Анатомия армии

Военная наука

                                                                                              © И.Крамник
                                                                                    E-mail:kramnik@rol.ru

Перспективы и потребности развития подводного флота России в сегодняшних условиях
(обзор)

1. Аббревиатуры и термины
2. Задачи и цели
3. Система базирования и развертывания
4. Корабельный состав
5. FAQ

1. Аббревиатуры и термины:


podlodka-2-2.jpg (7918 bytes)АМГ - Авианосная многоцелевая группа;
АНЭУ - Анаэробная энергетическая установка;
АПЛ - Атомная подводная лодка;
БПК - Большой противолодочный корабль;
БР - Баллистическая ракета;
БС - Боевая служба;
ВПК - Военно-промышленная комиссия при ЦК КПСС;
ВСГ - Вспомогательные суда и гавани  ВМФ ;
ГАК - Гидроакустический комплекс;
ДМА - Детектор магнитных аномалий;
ДЭПЛ - Дизель-электрическая подводная лодка*;
Примечание: Применяется традиционное обозначение. Большинство новейших неатомных ПЛ уже не являются в полным смысле дизель- электричечскими, но современные силовые установки неатомных ПЛ - слишком обширная тема для рассмотрения ее здесь.
ЗУР - Зенитная управляемая ракета;
КОН - Коэффициент оперативной напряженности;
КР - Крылатая ракета;
КР СН - Крылатая ракета стратегического назначения (дальность свыше 3000 км);
КУГ - Корабельная Ударная Группа;
МБР - Межконтинентальная баллистическая ракета;
НК - Надводный корабль (корабли);
ОТР - Оперативно-тактическая ракета;
ПКР - Противокорабельная ракета;
РГЧ ИН - Разделяющиеся головные части индивидуального наведения;
РН - Ракета-носитель;
СЯС - Стратегические ядерные силы;
ТВД - Театр военных действий;
ТА - Торпедный аппарат;
ТЗ - Техническое задание;
ЯБЧ - Ядерная боевая часть;
ЯР - Ядерный реактор

Новейшая подлодка - возраст менее 10 лет.
Современная подлодка - возраст 10-20 лет.
Устаревшая подлодка - возраст 20-30 лет.
Старая подлодка - возраст свыше 30 лет.

Следует заметить также, что большинство подлодок, построенных после середины 60х г.г. обладает высоким модернизационным потенциалом, который позволяет заменой оборудования и вооружения поддерживать лодку на уровне требований времени.

Классификация АПЛ:
ПЛА-атакующая подлодка (Hunter-Killer, SSN);
МЦАПЛ-многоцелевая подлодка (Hunter-Striker, SSGN)*;
Примечание:  В настоящее время грань между МЦАПЛ и ПЛА в значительной мере стерлась, поскольку абсолютное большинство лодок нестратегического назначения, имеют на вооружении как торпеды, так и КР. Разделение проходит по следующим отличиям: ПЛА вооружена только торпедными аппаратами, через которые ведется стрельба и торпедами, и КР, предназначена прежде всего для борьбы с ПЛ противника. МЦАПЛ имеет кроме торпедных аппаратов 8-12 пусковых установок КР, и предназначен для действий как против ПЛ, так и против надводных и береговых целей. ПЛАРК - это уникальное советское изобретение, специализированная лодка - истребитель кораблей, основным вооружением которой являются многочисленные (до 24) сверхзвуковые ПКР большой дальности. 
ПЛАРК-АПЛ-специализированный носитель ПКР (на Западе не строятся, класифицируются как МЦАПЛ-Hunter-Striker, SSGN);
ПЛАРБ-стратегический атомный ракетоносец, в СССР/РФ применяется для обозначения западных ракетоносцев и первых атомных ракетоносцев советской постройки (SSBN);
РПКСН-Ракетный подводный крейсер стратегического назначения, (специфический советский/российский термин для обозначения современных ПЛАРБ советской постройки (проект 667А и более поздние, на Западе обозначается как SSBN).

 

2. Задачи и цели.

Обозревая сегодняшнюю ситуацию, можно констатировать, что задачи и цели подплаваpodlodka-2-4.jpg (7952 bytes) ВМФ РФ практически не изменились по сравнению с теми, что стояли перед ВМФ СССР. Учитывая стремительное нарастание возможностей вероятного противника за последнее десятилетие, можно сказать, что их объем даже возрос. Какие именно задачи и цели стоят перед подводным флотом сейчас? Их условно можно разделить на два блока - первый - задачи мирного времени, второй - те, что прибавляются в военное. Задачи перечислены по принципу уменьшения приоритета.

Первый блок:

Обеспечение государственного суверенитета, свободы и независимости РФ, и защита Родины от агрессии путем несения боевой службы в постоянной готовности к нанесению ответно-встречного, а при получении приказа и превентивного массированного ракетно-ядерного удара по территории страны (или стран) - агрессоров.
Вытекающая из вышестоящей задача - обеспечение боевой службы РПКСН в районах патрулирования и на переходах.
Слежение за ПЛАРБ ВМФ вероятного противника в местах несения ими боевого дежурства и на переходах, в готовности к уничтожению ПЛАРБ, с целью срыва или ослабления ракетно-ядерного удара по территории РФ.
Слежение за многоцелевыми ПЛ - носителями КРМБ ВМФ вероятного противника в районах патрулирования, в готовности к уничтожению ПЛ, с целью срыва или ослабления удара КРМБ по территории РФ.
Слежение за АМГ и КУГ ВМФ вероятного противника, в районах патрулирования, и на переходе в эти районы, в готовности к нанесению удара по АМГ (КУГ), с целью срыва или ослабления авиационного и/или ракетного удара по территории РФ.
Противолодочное охранение КУГ ВМФ РФ в районах патрулирования и на переходе в эти районы.
Осуществление разведывательных задач путем вскрытия системы базирования, маршрутов выхода на патрулирование сил ВМФ вероятного противника, сбор гидроакустической информации о ПЛ и НК вероятного противника, сбор разведывательной информации в районах базирования и пр.
Боевое дежурство в районах, прилегающих к территориальным водам вероятного противника в готовности нанесения удара КРМБ по целям на его территории.
"Демонстрация интересов" путем выполнения объявленных походов на боевое дежурство в конфликтные районы Мирового океана.
Выполнение задач в локальных конфликтах с участием РФ (изоляция ТВД, нанесение удара КР по целям на территории противника, и т.д.)

Второй блок:

3. Система базирования и развертывания подводного флота.

Система базирования - комплекс портовых сооружений, коммуникаций, и вспомогательных судов, обеспечивающий поддержание корабельного состава и экипажей в боеспособном состоянии, и должный коэффициент оперативного напряжения (это количествово лодок от общего числа имеющихся в строю, одновременно находящихся на БС). Система развертывания - комплекс баз, обеспечивающих скорейший маневр силами на ТВД и между ТВД. В настоящий момент система базирования подводного флота ВМФ РФ имеет следующий вид:

Главные базы океанских флотов:
Базы севера Кольского полуострова для СФ, южного Приморья и восточной Камчатки для ТОФ.
Главные базы морских флотов: Балтийск для БФ, Севастополь для ЧФ.
Ремонтные базы океанских флотов: Североморск и Северодвинск для СФ, Большой Камень и Владивосток для ТОФ.
Ремонтные базы морских флотов: С-Петербург для БФ, Новороссийск для ЧФ.

Данная система базирования, создававшаяся в свое время для обеспечения действий ВМФ СССР, даже в усеченном виде обеспечивает поддержание корабельного состава и КОН 0,5, с повышением, при необходимости, до 0,75 (нормальный КОН ВМФ СССР - 0,3; максимальный - 0,6). В настоящий момент система базирования требует вложения сравнительно небольших средств на подержание ее в должном состоянии, из-за долговечности абсолютного большинства составляющих элементов. Например, если срок службы боевого НК или ПЛ от приемки до списания составляет сейчас в среднем 30 лет, то срок службы вспомогательного корабля составляет свыше 50 лет, а иногда и дольше, например, СС «Коммуна» ЧФ было построено на верфи Путиловского завода в Санкт-петербурге в 1913 году, и остается в строю до сих пор. Другой пример: авианосец ВМФ Франции "Шарль де Голль" проходит плановое докование в 65-тысячетонном плавдоке "Нормандия" в Сен-Назере, построенном в конце 30-х годов для обеспечения ремонта новых французских линейных кораблей.

