Анатомия армии

 

"Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их моральные ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников..., своих союзников и помощников в самой России."
                                                        А.Даллес. 1945

"В ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем -расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии, окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление режимов в оторвавшихся от Росси республиках, нужных нам. Да, мы позволим России быть государством, но империей будет только одна страна -США".
                                                        Б.Клинтон. 24.10.95

 

© Ю.Романченко

Геополитические аспекты войны в Ираке

Реальные, а не декларируемые цели США

Военно-политическая обстановка в районе Персидского залива на протяжении последних десяти лет все время обострялась. Межгосударственные, межэтнические и межконфессиональные противоречия, внутриполитическая напряженность в ряде государств, милитаризация региона, активная деятельность исламских фундаменталистов, различного рода экстремистских организаций и группировок создавали обстановку повышенной конфликтности.

В течение длительного времени США проводили разнообразные мероприятия политико-дипломатического, экономического, военного, информационного и иного характера с целью установления своего контроля над Ираком и соседними странами.

Особый интерес США к Ираку был обусловлен его энергетическими ресурсами. Согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на середину марта 2003 года Ирак обладал вторыми по величине запасами сырой нефти в мире, уступая лишь Саудовской Аравии. Нефтяные резервы Ирака оценивались в 112,5 млрд. баррелей, а Саудовской Аравии составляли 261 млрд. баррелей. Кроме того, в Ираке имеются значительные месторождения газа, серы и фосфатов.

Ирак привлекателен своим геополитическим положением. Через его территорию проходят международные сухопутные и воздушные пути, связывающие Европу со странами Среднего Востока и Южной Азии.

Ирак в течение длительного времени претендовал на лидерство в арабском мире и до последнего времени оказывал значительное влияние на формирование и развитие военно-политической обстановки в регионе Персидского залива.

Существование авторитарного режима, репрессии против внуренней оппозиции наряду с пытками осуществить планы военной экспансии в отношении соседних государств, наличие химического оружия, которое было использовано против собственого народа в конце 80-х гг., попытки создать другие виды оружия массового поражения оказались для США удобным предлогом для свержения Саддама Хуссейна.

Вместе с тем контроль над Ираком открывал для США дополнительные возможности для ликвидации неугодных режимов в сосседних странах. Устранение Хусейна позволило бы установить в перспективе удобные для США режимы в Сирии и Иране.

Война 1991г. в Кувейте и ее плоды.

Подарком судьбы для Вашингтона стала агрессия Ирака против Кувейта. В ночь с 1 на 2 августа 1990 г. иракские войска вторглись на территорию Кувейта и в течение нескольких суток оккупировали его. 8 августа Багдад объявил об "объединении полностью и навсегда" Кувейта с Ираком.  Это была крупнейшая внешнеполитическая ошибка Хуссейна.

Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, осуждающих иракскую оккупацию Кувейта, требующих незамедлительного вывода иракских войск, восстановления законного правительства и т.д. Аннексия Кувейта была признана юридически несостоятельной и рассматривалась как недействительная.  У США оказались развязаны руки и ни одна страна при всем желании не могла каким либо образом противодействовать США.

15 января 1991 г. истекла "пауза доброй воли", предоставленная Ираку Советом Безопасности ООН для эвакуации войск из Кувейта. В ночь с 16 на 17 января 1991 г. войска многонациональных сил, основу которых составляли контингент США, на основании вынесенного Советом Безопасности ООН решения об использовании "всех необходимых мер для восстановления мира и безопасности в этом районе" начали военные действия против Ирака.

В феврале 1991 г. Ирак потерпел поражение в войне с международной коалицией, которую возглавляли США, и был вынужден уйти из эмирата. В отношении Ирака решениями Советом Безопасности ООН были введены жесткие международные санкции, фактически установившие режим экономической блокады страны и игравшие в интересах, в основном, только США.

С декабря 1996 г. до американского вторжения в марте 2003 года на основании решения СБ ООН для Ирака действовала программа "Нефть в обмен на продовольствие", разрешавшая Багдаду экспортировать каждые полгода нефть на сумму 1,6 млрд. долларов для финансирования закупок продовольственных товаров. Вопрос об отмене санкций являлся одним из самых важных и острых для выживания Ирака.

Основным противникам снятия санкций были США. Выгоды от сохранения санкций имели Кувейт и Саудовская Аравия, между которыми ОПЕК разделила иракскую квоту на продажу нефти на мировом рынке.

С 1991 г. авиация США и Великобритании осуществляла патрулирование так называемых бесполетных зон, где были запрещены полеты иракской авиации. Они были расположены на севере и юге страны - севернее 36-й параллели и южнее 32-й параллели. В пределах этой зоны авиация США и Великобритании наносила удары по различным объектам. Формальным поводом для установления этих зон являлась защита курдских территорий на севере и мусульман-шиитов на юге от возможного нападения иракской армии. Разрешения ООН на бомбардировки иракской территории США и Англия не имели . Фактически, с этого времени США и Великобритания являются государствами-агрессорами.

Официальным Багдадом эти зоны признаны не были.  

Последствия затянувшегося военного противостояния.

C момента окончания в 1991 г. войны в зоне Персидского залива объединенная англо-американская авиационная группировка практически еженедельно наносила ракетно-бомбовые удары по объектам на иракской территории. Особенно усилились налеты на Ирак в период агрессии НАТО против Югославии.

Согласно официальным данным только в 1999 г. совершено более 16 тыс. самолетовылетов, в ходе которых применено свыше 1 тыс. ракет и управляемых авиабомб по 180 наземным объектам. Удары были нанесены по пунктам управления и узлам связи вооруженных сил Ирака, средствам ПВО, хранилищам горюче-смазочных материалов, промышленным объектам, нефте- и газопроводам, жилым кварталам городов Мосул, Киркук, Эрбиль, Эн-Насирия, Басра.

Среди мирного населения были многочисленные жертвы. С августа по ноябрь 1999 г. в иракских провинциях Ниневия, Дахук, Мусанна, Зи-Кар, Басра от авиабомб и управляемых ракет пострадали 18 больниц, 12 школ, 74 дома, многие из которых полностью разрушены.

В результате удара по школе 29 ноября 1998 г. в г. Мосул убиты и ранены 10 детей. 12 мая 1999 г. в том же районе были уничтожены два завода стройматериалов.

В целом за период с декабря 1998 г. по апрель 2002 г. США и Великобритания совершили 299 ракетно-бомбовых ударов по объектам на территории Ирака, из них севернее 36 градуса северной широты - 165, южнее 33 градуса северной широты - 134.

