Таблицы воинских званий Русского Флота
Русский Флот 1827-1884 гг.
Ю.Веремеев, И.Крамник
Флот вплоть до кончины императора Александра I
оставался вне поля зрения царствующей особы и до
воцарения в 1825 году Николая I никаких изменений в
системе воинских чинов не происходило. Новый
император резкий противник какой либо
неопределенности, расплывчатости, ярый поборник
ранжира, одинаковости в 1827 году обращает свое
внимание на флот. Окончательно исчезает чин
капитан-командор. Этого звания более ни в
русском, ни ему подобного в советском флоте так и
не появится.
В годы правления императора Александра II с 1860
по 1882 год существовал довольно странный
обер-офицерский чин "гардемарин". Этот чин
присваивался выпускникам военно-морских училищ.
Причем в зависимости от оценок полученных на
выпускном экзамене чин "гардемарин" мог
относиться к XIV или к XIII классу. И только после
того как гардемарин отплавает определенное
количество навигаций ему присваивался чин
мичмана. Несомненно, в этом была определенная
польза, но такая система так и не прижилась на
флоте и была в 1882 году отменена. Слово
"гардемарин" вновь как в 18 веке, так и после
1882 года означало учащегося военно-морского
училища.
Рассматриваемый период является исключительно
важным в развитии ВМФ. В русском флоте как и в
других флотах - в 30-е - 80-е годы XIX века происходят
коренные изменения в технике ВМФ, связанные с
промышленным переворотом.
В кругосветных плаваниях 30-40-х годов русских
фрегат-корветов оттачивался прообраз будущей
тактики крейсерских действий. Толчком для ее
развития послужила Крымская война 1853-1856 г.г.
Техническая отсталость России, и опоздание с
началом строительства паровых винтовых кораблей
привели к тому, что парусный Черноморский флот,
одержав победу при Синопе, был блокирован
союзниками в Севастополе, и не мог вести активных
действий. Огневая мощь 130-пушечных кораблей
Черноморского флота, несших совершенные для того
времени 68-фунтовые тяжелые орудия, стрелявшие
разрывными бомбами, оказалась бесполезной перед
быстроходными британскими и французскими
винтовыми кораблями, несшими по 80-90 пушек.
Сознавая разрыв в развитии промышленности
между Россией и ее вероятными противниками,
император Александр II предпринимает ряд мер.
Среди них: начало строительства броненосных
кораблей одновременно с Британией и Францией;
вооружение флота новейшими нарезными
казнозарядными орудиями. Итогом становится
появление к концу 70-х годов вполне боеспособных
морских сил, в составе которых были броненосцы и
парусно-винтовые клиперы для действий на
океанских коммуникациях; русское изобретение -
минные силы, предназначенные для поражения
неприятельских кораблей шестовыми и
самодвижущимися минами (торпедами) с легких
кораблей.
Эффективность принятых мер была
продемонстрирована уже в 60е годы. Приход в
Сан-Франциско и Нью-Йорк отрядов Русских
клиперов, поддержавших северян, предотвратил
вмешательство Британии в гражданскую войну в
США.
В начале 80х годов Россия впервые в мире
начинает строительство мореходных броненосных
крейсеров, которые на полтора десятка лет
обеспечили лидерство Русского флота в борьбе на
океанских коммуникациях. К сожалению, в этот же
период закладываются и основы будущих неудач в
Русско-японской войне 1904-1905 гг. Вместо того, чтобы
придерживаться одной концепции морской войны -
крейсерской (рейдерской) или линейной, и в
соответствии с этим расходовать средства на
строительство броненосных крейсеров - или
броненосцев, Россия, при ограниченных
возможностях своей промышленности
разбрасывалась на большое количество серий при
малом количестве кораблей в каждой серии.
*Код |
Класс по Табели |
Категория |
Наименование чина |
1а |
|
Нижние чины |
Матрос 2 статьи |
1б |
Матрос 1 статьи |
3 |
Унтер-офицеры |
Квартирмейстер |
4а |
Боцманмат |
4б |
Боцман |
5 |
Кондуктор |
7 |
XIV-XIII |
Обер-офицеры |
**Гардемарин |
8 |
XII |
Мичман |
9 |
X |
Лейтенант |
10 |
VIII |
Штаб-офицеры |
Капитан-лейтенант |
11 |
VII |
Капитан 2 ранга |
12 |
VI |
Капитан 1 ранга |
14 |
IV |
Адмиралы |
Контр-адмирал |
15 |
III |
Вице-адмирал |
16 |
II |
Адмирал |
17 |
I |
Генерал-адмирал |
** Чин "гардемарин" в качестве офицерского
чина существовал 1860-1882 годы
* Подробнее о кодировке флотских званий читайте
здесь.
Чин "кондуктор" присваивается боцманам,
исправляющим ответственные должности,
обязательно грамотным и способным заменить на
боевых постах офицеров (чаще это артиллеристы
или парусные мастера). С появлением паровых машин
на кораблях чин кондуктора также имеют котельные
и машинные специалисты. |