Можно также сказать, что преодолен наметившийся в середине 90-х кризис незагруженности судоремонтных заводов, специализировавшихся на ремонте ПЛ, что грозило потерей квалифицированных ремонтников.
С 1997 года по настоящее время заводы выполняют достаточно большой объем задач по судоремонту. Например, на Севере за это время был проведен капремонт всех имеющихся на СФ РПКСН проектов 667БДР и БДРМ (8 лодок), двух РПКСН проекта 941, 8 ПЛА проектов 971 и 945 и др. Также там был выполнен ремонт свыше 20 ДЭПЛ ВМФ России, Ирана и Индии.

Таким образом, можно констатировать, что система базирования ПЛ ВМФ РФ в настоящий момент отвечает стоящим перед ней задачам. Но она имеет серьезный недостаток: значительное сокращение баз рассредоточения в случае войны делает наши лодки одноразовыми - после возвращения с патрулирования они не смогут выйти во второй поход, т.к. в отсутствие баз рассредоточения, главная база, подвергшаяся удару, либо вообще не сможет обеспечить выход лодок, либо темпы и, следовательно, КОН, упадут до недопустимо малых величин.

К сожалению, ситуация с системой развертывания обстоит хуже. Маневр силами и средствами для ВМФ РФ значительно затруднен. Так, например, для действий в Средиземном море, из-за отсутствия там постоянных баз, приходится водить вокруг Европы лодки Северного флота, которые тратят по 10-12 дней только на переход в район патрулирования. Положение на данном театре облегчается благодаря наличию ВМБ Тартус (Сирия), обеспечивающей временное базирование дивизии АПЛ.

Более тяжелое положение создалось на критически важном Индоокеанском ТВД, для перехода на который ПЛ ТОФ требуется не менее двух недель, и даже долее, учитывая, что лодки, выходящие из Владивостока подвергаются риску быть выслеженными (а в военных условиях это означает - быть уничтоженными), при прохождении Цусимским проливом, и поэтому основной базой АПЛ ТОФ является Камчатка.
В этих условиях, потеря базы Камрань во Вьетнаме, вдвое сокращавшей путь - хуже, чем преступление. Это - ошибка.

Комментарий Веремеева Ю.Г. По моему, И.Крамник сильно смягчает название тому, что сделано с базой Камрань. Это и не преступление, и не ошибка, это предательство, сознательное, продуманное и видимо хорошо оплаченное предательство. Сколькими жизнями наших молодых парней наш народ поплатится нам еще предстоит узнать.

То же самое следует сказать относительно сокращения группировки кораблей снабжения, позволявших быстро организовывать мобильные базы на мелководье в нейтральных водах. Эта система, заимствованная у Японии, активно использовавшей мобильные базы во 2-ю мировую войну, была весьма эффективна - 5-я оперативная эскадра ВМФ СССР с 1967 по 1979 год (до получения баз в Сирии) держала на мобильных базах до 90% боевых единиц, коих насчитывалось до двадцати пяти надводных кораблей и до двадцати ПЛ.

Кроме того, сейчас наши АПЛ не могут пользоваться базами на Кубе и в Йемене, которые позволяли производить смену экипажей в критически важных районах (восточное побережье США и Аравийское море) без возвращения лодок в главную базу, что позволяло удваивать срок патрулирования одной подлодки.

Последним штрихом может служить то обстоятельство, что СССР имел по два подготовленных экипажа на КАЖДУЮ строевую АПЛ, тогда как сейчас мы имеем по два экипажа только на РПКСН и ПЛАРК.

Комментарий Веремеева Ю.Г. Снова И.Крамник сильно смягчает. Общеизвестно, что для выхода ПЛАРК "Курск" на учения экипаж собирали со всей дивизии подводных лодок. Это в лицо президенту кинула вдова командира лодки на его встрече с смеьями в Видяево.

Таким образом, обеспечить быстрое наращивание сил на критически важном ТВД для нашего ВМФ сейчас значительно тяжелее, чем для ВМФ СССР. .

Как компенсировать недостатки системы базирования и развертывания? (Меры перечислены по критерию скорости реализации - сначала те, которые осуществляются легче и быстрее всего). .
Укомплектование всех линейных АПЛ двумя строевыми экипажами. Усиление стратегической разведки и повышение качества военного планирования, с тем чтобы избежать ошибок при определении наиболее важного района в настоящий момент, и, как следствие, ошибок в развертывании сил.
Повышение КОН в мирное время, с тем чтобы обеспечить нахождение на БС максимального количества лодок, тем самым, сокращая время, потребное на наращивание сил в районе БС.
Воссоздание баз рассредоточения, их материального обеспечения. .
Строительство для ВМФ РФ новых ПЛ с более высокими скоростями крейсерского хода, что обеспечит более высокую скорость маневра силами, вооружение этих, и имеющихся в строю лодок дальнобойным ракетным оружием, позволяющим осуществлять маневр огнем.
Воссоздание системы мобильного базирования. Укомплектование минимум четырех (по две для каждого океанского флота) подвижных групп ВСГ в составе: 1 70.000 т. суперлихтеровоз типа RO-RO (главная база/склад/вертолетная площадка), 1 36.000 т. судно комплексного снабжения, 2-3 25.000 быстроходных контейнеровоза, переоборудованных для хранения/погрузки боезапаса, 2-3 25.000 т. быстроходных танкера, 1 госпитальное судно на 300-500 коек (в качестве госпиталя/дома отдыха), 1 плавбаза подлодок, 1 20.000 т. плавдок.

В состав группы должно входить также судно-хранилище радиоактивных отходов - повторять все советские примеры, включая слив радиоактивного теплоносителя прямо в океан, совсем не требуется. Уяснение на высшем уровне необходимости постоянного присутствия ВМФ РФ в критических районах океана, возобновление базирования ПЛ и НК ВМФ РФ в портах дальнего зарубежья.

4. Корабельный состав*

Примечание: Первый год - год издания совместного постановления ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке проекта по ТЗ, предварительно утвержденному ВПК, второй год - начало строительства головного корабля по сданному проекту (Примечание: Для ПЛ 4го поколения второй год - год сдачи проекта. Головные корабли были заложены через четыре-пять лет после завершения проектных работ).

podlodka-2-7.jpg (6540 bytes)В настоящий момент (середина 2003 года) подводный флот России насчитывает 49 атомных и 31 дизельную ПЛ, занимая первое место в мире по количественному составу. В составе флота насчитывается: пятнадцать РПКСН (3 проекта 941, 7 проекта 667БДРМ, 5 проекта 667БДР), 8 ПЛАРК (проекта 949А), 26 МЦАПЛ и ПЛА (14 проекта 971, 8 проекта 671РТМ и РТМК, 3 проекта 945, 1 проекта 667АТ), 31 ДЭПЛ - (2 проекта 677, 23 проекта 877, 6 проекта 641Б).
В резерве флота (оперативном, 1й и 2й категории) находится свыше сорока АПЛ различных типов, и около 30 ДЭПЛ.
Тенденции, имеющиеся в настоящий момент, позволяют ожидать наращивания действующего состава ПЛ к 2010 году до 65 АПЛ и 32 ДЭПЛ, и сокращения резерва (за счет списания лодок 1го и большей части 2го поколения в отстой и на слом).

podlodka-2-8.jpg (4542 bytes)В постройке для ВМФ России в настоящий момент находятся семь ПЛА проекта 971 (готовность от 70 до 10%), 6 МЦАПЛ проекта 885 (от 95 до 5%), 1 ПЛАРК проекта 949А (80%), 1 ПЛАРК проекта 949АМ (30%), 1 РПКСН проекта 941 (80%), 4 РПКСН проекта 955 (от 95 до 10%).

podlodka-2-9.jpg (9648 bytes)Также строятся 3 ДЭПЛ проекта 677 (75-50%). Согласно имеющимся сведениям, ожидается закладка еще 4 ДЭПЛ проекта 677.

Достройка находящихся сейчас на стапелях ПЛ фактически завершит последнюю советскую программу кораблестроения, в рамках которой в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совмина СССР были разработаны проекты АПЛ 3-го поколения: РПКСН пр. 941 (разработан в 1974-77), 667БДРМ (1975-1981), ПЛАРК пр. 949 (1974-78), ПЛА пр. 685 (1975-78), 945 (1976-82), 971 (1977-81) и ДЭПЛ проекта 877 (1972-76) и 4-го поколения: РПКСН проекта 955 (1986-91), МЦАПЛ пр. 885 (1983-92), ДЭПЛ проекта 677 (1984-92).

