sheet_top.gif (1326 bytes)

Песни Русской Армии.

© Ладыгин И.В.
"Начинай, запевай песню полковую Наливай, выпивай чару круговую!"

Марш Александрийского гусарского полка

В современной России и Российской Армии русские народные и старые военные песни (даже 40-х-50-х г.г.) ныне уже не модны. К сожалению, современные песни не так мелодичны и заразительны.

А ведь песня является таким же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.

Человек не может жить без песни. Песня вдохновляет, дает силы, объединяет нас с нашими предками и славными традициями. Жаль только, что поем мы песни больше под хмельком, да и то вряд ли больше одного-двух куплетов, больше не помним, ну а современные «популярные» песни спеть вообще невозможно.

Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.

Хотя народных песен в привычном понимании не существует - у каждой песни есть автор: человек, под воздействием вдохновения рождает строки, напевает их, их слышат другие, поют так, как запомнили, добавляя от себя забывшиеся строки.

Так и появляются "народные" песни (так случилось, например, с рядом песен Федора Глинки и Дениса Давыдова). Другой вариант - когда просто забывают автора. Сейчас это весьма распространенное явление - покупаешь порой книгу или сборник песен и читаешь что-то вроде "вальс "На сопках Маньчжурии", автор Агапкин" (хотя истинный автор вальса капельмейстер Мокшанского пехотного полка И. Шатров).

Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.

В дальнейшем, с развитием уровня и культуры устного народного творчества жанр и форма стихосложения усложнялись. В результате возникло большое разнообразие песенных жанров.

С точки зрения "песенной теории" песни делятся на:
- хвалебные (восхваляющие подвиги конкретных героев и полководцев)
- поминальные - походные (строевые)
- корильные (хулительные) - о врагах
- баллады (сатирические и трагические, повествовательные).

Самыми распространенными в Русской Армии были хвалебные, походные песни и песни-баллады.

Учреждение Петром I регулярной армии с пожизненным, а позднее - 25-и летним сроком службы создало особую социальную общность - солдатскую среду со своим кругом культурных запросов, - среду, сохранявшую его почти неизменным (несмотря на последовательное сокращение сроков военной службы) более двух веков - до 1917 г. Солдаты не утрачивали свою связь с деревенской культурой: юношами они приносили в армию крестьянские песни, а возвращаясь со службы в деревню передавали односельчанам солдатский фольклор. Поэтому и относятся солдатские песни вполне резонно к народному фольклору.

О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.

p>Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений. С ростом числа грамотных солдат в Русской Армии со второй половины XIX века, а также с переходом к всеобщей и всесословной воинской повинности, когда в армию стали призывать и образованных людей, поэтическая ценность солдатских песен значительно возросла.

Например, сравним:

" В великом Нове-городе
Стоят мужи ногвородские
У Святыя Софеи на площади,
Бьют вече великое,
Говорят мужи таково слово:
"Уже нам не поспеть на пособь
К великому князю Дмитрию.
Он Оку реку перевозится…"

Песня дошла до нас в летописи от конца XIV века. В современном понимании это не песня - нет рифмы, и напеть ее при всем старании будет очень сложно. (Однако эта песня примечательна тем, что это единственный источник, подтверждающий, что новгородцы участвовали в Куликовской битве, хотя Новгородская республика не подчинялась Москве).

muzika-1.jpg (16111 bytes)"Ночи темны, тучи грозны
По поднебесью плывут -
Наши стройные казаки
Под Измаил-город идут.
Идут, идут казаченьки
Своим тихим маршем,
Идут, идут, маршируют…"

Песня относится к 1790 г., когда был взят Измаил. Здесь мы видим уже некое подобие рифмы. Песня казачья (казаки сыграли очень большую роль при взятии Измаила).

Как ни странно, самыми популярными в народе и в регулярной армии в XVIII- нач. XX в.в. были именно казачьи песни (вспомними, хотя бы "Донцы-удальцы"). Например, знаменитый "Марш сибирских стрелков" (вариант 1914 г., на музыку которого в годы Гражданской войны красные сочинили песню "По долинам и по взгорьям…") имеет своей основу песню кубанских казаков.