По неполным данным, за 1998 - 2002 гг. в результате бомбардировок были убиты около 300 иракцев, из них более 200 - мирные жители.

США объясняли свои действия тем, что "удары наносятся с целью самообороны в ответ на наведение иракских радаров на самолеты ВВС США, осуществляющих патрулирование запретных зон".

В результате затянувшегося военного противостояния с США и экономической блокады Ирак оказался в крайне тяжелом социально-экономическом положении. .Экономика страны в силу нехватки финансовых средств, сырья, запчастей и оборудования находилась в состоянии, близком к критическому. В конце минувшего столетия резко выросла внешняя задолженность Ирака. Однако его возможности по по-гашению долга были весьма ограниченны.

Резко упал жизненный уровень населения Ирака, численность которого составила 22,3 млн. человек (2001г.). Остро ощущалась нехватка многих видов продовольствия и медикаментов. В результате международных экономических санкций, введенных Советом Безопасности ООН против Ирака в 1991 г., смертность населения увеличилась почти в 20 раз.

Комментарий Веремеева Ю.Г. Снова мы натыкаемся на неприглядную роль ООН в международных отношениях. Вновь, как и в отношении Югославии, эта организация выступает в постыдной роли инструмента оправдания агрессивности США, средства давления на страны, не желающие жить так, как это считает нужным Белый Дом.
Хуссейн, конечно, не подарок, и он сам дал повод для санкций, но результаты международных санкций для населения Ирака ужасающи. Еще одной стране, да и всем остальным странам США, используя ООН, как прикрытие, дали понять, что если они не будут жить по указке США, то их  ждет жуткая участь. А ведь очередь дойдет и до России. Может ООН себя изжила, как инструмент мира и средство обуздания агрессоров? Все чаще ООН выступает в роли оправдателя агрессоров.

В 1999 г., согласно только официальной статистике, каждый месяц от болезней в Иоаке умирали 9-10 тыс. человек, из них 6 - 6,5 тыс. детей в возрасте до пяти лет. Для сравнения - до операции "Буря в пустыне" детская смертность составляла в среднем 372 человека в месяц.

Одним из важных направлений борьбы США против режима С. Хусейна была политическая поддержка, финансовая и военно- техническая помощь оппозиции.

Комментарий Веремеева Ю.Г. Это же мы наблюдаем и в отношении Чечни. Скрытое финансирование Масхадова идет из США через исламские центры в Великобритании, США оплачивают обучение боевиков в учебных центрах SAS армии Ее Величества, снабжают боевиков разведданными через спутниковую связь и через Интернет о дислокации и передвижениях федеральных сил в Чечне, Ингушетии, Осетии, Ставрополье.

В октябре 1998 г. конгресс США принял закон "Об освобождении Ирака", в соответствии с которым ежегодно выделялись значительные средства на укрепление оппозиционных С. Хусейну организаций.

Однако, несмотря на серьезные трудности, вызванные поражением в войне 1991 г., экономической блокадой, потерей большей части национального богатства, активной деятельностью оппозиции на севере и юге страны, режиму С. Хусейна тем не менее удалось обеспечить устойчивость своего правления, приспособить национальную экономику к выживанию в условиях жесткой международной изоляции и сохранить контроль над большей частью собственной территории.

Очевидно, это явилось одной из важнейших причин усиления давления США и их союзников на иракское руководство.

Проблема разоружения Ирака как оправдание активизации антииракской кампании? В качестве предлога для активизации антииракской кампании США избрали проблему разоружения Ирака. В результате мер, предпринятых ООН после окончания войны 1991 г., иракская армия сократилась с 950 тыс. человек до 389 тыс. Для контроля за соблюдением санкций и разоружением Ирака была создана Спецкомиссия ООН, инспекторы которой провели большую работу по выявлению химического, бактериологического и ракетного оружия, а совместно с МАГАТЭ - объектов, связанных с созданием ядерного оружия.

Ирак являлся участником договоров о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (1963 г.) и о нераспространении ядерного оружия (1968г.). Однако в начале 1970-х гг., согласно некоторым источникам, Багдад начал осуществлять про- грамму создания собственного ядерного оружия, закончить которую оказался не в силах. По мнению официальных лиц США, большая часть иракского химического и биологического оружия была уничтожена во время войны 1991 г. Однако они считают, что режиму С. Хусейна удалось сохранить некоторое количество опасных материалов.

Вместе с тем Ирак не подписал Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия (1972 г.) и Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993 г.).

Неоднократно между Багдадом и Спецкомиссией ООН возникали остоые конфликты. 16-20 декабря 1998 г. под предлогом невыполнения Багдадом режима работы инспекторов ООН США и Великобритания нанесли по Ираку массированные ракетно-бомбовые удары. После этого сотрудничество с ООН в разоруженческой сфере было прервано.

В декабре 1999 г. Ирак отверг резолюцию СБ ООН, которая требовала возвращения инспекторов в обмен на постепенное ослабление режима санкций. По мнению иракской стороны, "под прикрытием этих комиссий работают шпионы".

Если подходить к проблеме оружия массового поражения Ирака объективно, то в принципе нельзя полностью исключать того, что за годы отсутствия инспекций иракцы сумели хотя бы частично восстановить мощности по производству отравляющих веществ и возобновить исследования по созданию биологического оружия.

Комментарий Веремеева Ю.Г. Вся территория Ирака ныне доступна самым тщательным проверкам, но за всю весну и лето 2003г. следов такого оружия так и не найдено, хотя поисками занимаются весьма квалифицированные разведчики армии США и Великобритании. Но что любопытно, так это то, что США и слышать не хотят о возвращении в Ирак международной инспекции под эгтдой ООН. С чего бы это?

Вместе с тем даже такая гипотетическая возможность не может служить основанием для развязывания войны против Ирака.

Чтобы снять остроту напряженности, в мае 2002 г. иракское руководство согласилось выполнить резолюцию СБ ООН № 1409 по изменению режима санкций и проведению в шестимесячный срок всех процедур, связанных с ее осуществлением. Она предполагала ужесточение контроля над экспортом в Ирак предметов военного назначения с одновременным снятием ограничений на поставки продуктов гражданского назначения. В сентябре 2002 г. под давлением мирового сообщества, в том числе большинства арабских государств, иракское руководство согласилось на возвращение в страну инспекторов ООН. 8 ноября 2002 г. по предложению США и Великобритании, СБ ООН была принята резолюция № 1441, которая требовала от Ирака полного уничтожения оружия массового поражения и прекращения его разработок. Для контроля над вооружениями Багдад обеспечивал "немедленный, беспрепятственный, безоговорочный и неограниченный" доступ международных инспекторов ко всем без исключения иракским объектам, которые инспекторы сочтут необходимым проверить.