В настоящий момент известно о ведущихся работах над проектом нового РПКСН, МЦАПЛ и ПЛА, которые начались в 1997-98 г.г., и должны завершиться в 2005-7 г.г. закладкой головных кораблей пятого (первого постсоветского) поколения. ТТХ этих кораблей, установленные ТЗ,podlodka-2-91.jpg (8894 bytes) являются секретными, однако поразмышлять на эту тему никто не мешает:

 

 

Новый РПКСН.
На основе проекта 955, (ЦКБ «Рубин») со следующими характеристиками:
двухкорпусная, одновальная, двухреакторная АПЛ.
Водоизмещение подводное - 17-20000 т.
Длина - 175-180 м.
Ширина - 14-14,5 м.
Осадка - 10-11 м.
Скорость полного подводного хода - 29-31 уз.
Глубина погружения - 600 м.
Вооружение - 16 МБР с РГЧ ИН, мощность РГЧ- 100-150 КТ,
7 ГЧ на одну ракету, всего 112 ГЧ на один РПКСН.
6 ТА калибра 533мм. Боезапас - 24 торпеды, ракето-торпеды, ложные цели.
Экипаж - 100 чел. podlodka-2-92.jpg (9479 bytes)

Эти и нижеперечисленные корабли должны войти в строй в 2010-2020 г.г.

МЦАПЛ проекта АПЛ-V (ЦКБ «Рубин» или СПМБМ «Малахит»), со следующими примерными характеристиками:
Двухкорпусная, двухвальная, двухреакторная АПЛ, возможно, с титановым корпусом.
Водоизмещение подводное - 17-18000 т.
Длина - 150-160 м.
Ширина - 15-16 м.
Осадка - 9-9,5 м.
Скорость полного подводного хода - 40-43 уз.
Глубина погружения - 700-800 м.
Вооружение - 24 многофункциональные шахты вертикального пуска.
Боекомплект варьируется в зависимости от решаемых задач и загружаемого вооружения - от 24 до 96 ед. (от 1 до 4х ед. в шахте). В состав боекомплекта могут входить: малогабаритные БР с моноблочной боевой частью, ОТР, ПКР различных классов, СКР, ЗУР подводного пуска, компоненты ПРО на ТВД и национальной ПРО, сверхмалые ПЛ-роботы, легкие РН для экстренного запуска низкоорбитальных разведывательных спутников, и т.д.
4 ТА калибра 650 мм.
4 ТА калибра 533 мм. Боезапас - 50-60 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин, аппаратов спецназначения.
Экипаж - 45-50 человек, сокращенный за счет высокой автоматизации.

ПЛА проекта Н-АПЛ (Малахит), со следующими примерными характеристиками:
Двухкорпусная, одновальная, однореакторная АПЛ.
Водоизмещение подводное - 10-11000 т.
Длина - 110-115 м.
Ширина - 13-14 м.
Осадка - 9-9,5 м.
Скорость полного подводного хода - 33-35 уз.
Глубина погружения 500-600 м.
Вооружение:
4 ТА калибра 650 мм.
4 ТА калибра 533 мм.
Боезапас - 40-45 торпед, ракето-торпед, КР, морских мин, ложных целей, аппаратов спецназначения.
Экипаж - 35-40 чел.

podlodka-2-93.jpg (13090 bytes)Для строительства новых ПЛ у России есть широчайший опыт, полученный в течение ста лет проектирования, строительства и использования подводных сил, сильная промышленная база - 4 верфи, способные осуществлять строительство ПЛ, предприятия выпускающие оборудование и вооружение для ПЛ, кадры ученых, инженеров, рабочих, и моряков, способных проектировать, строить, испытывать и обслуживать ПЛ любой сложности и назначения.

Справедливость данного утверждения доказана тем, что после длительного перерыва в середине 90х г.г. российские судоремонтники осуществили упомянутую программу капремонта РПКСН точно в срок.
При создании новых ПЛ должны широко использоваться перспективные наработки, имеющиеся в арсенале российских кораблестроителей - малогабаритные моноблочные ядерные реакторы, движители насосного типа, обеспечивающие высокую скорость малошумного хода, неатомные энергетические установки замкнутого цикла, новые многофункциональные ГАК, высокоскоростные торпеды и т. д.
Такой состав подводных сил обеспечит России первое место в мире по количеству ПЛ. По количеству АПЛ Россия будет делить первое место с США, которые до сих пор не определились с планами развития своих подводных сил на два ближайших десятилетия.

Наиболее вероятно, что к 2010 году в составе ВМФ США будет podlodka-2-95.jpg (5239 bytes)находиться: 12-14 ПЛАРБ типа Ohio с ракетами TRIDENT II D 5 постройки 1981-97 г.г., 10-16 МЦАПЛ типа Virginia, первая из которых войдет в строй в 2004 году, взамен ранних ПЛА типа Los-Angeles I, 3 более мощных но и значительно более дорогих МЦАПЛ типа Seawolf постройки 1998-2001 г.г., 22 МЦАПЛ типа Los-Angeles II, постройки 1985-96 г.г. Возможно также наличие в строю 4-6 АПЛ типа Ohio, переоборудованных в носители КРМБ, и 10-15 ПЛА типа Los-Angeles I, постройки 1976-85 г.г., из них 5-10 переоборудованных под различное спецназначение. По последним сообщениям (конец 2002-середина 2003 года) возможно строительство впервые после 50-летнего перерыва серии ДЭПЛ, аналогичных тем, что в настоящий момент США предполагают построить для Тайваня.

В составе британского королевского ВМФ к 2010 году будет находиться 4 ПЛАРБ типа Vanguard, постройки 1993-99 гг., 5 МЦАПЛ типа Astute, постройки 2005-2010 г.г., взамен ПЛА типа Swiftsure, 7 ПЛА типа Trafalgar. ДЭПЛ в составе ВМФ Ее Величества нет, их строительство не планируется, хотя дискуссии по этому вопросу вновь возобновились в Адмиралтействе, после того как новая шведская ДЭПЛ на учениях в Средиземном море выиграла учебный бой у ПЛА Trenchant Королевского ВМФ и МЦАПЛ Columbus ВМФ США.

В составе ВМФ Франции к 2010 году будет находиться 4 ПЛАРБ типа Le Triomphant, постройки 1997-2007 г.г., заменяющих ПЛАРБ типа L`Inflexible, 2-3 МЦАПЛ типа Barracuda, планируемых к постройке в 2005-13 г.г. в количестве шести, взамен ПЛА типа Rubis/Amethyste, из которых к 2010 году останутся 3-4 лодки. Последние две ДЭПЛ типа Agosta списаны в 2003 году, строительство новых ДЭПЛ не планируется, но дискутируется.

В составе ВМФ КНР к 2010 году будут находиться 2 ПЛАРБ типа 094 планируемых к постройке в 2005-2015 г.г в количестве четырех, взамен одной ПЛАРБ типа Xia, четыре из шести МЦАПЛ типа 093, планируемых к постройке в 2006-2012 г.г., взамен ПЛА типа Han. Возможно, что строительство новых МЦАПЛ будет ускорено, а серия увеличена, но вряд ли их количество к 2010 году превысит шесть единиц. Считается, что новые АПЛ Китая будут значительно превосходить АПЛ типа Han, и их общий технологический уровень будет соответствовать уровню американских ПЛА типа Sturgeon и советских ПЛА типа 671, 671РТ, при шумности на уровне более современных ПЛА проекта 671РТМ и Los-Angeles-I. Основу неядерных подводных сил КНР к 2010 году будут составлять ДЭПЛ проекта 877ЭКМ российской постройки и их лицензионная китайская версия. Также сохранятся в строю более старые ДЭПЛ типов Song и Ming. Общее число ДЭПЛ ВМФ КНР будет приближаться к сорока.

Также следует упомянуть развивающиеся ВМФ Японии, Индии и Бразилии.

Япония имеет в составе флота 19 ДЭПЛ - три новейших, шестнадцать современных, и планирует к постройке крупную серию ДЭПЛ, которая должна заменить корабли постройки 1983-89 г.г., (тип Yuushio) В открытой печати также ходят слухи о возможной постройке национальной АПЛ. Следует отметить, что никаких технико-инженерных препятствий к постройке японской АПЛ нет, а тихоокеанский ТВД идеален для АПЛ. Но, с другой стороны, постройка Японией АПЛ будет даже более серьезным вызовом для США, нежели постройка авианосца. Один или несколько (до трех) японских авианосцев могут быть вписаны в совместные оперативные планы Японии и США по воздействию на берега стран-противников, коих в ЮВА множество, тогда как АПЛ автоматически предполагает наличие у ВМС Японии целей в открытом океане и по другую сторону океана, так как имеющиеся сейчас ДЭПЛ Японии вполне способны обеспечивать воздействие по прибрежным целям и судоходству в Японском, Охотском, Желтом и Восточно-Китайском морях.

ВМФ Индии имеет тринадцать современных и три устаревших ДЭПЛ. В планах командования ВМФ - получить к 2010 году флот в 20 современных ДЭПЛ, который будет составлен из подлодок российской и германско-индийской постройки, а также первые две-три из запланированных пяти АПЛ. Первая АПЛ Индии, проекта ATV, будет сдана флоту в 2006 году. Проект представляет собой улучшенный вариант советского ПЛАРК проекта 670, один из которых (К-43, 1967 год постройки) в течение 1988-92 г.г. был арендован индийскими ВМС.

ВМС Бразилии сейчас не обладают сильным подводным флотом - в их составе пять ДЭПЛ, из них четыре современных, но в проекте - строительство серии из пяти АПЛ типа Ticuna. Судя по заявляемым характеристикам, это будет вариация американской ПЛА Sturgeon. Впрочем, следует ожидать, что первая бразильская АПЛ вступит в строй не ранее 2010 года.

В целом же развитие подводных сил на рубеже XX-XXI веков имеет следующие характеристики:

Возобновление количественного роста подводных флотов после сокращения в конце 80х-90х г.г.
Расширение географии строительства ПЛ, в том числе атомных, кооперация в строительстве. (Швеция-Норвегия-Австралия, Германия-Италия-Греция, Испания-Чили, Германия-Индия, Россия-Индия, Россия-Китай, и др.)
Радикальный рост боевых возможностей неатомных ПЛ, сравнимый только со скачком, совершенным в годы 2й Мировой.
Оснащение большей части строевых ПЛ КР и ПКР.
Выравнивание и стандартизация характеристик неатомных ПЛ последнего поколения, создание «единого облика» ПЛ, подобно тому, как в 70х-80х г.г. это произошло с гражданскими авиалайнерами.

Примечание: Надо отметить следующее обстоятельство: Проекты лодок четвертого поколения были созданы в СССР на десять лет раньше, чем в США и Великобритании, и на пятнадцать лет по сравнению с Францией, которая только сейчас завершает работы по «Барракуде». Но разрушение СССР отложило ввод в строй лодок нового поколения на то же самое десятилетие, и в результате наш ВМФ получит лодки нового поколения одновременно с вражескими флотами.

Окончательное формирование  в России, США и Великобритании облика АПЛ нового, четвертого, поколения. (1-е поколение - 1950е-середина 60х, 2-е поколение - конец 60х-конец 70х, 3-е поколение - начало 80х-конец 90х), начало серийного строительства для ВМФ России США и Великобритании АПЛ нового поколения, и модернизация АПЛ предыдущего поколения. Четвертое поколение АПЛ имеет следующие характерные отличия: оснащение АПЛ интегрированными системами боевого управления (ИСБУ), объединяющими в единый комплекс многофункциональные цифровые ГАК и посты управления торпедной (ракетной) стрельбой.

Установка на ПЛ протяженных корпусных антенн ГАК и ДМА, позволяющих «слышать» противника и обнаруживать его магнитное поле всем корпусом, повышение энергоемкости ГАК. Как следствие - резкий (в разы по сравнению с третьим, и на порядок по сравнению с первым-вторым поколениями) рост информированности командования АПЛ о тактической обстановке. Изначальное оснащение всех новых АПЛ крылатыми ракетами, рост номенклатуры вооружения. Оснащение АПЛ движителями насосного типа, резкое (в два-три раза) падение уровня шумов АПЛ на скоростях крейсерского хода (15-25 уз.). Оснащение лодок ЯР нового поколения с увеличенным до 15-20 лет сроком службы активной зоны. Эти меры позволили сохранить, и даже нарастить отрыв боевых возможностей АПЛ от их неатомных собратьев, особенно по таким показателям, как продолжительность плавания на крейсерских ходах, огневая мощь, информативность аппаратуры (за счет неизмеримого превосходства в энерговооруженности), и ряду других характеристик.

4.1. Развитие корабельного состава в текущем десятилетии:

Изменения в составе флота, произошедшие в 2000-2003 г.г.: выведены из состава флота 2 РПКСН (667Б), 1 ПЛАРК («Курск»). Вошли в строй: 2 ПЛА пр. 971, 1 ДЭПЛ пр. 677.

В 2004-6 году ожидается ввод в строй 3 РПКСН (1 - пр. 941, 2 - пр. 955), 2 ПЛАРК (1 пр. 949А, 1 - пр. 949АМ), 6 ПЛА и МЦАПЛ (4 - пр. 971, 2 - пр. 885), 3 ДЭПЛ (пр. 677)

Ожидается вывод из строя 3 ДЭПЛ пр. 641Б.

Ожидаемый состав подводного флота к концу 2006 года:

18 РПКСН (4 - пр. 941, 7 - пр. 667БДРМ, 5 - пр. 667БДР, 2 - пр. 955)
10 ПЛАРК (пр. 949А и АМ)
32 МЦАПЛ и ПЛА (18 - пр. 971, 8 - пр. 671РТМК, 3 - пр. 945, 1 - пр. 667АТ, 2 пр. 885)
31 ДЭПЛ (23 - пр. 877, 5 - пр. 677, 3 - пр. 641Б)

Прогноз на 2007-10 г.г.:

Ввод в строй:

2 РПКСН пр. 955
7 МЦАПЛ и ПЛА: 4 - пр. 885, 3 - пр. 971 (завершение серии), возможно, радикально модернизированных.
4 ДЭПЛ пр. 677

Вывод из строя:

2 РПКСН пр. 677БДР
2 ПЛА пр. 671РТМК
3 ДЭПЛ пр. 641Б

Итого за 10 лет (прогноз):

Ввод в строй:
5 РПКСН (1 - пр. 941, 4 - пр. 955)
2 ПЛАРК пр. 949А, АМ
15 ПЛА и МЦАПЛ (9 - пр. 971, 6 - пр. 885)
8 ДЭПЛ пр. 677

Вывод из строя:

4 РПКСН (2 - 667Б, 2 - 667БДР)
1 ПЛАРК (949А)
2 ПЛА (671РТМК)
6 ДЭПЛ (641Б)

Ожидаемый состав флота:

18 РПКСН (4 - пр. 941, 7 - пр. 667БДРМ, 3 - пр. 667БДР, 4 - пр. 955) с 288 ПУ БРПЛ
10 ПЛАРК (9 - пр. 949А, 1 - пр. 949АМ
37 МЦАПЛ и ПЛА (21 - пр. 971, 6 - пр. 885, 6 - пр. 671РТМК, 3 - пр. 945, 1 - пр. 667АТ)
32 ДЭПЛ (23 - пр. 877, 9 - пр. 677)

Итого: 97 ПЛ, из них 65 атомных.

Предположительно, 20 из 32 ДЭПЛ будут находиться в строю ЧФ и БФ, разделенные поровну. Остальные 12 ДЭПЛ будут разделены между СФ и ТОФ в пропорции 4:8.

На СФ будут находиться в строю 37 АПЛ:
12 РПКСН (4 - пр. 941, 4 - пр. 667БДРМ, 4 - пр. 955)
4 ПЛАРК (пр. 949А, АМ)
21 МЦАПЛ и ПЛА (13 - пр. 971, 2 - пр. 885, 2 пр. 671РТМК, 3 - пр. 945, 1 - пр. 667АТ)

На ТОФ будут находиться в строю 28 АПЛ:
6 РПКСН (3 - пр. 667БДРМ, 3 - пр. 667БДР)
6 ПЛАРК (пр. 949А)
16 МЦАПЛ и ПЛА (8 - пр. 971, 4 - пр. 885, 4 пр. 671РТМК)

Организационно-штатная структура атомного подплава:

СФ: Одна эскадра РПКСН - две дивизии.
       Одна дивизия ПЛАРК
       Две эскадры МЦАПЛ и ПЛА - четыре дивизии, одна бригада. 1 дивизия - 2 ПЛА 671РТМК и 4 ПЛА 971, 1 дивизия - 3 ПЛА 945 и 3 ПЛА 971. 1 дивизия - 6 ПЛА 971. Бригада - 1 МЦАПЛ 667АТ и 2 МЦАПЛ 885.

ТОФ: Одна дивизия РПКСН
          Одна дивизия ПЛАРК
          Эскадра МЦАПЛ и ПЛА - две дивизии, одна бригада. Каждая дивизия - по 2 МЦАПЛ 885 и по 4 ПЛА 971, бригада - 4 ПЛА 671РТМК.

Резерв флота:

К 2010 году будут окончательно выведены из резерва в отстой остающиеся лодки 1го и большей части 2го поколения - ПЛА проектов 627А (8 ед.; 1954-63 г.г.), 671 (8 ед.; 1966-74 г.г.), 705К (5 ед.; 1969-81 г.г.) 671РТ (4 ед.; 1970-78 г.г.), ПЛАРК проектов 675 (МКВ, 6 ед.; 1961-67 г.г.), 670 (4 ед.; 1966-72 г.г.), ДЭПЛ проектов 641 (12 ед.; 1957-82 г.г.) и части 641Б (6 ед.; 1972-82 г.г.). - Итого 25 ПЛА, 10 ПЛАРК, 18 ДЭПЛ.
В резерве 2й категории (3 месяца готовности) будут состоять: 8 ПЛА проекта 671РТМ (1976-85 г.г.), 6 ПЛАРК проекта 670М (1973-80 г.г.), 2 ПЛАРК проекта 949 (1978-82 г.г.), 6 ДЭПЛ проекта 641Б (1970-82 г.г.). - Итого 8 ПЛА, 8 ПЛАРК, 6 ДЭПЛ.
В резерве 1й категории (21 день готовности) будут состоять: 8 ПЛА проекта 671 РТМ (1976-85 г.г.), 8 ПЛА проекта 671РТМК (1984-92 г.г.), 3 ПЛА проекта 945 (1982-93), , 8 ДЭПЛ проекта 877 (1976-1997). - Итого 19 ПЛА, 8 ДЭПЛ.
В оперативном резерве ВМФ (лодки «строевых» проектов, боеготовы, используются для выполнения различных экспериментальных задач и испытаний новых видов оружия) будут состоять: 2 ПЛА проекта 971 (1983 - 2008), 2 МЦАПЛ проекта 667АТ (РПКСН, 1964-72 г.г., перестроены для запуска КРМБ «Гранат» в 1982-91 г.г.), 4 ПЛАРК проекта 667М (РПКСН, 1964-72 г.г., перестроены в носители КРСН «Метеорит» в 1991 (1 ед) и 1999-2002 г.г. (3 ед), 1 ДЭПЛ пр. 636 (1996 г.) -Итого: 2 ПЛА, 2 МЦАПЛ, 4 ПЛАРК, 1 ДЭПЛ.

Всего в резерве всех категорий будут состоять: 31 ПЛА и МЦАПЛ, 12 ПЛАРК, 15 ДЭПЛ.

еперь, вооружившись приведенными цифрами, следует дать ответ на вопрос: будет ли подплав ВМФ РФ к 2010 году способен выполнять стоящие перед ним задачи?

Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: Весь круг задач, который стоит перед подплавом сейчас, и которые выполнялись им во времена ВМФ СССР, он выполнять не сможет.
Придется выбирать, исходя из абсолютного приоритета первых трех задач - постоянная готовность к нанесению ядерного удара, защита своих РПКСН, перехват вражеских ПЛАРБ.
Исходя из нормального КОН 0,5, при котором в море будут постоянно находиться 9 РПКСН, для их охраны потребуется: на СФ: 6 РПКСН на БС под полярной шапкой, в конвое - 2 ПЛА, еще не менее четырех ПЛА - в охране «бастиона», на позициях в Фареро-Исландском проходе (3) и Датском проливе (1). С учетом заданного (довольно высокого) КОН, на решение остальных задач СФ может выставить еще 5-6 ПЛА, и еще две-три могут прибавиться при наращивании сил в период обострения (учитываются только строевые ПЛ, без резерва всех категорий, которые могут вводиться в строй при кризисах, подобных Карибскому, или Ближневосточному 1973 и 1982 г.г., (резерв 1й категории и оперативный), или при мобилизации сил флота в преддверии войны (резерв 2й категории)).

Таким образом, в нормальной мирной обстановке, после обеспечения своих ракетоносцев прикрытием, у СФ остается 6 МЦАПЛ и ПЛА, которые будут вынуждены сосредоточиться на решении третьей главной задачи: охота за ПЛАРБ США, базирующимися в Норфолке, и патрулирующих в районе Ньюфаундленда. С учетом стандартного американского КОН 0,6 - им придется отслеживать от трех до четырех ПЛАРБ одновременно. Одной ПЛА на одну ПЛАРБ тут не обойтись, и для обеспечения высокой вероятности поражения, потребуется наличие в районе всех шести «свободных» лодок.

Французские и английские ПЛАРБ, патрулирующие в Бискайском заливе и к югу от Исландии, при этом остаются неохваченными, и постоянное слежение за ними придется осуществлять с помощью противолодочной авиации дальнего действия, и НК, с учетом всех недостатков данных способов. При невозможности обеспечить каждому Ту-142 или Ил-38, или БПК истребительное прикрытие, такое патрулирование превратится в соревнование «кто раньше?» - противолодочник лодку, или истребитель (крылатая ракета) противолодочника?

При возникновении кризиса, флот может обеспечить КОН 0,7-0,75, что даст возможность вывести на ТВД еще три-четыре МЦАПЛ, которые, впрочем, все равно не дадут возможности обеспечить слежение охотника за каждой ПЛАРБ врага. Такую возможность, а заодно и возможность выполнения прочих задач, даст выход на ТВД лодок оперативного резерва и резерва 1й категории, но это будет означать уже очень серьезное обострение обстановки, чреватое взрывом. Единственное, что несколько облегчает ситуацию - то, что из-за отсутствия резерва АПЛ, и очень высокого КОН мирного времени, количество лодок противника, находящихся в океане практически неизменно.
ПЛАРК СФ при КОН 0,5 смогут обеспечить выполнение 5-й задачи, устанавливая одновременное слежение за двумя АМГ (КУГ) противника, при наращивании сил - за тремя, при вводе оперативного резерва и резерва 1й категории - за четырьмя-пятью.

На ТОФ ситуация и сложнее и проще одновременно. Сложнее - из-за крайней разнесенности системы базирования. Проще - из-за того, что РПКСН ТОФ патрулируют в Охотском море, надежно изолированном от прохода ПЛ противника, и там их можно охранять при помощи малых противолодочных кораблей и вертолетов. Таким образом, МЦАПЛ и ПЛА ТОФ освобождены от выполнения первых двух задач. Третью задачу ТОФ надежно обеспечивает посредством дежурства в заливе Кадьяк шести «охотников», подкрепленных Ту-142, и таким образом имеет еще две (при наращивании сил - четыре) МЦАПЛ и ПЛА для выполнения прочих задач.
ПЛАРК ТОФ обеспечат слежение за тремя АМГ (КУГ) противника, при наращивании сил - за четырьмя-пятью, при вводе оперативного резерва и резерва 1й категории - за шестью-семью.
Также как и СФ, ТОФ сможет расширить круг выполняемых задач при вводе резерва.
Дизельные ПЛ обоих флотов будут в мирное время заняты охраной акватории от проникновения туда ПЛ Норвегии и Канады (СФ), Южной Кореи и Японии (ТОФ), чем они и заняты в настоящее время. Изолированные силы БФ и ЧФ будут заняты на своих ТВД.

Таким образом, мы приходим к выводу, что ни планируемый (65 АПЛ и 32 ДЭПЛ), ни, тем более, наличный (49 АПЛ и 31 ДЭПЛ) состав ВМФ не обеспечивает выполнения стоящих перед подплавом задач. Более-менее свободно командование флота сможет чувствовать себя при вводе резерва первой категории и оперативного, а полностью решить задачи МИРНОГО ВРЕМЕНИ, с оставлением возможности для наращивания сил в кризис, подплав может только при наличии в строю лодок резерва 2й категории.

Главным дефицитом в нашем подводном флоте будут в ближайшие десять лет будут ПЛАРК и многоцелевые АПЛ. При этом самое обидное то, что действующие и планируемые темпы ввода ПЛ в строй довольно высоки - 22 АПЛ за десять лет, что больше, чем в любой другой стране мира. Темпы ввода ДЭПЛ, к сожалению, не отвечают потребностям флота - для их покрытия необходимо обеспечить ввод в течение 10 лет не менее 16 ДЭПЛ. Причина же дефицита АПЛ кроется в политике 90х годов, когда из строевого состава выводились в резерв боеготовые лодки возрастом 5-15 лет, и снижением темпа ввода новых лодок в строй в девяностые годы.

При нынешней ситуации ВМФ РФ сможет уверенно чувствовать себя при наличии в строю не менее 70 МЦАПЛ и ПЛА, а с учетом прекращения строительства ПЛАРК - не менее 80. Кол-во ДЭПЛ должно определяться следующим образом: на ЧФ: не менее суммарного числа румынских и болгарских ПЛ, а также Черноморской группы ВМФ Турции, т.е. - 8-10 ПЛ, на Балтике: не менее суммарного числа германского и датского подплава - 10-12 ПЛ, на Севере - не менее суммарного числа ПЛ Норвегии и Канады - 12-16 ПЛ, на ТОФ - не менее 0,5 от числа ПЛ Японии и Южной Кореи (остальное примет на себя подплав КНДР) - то есть не менее 12 лодок. С учетом того, что развитие политики Китая достоверно установить пока нельзя, это число должно быть повышено еще не менее чем наполовину, и составить 18-20 ДЭПЛ. Таким образом, в составе ВМФ РФ должно находиться не менее 42-58 ДЭПЛ. Эти цифры не учитывают также возможного строительства ДЭПЛ в США, Великобритании и Франции, а также необходимого для обеспечения интересов РФ патрулирования ДЭПЛ в Средиземном море.

Обозревая нашу программу подводного кораблестроения (особенно атомного), можно сказать, что сегодня командование флота и высшее руководство государства придерживается политики создания относительно небольшого (по сравнению с кругом задач) числа ПЛ, каждая из которых должна по своим ТТХ быть сильнее аналогичных по задачам лодок противника - ни одна из строящихся АПЛ не стоит меньше миллиарда долларов, каждый проект имеет как минимум одну-две, а чаще целый букет рекордных характеристик.

Представляется, что в данном вопросе мы впадаем в ошибку, совершенную Германией и Японией еще во Вторую Мировую Войну, когда было доказано: тактико-технические характеристики боевой техники  вторичны по сравнению с их массовостью.

Уникальные боевые качества японских линейных кораблей типа «Ямато» не спасли их от гибели под массированными авиационными ударами, равно как и не спасли бы их и в линейном бою против пятикратно превосходящего в числе противника. То же самое можно сказать про германские корабли, которые, вдобавок не имели явных преимуществ по ТТХ (за исключением «Бисмарка» и «Тирпица») перед своими противниками, и, в особенности, про германские танки и самолеты.

Ме-262 был новейшим и практически несбиваемым самолетом - но их было очень мало. Последние модели «Фокке-Вульфов» были блестящи - но их было еще меньше. «Королевский Тигр» уничтожал в дуэли любой танк противника, но их категорически не хватало, и пока очередной тяжелый танковый батальон Вермахта копил мрачную славу, вписывая все новые и новые страницы в грозную историю Панцерваффе, массированные танковые соединения противника прорывали фронт там, где «Тигров» не было.

То же самое повторяется сейчас с нашим подводным флотом. Наши лодки совершенны - они имеют наибольшую глубину погружения и скорость, несут больше торпед, имеют мощнейшие системы вооружения вроде тяжелых 650-мм торпед, мин СМДМ, подводных ракет «Шквал», крылатых ракет «Метеорит» и «Гранит». На них установлены мощные ГАК, позволяющие слышать очень тихие американские лодки даже в Арктике, под полярной шапкой, в условиях постоянного грохота миллиардов тонн крошащегося и ломающегося льда, развитое оборудование, позволяющее значительно сокращать экипаж и увеличивать автономность, но их просто не хватает. Правильным шагом, на мой взгляд, было бы повторение в третий раз советского решения данной проблемы. Первый раз - конец сороковых - пятидесятые годы.

podlodka-2-1.jpg (5838 bytes)Столкнувшись с проблемой «много целей - мало лодок», Советский Союз строит серию из двухсот пятнадцати средних ДЭПЛ пр. 613. Они не блистали характеристиками, отличаясь, впрочем, достаточно мощным вооружением, развитым оборудованием, но главное - легкостью и дешевизной постройки и эксплуатации.

О высококлассном оружии тоже не забывали - им стали лодки 611 проекта, и достроенные германские лодки XXI серии. Через двадцать лет, когда развился атомный подводный флот, ситуация повторилась на более высоком уровне - атомный подплав ВМФ СССР не мог противостоять соединенной мощи подводных сил НАТО - не хватало лодок.

podlodka-2-5.jpg (7895 bytes)И тогда СССР выдает проект 671. Сорок восемь лодок этого проекта в четырех модификациях вошли в строй за 25 лет - с 1967 по 1992 год. «Суперлодки» - сверхскоростные «Лиры», сверхглубоководные «Марсы», сверхтихие «Барсы» - ставили рекорды скорости, глубины, продолжительности скрытого слежения за противником, и готовились выполнять сверхзадачи, собирая гвардейские вымпелы, ордена и почетные наименования.

Но главной силой были не они. Главной силой были «Ерши» и «Щуки». И их боялись и уважали. V - «VICTOR», «Победитель» - неспроста в НАТО для них выбрали именно эту кодировку, при том, в начале 70х были свободными еще многие буквы. Еще более характерно наименование, неофициально данное этому типу лодок АНГЛИЙСКИМИ моряками - «Черный Принц». Наименование распространилось, и прижилось даже крепче, чем кодовое. Именно «Викторы» были основой советского подводного могущества. Простые и дешевые - со стоимостью около 50 миллионов рублей и сроком постройки 11-15 месяцев, а некоторые подлодки и 8-9 месяцев, но чрезвычайно «зубастые», маневренные и автономные, они стали «дежурными постовыми» на всех важнейших морских перекрестках, переняв эту роль у ДЭПЛ проекта 613. Там где раньше крутилась стая в 10-11 «Виски», теперь дежурили 2-3 «Виктора», выполняя их задачи. С повышением ТТХ лодок появилась возможность уменьшить их число в каждом конкретном месте, но главный принцип - прикрытие всех критических зон - сохранился. «Викторы» были везде и нигде - у западной Гренландии и в проливе Дрейка, у Пирл-Харбора и в Аравийском море, в центральной Атлантике и в «ревущих сороковых».
Именно такой шаг требуется сейчас - создание массовой, скорой в постройке, легкой в освоении

(Примечание: Очень важная характеристика. Для сравнения можно сказать, что на освоение насыщенной ультрасовременным оборудованием АПЛ пр. 971, и пригонку всех систем у флота уходит от двух лет («Вепрь») до четырех (головной «Барс»), рекорд - пятнадцать месяцев («Волк»). Во время освоения лодки выполняют ограниченный объем задач, и далеко не ходят. У лодок проекта 671 этот срок от четырех месяцев до года, а некоторые лодки уходили в автономки и через две недели после подъема флага. Еще примечательнее то, что за все время эксплуатации «Викторов», с ноября 1967 года по сегодняшний день, не было ни одного случая гибели или радиоактивного облучения людей на борту этих лодок. Не было и ни одной аварии по техническим причинам. Это особенно важно на фоне того, что все остальные наши сколько-нибудь массовые проекты, увы, собрали свою дань - облученными, задохнувшимися, сгоревшими, отравленными... Такова цена могущества, и о ней тоже нельзя забывать.)

и дешевой в эксплуатации лодки. Проект 671 обладает замечательными гидродинамическими характеристиками, и, возможно, имеет смысл реанимировать его, начав постройку «VICTOR-IV», с новым вооружением и оборудованием. Разумеется, мы не сможем вытянуть постройку полусотни таких лодок, но пара десятков, введенных в строй за 8-10 лет, помимо уже строящихся и планируемых лодок, стали бы значительным подспорьем, позволив, вкупе с ПЛ резерва, закрыть узкие места, и решать хотя бы важнейшие задачи флота в должном объеме. Кроме того, новое оборудование, подняв возможности лодки, позволит обойтись одной боевой единицей там, куда раньше требовалось посылать две. Но главное - мы по-прежнему будем иметь возможность контролировать ключевые точки океана. Также следует увеличить программу строительства дизельных лодок. На порядок более дешевые, они позволят разгрузить атомные лодки, сняв с них прибрежные задачи, которые сейчас периодически приходится решать на ТОФ и СФ методом «стрельбы по воробьям из пушки». Заодно следует заметить, что такая активизация строительства подводного флота будет иметь и экономический эффект из-за роста рабочих мест и освоения производства новой техники, а также по многим другим причинам. Мы еще до конца не оценили тот реальный, измеряемый деньгами доход, который принесла СССР его уже навеки непревзойденная программа строительства АПЛ - 250 единиц, больше чем весь остальной мир. А он был, этот доход, и немаленький. Создание титановой металлургии, значительной части точмаша, продвинутой нефтехимии, развитие науки, как фундаментальной, так и прикладной сразу по ряду направлений - от географии до микробиологии, освоение ранее не обжитых территорий Крайнего Севера, куда с военно-морских баз пошла цивилизация, обнаружение в ходе патрулирования рыбных косяков и залежей полезных ископаемых - всего не перечислить.

5. FAQ

Q.Вы в каком времени живете? Холодная война давно кончилась. С кем воевать?

A.- В настоящем. В том самом, в котором в Фареро-Исландском проходе постоянно патрулируют от двух до пяти АМГ США. Против террористов, наверное, в Петербурге, Калининграде и Карелии с Кольским полуостровом.
В том времени, когда США строят ПРО, размещая основные элементы системы на Аляске и в Норвегии. Видать, Ирана боятся.
В том времени, когда НАТО в Европе без учета Франции, Испании, Италии и Португалии под ружьем свыше семисот тысяч человек в сорока дивизиях. И на Ближнем Востоке еще полмиллиона в двадцати дивизиях с гаком. И шесть тысяч боевых самолетов суммарно в Европе и на Ближнем Востоке. Тоже, видимо, против Ирана с четырьмястами самолетами.
А всего США и их союзники имеют на территории Евразии под ружьем свыше восьми миллионов человек, свыше 11.000 боевых самолетов, свыше сорока тысяч танков, свыше трехсот надводных кораблей и свыше полутораста подлодок, что суммарно превосходит (за исключением числа ПЛ) возможности всех евразийских стран - НЕ союзников США. Ни разу в послевоенной истории блок НАТО+союзники (Большой НАТО) не обладал подобной мощью.

Ни разу она не росла так быстро - военный потенциал Большого НАТО за счет прибавления новых членов блока НАТО, вновь начавшегося наращивания ВС старых членов НАТО и других союзников США, и переброски (возвращения) в Евразию американских военных контингентов, за последние пять лет возрос по личному составу на 25%, по количеству боевых самолетов - на 30%, по числу танков вдвое, по числу НК на 20%, по числу ПЛ на треть.

И даже Варшавский договор на пике холодной войны, обладал мощью, лишь приближающейся по количественным показателям к тому, что есть у НАТО и союзников сейчас, после ее окончания. На пределе своего могущества, вооруженные силы ОВД имели значительно больше ПЛ (свыше трехсот), значительно уступая по числу отмобилизованных войск (меньше пяти миллионов), и равняясь по числу боевых самолетов, танков и надводных кораблей. Причем не следует забывать, что мощь ОВД заканчивалась на Евразии, а мощь НАТО и его союзников сосредоточена в Евразии значительной частью, но лишь частью.

podlodka-2-94.jpg (26562 bytes)Q.Не лопнете? Где деньги взять на все эти ракетоносцы с охотниками?

A.- А кто сказал, что только на них? Еще и на авианесущие и ракетные крейсера, эсминцы и БПК, фрегаты и СКР, МРК и МПК, БДК и транспорты, тральщики и минзаги, кабелепрокладчики и торпедоловы, госпитальные суда и плавдоки, танкеры и суда снабжения, ракетопогрузчики и хранилища радиоактивных отходов и прочая... я уж не упоминаю о всяких мелочах, типа ракет, межконтинентальных и крылатых, стратегических и фронтовых бомбардировщиках, истребителях-перехватчиках и завоевания превосходства в воздухе, РСЗО и САУ, танках и БТР, ЗРК и ПТРК, полигонах, казармах, НИИ военной микробиологии и экспериментальной физики... это все действительно мелочи - заправка одного сторожевика в 1,5 раза больше заправки танковой дивизии, а о крейсере я умолчу, нервы щадя.
ВМФ - самый дорогой вид сил. Впрочем, можно отказаться. Порезать все и сразу. Оставить с десяток кораблей и пару десятков ПЛ, и на том успокоиться. Только когда первая серия «Томагавков» прилетит и обрушит в воду московские мосты, не говорите, что вас не предупреждали.
Не прилетит?
А вы УВЕРЕНЫ?
Это все равно, что быть уверенным в том, что в тебя не выстрелит стоящий напротив человек, с пистолетом, на тебя направленным, неоднократно заявлявший о своей готовности тебя убить.

Q.Будто мы сами никого убить не грозились.

 
A.- Грозились. И грозиться будем. А также строили и будем строить то, чем угрозы осуществляются. Вот уже тысячу с лишком лет как. Будем надеяться, что хватит еще настолько же. Потому что альтернативы нет - того, кто убить не может - убивают первым. И не было еще в мировой политике исключений из этого правила. Каждая страна либо сама себе «убойность» обеспечивает, либо ищет союзника, который под крыло возьмет, и сам всех убьет, либо исчезает с карты мира.

Q/Ну, ладно. Но почему ТАК МНОГО? Зачем нам свыше ста подлодок, когда США думают, хватит им полсотни, или все-таки потратиться на семьдесят?

A.- Затем, что мы одни. А у США - Великобритания, ФРГ, Канада. Италия, Турция, Норвегия... короче, НАТО. А еще Япония, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Тайвань с Таиландом, Южная Корея. И каждый - при своих обязанностях. Американцев в Японском море нет, там есть японцы и южные корейцы. А на Балтике - датчане, немцы и поляки. А на Черном море - турки и болгары с румынами. И разницы никакой - стартует «Гарпун» с «Толедо» по «Устинову», или с «Идзумо» по «Варягу», или с U-212 по нефтебазе в Балтийске - он прилетит, и доставит свои 225 кг взрывчатки. Можно, конечно, сбить «Гарпун». А вот если их, к примеру летит сразу 12, то 2-3 могут и пройти. Лучше заранее утопить носитель. Или хотя бы сесть ему на хвост. А поскольку мы одни - и на Севере, и на Балтике, и на Черном море, и на Тихом океане, и у своих берегов, и за пять тысяч миль от них, а быть надо всюду, так как современное морское оружие поистине глобально, и, например, ПЛ США, патрулирующие в Индийском океане несут «Томагавки» с ЯБЧ, нацеленные на позиции 201й дивизии, на Хорог, на Байконур, на Эмбу, на Сары-Шаган, на Дербент. И для того, чтобы однажды перехватить эти лодки до пуска ракет, нам требуется иметь ПЛ в количестве, хотя бы сравнимом с тем, что есть наших противников. И коли нет у нас союзников, кроме нашей Армии и нашего Флота, то будем помогать им - тем союзникам, которые есть. Они единственные, кто Россию не предавал.

Q.Почему не требуется большего количества РПКСН?

A.- Потому, что 18 - достаточно. 80 ПУ РСМ-52 на «Тайфунах», и 208 ПУ под РСМ-54-55 на всем остальном обеспечат 2256 БЧ в залпе. Никакая мыслимая в обозримом будущем ПРО американцев не спасет, а если еще и РВСН сохранят хотя бы часть потенциала, то и две ПРО не спасут. 18 РПКСН смогут обеспечить гарантированную безопасность страны, и одновременно, могут быть обеспечены охранением.

Q.О надводном флоте будет?

A. - Надо подумать. Слишком мало проверяемой информации, а работать только на основании логических выкладок - опасно. Впрочем, одно можно сказать: в подводном флоте при недостаточном количестве ПЛ имеется их строительство, в надводном - и количество - не ах, и строительство - никакое.

Приложение: проекты российских ПЛ в кодировке НАТО.

podlodka-2-6.jpg (8403 bytes)A - ALFA - пр. 705 и 705К, «Лира», ПЛА, 7 лодок   

Примечание: Количество завершенных лодок. Цифра 8+2 означает, что в серии построено 8 и строится еще 2 лодки. , 1969-81 г.г Примечание: Первый год - закладка головной лодки серии, второй - сдача флоту завершающей.


B - BRAVO - пр. 690, «Кефаль», учебная ДЭПЛ, 4 лодки, 1967-70 г.г.
C - СHARLIE I - пр. 670, «Скат», ПЛАРК, 11 лодок, 1966-72 г.г. CHARLIE II - пр. 670М, «Скат-М» ПЛАРК, 6 лодок, 1973-80 г.г.
D - DELTA I - пр. 667Б, «Мурена», РПКСН, 18 лодок, 1971-77 г.г. DELTA II - пр. 667БД, «Мурена-М», РПКСН, 4 лодки, 1973-75 г.г. DELTA III - пр. 667БДР, «Кальмар», РПКСН, 14 лодок, 1975-81 г.г., DELTA IV - пр. 667БДРМ, «Дельфин», РПКСН, 12 лодок, 1981-92 г.г.
E - ECHO I - пр. 659, ПЛАРК надводного старта, 5 лодок, 1957-62 г.г. ECHO II - пр. 675, ПЛАРК надводного старта, 29 лодок, 1961-67 г.г. и эти же лодки, перестроенные по проектам 675М и 675МКВ.
F - FOXTROT - пр. 641, ДЭПЛ, 24 лодки, и 16 на экспорт, 1957-82 г.г.
G - GOLF - пр. 629, ДЭПЛ с БР надводного старта, 23 лодки, 1958-62 г.г. GOLF II, III, IV, V - те же лодки, перестроенные для испытаний новых видов БРПЛ.
H - HOTEL - пр. 658 ПЛАРБ надводного старта, 8 лодок, 1958-64 г.г. HOTEL II, III - модернизации с обеспечением подводного пуска и заменой ракет.
I - INDIA - пр. 940, «Ленок», спасательная ДЭПЛ, 2 лодки, 1974-79 г.г.
J - JULIETT - пр. 651, ДЭПЛ с ПКР надводного старта, 16 лодок, 1960-68 г.г.
K - KILO - пр. 877 и 636, «Палтус», он же «Варшавянка», ДЭПЛ, 33 и 1 лодка ( и 22 на экспорт), 1976-97 г.г.
L - LIMA - пр. 1840, опытовая ДЭПЛ для гидроакустических исследований. 1978-1979 г.г.
M - MIKE - пр. 685, «Плавник», ПЛА, 1 лодка, 1978-1983 г. («Комсомолец»)
N - NOVEMBER - пр. 627 и 627А, «Кит», ПЛА 1 и 12 лодок, 1954-63 г.г., пр. 645, 1958-63 г.г., 1 экспериментальная ПЛА с ЖМТ-реактором.
O - OSCAR I - пр. 949, «Гранит», ПЛАРК, 2 лодки, 1978-82 г.г., OSCAR II, пр. 949А «Антей», ПЛАРК, 9+1 лодка, 1980-2004 г.г., и 949АМ «Антей-М», ПЛАРК, 0+1 лодка, 2001-06 г.


podlodka-2-3.jpg (9761 bytes)P - PAPA - пр. 661, «Анчар», экспериментальный скоростной ПЛАРК, 1 лодка, 1962-69 г.г.

 

 

Q - QUEBEC - пр. 665, серия ракетных ДЭПЛ с ПКР надводного старта, перестроенных из ДЭПЛ пр. 613, 6 лодок, 1958-62 г.г.
R - ROMEO - пр. 633, экспортная ДЭПЛ, 22 лодки, 1959-62 г.г.
S - SIERRA I - пр. 945, «Марс» , ПЛА, 2 лодки, 1982-88 г.г., SIERRA II - пр. 945А, ПЛА, 4 лодки, 1987-93 г.г.
T - TANGO - пр. 641Б, «Сом», ДЭПЛ, 19 лодок, 1970-82 г.г.
U - UNIFORM - пр. 1910, экспериментальная невооруженная АПЛ, предназначенная для глубоководных испытаний оборудования АПЛ, 2 лодки, 1982-87 г.г.
V - VICTOR I - пр. 671 «Ерш», ПЛА, 15 лодок, 1966-74 г.г., VICTOR II - пр. 671РТ, ПЛА, 7 лодок, 1970-78 г.г., VICTOR III - пр. 671РТМ (1976-85) и 671 РТМК (1984-92) «Щука», 14 и 12 лодок.
W - WHISKY - пр. 613, ДЭПЛ, 215 (двести пятнадцать) лодок, из них около сорока экспортировано, 1949-57 г.г.
X - X-RAY - пр. 1851 и 10831 глубоководные мини-АПЛ спецназ, 2 лодки, 1984-87 г.г.
Y - YANKEE I - пр. 667А, «Навага», РПКСН, 33 лодки, 1964-72 г.г., YANKEE II - пр. 667АБ, «Навага-М», перестроенный из 667А, РПКСН, 1 лодка, 1975 г., YANKEE-NOTCH - пр. 667АТ, перестроенная из 667А МЦАПЛ, 7 лодок, 1982-91 г.г., YANKEE-STRETCH - пр. 09780, «Аксон», перестроенная из 667А АПЛ гидроакустической разведки, 1 лодка, 1989 г., YANKEE-POD - пр. ????? перестроенная из 667А АПЛ-носитель боевых пловцов, 1 лодка, 1990 г., YANKEE-ANDROMEDA - пр. 667М, «Андромеда», перестроенный из 667А ПЛАРК, 3 лодки, 1991 и 1999-2001 г.г.
Z - ZULU - пр. 611, «Буки», ДЭПЛ, 28 лодок, 1948-55 г.г.

Лодки, не входящие в алфавитную кодировку:

AKULA - пр. 971, «Щука-Б», он же «Барс», ПЛА, 16+7 лодок, 1983-2008 г.г.
AMUR - пр. 677, «Лада», ДЭПЛ, 2+3 (+4 планируется), 1997-20?? г.г.
BELUGA - пр. 1710, «Макрель», опытовая ДЭПЛ для отработки скоростных обводов корпуса, 1 лодка, 1985-89 г.г.
GRANAY - пр. 885, «Ясень» (он же - «Северодвинск»), МЦАПЛ, 0+6 лодок, 1996-2010 г.г.
KONUNG - пр. 955, «Борей» (он же - «Юрий Долгорукий»), РПКСН, 0+4 лодки, 1995-2010 г.г.
TYPHOON - пр. 941, «Акула», РПКСН, 6+1 лодка, 1981-90; 1991-2005 г.г.

Лодки, не получившие кода:

Пр. 615 и А615, ПЛ с АНЭУ, 31 лодка, 1953-62 г.г.
Пр. 865, «Пиранья», малые ПЛ - носители боевых пловцов, 2 лодки, 1984-90 г.г.

 

Литература

1. Оружие России. Каталог. Том III. Корабли и вооружение Военно-морского флота. М., АОЗТ "Военный Парад", 1997.
2. В. Данилин. Многоцелевые АПЛ ВМС США в XXI веке. "Морской сборник", № 12, 1999 г., стр. 66-68.
3. Ю. И. Александров, А. Н. Гусев. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков, Часть 1 - Подводные лодки. Справочник. С-Пб, 2000.
4. Jane`s Fighting Ships 1999-2000.
5. Jane`s Underwater Warfare Systems 1999-2000.
6. Combat fleets of the World. The Naval Institute Guide to World Naval Weapons Systems, 1997-1998. Naval Institute Press, Annapolis. Maryland, USA, 1998.

 


Из военной истории, науки, практики.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки
Завод судостроения в Севастополе

Rambler's Top100 TopList