Минирование Харькова в 1941 году
(Приложение)
В статье автор не имел возможности более
подробно остановиться на минах и взрывных
устройствах, которые были использованы при
минировании Харькова, дабы не затенять описание
самого минирования. Однако, необходимость в
описании взрывных устройств имеется.
Прежде всего - устройства, которые
превращали заряды взрывчатки в мины
замедленного действия. Следует отметить очень
неудачное название "мины замедленного
действия", что многих читетелей приводит к
логичному, но неверному предположению, что
существуют также "мины ускоренного
действия" или уж по меньшей мере "мины
мгновенного действия", тем более, что
последний термин встречается в мемуарах
полковника Старинова. Уж не знаю с какого
похмелья крупнейший специалист в области
минного оружия запустил в оборот такое нелепое
название, имея в виду противотранспортные мины,
приводящиеся в боевое положение сразу после
установки и не имеющие устройств, приводящих
мину в боевое положение через несколько часов,
суток или месяцев с момента установки.Например,
таких, как стариновские ПМС и АС, и ряд других,
активно применявшихся советскими диверсантами
для подрывов вражеских эшелонов. Например, ПДМ-1
От автора. Лично мне под названием "мина
замедленного действия" мнится эдакий минный
даун, который туго соображает и взрывается
после того, как вражеский поезд уже уехал.
В действительности, как таковых, мин
замедленного действия не существует, хотя сам
термин в широком ходу, в том числе и в
служебной литературе. Чаще всего, военные минами
замедленного действия называют два типа мин:
1. Объектные мины. Это заряды взрывчатки массой
от нескольких килограмм до нескольких тонн, в
которые встроены взрывные устройства,
обладающие способностью взрывать заряд ВВ по
истечении какого то времени ( от нескольких часов
до нескольких месяцев), заранее
запрограммированного минером. Чаще всего такие
мины ставят в различного рода сооружениях (
мостах, плотинах, складах, ангарах, мастерских,
цехах, служебных зданиях и т.п.). По истечении
заданного времени мина взрывается, разрушая или
выводя объект из строя. Никаких датчиков цели
такие мины не имеют. Часто такие мины, особенно
имеющие большой заряд взрывчатки, чтобы отличать
от мин, имеющих датчики цели, называют фугасами.
2.Противотранспортные мины, имеющие механизм,
приводящий мину в боевое положение по истечении
какого то времени ( от нескольких часов до
нескольких месяцев), заранее
запрограммированного минером. Такие мины
имеют датчик цели, чаще всего нажимного,
инерционного или сейсмического типа. Как только
таймерный механизм ( химический,
электрохимический или часовой) привел мину в
боевое положение, она начинает ожидать
прохождения вблизи нее транспортного средства
(поезд, танк, автомобиль). Воздействие
транспортного средства на датчик цели приводит к
взрыву мины. Наиболее совершенные из этих мин
могут иметь, кроме того прибор кратности, т.е.
устройство, пропускающее мимо себя определенное
количество транспортных средств уже после того,
как мина привелась в боевое положение.
Противотранспортные мины обычно
устанавливаются на железных и автомобильных
дорогах, взлетно-посадочных полосах и рулежных
дорожках аэродромов.
При минировании Харькова для мин обеих типов в
наибольшей степени использовались в минах
следующие устройства отсчета времени:
Электрохимический замыкатель ЭХЗ.
Изобретен летом 1941 г. инженерами М.М. Файнбергом и
М.А.Проскуриным. Внешне
представляет собой картонный цилиндр
диаметром 18 или 35 мм. и длиной 100 или 130 мм.
Предназначен для приведения мины в боевое
положение за счет замыкания боевой электроцепи
через определенное время, которое может
составлять от 3 часов до 4 месяцев. Каждый
экземпляр ЭХЗ настроен заводом на
определенный временной интервал ( за счет
подбора номинала дополнительного
сопротивления), который указывается на
маркировке, нанесенной на корпус.
Установка времени приведения мины в боевое
положение осуществляется за счет подбора
соотвествующего ЭХЗ.
Питание ЭХЗ осуществляется от батареи СБС,
которая одновременно питает и электровзрывную
цепь мины. Внутри картонного корпуса размещается
медная закрытая ампула, залитая
электролитом. Сквозь ампулу проходит медная
проволочка, удерживающая подпружиненный
ударник-контактор. При подаче напряжения от
батареи на ампулу, внутри нее начинается процесс
электролитического растворения медной
проволочки. По истечении определенного времени
проволочка обрывается, ударник-контактор под
действием пружины идет вперед и замыкает между
собой пару проводов, находящуюся на
противоположном конце ЭХЗ. Тем самым
замыкается боевая электроцепь и
противотранспортная мина ставится в боевое
положение. Объектная мина взрывается.
Электрохимический взрыватель
ЭХВ. Изобретен летом 1941 г. инженерами М.М.
Файнбергом и М.А.Проскуриным. Его
принципиальное отличие от ЭХЗ в том, что он имеет
собственную батарею питания и в него могут
вкручиваться либо электроконтактор, либо
обычный запал МД-2 или МД-5М. В первом случае
работа ЭХВ аналогична работе ЭХЗ, а во втором он
действует как просто взрыватель, срабатывающий
по истечении заданного времени. В варианте с
замыкателем его можно использовать в качестве
таймерного механизма и в объектных и в
противотранспортных минах. Во втором варианте
только в объектных минах как взрыватель
взрыввющий мину по истечении заданного времени.
Электрохимический взрыватель ЭХВ
внешне представляет собой бакелитовый
(фенопластовый) пенал диаметром 33мм. ( в широкой
части 75мм.) и длиной 15.6см.
Внутри помещается медная
электролитическая ванна (1), представляющая собой
отрезок медной трубки, закрытой пластмасовыми
пробками с обеих концов. Она заполнена
электролитом. Сквозь ванну проходит медная
изолированая проволока, которая в средней своей
части обнажена. Один конец этой проволоки с
помощью припоя закреплен на пробке, а второй
конец ее прикреплен к подпружиненому ударнику (2).
В припой упирается положительный контакт
электрической батареи КБ-У-1.5 (3). В расширенной
части взрывателя помещается пластмасовая
пластина, на которой размещены два пружнных
контактас зажимами. Провод от одного контакта
проходит к электролитической ванне и припаян к
ее стенке. К второму контакту прикреплена
пружинистая металлическая пластинка, которая
опирается на отрицательный контакт батареи. В
этих двух контактах может зажиматься
металлическая ламель (4) с калиброванным
сопротивлением. Пенал закрывается
завинчивающейся крышкой (5). С противоположной
стороны в пенал ввинчивается запал МД-2 (6) или
электроконтактная пробка (6).
Как только ламель, имеющая нужные
параметры (срок замедления) будет вставлена в
зажимы, замыкается электрическая цепь -
положительный полюс батареи -проволочка внутри
электролитической ванны - корпус ванны, -
синий провод, зажим-ламель- второй зажим,
отрицательный полюс батареи. Под воздействием
электротока проволочка начинает растворяться и
по истечении определенного времени разорвется. А
поскольку только она удерживала подпружиненный ударник, то последний теперь
пойдет вперед и наколет запал МД-2. Это если
ЭХВ используется как взрыватель.
Если же он используется как замыкатель, то
ударник пойдет вперед и замкнет
контакты в контактной пробке. ввинченной в ЭХВ.
Каждый взрыватель снабжается набором ламелей, на
которых обозначен срок замедления от 12 часов
до 120 суток. Обезвреживать разрешается ЭХВ, у
которых прошло не более половины срока
замедления.
Часовой 35-суточный замыкатель.
Принят на вооружение РККА еще в середине
тридцатых годов. Предназначен для
автоматического замыкания электровзрывной цепи
мины через заранее определенный промежуток
времени в пределах от 12 часов до 35 суток, с
точностью действия до 6 часов Основные данные
замыкателя: длина корпуса 192 мм, ширина 167 мм,
высота 97 мм, вес около 3,5 кг.
Он представляет собой часовой механизм с
маятником от карманных часов. Механизм
замыкателя прикрыт щитком 9, поверх которого
находится циферблат 5 со стрелкой-указателем 6
и кнопкой 7 для ее перевода. На циферблате
нанесены деления от О до 35 суток, через каждые 12
часов. Сбоку из корпуса выведены два
изолированных провода 8, служащие для включения
замыкателя в электрическую схему мины. Рядом с
циферблатом на щитке 9, прикрывающем часовой
механизм замыкателя от повреждений, имеется
отверстие для завода часовой пружины ключом 10.
Ключ 10 для завода пружины прилагается к
замыкателю и вкладывается в зажим 11 на щитке.
Часовой 10-суточный замыкатель.
Принят на вооружение РККА еще в середине
тридцатых годов. Полный аналог 35-суточного
замыкателя, но предельный срок рабоы 10 суток.
Химический взрыватель
замедленного действия ВЗДХ. Служит для
автоматического взрывания мин в
предопределенном промежутке
времени от 5 суток до 9 месяцев. Время
срабатывания определяется
концентрацией используемого раствора и
диаметром используемой проволоки. Длина
взрывателя 15 см, диаметр 3 см. Вес 400 г.
Взрыватель состоит из корпуса с крышкой (1),
который имеет трубчатый прилив (2) с крышкой (3), в
котором находится предохранитель с
предохранительным стержнем (11). Ударник (4)
является пустотелым и содержит проволоку 0,2 - 0,6
мм, которая проходит через полость ударника, в
цилиндрическую головку (6). Полость ударника
служит для приема кислоты, которая может
наполняться через отверстие (7).
Предохранительный стержень (11) имеет плоскую
головку (12), которая удерживает в
предохранительном состоянии взрывателя при
несанкционированном освобождении ударника,
входя в кольцеобразное образование (5) ударника и
предотвращает снимание с предохранителя.
Дальнейшее оснащение взрывателя определяется
видом воспламенения, то ли электрически то ли
химически.
a) При электрическом воспламенении используется
металлический стержень (16), который проходит в
эбонитовой колодке (15), как контакт. В эбонитовой
колодке имеется муфта (17), в которой контактный
стержень (19) подпирается пружиной (18). Контактный
винт (20) и нижний контактный винт (21) имеют сбоку
муфты для закрепления электрических проводов.
b) При химическом воспламенении (рисунок 164 d) в
днище корпуса укладывается муфта (13), которая
служит для помещения в ней химической смеси и
трубочки с серной кислотой. Муфта имеет
кольцеобразный вырез для укрепления резиновой
оболочки, которая укрывает трубочку и смесь.
Держатель (14) держит капсюль-детонатор.
Ртутный замыкатель замедленного
действия ВЗДР. Ртутный взрыватель ВЗДР
применяется для мин с 1-20 днями замедления.
Взрыватель стальной снаружи никелированный,
покрыт лаком изнутри. Он состоит из следующих
частей: крышка, корпус с пробкой и контактный
корпус с электрическим контактом. Крышка
снабжена резьбой для навинчивания на корпус.
Размеры: Диаметр 25 мм. , высота 125 мм.
Корпус - это цилиндр с 2 отсеками, которые связаны
друг с другом. В верхний отсек заливается ртуть. В
нижнем отсеке имеется диск из фибры с отверстием
в середине, которое закрыто цинковой проволокой.
Фибровый диск одновременно считается пробкой,
которая уплотняет нижний отсек. В корпус
вставлен контактный корпус из эбонита, в котором
находятся электрические контакты. Ртуть
разлагает находящийся в фибровом диске цинковую
проволоку, отверстие открывается, ртуть течет в
эбонитовый корпус и соединяет контакты между
собой, вследствие чего электрическая цепь
замыкается.
Время срабатывания зависит от толщины цинковой
проволоки и может составлять до нескольких
суток.
Такими устройствами, которые
обеспечивали для объктных мин взрыв по истечении
заданного времени, а для противотранспортных
приведение в боевое положение по истечении
заданного времени были оснащены все объектные и
противотранспортные мины, установленные в
Харькове, исключая мины, снабженные взрывными
устройствами, управляемыми по радио ( связка -
радиовзрывное устройство плюс заряд
взрывчатки именовалось радиоминой Ф-10).
Собственно, эта общность
использованных устройств для того, чтобы мина
взорвалась в заданное время или пришла в боевое
положение и привела к тому, что два типа весьма
разных по принципу срабатывания назвали минами
замедленного действия
Для приведения в действие
противотранспортных мин в харьковском узле
заграждений нецелесообразно было
использовать нажимные датчики цели ( работающие
по принципу кнопки электрического звонка),
поскольку в случае минирования железной дороги
эту кнопку требовалось выводить непосредственно
под рельс или шпалу. Это очень демаскировало
мину. Немцы поступали очень просто -
поддомкрачивали участок рельсового пути так, что
шпалы отрывались от балласта. Любые нажимные
датчики цели становились хорошо заметны.
На автодорогах нажимные датчики цели вообще
нецелесообразно было использовать, поскольку
очень мала вероятность того, что колесо наедет на
нажимной датчик цели.
Поэтому был использован единственный
имеющийся в тот момент на вооружении
неконтактный датчик цели - инерционный
замыкатель.
Инерционный замыкатель
Представлял собой металлическую коробочку
внутри которой была подвешена спиральная
пружина. К пружине и к корпусу
подводились провода.
При быстром смещении датчика в осевом
направлении пружина начинала колебаться в
осевом направлении и замыкала электический
контакт. Поскольку датчик закреплялся в корпусе
мины, то сотрясение корпуса мины, происходящее
под действием сотрясения грунта от движущегося
транспорта влекло за собой и сотрясение
инерционного датчика. Чувствительность
иерционного датчика в среднем грунте по поезду
составляла 60-70см., а по грузовому автомобилю 20-25
см.Такой тип датчика имел существенный
недостаток - он реагировал на колебания
происходящие лишь в его осевом направлении или
близких к нему и не реагировал на боковые
сотрясения. Поэтому в одну мину приходилось
ставить два инерционных датчика перпендикулярно
друг другу, соединяя их между собой электрически
паралельно.
Таких инерционных замыкателей ОИГ
получила всего тысячу штук, которых могло
хватить всего на 500 противотранспортных мин.
Поэтому, в узле заграждений преобладали
объектные мины, которым датчики цели не
требовались.
Объектные мины представляли собой в
основном деревянные ящики с размещенными внутри,
электрохимическими взрывателями ЭХВ и некоторым
зарядом взрывчатки. Под них укладывали
необходимое количество взрывчатки в ящиках или
мешках. Часть из них была довоенного
изготовления МЗД-1 (см. в сайте "Сапер" в
разделе "-инженерные боеприпасы"), часть из
них по этому образцу была изготовлена на
харьковских заводах.
Один из вариантов мины МЗД-1
изготовленный на электромеханическом заводе,
представлял собой отрезок стальной трубы
наружным диаметром 20 см. и длиной 60 см.. Дно трубы
было заварено наглухо, а в другое дно
навинчивалась металлическая крышка с
уплотнением из промасленной ветоши. Внутрь
помещались тротиловые шашки общим весом 10.8 кг.. В
них вставлялся взрыватель ЭХВ с запалом МД-2. На
него укладывалась мина-ловушка МС-2, крышка
которой удерживалась навинченной металличской
крышкой.
Мина была полностью герметична и очень хорошо
устанавливалась в шпуры диаметром 25 см., которые
пробуривались изготовленными на этом же заводе
буров. Благодаря мине-ловушке эта мина была
необезвреживаемой, т.к. при попытке открутить
крышку происходил взрыв.
Один из солдат ОИГ А.К.Сахневич придумал
простой и остроумный способ безопасного
обращения с миной МС-2 во время установки. Она
обматывалась несколькими витками шпагата,
пропитанного слабым раствором серной кислоты.
Потом из мины извлекалась предохранительная
шпилька. Шпагат не позволял крышке МС-2
приподняться и мина сработать не могла. Затем МС-2
укладывалась в трубу поверх ЭХВ и крышка трубы
завинчивалась на место. Шпагат через
несколько часов терял свою прочность и
разрушался. МС-2 становилась в боевое положение.
В других объектных минах местного изготовления
трубчатого типа или ящичного типа вместо ЭХВ
использовались химические, электрохимические,
ртутные и часовые замыкатели.
Противотранспортные мины
использовались в основном типа МЗД-2 и МЗД-3 и их
вариации. Наиболее широко использовался
вариант мин МЗД-2 и МЗД-3, изготовленный на
электромеханическом заводе, отличавшийся от
табельного варианта в деревянном корпусе тем,
что как и харьковский варинат мины МЗД-1
использовалась металлическая труба диаметром 20
мм.Но длина была 25см. В этой трубе помещались 2кг.
тротила взрыватель ЭХВ ( в варианте замыкателя),
две батарейки от карманного фонарика (КБС-Л-0,5) и в
мине МЗД-2 два инерционных датчика цели. В
харьковской мине МЗД-3 инерционные датчики цели
выносились за пределы корпуса мины. Мины-ловушки
МС-2 в харьковские варианты мин МЗД-2 и МЗД-3 не
устанавливались ввиду недостатка места.
МЗД-2 использовалась на железной
дороге, а МЗД-3 и на железной дороге и на
автомобильных дорогах. Это было обсуловлено тем,
что в мине МЗД-2 пара инерционных датчиков цели
помещалась в корпусе мины. Это приводило к тому,
что чувствительность мины МЗД-2 против
автотранспорта была неудовлетворительной.
В мине МЗД-3 пара инерционных датчиков цели
помещалась в отдельную коробочку, связанную
проводами с электроцепью мины. Эту коробочку
можно было выносить непосредственно под
дорожное покрытие, тогда как саму мину
устанавливать достаточно глубоко. Это
обеспечивало хорошую чувствительность мины и по
автомобилям и по поездам.
В основном на автодорогах
использовались мины типа МЗД-3 в деревянных
корпусах, герметизированных гудроном, смолой. На
железной дороге использовали мины как в
деревянных корпусах, так и в металлических
поскольку поиск мин миноискателем на железной
дороге был невозможен, а металлический корпус
обеспечивал лучшую герметичность.
P.S. Опыт создания Харьковского
узла заграждений убедил военных в
нецелесообразности подобных мероприятий.
Практически все инженерные части фронтового
подчинения в течение целого месяца были оторваны
от выполнения задач по поддержке обороняющихся
войск. Они были заняты минированием Харькова
вместо того, чтобы минировать оборонительные
рубежи, т.е. закрывать минами наметившиеся
направления атак немецких танков, которых в
степной Украине было предостаточно, взрывать
мосты там где прорываются немецкие войска. А
Харьков немцы просто обтекли с двух сторон и
правильно спрогнозировав и разведав наши минные
мероприятия в городе, сумели, в общем то избежать
тяжелых потерь.
И все же идея горящей земли под ногами
оккупантов не давала покоя высшему руководству
страны, включая Сталина, еще довольно долго.
Поскольку военные наотрез отказались в будущем
непроизводительно тратить свои силы и
средства, то задача минирования Москвы и
разрушения ряда ключевых объектов в Москве было
поручено уже НКВД.
В ведомстве Лаврентия Берии к этой
задаче отнеслись достаточно серьезно и вдумчиво,
и с учетом того, что Москву возможно удасться
отстоять. Подготовленные мероприятия удалось
без проблем отменить, когда стало ясно, что
контрнаступление в декабре 1941 удалось. Все
взрывные средства подготовленные на объектах
были полностью (подчеркиваю - ПОЛНОСТЬЮ)
возвращены на склады. Любые сведения о том, где то
в Москве до сих пор остались неснятыми со времен
войны какие либо фугасы, мины и заряды ВВ
являются от начала и до конца лживыми.
Вернуться в статью.
Источники и литература
1.1.Merkblatt uber russische Spreng- und Zund- mittel, Minen und Zunder. Oberkommando
des Heeres. Az.34 d16/4f AHA Pi.Abt. (Zn 5) Ia2 Nr.1/42. Berlin, 1.1.1942.
2.Инженерные войска. Учебник. Военное
издательство. Москва. 1982г.
3.Руководство по подрывным работам. Военное
издательство. Москва 1969г.
4.Книга по советским минно-взрывным средствам
без отправных данных (без обложки и титульного
листа). Предположительно издания 1943-44 годов.
5.К.И.Иванов. Подрывное дело. Памятка бойцу. 2-е
издание. Воениздат НКО СССР. Москва.1942.
6.Ausbildungsvorschrift fuer die Pioniere (A.V.Pi).Teil 4b. Minen und Minenzuender.Vom
10.9.44
7.С.Дугарев.Военно-инженерная техника. Воениздат
НКО Союза ССР. Москва. 1938г.
8.М.Крыльцов.Заграждения. Воениздат НКО Союза ССР.
Москва. 1936г.
9.Д.Карбышев.Краткий справочник по
военно-инженерному делу.Воениздат НКО Союза ССР.
Москва. 1936г.
10. А. Ф. Ильин-Миткевич. Краткий справочник по
военно-инженерному делу. Военно-инженерная
академия Красной Армии. Москва 1941
|