Согласно срокам, определенным в резолюции, Багдад должен был сообщить ООН не позднее 15 ноября 2002 г. о своем согласии подчиниться требованиям резолюции и сделал это досрочно.

Не по- зднее 8 декабря Ирак обязан был представить Совету Безопасности и комиссии ООН по мониторингу вооружений полное описание своих программ по разработке и производству химического, биологического и ядерного оружия. Это требование также было выполнено.

В соответствии с требованиями резолюции планировалось, что международные инспекторы возобновят работу в Ираке не позднее 23 декабря 2002 г. и не позднее, чем через 60 дней представят в СБ ООН отчет о проделанной работе. Что и было сделано.

По итогам этого этапа своей деятельности, новая миссия инспекторов подготовила доклад, в котором не содержалось скольконибудь значительных упреков в отношении Ирака по поводу наличия у него оружия массового поражения.

С другой стороны, некоторые вопросы по иракским программам разработки ядерных, химических, биологических вооружений остались без ответов. Это дало повод США и Великобритании заявить, что они не верят С. Хусейну и требуют принятия в кратчайшие сроки жесткой, ультимативной резолюции СБ ООН, которая фактически санкционировала бы применение военной силы против Багдада.

По мнению Вашингтона, у Ирака осталось 29 тысяч литров раствора с бациллами сибирской язвы, а также химическое оружие.

Очередная попытка оказать давление на мировое сообщество была предпринята Госсекретарем США К. Пауэллом 5 февраля 2003 г. на заседании СБ ООН, где он представил американские разведданные, которые были призваны подтвердить наличие у Ирака ОМП и связей руководства этой страны с террористической организацией "Аль-Каида". Однако выступление К. Пауэлла большинство мирового сообщества не убедило.

Комментарий Веремеева Ю.Г. Сейчас уже вполне очевидно, что Колин Пауэл просто лгал международному сообществу. И что хуже всего, этим же занимались руководители самых ведущих стран мира - президент США  и премьер-министр Великобритании. Теперь это признали и в самих этих странах. Какова же теперь цена любым обещаниям и заявлениям руководителей этих стран?

Иракское руководство, осознавая опасность ситуации, связанной с возможностью американской агрессии, согласилось даже на то, чтобы США направили в Багдад сотрудников ЦРУ, чтобы Вашингтон смог убедиться в том, что в Ираке не скрывается оружие массового поражения, разрешило полеты над своей территорией разведывательных самолетов.

Использование американских самолетов "U-2" для инспекций долгое время оставалось спорным моментом между Багдадом и ко- миссией ООН. Иа требования инспекторов разрешить полеты "U- 2", Багдад отвечал встречным требованием прекратить на это время полеты самолетов ВВС США и Великобритании на юге и севере Ирака. Компромисс был найден во время последнего визита руководителей инспекторов ООН Ханса Бликса и Мухаммеда аль- Барадеи в Багдад, который состоялся 8-9 февраля 2003г.. Стороны договорились о проведении комплексной воздушной разведки. На сверхбольших высотах она должна была осуществляться самолетами "U-2" и "Мираж", на средних - Ан-30, на низких - с вертолетов, а на сверхнизких - самолетами "Дронгз" немецкого производства.

Оценивая деятельность наблюдателей ООН, следует заметить, что они испытывали сильное давление со стороны США. Очевидно, что именно с этих позиций следует рассматривать требование главы Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (UNMOVIC) Ханса Бликса уничтожить баллистические ракеты "Аль-Самуд-2", поскольку их дальность действия превышает 150-километровый предел, установленный ООН.

С этим выводом не была согласна Россия. "Системы, о которых идет речь, не являются запрещенными, а были разрешены в соответствии с предыдущими решениями СБ ООН", - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Юрий Федотов. К тому же, как напомнил дипломат, иракцы декларировали это превышение в представленном 7 декабря в СБ ООН отчете об оружии массового уничтожения. Ю. Федотов подчеркнул, что ситуацию с "Аль-Самуд-2" необхо- димо рассматривать не как нарушение Ираком своих разоруженческих обязательств, а как пример сотрудничества с инспекторами.

Вместе с тем Багдад согласился на уничтожение ракет "Аль-Са- муд-2". Всего у Ирака было около 120 таких ракет. По данным на 10 марта, 40 из них Ирак уничтожил.

7 марта состоялось заседание Совета Безопасности ООН, на котором были заслушаны доклады главы миссии ООН в Ираке Ханса Бликса и руководителя МАГАТЭ о проверках в Ираке. Доктор Ханс Бликс, глава инспекционной комиссии ООН по разоружению Ирака, привел в своем отчете ряд аргументов, которые в равной мере могли быть использованы как сторонниками продолжения работы инспекторов, так и приверженцами применения силы. С одной стороны, Бликс отметил, что Ирак сотрудничает с инспекторами и дает им возможность беспрепятственного доступа к любым объектам.

Это подтверждает выводы Германии, Франции и России о том, что инспекторы работают успешно и должны продолжать свою миссию. Ханс Бликс также заявил, что его команда не нашла в Ираке подтверждений того, что Саддам Хусейн скрывает запрещенные военные разработки в передвижных лабораториях, о чем не раз заявляли представители США. В Ираке пока не было найдено подземных складов химического и биологического оружия. Но вместе с тем в докладе Бликса отмечалось, что Ирак не пояснил, куда делись от 20 до 25 тысяч литров раствора с бациллами сибирской язвы. Неизвестно, где находятся запасы химического оружия, в том числе 1000 тонн нервно-паралитического газа VX, другие отравляющие вещества - газ зарин, иприт, 6 500 химических бомб, 18 мобильных лабораторий для изготовления биологического оружия. Багдад утверждал, что все виды оружия массового уничтожения были давно ликвидированы, но доказательств никаких не привел. Также, согласно мнению Бликса, Ирак, возможно, разрабатывал новые виды запрещенных ракет. В докладе содержался призыв к С. Хусейну сдать инспекторам оставшиеся у него запасы биологического и химического оружия, а также ракеты СКАД советского образца. Бликс потребовал от Ирака предоставить сведения о подземных мастерских и складах, где, по некоторым сведениям, изготовляют и хранят оружие массового уничтожения. Он заявил, что инспекторы - не сыщики, они не обязаны доказывать, что Саддам Хусейн вводит в заблуждение международное сообщество, пряча запрещенное оружие. Багдад сам обязан предоставить в их распоряжение все материальные и документальные доказательства того, что Ирак разоружился, подчиняясь требованиям резолюции Совета Безопасности номер № 1441. X.Бликс также подчеркнул, что инспекторы должны продолжать свою работу.