С 1857 г. каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш), написание которого полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам, либо талантливым людям из армейской среды. В 1910-х г.г. , с созданием ряда новых частей, это вызвало новый подъем в русской военной музыке. Вот так и появились в военных песнях не только лихость и задор, но и красота сложения, яркая палитра метафор.

Вот несколько примеров песен, имеющих поэтическую ценность даже по меркам нашего времени:

muzika-2.jpg (15618 bytes)"Кто не знал, не видал
Подвигов заветных
Кто не знал, не слыхал
Про гусар бессмертных

Марш вперед, труба зовет
Черные гусары!
Марш вперед, смерть нас ждет,
Наливайте чары!

Начинай, запевай
Песню полковую
Наливай, выпивай
Чару круговую!

Ты не плачь, не горюй
Моя дорогая
Коль убьют, позабудь
Знать судьба такая»

(~ 1908-1913 г.)

От автора. Эта песня Александрийского гусарского полка стала воистину народной. Автор в различных вариациях встречал ее в воспоминаниях красноармейцев-участников Гражданской войны, в книгах о Великой Отечественной, кроме того, эту песню пели советские солдаты в частях, расположенных в Монголии и на Дальнем Востоке в конце 60-х г.г.

"Не слышно шума городского
Над Невской башней тишина
И на штыке у часового
Горит полночная луна»

(конец XIX - нач. XX в.в.)

"Разудалый ты солдатик
Русской армии святой
Славно песню напеваю
Я в бою всегда лихой!

Не страшится русский витязь
Не страшится он никак
Ведь за ним семьи молитвы
С ним и Бог, и русский царь!"

(1914 г.)

"Пусть столетье за столетьем
Слава вьется над стрелком
Над Сибирским сорок третьим
Над родимым нам полком"

(1915 г.)

"Из тайги, тайги дремучей,
От Амура, от реки,
Молчаливо, грозной тучей
Шли на бой сибиряки.

Их сурово воспитала
Молчаливая тайга,
Бури грозные Байкала
И сибирские снега.

Ни усталости, ни страха;
Бьются ночь и бьются день,
Только серая папаха
Лихо сбита набекрень.

Эх, Сибирь, страна родная,
За тебя ль мы постоим,
Волнам Рейна и Дуная
Твой привет передадим!"

(1914 г.)

"Ревет и грохочет мортира вдали,
Снаряд оглушительно рвется,
И браться костями на землю легли,
И стон над полями несется…
Но молча живые пред смертью стоят
И знамя их поднято гордо;
Не дрогнет наш русский великий солдат
И натиск врага встретит твердо!
Кровь льется потоком и рвутся тела
На мелкие части снарядом,
Смерть косит и косит людей без числа -
Земля словно сделалась адом.
Но слышна команда солдатам "вперед!",
И двинулось стройно рядами
Русское войско в тяжелый поход
И в бой беспощадный с врагами»

(1915-16 г.г.)

От автора. Вообще, Военное Министерство, понимания важность значения морального фактора, состояния боевого духа войск, уделяло большое внимание созданию и подготовке полковых оркестров, распространению и сохранению военных песен. В 1886 г. при Императорском Русском Географическом Обществе была создана специальная Песенная комиссия для сбора и издания песен казачьих войск. В 1910 г., после письма генерал-майора фон Фреймана военному министру "Об упорядочении нашей военной музыки", была даже создана комиссия под председательством заведующего придворным оркестром К.К. Штакельберга. Задачи комиссии - упорядочение деятельности военных оркестров, работа над репертуаром, сохранение военных песен для последующих поколений. Комиссией были опрошены ВСЕ полки, собраны ноты ВСЕХ маршей Русской Армии, и подготовлены к изданию для распространения в частях, но выходу этого сборника помешала Первая Мировая война, затем революция и Гражданская война… Зачем нам нужно это знать и хранить?
Это наша история, это сохраненная в музыке доблесть и верность Родине наших дедов и прадедов, возделавших и сохранивших нашу землю и передавших ее нам…

Строевые песни - отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы - ну разве мог кто остаться равнодушным, когда по городу под удалую песню шли бравые русские стрелки?
Ритм полковых строевых песен закладывался с учетом строевого шага пехоты - так называемого "русского шага" - 100 шагов в минуту.
Самые известные из дошедших до нас песен - разумеется, строевые: "Песнь о Вещем Олеге" (переделка стихотворения А.С. Пушкина), "Соловей-пташечка", "Солдатушки бравы ребятушки". А на самом деле их сотни.
Сколько лихости, удали и одновременно скрытой печали в этих песнях, повествующих о нелегкой солдатской доле:

"Солдатушки бравы ребятушки
Кто же ваши сестры?
Наши сестры пики-сабли остры…"

Или это:

"Где вы, соколы былые,
Черноморцы молодцы?
Где вояки удалые?
Где вы, старые бойцы?
Нет уж вас, но всякий знает
Ваши славные дела…"

"Соловей, соловей, пташечка,
Канареечка жалобно поет.
Раз! Два! Горе - не беда,
Канареечка жалобно поет!"

Каждую свободную минуту в походе русские солдаты посвящали песне. Читаем в мемуарах: "… только развели костры, и уже послышались песни..".

Классический пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим.

За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров -орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.

Другой пример. Вот что вспоминал в своих мемуарах "Искусство вождения полка" русский офицер, командир финляндских стрелков А.А. Свечин:
"…Вскипев, я поскакал к голове колонны, приказал двигаться самым маленьким шагом и петь песни. Изредка дозорные продолжали стрелять; пулемет в арьергарде надрывался. Мой приказ - запеть песню - вызвал общее недоумение. Учили маскировке, а тут за деревьями (германские -авт.) уланы, не хватает дыхания, и вдруг “пой”. Сзади по колонне передается умоляющее “больше шаг - на 5-ю роту наседают”. В ответ я послал по колонне предупреждение, что если я услышу еще раз “больше шаг”, то остановлю всю колонну на 10-минутный привал. Затем я наскочил на старого фельдфебеля, дисциплинированного служаку, и дико заревел на него “пой!” Раздался голос фельдфебеля, сначала одинокий, слабый, неуверенный; но постепенно к нему присоединились другие, напев стал громким и твердым, зазвучал мощный хор, скорость движения уменьшилась до 3 км. Дозорные прекратили стрельбу, как-будто в песне заключалась магическая сила, отпугнувшая немецких улан; просто они успокоились, и призрак улана перестал им рисоваться за каждым деревом. Да и для немецкой конницы колонна, которая поет, перестала конечно рисоваться желанным объектом, готовым сдаться в плен. Продолжал только стучать пулемет в арьергарде, изредка оттуда доносилась робкая просьба “ради бога, прибавьте ходу”. Но стрелки уже ухмылялись и острили “пятая рота, привала захотела?..”

Приведем еще отрывок из "Военного сборника" конца 19 в.: "
Вообще музыка в мирное время является большим подспорьем для образования и стойкости войск и необходимостью в торжественных случаях и в войсковом быту, а на походе и в боевой жизни составляет одну из нравственных поддержек духа солдата…".

Специально для поднятия боевого духа взял с собой в поход песельников с набором народных инструментов и покоритель Сибири атаман Ермак. С пением молитв, боевых песен вошли в Сибирь казаки.

Немалое значение имели и песни-шутки, скрашивавшие нелегкий армейский быт.

Стоит вспомнить хотя бы знаменитого "Журавля" ("Жура-жура-жура мой, журавушка удалой…") или "Юнкер Шмидт" ("Вянет лист, проходит лето, иней серебрится - юнкер Шмидт из пистолета хочет застрелиться" - эта песня в сильно измененном виде дошла и до наших дней!).

Вот строки из заметок о Русской Армии германского офицера Гейно фон Базедова, много раз бывавшего в нашей стране в конце XIX- нач. ХХ века: "… Песенники играли большую роль во внутренней жизни русского войска…".

Но не только в жизни войска. Полковые оркестры в провинциальных городах зачастую являлись единственными музыкантами и играли важную роль в городской культурной жизни. Они выступали в общественных садах и парках, на торжественных и увеселительных мероприятиях. Вот отрывки из газет того времени:
-газета "Обская жизнь" (г. Ново-Николаевск) от 22 февраля 1910 г.: "В помещении городского собрания состоится бал-маскарад… Играет оркестр Иркутского полка";
-газета "Псковский голос" (г. Псков) от 31 августа 19.. г. : "Завтра, 1 сентября, бенефис капельмейстера 96-го Омского полка А. А. Зильбера. Зильбер всего около года тому назад вновь встал во главе оркестра и последний за это время совершенно преобразился. При его предшественниках оркестр Омского полка считался слабейшим по составу и репертуару в дивизии. Г-н Зильбер развил в оркестре хорошую звучность и значительно расширил репертуар. На долю оркестра и его шефа в этом сезоне выпало много работы. В праздничные дни при двух спектаклях приходилось играть 8-9 часов. В антрактах, если таковые затягивались, Зильбер не скупился исполнить несколько номеров, репертуар коих состоял главным образом из отрывков и попурри из наиболее популярных опер… Для участия в музыкальном отделении прибывает ещё оркестр 22-й артиллерийской бригады под управлением В. Зильбера, брата бенефицианта".

К сожалению, эти традиции давно забыты.

Забыты и утеряны многие прекрасные песни. Но кое-что историкам и филологам удалось сохранить для потомков.

muzika-3.jpg (19794 bytes)Вспомним имена тех собирателей русских песен, благодаря которым в библиотеках и архивах можно найти песни солдат Русской Армии:
Киреевский П.В. (1808-1856г.г.),
Бессонов П.А. (1828-1898 г.г.),
Срезневский И.И. (1812-1880 г.г.),
Сперанский М.Н. (1863-1938 г.г.),
Дашкевич Н.П. (1852-1908 г.г.)
и другие.

В наши дни их славные традиции продолжают сотрудники Института русской литературы РАН и прославленный  ансамбль песни и пляки  им. Александрова.

Большинство сохранившихся песен Русской Императорской Армии относятся к периоду XVIII-XIX в.в. К сожалению, по вполне понятным причинам, песен, сложенных в годы Первой Мировой войны, практически не сохранилось. В коллекции автора 375 русских военных песен и маршей (в виде текстов и звукозаписей), при этом из них лишь 15 относятся к периоду Первой Мировой. Мы уже забыли большинство песен Советской Армии, сложенных в 30-е-50-е г.г., чего уж говорить про эпоху 1914-1917 г.г.

Чем еще интересны песни Русской Армии? В них запечатлена вера простых русских солдат (наших дедов и прадедов, читатель) в несокрушимость Отечества и Русской Армии, в будущее русского народа. Не смотря ни на что.

"…Верь и надейся - Русь безопасна!
Русского войска сила крепка!.."

 

Автор будет признателен за любые тексты и аудиозаписи русских военных песен и маршей.

Интересные факты из истории русских военных песен:

1. Указом Петра I с 1722 г. каждому полку были предписано иметь свой оркестр. muzika-4.jpg (16517 bytes)

2. Песня "Варяг" написана немецким поэтом Рудольфом Грейцем, восхищенным подвигом русских моряков, (первая публикация 25 февраля 1904 г. в журнале "Югенд"), и лишь затем (в апреле того же года) была переведена на русский язык Е.М. Студенской. Авторство мелодии песни принадлежит музыканту 12-го гренадерского Астраханского полка А. Турищеву.

3. Вальс "На сопках Маньчжурии" был написан И. Шатровым в 1905-06 г.г. и изначально назывался "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".

4. Многие полковые марши русских частей (особенно гвардейских) были заимствованы из прусской армии либо из произведений немецких композиторов. В частности:
- самый популярный т.н. "старый" Егерский марш, который так любил Николай II, является маршем прусских егерей 1814 г.;
- полковым маршем Лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка служил германский Хохенфридебергский марш.

5. Официальный гимн Российской Империи "Боже, царя храни" был написан полковником Кавалергардского полка князем А.Ф. Львовым в честь Императора Николая I и в день премьеры, 23 ноября 1833 г., присутствовавший Император повелел считать это произведение гимном державы.

6. С 1856 г. по октябрь 1917 г. куранты на Спасской башне Кремля ежедневно исполняли гимн Д.С. Бортнянского "Коль славен наш Господь в Сионе" (был очень распространен в армии, одно время являлся гимном России) в 15 и 21 час., и марш Лейб-гвардии Преображенского полка - в 12 и 18 часов.

7. В 1886 г. при Императорском Русском Георграфическом Обществе была создана специальная Песенная комиссия для сбора и издания песен казачьих войск.

 

Для желающих установить на мобильный телефон мелодию марша Лейб-гвардии Егерского полка:

Siemens
C2(1/8) F2(1/8) P(1/8) G2(1/8) P(1/8) A2(1/8) Ais2(1/16) A2(1/16) G2(1/8) F2(1/8) C3(1/8) D3(1/16) C3(1/16) Ais2(1/8) A2(1/8) A2(1/8) G2(1/8) Ais2(1/8) E2(1/8) F2(1/8) P(1/8) G2(1/8) P(1/8) A2(1/8) Ais2(1/16) A2(1/16) G2(1/8) F2(1/8) G2(1/8.) F2(1/16) E2(1/16) F2(1/16) G2(1/16) E2(1/16) F2(1/8) P(1/4) C2(1/8) F2(1/8) P(1/8) G2(1/8) P(1/8) A2(1/8) Ais2(1/16) A2(1/16) G2(1/8) F2(1/8) C3(1/8) D3(1/16) C3(1/16) Ais2(1/8) A2(1/8) A2(1/8) G2(1/8) Ais2(1/8) E2(1/8) F2(1/8) P(1/8) G2(1/8) P(1/8) A2(1/8) Ais2(1/16) A2(1/16) G2(1/8) F2(1/8) G2(1/8.) F2(1/16) E2(1/16) F2(1/16) G2(1/16) E2(1/16) F2(1/8) P(1/4) P(1/8) C3(1/8) P(1/8) C3(1/8) P(1/8) C3(1/8) P(1/4) C3(1/16) C3(1/16) C3(1/8) C3(1/16) C3(1/16) C3(1/8) C3(1/8) C3(1/8)

Nokia
18 4 0 5 0 6 6#8 6 59 4 1* 28 1 6#**9 6 6 5 6# 3 4 0 5 0 6 6#8 6 59 4 5 48 3 4 5 3 49 09 1 4 0 5 0 6 6#8 6 59 4 1* 28 1 6#**9 6 6 5 6# 3 4 0 5 0 6 6#8 6 59 4 5 48 3 4 5 3 49 09 0 1* 0 1 0 1 09 18 1 19 18 1 19 1 1

Источники и литература

1.Трубецкой В.С. Записки кирасира. "Россия". Москва, 1991 г.
2.Гейно фон Базедов. Путевые впечатления о военной России. Быт Русской армии. Военное издательство. Москва. 1999 г.
3. Русская армия 1812 г. Вып.1,2. Изобразительное искусство,.Москва. 1988 г.
4."Исторические песни". Русская книга,.Москва. 2001 г.
5.Личная коллекция автора.
6.Сайт www.petrobrigada.ru
7.Фабрика Ю.А. Песни и марши сибирских казаков (Пикой, шашкой и ружъем всю Сибирь мы бережем).    Новосибирск, 2006 г.


Из военной истории, науки, практики.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList