Таблицы званий Германского Вермахта (Die Wehrmacht)
1935-45 гг.
Система подготовки германских офицеров
В Германском Вермахте существовала уникальная
система подготовки офицерских кадров, которая
гарантировала комплектование войск
высококачественным офицерским составом.
Примерно подобная система существует и сегодня в
Бундесвере.
О званиях учащихся офицерских училищ читайте здесь.
Желающий стать офицером после проверки его
благонадежности по линии гестапо, сдачи
экзаменов по физической подготовке по линии
"Юнгфольк" и "Гитлерюгенд" сдавал
вступительные экзамены в училище.
Затем кандидат посылался в боевой полк (во время
войны обязательно в полк, ведущий боевые
действия) на год солдатом (во время войны срок
сокращался).
После окончания срока при условии
положительного отзыва командования полка
кандидат получал звание "фаненюнкер" равное
званию "ефрейтор" и после непродолжительных
теоретических занятий (от 2 до 6 месяцев) вновь
посылался в другой боевой полк на ефрейторскую
должность на срок от 4 до 6 месяцев. В это период
ему должны были предоставить возможность часть
времени выполнять обязанности командира
отделения. Не отвечающие требованиям
командования фаненюнкеры в училище не
возвращались, а оставались служить в части
ефрейторами.
По возвращении в училище фаненюнкер получал
звание "фаненюнкерунтерофицир", проходил 2-6
месячный курс теоретического обучения и
отправлялся в третий боевой полк командиром
отделения. Часть времени он должен был исполнять
обязанности заместителя командира взвода и
старшины роты.
При условии положительного отзыва
командования по возвращении в училище он получал
звание "фенрих" и после непродолжительного
теоретического курса посылался в четвертую
боевую часть командиром взвода (на офицерскую
должность) и после установленного срока службы
командиром взвода в училище сдавал выпускные
экзамены.
После этого он в звании "оберфенриха"
отправлялся в полк для постоянной службы.
Присвоение звания "лейтенант" зависело от
командования полка и дивизии . В основном, время
от поступления в училище до присвоения
офицерского звания составляло более трех лет
(даже и во время войны, а для обеспечения
достаточного пополнения войск офицерами
увеличивался набор в училища). Для присвоения
каждого очередного офицерского звания
требовалось пройти 4-6 месячное обучение в
соответствующем училище или академии по той
должности, на которую планировалось направить
офицера, пройти стажировку по новой должности.
Таким образом, происходило постоянное
фильтрование качественных кандидатов от
случайных и неспособных руководить солдатами. К
моменту получения офицерского звания кандидат
имел боевой опыт, теоретические знания; умел
пользоваться всеми видами оружия, умел
командовать солдатами, знал особенности
управления различными подразделениями, имел
авторитет. Стажировки в различных частях у
разных командиров и их решающее заключение о
пригодности кандидата гарантировали, что
офицерское звание не получат недостойные (по
блату, за папины заслуги, за происхождение и т.п.).
Более того, в мирное время на каждую следующую
ступень подготовки могло быть принято не более 75%
от числа лиц, прошедших предыдущую ступень.
Значительная часть офицеров в военное время
комплектовалась из числа отличившихся,
способных унтерофицеров. При необходимости им
давалась возможность получить военное
образование, и перед присвоением офицерского
звания они также проходили курс теоретического
обучения.
При всей неприязни к фашистам невозможно не
отметить, что немецкий офицерский состав был
выше всяких похвал, что отмечал в своих
воспоминаниях и маршал Г.К.Жуков.
Офицеры знали солдат, были близки к ним, умели
организовать бой, вести его упорно, нестандартно,
с инициативой; рвались к победе, стараясь сберечь
солдат. Они не боялись отступить от устава, ради
достижения успеха. Солдаты верили своим
офицерам, зная, что каждый из них был в свое время
в солдатской шкуре; охотно шли за ними в бой,
видели в них своих более опытных и старших
товарищей, оберегали в бою.
Наша Победа в войне 1941-45 годов над Вермахтом,
ведомым такими высококлассными офицерами,
только делает честь нашей армии.
Жаль только, что этот жестокий урок так и
остался не усвоенным; так никто у нас и не понял,
что деньги, время, средства, затраченные на
обучение офицеров в мирное время, сберегут массу
солдатских жизней во время войны. Не усвоили этот
урок наши теперешние руководители страны, и мы
вновь учимся воевать во время войны, оплачивая
учебу кровью неумелых солдат и необученных
офицеров. А немцы в послевоенной Германии (и
после 1-й и после 2-й мировых войн) бережно
сохранили свой унтер-офицерский и офицерский
состав, нашли возможность выделять из скудного
бюджета деньги на пенсии бывшим военным, на их
тайное обучение и переподготовку (в том числе и в
СССР), и когда понадобилось, в кратчайший срок
сумели развернуть первоклассную армию. Это
только дилетанты от военной науки могут
полагать, что достаточно навесить погоны и уже
готов генерал. Военная наука, вековой опыт всех
стран однозначно говорит - рядового солдата
среднего качества можно обучить за два-три года,
командира роты за 8-12 лет. Сколотить из таких
солдат и офицеров боеспособный полк требуется
еще два года. А уж генералы - это штучный товар.
Таланта от генерала требуется больше чем от
артиста. Если расплата артиста за бездарность -
свистки в зале, то расплата за бездарность
генерала - тысячи загубленных жизней. Ведь
военное искусство - есть умение принять
единственно правильное решение в условиях
недостатка или даже полного отсутствия
информации и острого дефицита времени. Интуиции
здесь требуется больше, чем в шахматной партии.
Попробуйте выиграть шахматную партию, стоя
спиной к доске и не зная, как расставлены фигуры
соперника. А работа генерала в этом и состоит.
Попинать генерала за неуспех, поражение,
пролитую напрасно кровь может любой выпускник
журналистского факультета. "Каждый мнит себя
стратегом, видя бой со стороны" -- гласит старая
греческая пословица. А вот понять ценность
талантливого офицера, генерала, сберечь, дать
возможность развивать свои таланты без войны у
нас не хочет никто. |