К такому же выводу пришел Мухаммед аль-Барадеи, глава Международного агентства по атомной энергии, который заявил, что не имеет смысла прекращать инспекции ООН по разоружению в то время, когда Ирак пошел на активное сотрудничество.

Комментарий Веремеева Ю.Г. Отсюда достаточно ясно видно, что под давлением международного сообщества Хусейн отступал и выполнял требования ООН, хотя и без особого желания. Так что необходимости в войне не было, но США была нужна власть в Ираке, а ее они могли получить только через войну.
Отсюда следует простой вывод - в вопросах войны и мира США руководствуются только своими собственными узкокорыстными интересами и не считаются с интересами других стран, с   международным правом, с Уставом ООН, различными Конвенциями. Значит, при желании США легко нападут и на Россию? И в чем тогда смысл заключать с этой страной какие либо договора об ограничении каких либо вооружений, если для этой страны любой международный договор не более чем фиговый листик ?

К чему склонялось международное сообщество

На заседаниях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, посвященных дальнейшим действиям в Ираке, большинство государств склонилось к тому, что военные инспекторы должны продолжить свою работу.

Россия, Франция и КНР последовательно выступили против силового подхода к решению иракской проблемы, за продолжение инспекций. Из непостоянных членов ООН аналогичную позицию заняли ФРГ и Сирия. Кроме того, Франция и ФРГ блокировали рассмотрение просьбы США о военной поддержке операции в Ираке силами НАТО.

Такого же мнения придерживались Люксембург и Бельгия. США попытались использовать имеющиеся у них возможности, чтобы Франция и ФРГ изменили свою позицию. В качестве средства давления конгресс США рассмотрел возможность применения экономических санкций против этих стран и вывод американских частей с территории ФРГ. Предлагалось также исключить Францию из процесса принятия решений в рамках НАТО.

Комментарий Веремеева Ю.Г. Еще одно подтверждение своекорыстности политики США. Они не считаются даже со своими союзниками.

Публично взяли на себя обязательства перед антииракской коалицией 48 государств. Среди европейских стран в поддержку США выступили Великобритания,
Италия,
Испания,
Португалия,
Дания,
Венгрия,
Польша,
Чехия,
Албания,
Болгария,
Хорватия,
Эстония,
Литва,
Латвия,
Македония,
Румыния,
Словакия,
Словения.

Комментарий Веремеева Ю.Г.  Если Великобритания давно является "задним двором" США, то очевидно Италия, Испания, Португалия и Дания преследовали какие-то собственные интересы. А вот остальные... Впрочем, их можно понять. Существовать самостоятельно они не могут, им всегда был нужен хозяин, со стола которого могли им перепадать крохи барского обеда. На Россию, которая сама давно, подобно нищему, бродит по миру с протянутой рукой, расчитывать не приходится. Да и печальный опыт некогда процветавшей, но строптивой Югославии,   посмевшей иметь свое мнение, у всех перед глазами.

Кто разделил Европу на "новую" и "старую"

Раскол среди европейских союзников США по вопросу о применении силы против Ирака дал основание министру обороны США Дональду Рамсфелду разделить континент на "новую" и "старую" Европу.

В "старую" попали Франция, Германия и Бельгия, не проявляющие энтузиазма по поводу грядущей войны.

В "новую" были зачислены восточноевропейские члены НАТО, поддерживающие американскую операцию.

Одним из активных сторонников политики США в отношении Ирака явилась Польша. Варшава выслала в регион Персидского залива спецназовцев из элитного отряда "Гром", в последнее время несшего службу в Афганистане. В район конфликта был направлен самый большой польский военный корабль "Контр-адмирал Ксаверий Черницкий". Он имеет вертолетную площадку, обладает возможностью перекачки топлива и перегрузки в открытом море, снабжен системой пожаротушения других судов, способен выполнять командные функции, может быть напичкан ракетным и артиллерийским вооружением и готов принять на борт до 140 человек. Стремясь проявить себя в роли главного союзника США в регионе, Польша оказывала Вашингтону не только военную, но и дипломатическую поддержку. С 1991 года, с момента окончания войны в Персидском заливе, интересы США в Ираке представляло именно посольство Польши.

У.Л.С. Черчилль.  ...И все же всегда существовали две Польши: одна из них боролась за правду, а другая прсмыкалась в подлости...

От Польши не отстает и Венгрия. Военная база "Тасар" на юге этой страны была выбрана как место тренировки арабских диссидентов, которые должны осуществлять диверсии на исторической родине. По версии властей, в "Тасаре" этих людей натаскивают в стрельбе и рукопашном бое, обучают приемам диверсионной деятельности и английскому языку.

Комментарий Веремеева Ю.Г.  Любопытная историческая паралель - перед Второй Мировой войной и Польша и Венгрия выступали союзниками Гитлера, и за верность Гитлер вознаградил Польшу территорией Моравской Остравы за счет Чехословакии, а Венгрию территориями за счет Румынии. Может и теперь новоявленный хозяин мира чем-то поощрит новых союзников. Да и Чехии есть смысл дружить с США в надежде, что не придется отдавать, как в 38-м немцам Судеты.

Политика США в отношении Ирака расколола мировое сооб щество и отдельные его сегменты. Это касается Европейского союза, АСЕАН, ОБСЕ, Лиги арабских государств, Организации Исламская Конференция.

Процесс дифференциации затронул и СНГ. Среди стран Содружества выступили в поддержку США: Азербайджан, который согласился предоставить свое воздушное пространство, Грузия, заявившая о своей готовности предоставить воздушное пространство и военную инфраструктуру страны, Украина, решившая направить батальон химзащиты (которая, однако, рассматривает это не как фактическое одобрение действий США, а как гуманитарную акцию), а также Казахстан и Узбекистан.

Комментарий Веремеева Ю.Г.  Ну что-ж, если страны бывшего соцлагеря приплясывют перед новым хозяином, то и бывшим республикам СССР не грех, тем более, что их экономическое положение куда как хуже. Заодно и Россию можно пошантажировать тем, что если не...., то мы к США....

Остальные страны СНГ за исключением Белоруссии, поддержавшей Ирак, официально не заняли ни одну из сторон.

Позиция исламских государств

Что касается позиции исламских государств, то, как было за-явлено, они "не будут участвовать в каких-либо военных действиях, направленных против безопасности и территориальной целостности Ирака и любого другого мусульманского государства".

Вместе с тем на территориях нескольких стран зоны Персидского залива, а также Турции, являющейся членом Организации Исламская Конференция, находятся американские войска и военные базы, которые в той или иной степени использовались против Ирака.

Саудовская Аравия разрешила Соединенным Штатам использовать два своих аэродрома на севере страны вблизи Ирака - в городах Араре и Сакаке.

"Виноват уж тем, что хочется мне кушать..."

Еще до вторжения американских войск в Ирак было ясно, что главная цель США состоит в том, чтобы поставить под свой контроль богатейшие в мире запасы нефти и усилить свою гегемонию в данном регионе и в мире в целом.

Главная вина Ирака была в том, что он, по басне Крылова, "виноват уж тем, что хочется мне кушать".

Возможно, что наиболее важным фактором, который обусловил стремление Вашингтона форсировать начало войны против Ирака, был рост цен на нефть, которые в начале-середине марта достигли 36 долларов США за баррель.

Прямые потери США от столь высоких нефтяных цен составляли около 1 млрд. долларов в сутки. Эти потери были связаны с повышением цен на нефть и другие продукты нефтепереработки, снижением экономического роста, оттоком инвестиций из производственного сектора экономики, уменьшением объемов грузоперевозок и пассажирооборота. Примерно столько же составляли и косвенные потери от высоких цен на нефть, связанные с увеличением бюджетного дефицита и удешевлением доллара, которые привели к существенному сокращению инвестиционного притока.

Таким образом, ежемесячно, из- за высоких цен на нефть США теряли более 60 млрд. долларов. До последнего времени Америка пыталась нивелировать рост нефтяных цен, используя нефтяные запасы, в результате чего они снизились до уровня 1975 г. и составили 269,8 миллионов баррелей, что ниже даже 270-миллионного минимума, установленного правительством.

 

Комментарий Веремеева Ю.Г.  "А ларчик..., просто открывался" говорит басня Крылова. Все, что сказано в этой статье выше, и что будет сказано ниже это все так - водица. Соль всей этой иракской истории в этом вот абзаце, что выше моего примечания. Узкосвоекрыстные экономические интересы США. Отсюда простой и очевидный вывод - нет такого преступления, на какое не пойдет это государство,  ради своих интересов, и нет такой страны в мире, которая может считать себя гарантированной от военного удара США. А ведь американский  "экономизм" (так назовем современную американскую идеолгию) куда страшнее гитлеровского нацизма. Эта новая идеология американского общества   помноженная на огромную экономическую и военную мощь США может привести к страшным результатам. С гибелью СССР исчез противовес имперским амбициям американцев. Если Европа полагает, что унижаясь перед Америкой или наоборот, создавая Евросоюз и создавая свою собственную суперэкономику и супермощь, она   гарантирована от неприятностей, то Европа глубоко заблуждается. По мере укрепления Евросоюза, он все больше объективно будет представлять опасность для гегемонии США и не столь уж далек день, когда бомбардировщики US Air Force появятся над Парижем, Римом, Мадридом.

Если бы эта ситуация затянулась, США вынуждены были бы начать использование стратегического резерва нефти. Сообщение об этом привело бы к новому витку повышения цен и дополнительным трудностям в развитии американской экономики. Выход виделся один - война, в результате которой США, во- первых, смогут взять под контроль богатейшие иракские месторождения, а во-вторых, американские войска в регионе станут гарантией стабильности поставок нефти не только из Ирака, но и из сопредельных нефтедобывающих стран. Посколькх за энергоресурсы принято расплачиваться в долларах, то стабилизация нефтяных поставок,  свою очередь, автоматически окажет американской валюте необходимую поддержку.

Новые виды оружия как инструменты демократии по-американски Пентагон планировал применение множества новинок в области вооружений, использования так называемого "умного" оружия, управляемого со спутников, микроволновых бомб и беспилотных самолетов. Если в 1991 году "умное" оружие составляло лишь 10% от всего объема вооружений, то на этот раз в американском военном арсенале было 80% таких боевых средств.

Военная акция США в Ираке изначально преследовала задачу не только добиться намеченных политических и экономических целей войны, но и проверить на практике возможности новых видов оружия и военной техники.

К последнему поколению "умного" оружия относилась JDAM - Joint Direct Attack Munition - традиционная бомба со спутниковой системой наведения GPS, способной вести это оружие до самой цели. Во время космического полета в 2000 г. челночный rкосмический корабль  произвел для картографического управления Пентагона подробнейшие снимки 80% поверхности Земли. Благодаря этой информации бомбы JDAM могли направляться на объект военнослужащими спецподразделений на территории противника, оснащенных специальными компьютерами. Еще одним преимуществом JDAM было то, что они не зависили от метеорологических условий: достаточно знать, где находится объект, и бомба его поразит.

Первый образец микроволновой бомбы был испытан в ходе воздушной войны против Югославии в 1999 году. С ее помощью в городах Сербии выводились из строя линии электропередач. Теперь припас, генерирующий энергию, усовершенствовали, и он планировался к применению для излучения электромагнитных волн высокой частоты над Багдадом и военными объектами с целью выведения из строя компьютеров и систем вооружений, в частности иракских командных пунктов.

Термобарические бомбы (боеприпасы объемного взрыва), применявшиеся в Афганистане против боевиков "Аль-Каиды", скрывавшихся в пещерах, американцы планировали использовать для ликвидации хранилищ химического и бактериологического оружия.  Их можно также применять морским пехотинцам, если боевые действия будут вестись в городах.

В ходе новой кампании предусматривалось широко применять беспилотные самолеты: это не только самолеты-шпионы ЦРУ Predator, способные поражать движущиеся цели благодаря своим ракетам Hellfire, но и самолеты Shadow 200 RQ-7A американской армии. Последние называют "глаза и уши войск" за способность подсказывать солдатам обходной путь вокруг препятствия.

К новинкам в бронетанковых войсках можно отнести танк Abrams M1A2, оснащенный инфракрасной системой наведения, позволяющей следить за выстрелом до момента поражения цели.

Соотношение сил

Группировка ВМС США и их союзников в зоне кризиса составила 115 боевых кораблей, в том числе 29 носителей крылатых ракет морского базирования.

Численность наземной группировки ВС США и их союзников, сосредоточенных в районе Персидского залива, к моменту вторжения составила 207 тыс. военнослужащих, в том числе ВС США - 145 тыс. человек, ВС Великобритании - 62 тыс. человек.

Состав сил и средств Ирака на этом фоне выглядел более чем скромно. До начала военных действий вооруженные силы Ирака насчитывали порядка 2200 - 2600 танков, из которых 1800 - 2000 были способны участвовать в боевых действиях. При этом у Ирака не было современных танков, отвечающих современным требованиям.   Немодернизированные танки Т-72 советского производства на сегоднящний день уже нельзя счситать современными. Но большую часть танкового парка  Ирака составляли уже давно безнадежно устаревшие танки Т-62.

Основную часть своих танков Ирак потерял во время войны в 1991 году. Ирак также имел на вооружении 3700 БМП, большая часть которых устарела. На вооружении иракской армии состояло 2400 артиллерийских орудий, включая 200 - 250 самоходных орудий. Кроме того, Ирак имел некоторое количество относительно современного противотанкового оружия и большое количество устаревших систем.

Ирак также обладал системой ПВО, которую обслуживали около 17 тыс. солдат. Эта система включала 850 ракетных установок и 3 тысячи стволов зенитной артиллерии.

ВВС располагали 316 боевыми самолетами, из которых только 50 - 60% были пригодны к эксплуатации. Среди них французские Мираж Ф-1, а также машины еще советского производства: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-29. Личный состав ВВС насчитывал около 20 тыс. человек.

Багдад располагал и ракетным потенциалом, часть которого уничтожил по требованию инспекторов ООН. Считается, что к началу боевых действий у Ирака все-таки сохранилось некоторое количество ракет "СКАД" с дальностью 650 км, которые способны были достигать территории Саудовской Аравии, Кипра, Израиля, Турции и Ирана.

Военно-морской флот этой страны имел на вооружении только один устаревший ракетный катер типа "Оса" и пять небольших патрульных катеров.

По сообщениям средств массовой информации, за несколько недель до начала военных действий в Ираке уже находились подразделения спецназа США, Великобритании и Австралии. В секретных операциях принимали участие более 4 тысяч американских и австралийских солдат из состава контингентов, дислоцированных в Катаре, Иордании, Кувейте и Турции. Великобритания выделила 240 военнослужащих из подразделения "Special Air Service" (SAS).

Незадолго до вторжения, в демилитаризованной зоне на кувейтско-иракской границе была разобрана часть заграждений, которая представляла собой забор изколючей проволоки под напряжением. Демонтировали ограждение переодетые в штатское американские морские пехотинцы. В заградительных сооружениях, установленных на границе протяженноетью около 280 км, было проделано более 30 проходов по 25 метров, отключен ток. Одновременно американские инженерные части подвозили понтоны и конструкции для наведения мостов.

Заявление Президента России

Военные действия США против Ирака начались 20 марта в 5.35 по московскому времени. В тот же день Президент России В. Путин выступил с Заявлением в котором была дана политическая оценка акции США: "...Военные действия осуществляются вопреки мировому общественному мнению, вопреки принципам и нормам международного права и Уставу ООН. Эта акция ничем не может быть оправдана - ни обвинениями Ирака в поддержке международного терроризма (информации подобного рода у нас никогда не было и нет), ни желанием сменить в этой стране политический режим, что прямо противоречит международному праву и должно определяться только гражданами того или иного государства. И наконец, никакой необходимости в воен­ных действиях не было для ответа на главный вопрос, который был прямо поставлен мировым сообществом, а именно: есть или нет в Ираке оружие массового поражения, а если есть - то что и в какие сроки нужно предпринять для его ликвидации. Кроме того, к моменту начала операции Ирак не представлял никакой опасности ни для соседних государств, ни для других стран и регионов мира, поскольку - особенно после десятилетней блокады - являлся слабой страной как в военном, так и в экономическом отношении. Не меньшую озабоченность вызывает у нас и угроза развала сложившейся системы международной безопасности".

Как развивались боевые действия

За первые сутки военных действий было нанесено не менее 10 ракетно-авиационных ударов, а в   налетах участвовало около 30 стратегических бомбардировщиков ВВС США. Цель первых ракетно-бомбовых ударов состояла в том, чтобы уничтожить высшее военное и политическое руководство страны.

В течение последующего периода военных действий авиация наносила мощные удары по всем крупнейшим городам Ирака. В воздушной операции принимали участие самые разные самолеты - от стратегических бомбардировщиков и многоцелевых истребителей до танкеров-заправщиков и разведчиков.

Тяжелые самолеты В-2 совершали перелеты с авиабазы Уайтмэн в штате Миссури. Путь туда и обратно занимал у них 35 часов. Часть бомбардировщиков поднимались с острова Диего-Гарсия в Индийском океане. Другие машины базировались более чем на 30 аэродромах в странах Персидского залива и на палубах 5 авианосцев, находящихся в регионе.

Вторжение сухопутных сил США и Великобритании на территорию Ирака было осуществлено с южного направления. За неделю боевых действий сухопутные части захватили полуостров Фао и продвинулись на несколько сот километров вглубь территории страны.

Силы коалиции взяли под свой контроль порт Умм Каср на юге Ирака, а также нефтяные месторождения в южной части страны на которые приходилось 60% всей добываемой нефти и все объекты инфраструктуры, включая перерабатывающие заводы, насосные станции и около 600 скважин.

Обращает на себя внимание, что за весь период боевых действий абсолютное большинство нефтяных скважин не были подожжены. По мнению представителя вашингтонского Центра оборонной информации, главная причина тому - действия специальных подразделений США, которые на юге страны за 48 часов до официального начала военных действий обезвредили взрывные механизмы и конкретных взрывников. На севере аналогичную задачу решали курдские подразделения. Кроме того, предполагается, что представители иракского командования испугались ответственности за поджог нефтяных скважин, так как в рамках психологической войны США стремились донести до противоположной стороны, что будут рассматривать эти действия как применение оружия массового поражения.

Наряду с южным направлением военных действий 22 марта США приступили к высадке своих войск на севере Ирака, где на аэродроме между городами Мосул и Киркук приземлились военно-транспортные самолеты с американскими десантниками. Готовя высадку десанта, накануне самолеты Б-52 наносили удары по Киркуку.

Вместе с тем, при поддержке ВВС США, 23 марта в северном Ираке близ границы с Ираном, группировка "Патриотический союз Курдистана" начала крупномасштабное наступление на позиции боевиков радикальной группировки "Ансар аль-Ислам".

Подразделения курдов явились вторым наиболее активным, после Великобритании, союзником США в борьбе против режима С. Хусейна.

Информационная и психологическая война

Наряду с реальными боевыми действиями против руководства страны и ее народа антииракской коалицией была развязана психологическая война. Самолеты ВВС США разбросали над территорией Ирака более 1 млн. листовок, в которых содержались призывы не оказывать сопротивление американским солдатам, не минировать водные каналы и не загрязнять их нефтепродуктами, а также давались рекомендации, как сдаваться в плен.

"Если эти требования будут исполнены, - говорилось в листовках, - вы сможете прожить столько, что увидите своих детей взрослыми. Не подвергайте свои жизни риску, бросайте оружие и возвращайтесь домой!"

Еще одна война, которая началась в связи с военными действиями США против Ирака, - это война информационная. В первые дни из военных источников США на СМИ обрушился массовый поток "непроверенной" информации, который должен был внести смятение в иракские войска и парализовать их. Значительный упор делался на распространение различных слухов, которые были призваны помочь достигнуть реальных военных целей.

Примечательно, что в течение нескольких недель до начала военной кампании в расположение иракских частей с самолетов сбрасывали радиоприемники.

Качество брифингов в штабе Центрального командования США в Катаре, по мнению присутствующих здесь журналистов, оставляло желать лучшего. А сообщения о том, что в первые дни союзниками захвачены города на юге страны, впоследствии не подтвердились. В их окрестностях развернулись ожесточенные бои.

Просчеты и трудности, с которыми столкнулись войска коалиции

В начале операции войска коалиции столкнулись с серьезными трудностями в решении поставленных задач. Накануне войны министр Рамсфелд обозначил идеальные временные рамки блицкрига в Ираке - шесть дней.

Однако первые бои показали -блицкриг может не получиться: наступление армии коалиции развивалось не теми темпами, которые были запланированы. Стратегически важный полуостров Фао длительное время оставался ареной интенсивных боев.

Американские и британские военные признали, что бои на юге Ирака носили ожесточенный характер. Пилоты ударных вертолетов Apache, участвовавших в ночь на 24 марта в крупном сражении к югу от Багдада, говорили, что попали в "осиное гнездо". Они не смогли выполнить задачи, которые были перед ними поставлены.

Как рассказал корреспондент CNN, сопровождающий части 11-го полка ударных вертолетов пятого корпуса, "единственное, что американцы могли сделать, чтобы защитить себя - покинуть место боя".

Портовый город Умм Каср превратился 25 марта, по мнению независимых наблюдателей, "в ночной кошмар" для войск коалиции. Оборонявшие его иракские солдаты и ополченцы будучи не в силах противостоять массированным авианалетам и артобстрелам перешли к партизанской тактике.

26 марта произошло крупное сражение в 95 км от Багдада, между городами Эн Наджаф и Кербела. 3-й легкий бронетанковый разведывательный батальон морской пехоты США, выдвинувшийся к Багдаду, столкнулся с ожесточенным сопротивлением иракских сил южнее города и был вынужден отступить.

Басрой, вторым по величине городом страны, не удалось овладеть даже спустя две недели боев.

Пентагон пытался представить причиной своего увязания на юге страны слишком сильное сопротивление элитных частей Ирака. Однако на самом деле причина не только в этом. Войска коалиции столкнулись с обороной, организованной на порядок качественнее, чем 12 лет назад. Большое количество ложных целей привело к тому, что значительная часть высокоточного оружия, использованного США, была израсходована впустую.

Однако примеры стойкого сопротивления оккупантам начального периода войны в дальнейшем не получили своего развития.

Падение Багдада

Почти весь Ирак оказался под контролем англо-американцев, хотя и не за шесть дней, как полагали в Пентагоне, но все-таки за небольшой срок - всего за три недели.

Масштабных и решительных боевых столкновений, включая танковые сражения, с иракской стороны отмечено не было. Оказалась выведенной из боевых действий и переправлена в Иран почти вся иракская авиация.

Багдад не был оборудован в инженерном отношении для ведения оборонительных боев. Все мосты, ведущие к иракской столице, остались целыми и невредимыми.

11 апреля командование иракского контингента, оборонявшего Мосул, подписало акт о капитуляции с представителями американских сил.

В тот же день на севере страны иракские солдаты начали массовую сдачу оружия. Солдаты одной из пехотных дивизий иракской армии передали свое оружие представителям курдских вооруженных формирований и направились пешком в сторону Багдада.

В городе Кифри, расположенном в 100 кило­метрах к юго-западу от Киркука, по словам иракских солдат, их командиры покинули позиции еще десять дней назад.

После падения Багдада многие солдаты, не дожидаясь распоряжений свыше, поменяли форму на гражданскую одежду и стали расходиться по домам.

По официальным данным, на заключительном этапе войны, в регионе Персидского залива были дислоцированы более 300 тыс. коалиционных войск - 255 тыс. из США, 45 тыс. - из Великобритании, 2 тыс. - из Австралии, 400 военнослужащих - из Чехии и Словакии, 200 - из Польши.

Согласно сообщениям американского командования за 25 дней войны по Ираку бьши выпущены более 800 крылатых ракет Tomahawk, из них менее 10 не достигли цели.

Трагические результаты "высокоточных" и других бомбовых ударов

В результате военных действий сильно пострадало мирное население. Примеров уничтожения войсками союзников мирных жителей Ирака немало. Вот некоторые из них.

Одна из ракет, выпущенных по Багдаду, попала в детский дом. Другая ракета взорвалась на городском рынке, в результате чего погибли 50 человек.

Американский самолет выпустил ракету по гражданскому автобусу, в котором находились граждане Сирии, возвращавшиеся из Ирака. В результате пять человек погибли, по меньшей мере десять получили ранения.

Орудийным огнем был уничтожен автобус, в котором находились исключительно мирные жители.

Согласно поступавшей из Ирака информации, в ходе бомбардировок авиацией США применялись кассетные бомбы, каждая из которых состоит из 202 мини-бомб осколочного типа. (Известно, что около 7% кассет не взрывается в ходе бомбардировок - эти части остаются лежать на земле и пред­ставляют угрозу, как для техники, так и для людей.) Быть может, именно они стали причиной гибели от бомбежек Басры 50 человек.

Комментарий Веремеева Ю.Г. В данном   случае речь идет о применении авиацией США и Великобритании авиационных систем дистанционного минирования, когда в кассетных авиабомбах находятся противопехотные мины. Если авиация США применяла эти противопехотные мины вполне законно, т.к. эта страна не подписала и не признала Оттавскую Конвенцию о запрещении использования противопехотных мин, хотя и заявляла, что присоединится к Конвенции в будущем, то действия Великобритании, в числе первых ратифицировавшей эту Конвенцию,   достаточно ярко и отчетливо показывают отношение стран NATO к различного рода международным соглашениям. Для стран NATO Оттавская Конвенция, как и ряд других являются лишь средством информационной войны, поводом для обвинений России в нарушении международных норм, пренебрежении ею прав человека, в негуманном поведении, а также способом давления на Россию. Сами же они не  считают для себя обязательным соблюдение этой и других Конвенций. Так например, из Ирака поступают сведения о том, что с согласия США воинские контингенты Польши, Чехии, а в последний месяц и Украины, для обеспечения безопасности своих пунктов базирования используют противопехотные мины советского и частично трофейные иракского  производства (ПМН, ПМН-2, НВУ-П, ПОМЗ-2М).

Длительное время оккупационные войска держали Басру в осаде. Почти 2-миллионный город оказался в крайне тяжелом положении. Уничтожение его системы жизнеобеспечения привело к тому, что населению Басры грозила гуманитарная катастрофа.

И в таком положении не только Басра. По мнению Верховного комиссара ООН по делам беженцев Рууда Лубберса, результатом войны в Ираке могла стать гуманитарная катастрофа.

Во что обойдется восстановление

По оценкам ООН, восстановление Ирака обойдется в колоссальную сумму. В первые три года в страну потребуется вложить 30 млрд. долларов.

Общая стоимость восстановительных работ и модернизации экономики Ирака, включая нефтяную промышленность, составит порядка 120 млрд. долларов.

ООН считает, что, несмотря на нефтяные богатства Ирака, восстановить эту страну будет сложно. Последствия войны предсказать пока весьма трудно. Но уже сейчас ясно, что она затронула судьбы не только непосредственных участников военных действий.

По оценке бывшего директора Центрального разведывательного управления США Джеймса Вулси, США ведут четвертую мировую войну, которая может продлиться многие годы. По его словам, она ведется против трех врагов: "религиозных правителей Ирана", "фашистов" Ирака и Сирии и исламских экстремистов, подобных "Аль-Каиде".

Очевидно, что в условиях неэффективности ООН и ее институтов, связанных с обеспечением международной безопасности, США превращаются в международного жандарма.

Главной ставкой в иракском кризисе, как заявил министр иностранных дел России Игорь Иванов, "по существу являются основы будущего мироустройства. Война в Ираке поставила все мировое сообщество перед принципиальным выбором. Совершенно очевидно, что от того, как пойдет дальнейшее развитие событий, во многом зависит не только судьба Ирака, но и будущее международных отношений на длительную перспективу".

По оценкам экономистов, косвенные потери мировой экономики от войны в Ираке могут составить 1 трлн. долларов, что связано с торговой войной между Европой и США, падением курса доллара, резким понижением инвестиционной активности и т.д.

Возвращение Ирака на международный рынок нефти будет происходить за счет таких членов ОПЕК, как Саудовская Аравия, Венесуэла и других ключевых нефтепроизводителей, которым придется снижать уровень добычи, уступая путь дополнительным иракским поставкам. Поэтому нельзя исключать новую ценовую войну между отдельными членами ОПЕК. Последствиями этой войны могут стать следующие деструктивные процессы: подъем террористической активности в мире и ослабление антитеррористической коалиции; сползание к столкновению цивилизаций; дестабилизация обстановки на Ближнем и Среднем Востоке.

Последствия военной операции США против Ирака для России также будут негативные.

Чего ожидать России?

Как считает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник война в Ираке "принесет России колоссальные экономические потери. Пострадают более 200 российских компаний, представляющих все отрасли отечественное промышленности, они понесут многомиллиардные убытки".

Особенно тяжелыми, считает он ожидаются последствия для предприятий нефтегазовой отрасли. Долговременное военное присутствие США в Ираке после окончания войны позволяет Вашингтону расширить зону своего влияния на экономических партнеров России - Иран и Сирию что может привести к срыву практически всех масштабных экономических проектов и выдавливанию российского ВПК с объемного рынка вооружений.

В этой связи более чем красноречиво выглядит поправка к законопроекту о финансировании иракской военной кампании, принятая 3 марта. Согласно ей средства из бюджета США, выделенные на послевоенную реконструкцию в Ираке, запрещается использовать для "закупки товаров или услуг у любых организаций" из России, Франции, Германии и Сирии.

Эта война привела к усилению антиамериканских настроений в российском обществе. Эти настроения генерируют и целенаправленные антироссийские акции, которые осуществляли союзники.

Так, сворачивание деятельности посольства России было во многом спровоцировано угрозой воздушного удара по нему. 5 марта государственный секретарь Колин Пауэл потребовал от главы российского МИДа немедленной эвакуации посольства. Игорь Иванов уведомил американцев о том, что 6 апреля оно покинет Багдад и направится к сирийской границе.

Это вызвало неудовлетворение чиновников МИДа США, предложивших следовать колонне посольства в Иорданию. Во время движения она была обстреляна. Возможно, что за всеми антироссийскими действиями стоит неприкрытое желание Вашингтона установить более жесткий характер отношений США с РФ.

В создавшихся условиях для России жизненно необходимы: восстановление и развитие системы международной безопасн­сти, активизация политико-дипломатической деятельности как альтернативы американскому военно-силовому господству; правовое закрепление союзнических отношений со странами, готовыми идти на военно-политический союз с РФ; принятие и скорейшая реализация программы эффективной системы национальной безопасности с акцентом на усиление оборонного потенциала.

Одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению реального суверенитета России является сохранение и усиление ее независимой военной мощи, оборонной промышленности и науки.

 

P.S. От Веремеева. Может это и немного не по теме, но вот два сообщения американской прессы в ноябре 2003г.:
Нью-Йорк Таймс - "Пентагон намерен призвать в ноябре 85 тыс. резервистов для усиления группировки войск в Ираке и частичной замены военнослужащих неспособных по различным причинам больше выполнять свои обязанности";
Вашингтон Пост -"Администрации многих американских городов предстоит скорректировать планы проведения торжественных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня ветеранов. В стране не хватает пехотных частей, а также бронетехники для проведения военных парадов".
Как бы хотелось, чтобы эти сообщения прокомментировали наши ярые сторонники профессиональной "небольшой, но сильной" армии. А вывод здесь прост - профессиональной армии богатейшей страны мира, армии, на которую тратятся деньги в размерах, превышающих намного весь российский бюджет, не хватило на одну мелкую войну, которая к тому же считается законченной. А ведь масштабы этой войны не дотягивают до размеров обычной армейской операции. И очень быстро США возвращаются к принудительному набору солдат.
И какие же тогда перспективы у российской будущей профессиональной армии?

Литература

1.Журнал "Ориентир" №№ 7,8 -2003г.
2.У.Черчилль. Мускулы мира. Эксмо. Москва. 2003г.


Из военной истории, науки, практики


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList