штаба,  и направлялись служить на должности, подлежащие замещению офицерами ГШ (перечень см. в статье "Генеральный штаб Русской Армии. Часть 4.").

Если в ходе службы офицер назначается на должность командира части (командиром полка, бригады и выше), то он отчисляется из корпуса офицеров ГШ, теряет право на приставку к чину и на мундир ГШ. Однако, при и назначении в будущем на должности, подлежащие замещению офицерами ГШ все эти права ему возвращаются.

На фотографии слева: генерального штаба капитан Деникин А.И. 1899г.
Мундир обр. 1881г.
"Обыкновенная форма одежды" при которой на мундире носили не эполеты, а погоны. Заметны признаки мундира офицера ГШ (особое шитье на воротнике, аксельбанты, академический значок на правой стороне груди.

P.S.
Для офицеров артиллерии и инженерных войск существовали соответственно Николаевская артиллерийская Академия и Николаевская инженерная Академии, также дававшие высшее военное образование. Но их выпускники к генеральному штабу не причислялись.
Впрочем артиллерийские и инженерные офицеры   могли поступать вместо своей Академии в Академию генерального штаба. А вот офицеров пехоты и кавалерии в  артиллерийскую и инженерную не принимали, поскольку те не имели соответствующей специальной подготовки.

P.P.S. По состоянию на  2015 году в здании бывшей Академии генерального штаба располагается военный университет связи. Как это министр обороны РФ маршал Табуреткин (ныне отправленный в почетную отставку) промахнулся и не продал своевременно это великолепное здание почти в центре Петербурга? Не успел, наверное. Руки не дошли. Не успел получить благословение от президента Д.А.Медведева, так много сделавшего в области уничтожения Российской Армии (это его слова: "Сердюков делает лишь то, что ему предписано Верховным Главнокомандующим").

Март 2016

Источники и литература

1.Ф.Макшеевъ. Русскiй Генеральный штабъ. Составъ и служба его. С-Петербургъ. 1894г.
2.М.Газенкампфъ. Устройство и служба Русскаго Генеральнаго штаба. С-Петербургъ. 1888г.
3.Хозяйство въ ротъ, эскадронъ и сотнъ. Издатель В.Березовский. С.-Петербургъ. 1891г.
4.Быт Русской Армии XVIII-начала XX века. Военное издетельство. Москва. 1999г.
5.А.А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. Военное издательство. Москва. 1986г.
6.Сайт "Российская императорская армия 1914-1917" (antologifo.narod.ru/tabk/tabfria.htm)
7.Д. И. Фонвизин. Собрание сочинений в двух томах. Том 1."Гослитиздат". Москва. 1959г..
8.Das kleine Buch vom Deutsche Heere. Verlag von Lipsins & Tischer. Kiel und Leipzig 1901.
9.Н.П.Глиноецкiй. Исторiческий очеркъ николаевской академiи генеральнаго штаба. С.-Петербургъ. 1882
10.Das kleine Buch vom Deutsche Heere. Verlag von Lipsins & Tischer. Kiel und Leipzig 1901.



Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки